Нашествие варваров

«Турецкий гамбит» Джаника Файзиева

На российские экраны, как трубит назойливая реклама, вышел новый проект «Первого канала» от продюсеров «Ночного дозора» (а это Анатолий Максимов и Константин Эрнст). 346 копий «Турецкого гамбита», чей бюджет составил 3,5 миллиона долларов, разошлось по стране. Цифра внушительная, и это здорово, что нам наконец-то удалось достичь подобных показателей. Премьера прошла в «Пушкинском», и пробиться на нее было крайне сложно не только журналистам, но и актерам, задействованным в проекте. По свидетельству жертв того вечера, выстроили такой заслон милиции, будто встречали президентов ведущих мировых держав. Давка была просто некультурная. Через несколько дней после пафосной премьеры можно было безо всякого труда попасть на рядовой киносеанс. Кинозал оказался отнюдь не переполненным публикой — обычный, почти пустой, как и на других российских фильмах.

Снимала картину студия «ТриТэ» Никиты Михалкова по заказу «Первого канала». Как умеет забивать рекламным продуктом мозги «Первый», особенно, если это его собственный товар, всем нам с недавних пор хорошо известно. В рекламных прокламациях новый фильм позиционируется как шпионский детектив. Примечание гласит: «Детям до 12 лет просмотр фильма не рекомендуется».

Сценарий «Турецкого гамбита» писал на основе своего романа об Эрасте Фандорине сам Борис Акунин. Без его книг, как к ним ни относись, сложно представить себе современную культурную среду. Их читают все: высоколобые (хотя бы по диагонали) и те, кто не прочитал ни одной серьезной книги за свою жизнь. Никита Михалков хотел экранизировать одно из сочинений Акунина. Даже Кира Муратова как-то заговорила о том, что интересно было бы это попробовать.

На последнем Берлинале Константин Эрнст, представляя «Ночной дозор», сделал заявление о том, что совершенная книга для кино неприемлема. Хорошей литературе ничего не нужно, книга для экранизации должна быть несовершенна. Людям, по словам Эрнста, не хватает в жизни эмоций, и кино им эту возможность дает. Вот программное заявление, можно взять его на вооружение, оно кое-что разъясняет в политике «Первого канала».

На экране — медийные все лица: Гоша Куценко, Александр Балуев, Дмитрий Певцов, Марат Башаров, постепенно переходящий в эту группу Егор Бероев, имя которого, правда, еще не все кинотеатры указывают в своих рекламных щитах и листовках по «Турецкому гамбиту», а также его недавняя партнерша по фильму Владимира Машкова «Папа» Ольга Красько.

Интересно, что перед показом фильма идет рекламный ролик другой картины об Эрасте Фандорине — «Статского советника» Филиппа Янковского, которая в скором времени выйдет на экраны. Роль Фандорина в ней исполнит Олег Меньшиков. Тут тоже известные все лица, звезды первой величины: Никита Михалков, произносящий харизматично слова «Я же вам свою жизнь доверяю» (коронная фраза в устах реального Михалкова, которую он в разных модификациях повторяет коллегам с трибун кинематографических съездов и пленумов). Тут и Олег Табаков, и Федор Бондарчук, мэтры и молодые медийные актеры, давно ставшие законодателями кинематографической моды глянцевого периода. Тут же начинаешь сочувствовать режиссерам, находящимся в поисках новых лиц, ощущаешь прелесть последних, лишенных шлейфа прежних ролей и общественной, светско-публичной жизни. Хочется жизни на экране, правды чувств, а не культовых персонажей и тусовочной массовки (к Михалкову-актеру и Табакову это, естественно, не относится).

В «Турецком гамбите» задействованы Валдис Пельш, Алексей Гуськов, Виктор Вержбицкий, становящийся просто лицом «Первого канала» благодаря «Ночному дозору», «Личному номеру», где он воссоздает образ Бориса Березовского. Теперь вот играет в очередной раз злодея... Кто следующий в списке «медиумов»? Да все, кого только можно представить. Среди них даже не сразу узнаешь Даниэля Ольбрыхского, но он скорее исключение из правил. К исключениям можно отнести и Владимира Ильина. Хоть и снимается он много, в сериалах в том числе, но не примелькался, потому как каждая его новая роль неповторима.

