Музыка пармских ветров

Королевский подарок от Teatro Regio di Parma

Игорь Корябин, 17.03.2010 в 13:39

Королевский оперный театр Пармы

Итальянская область Эмилья-Романья – это не только знаменитые болонские колбасы, не только обдуваемая ветрами пармских холмов янтарная ветчина (prosciutto di Parma) и не только известный на весь мир «Пармезан». Заметим, что полная «регалия» этого сорта сыра – Parmigiano-Reggiano (вторая часть обусловлена названием города-соседа Reggio [nell’] Emilia) и что это – исконно итальянское изобретение, а не французское, как многие зачастую ошибочно полагают. Но для истинного меломана гораздо важнее другое. В этих местах, в тогдашней глухой деревушке Ле Ронколе (Le Roncole, современное название – Roncole Verdi) в окрестностях Фиденцы, расположенной неподалеку к северо-западу от Пармы, родился Верди – один из колоссов итальянской оперы XIX века. При этом, говоря о родине Верди, очень часто называют не место его фактического рождения, а Буссето (Busseto) в пяти километрах от Ронколе – вторую родину композитора, городок, куда он переехал в 1824 году под покровительство мецената от музыки Антонио Барецци. Сама же Парма – родина Артуро Тосканини, выдающегося итальянского дирижера XIX – XX веков. Другой не менее известный эмильянец Лучано Паваротти, родившийся в Модене, вписал свою фантастически яркую страницу в вокально-оперное искусство XX века. Но музыкальные колоссы рождаются и уходят, зато остается их великое искусство, запечатленное в изданиях партитур, а также в разнообразной аудио- и видеомузыкальной продукции. Остаются, продолжая жить в XXI веке, и великие оперные театры, история которых овеяна легендарным музыкальным прошлым.

Один из таких театров – Королевский оперный театр Пармы (Teatro Regio di Parma), первоначально называвшийся Teatro Ducale, то есть Герцогским театром. Его сооружение на месте бывшего монастыря Святого Алессандро началось в 1821 году по волеизъявлению Герцогини Пармской Марии-Луизы (архитектор – Никола Беттоли). Торжественное открытие нового театра состоялось в 1829 году оперой Беллини «Заира». Но наиболее тесно вся история этого оперного дома закономерно связана с именами Верди и Тосканини, выдающегося интерпретатора сочинений «композитора из Буссето». Как правило, за сезон театр выпускает четыре оперные постановки, но в 2004 году в этих стенах основан и с этого момента ежегодно проводится Фестиваль Верди. Основная цель фестиваля – представить к 200-летию со дня рождения композитора, которое выпадает на 10 октября 2013 года, если и не все, то как можно больше разнообразных названий вердиевского репертуара. Первые три фестиваля (2004 – 2006) проводились в мае-июне, последние три (2007 – 2009) – в октябре. Фестиваль 2010 года также запланирован на октябрь. По-видимому, сроки его проведения (1 – 28 октября), как и трех предыдущих музыкальных смотров, сохранятся и в будущем, ведь в этом случае дата рождения Верди (10 октября) попадает почти на середину фестивального периода.

За шесть лет в рамках фестивальной программы были представлены «Симон Бокканегра», «Корсар», «Эрнани», «Аида», «Трубадур», «Макбет», «Луиза Миллер», «Оберто, граф Сан-Бонифачо», «Травиата», «Жанна д’Арк», «Риголетто», «Набукко», «Двое Фоскари», а также знаменитый «Реквием» композитора, однако за счет текущего репертуарного проката список вердиевской театральной продукции, выпущенной за эти годы, оказывается шире. К примеру, сезон этого года открылся оперой «День царствования» («Мнимый Станислав») [Un giorno del regno (Il finto Stanislao)]. Любопытно, что название этой оперы общепринятая русская традиция переводит ровно с точностью «до наоборот»: «Король на день» или – еще более радикально – «Король на час»! В предварительной фестивальной программе этого года снова «Трубадур» и два новых названия – «Сицилийская вечерня» и «Аттила». Если в первые три года оперные постановки фестиваля прокатывались исключительно на сцене Teatro Regio di Parma, то с 2007 года география охвата этой музыкальной акции расширилась за счет включения в фестивальную орбиту и других театров «заповедной территории Верди» – области Эмилья-Романья. Речь идет о театрах, которые находятся наиболее близко от Пармы. Среди них – Teatro Comunale Luciano Pavarotti di Modena, Teatro Verdi di Busseto и Teatro Municipale Valli di Reggio Emilia. В год 200-летнего юбилея Верди пройдет и первый юбилейный фестиваль, который справит свое 10-летие. Остается только пожелать этому замечательному смотру, чтобы его первый юбилей ни в коем случае не стал бы последним, а год от года развивал традиции и устанавливал бы планку стандартов и стиля интерпретации вердиевского репертуара!

Пармская публика, очень пристрастная и образованная, представляет собой, что называется, когорту профессиональных меломанов и настоящих фанатов композитора. Иные ее представители способны даже взять с собой в зал партитуру, чтобы в случае чего выказать свое недовольство по поводу певцов, оркестра или дирижера. Такая она, не в меру темпераментная и патологически недовольная всем и вся итальянская публика! И поэтому в 2001 году с «итальянским самоваром», сделанным в России, на «территорию Верди» лучше было бы и не соваться вовсе! В этом «красноречиво» убедили гастроли Мариинского театра со спектаклем «Бал-маскарад» под управлением Валерия Гергиева, которые были приурочены к 100-летию со дня смерти Верди. Хотя отечественная официозная пресса как всегда привычно отрапортовала о «успехе» этой акции на родине Верди, реальная ситуация была просто на грани провала… Но, как говорится, дело прошлое – «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» Тем паче не может не вызывать законного удовлетворения и восхищения тот факт, что за постановку «Травиаты» на Фестивале Верди 2007 года, которой дирижировал Юрий Темирканов, ему была присуждена премия национальной итальянской критики «Abbiati». И впоследствии уже вполне закономерным шагом стало то, что в 2009 году маэстро Темирканов занял в этом театре предложенный ему пост музыкального руководителя.

В том, что нынешняя планка исполнительского качества оркестровых музыкантов Teatro Regio di Parma находится на высочайшем профессиональном уровне, 12 марта этого года смогла убедиться и московская публика. Ансамбль солистов Королевского оперного театра Пармы при полном аншлаге и с огромным, поистине феноменальным успехом выступил на сцене Концертного зала имени Чайковского в рамках филармонического абонемента «Музыкальные вечера». Этот уникальный коллектив возник в 2007 году на основе «Пармского оперного ансамбля», основанного в 1996 году. Создатель и руководитель обоих коллективов Серджо Пеллегрини – скрипач и концертмейстер ансамбля – поставил задачу обогатить классический репертуар камерных оркестров музыкой из опер XIX века и в деятельности созданного им ансамбля достиг весьма впечатляющих результатов. Сейчас этот коллектив уже называют одним из лучших итальянских камерных ансамблей подобного рода. Оригинальная структура позволяет ему трансформироваться в различные составы – от трио до камерного оркестра.

Неподдельное преклонение перед оперным жанром превратило ансамбль в авторитетного эксперта по созданию камерно-оркестровых транскрипций инструментальных фрагментов и арий из опер Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти, Верди и Пуччини. Следует пояснить, что, не ограничиваясь только инструментальным музицированием, коллектив из Пармы сотрудничает и с известными оперными певцами, к примеру, с такими как Микеле Пертузи, Мариэлла Девиа, Ева Мэй, Дезире Ранкаторе, Франческо Мели, Анник Массис… Богатая дискография ансамбля получила признание у таких экспертных итальянских журналов, как «Amadeus» и «L’Opera». Шесть из десяти альбомов коллектива записаны с участием оперных исполнителей. Но особо необходимо обратить внимание на эксклюзивный двойной CD-альбом под названием «Complete Chamber Music», включивший в себя полное собрание камерно-вокальных сочинений Верди.

Ансамбль солистов Королевского оперного театра Пармы приехал в Москву в следующем составе: две скрипки, альт, виолончель, контрабас, валторна, фагот, флейта и два кларнета. Авторами исполненных произведений стали Стефано Франческини и Джакомо Скарамуцца. Естественно, что и на этот раз незыблемую основу программы выступления итальянских солистов составили переложения инструментальной оперной музыки. Сначала разогрев слушателей зажигательной увертюрой к «Свадьбе Фигаро» Моцарта, а после этого поразив невероятно тонким и изысканно филигранным прочтением увертюры к россиниевской «Золушке», музыканты на таком психологически трепетном нерве, вторгавшемся буквально в глубины человеческого подсознательного, сыграли увертюру к «Норме» Беллини, что только и оставалось воскликнуть «Браво!». Конечно же, звучал в этот вечер и Верди: в первом отделении концерта были исполнены вступление к популярной «Аиде», увертюра к экзотической для отечественного слушателя «Жанне д’Арк» и танцевальная музыка из «Отелло», которую композитор досочинил для парижской постановки 1894 года. В продолжение танцевальной темы второе отделение открылось достаточно масштабной по времени звучания балетной сюитой «Четыре времени года» из «Сицилийской вечерни», оперы, как и «Дон Карлос», написанной Верди изначально для Парижа и на французское либретто.

Поначалу мне показалось, что соседство с оперной классикой таких композиторских имен, как Астор Пьяццола, Нино Рота и Эннио Морриконе, вряд ли будет уместным. Однако все сомнения рассеяла не только сама потрясающая музыка, но и высочайшее мастерство ее исполнения. Либер-танго Пьяццолы «Забвение», музыка Роты к фильму «Амаркорд» Федерико Феллини и музыка Морриконе к фильму «Однажды в Америке» Серджо Леоне стали весьма эффектным расширением основной тематики вечера.

В блаженстве внимая игре пармских «королевских солистов» и ясно отдавая себе отчет в том, что это именно камерное исполнение и что общая насыщенность звучания его инструментальной палитры не может соперничать с большим оркестром, невозможно было отделаться от ощущения, что ты слушаешь полноценный оркестр, хотя в нем всего-то две скрипки! Но зато какие! Серджо Пеллегрини – просто скрипач-виртуоз, скрипач-оркестр! Его безупречную исполнительскую технику уверенно дополняет яркая артистическая эмоциональность. А какие ювелирно точные и при этом интонационно выразительные crescendi демонстрировал этот ансамбль-оркестр в увертюре к «Золушке»! Безусловно, свой вклад в восторженность впечатлений внесли и сами по себе мастерски сделанные переложения для инструментального ансамбля. Однако фигура исполнителя на концертном подиуме в данном случае всё же определяющая. К сожалению, поименный состав участников московского выступления в слушательской программке приведен не был. А жаль! Каждый из них достоин персонального упоминания, ибо это всё солисты высочайшего класса! Наверное, только такие музыканты и могут играть в оркестре Королевской оперы Пармы, и поэтому, наверное, они, как никто другие, и смогли в начале весны с изяществом и благородством «вручить» московской публике истинно королевский музыкальный подарок.

реклама

вам может быть интересно

Покачиваясь на волнах харизмы Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка, опера

Театры и фестивали

Пармский театр Реджо

просмотры: 4413