Слово «гамбит» означает начало шахматной (шашечной) партии, в которой жертвуют фигуру или пешку (шашку) ради получения активной позиции. Или, как рефреном повторяется в фильме, гамбит — это значит отдать малое, чтобы выиграть инициативу. Просто слоган для продукции «Первого».

Надо признать, снимать у нас научились. Прошедшие школу клипов и рекламы режиссеры освоили глянцево-постановочный ресурс, довольно виртуозно могут преподнести сцены, оснащенные спецэффектами (на этот раз они заняли 38 минут экранного времени). «Турецкий гамбит» начинается красивой картинкой подсолнухов, которые затем эффектно взрываются, и на землю, как в шоу, летят их оторванные головки вместе с комьями земли.

События в «Гамбите» происходят в 1877 году, в разгар русско-турецкой войны, они отражают взятие Плевны и прочие всем известные исторические факты. Приметы времени воспроизведены тщательно. Использовали даже антикварное оружие, доставленное на съемки из музея Чикаго, построили паровую машину в соответствии с исторической правдой. Работа проделана серьезная. Артисты тоже готовились по-взрослому. Гоша Куценко, исполнивший роль Исмаил-бея, специально выучился говорить по-турецки. Кто-то пострадал во время взрывов на съемочной площадке, все ведь происходило по-настоящему, и на воздушном шаре летали актеры, проявляя чудеса храбрости и каскадерский запал.

Почти кавалер-девица Варвара Андреевна Суворова, словно пришедшая к нам из пьесы «Давным-давно», пробирается к своему жениху на передовой рубеж. Идут бои с турками, опасно. А она, кавалер-девица, вначале в мужском платье, а потом в дамских кружевах и атласе, становится центром притяжения убиваемых и убивающих на войне мужчин. Все теряют от нее рассудок, готовы на подвиги. А девушка крайне безрассудна и наивна, все время провоцирует опасные ситуации, влекущие бесконечные потери. Иногда, она напоминает Мату Хари, правда, весьма нелепо ведет свою разведывательно-подрывную деятельность. Все это, конечно, несерьезно, не более чем салон, жеманство, кукольный домик. И актриса выглядит в такие моменты беспомощно и глупо.

Вокруг нее полно мужчин — благородных и подлецов. Последних особенно много. Некто Лунц, чья бесславная роль свелась к предательству, переменившему расстановку сил, и буквально двухминутной интимной сцене в каком-то ущелье, во время которой герой домогался другого смазливого малого, да был убит. Нарочно не придумаешь. Есть и другие злодеи с лицами ментов (главного из них — Анвара — сыграл Александр Лыков) и прочих сериальных типажей. Сериалы, конечно, — наше все, наши беда и редкие завоевания. Они дают артистам средства к существованию, лишая шанса качественной жизни в серьезном кино.

Среди моря злодеев и существует милый мальчик — титулярный советник, бежавший из турецкого плена, спасающий юную героиню Варвару. Это Эраст Фандорин Егора Бероева. Чистый, интеллигентный, воспитанный, при этом мужественный и очень нежный. Настоящий положительный герой-патриот, поисками которого занят наш вроде бы встающий на ноги кинематограф. Больше сказать о «Турецком гамбите» нечего. Увиденное через пару часов напрочь вылетает из головы, как любое легкое чтиво.

При этом нам методично вдалбливают в головы, что предстоит увидеть чуть ли не фильм века, шедевр. Хочется ответить словами Варвары Суворовой: «Не вторгайтесь в мою приватность». Зритель и сам не дурак, разберется, что такое хорошо и что такое плохо.

«Турецкий гамбит» — посредственный киноопус, хоть и ставший, так сказать, наследником «Ночного дозора» по прямой, но все же в десятки раз уступающий своему прародителю. Конечно, в «Гамбите» куда меньше вампуки, во всяком случае, ничего равного чудовищной сцене танцующего в Ватутинках Гоши Куценко в парике нет. Но как ни относись к «Ночному дозору», он был первым и кое в чем преуспел. Хотя бы в том, что, как заверяют представители «Первого канала», обошел по сборам «Властелина колец». «Гамбиту» это не грозит. Д.Файзиев шутит, что его «Гамбит» — шах Голливуду. Может, он и прав. Плохому Голливуду, у которого полно такого рода поделок.

Светлана Хохрякова

Тип
Раздел

реклама

вам может быть интересно

Музыкальный фестиваль в Лаоне Классическая музыка