В защиту наивности, или Математика против идеализма

Немецкие ученые составили портрет типичного слушателя новой музыки

Немецкие ученые составили портрет типичного слушателя новой музыки

Похоже, образ слушателя новой музыки тревожит умы повсеместно и вне зависимости от размера государственных дотаций в этой сфере. На прошлой неделе — еще до знакомства с последней колонкой моего коллеги — мне довелось посетить в Мюнхене примечательный семинар, устроенный Мюнхенским обществом поддержки новой музыки (Münchner Gesellschaft für neue Musik). Тема его была сформулирована так: «Новая музыка: кто ее слушает? Кто ее любит? Кто не может без нее жить?»

Не посетить такое мероприятие было просто невозможно.

Уверена, хоть и не могла проверить, что все собравшиеся были профессиональными и очень профессиональными музыкантами; среди докладчиков преобладали композиторы. Но сперва выступил профессор Ханс Нойхоф, специалист по музыкальной социологии и музыкальной психологии (эти предметы он преподает в Кельнской консерватории). В выступлении немецких экспертов всегда есть что-то утешительное: даже когда все плохо, есть некое ощущение стабильности. Да, идем ко дну, но делаем это очень организованно, все тонут в установленной очередности, не забыв попрощаться с родными и близкими. Свою речь профессор Нойхоф начал со строгого напоминания собравшимся, что они, то есть создатели новой музыки, мучают слушателя уже со времен Арнольда Шёнберга (он употребил глагол zumuten, что означает примерно «испытывать на прочность»). Докладчик напомнил о влиянии диссонансов на психику, о вертолетном квартете, musique concrète и мусороуборочных машинах, сопровождающих своим шумом симфонический оркестр, а также о сверхинтеллектуальной камерной музыке, которую даже профессионалы «не понимают с первого раза».

При этом как оратор, так и слушатели исходили из трех непроговоренных, но абсолютно явных презумпций. Во-первых, что шум мусороуборочной машины и современная камерная музыка мучительны для слушателя. Во-вторых, что слушателя тем не менее мучить необходимо. Это называется «расширением зоны звучащего» (Klangerweiterung). Наконец, в-третьих: новая музыка пишется и, главное, может восприниматься слушателем со столь высоким и специфическим уровнем профессиональной подготовки, что «случайных людей среди нас не может быть». «Участие в новомузыкальной жизни требует информационно-когнитивных навыков, которыми большая часть слушателей не обладает и не может обладать в силу социальных и биографических особенностей. Публика новой музыки — публика экспертов» — так это сформулировал профессор Нойхоф. Я опечалилась, подумав о том, что и меня родители в свое время не пустили в консерваторию. Но стала слушать дальше.

Вот, например, как выглядит социальный портрет типичного посетителя концертов новой музыки: мужчина, около 43 лет, как минимум с одним высшим образованием, холост. Работает учителем, преподавателем в высшей школе или является художником в широком смысле этого слова (Künstler). Словом, посещение новомузыкальных концертов можно было бы рекомендовать незамужним студенткам, если бы не зарегистрированная социологами склонность поклонника новой музыки к депрессиям и его «сниженная готовность к социальным контактам». Известны и политические взгляды Слушателя: он голосует за зеленых и социал-демократов, редко — за консервативных христианских демократов и никогда — за либералов. На языке современной социологии его тип характеризуется как «постматериалистический гедонист».

К тому же типу эксперты относят поклонников других «нишевых разновидностей музыки», например тяжелого металла или ретро. Но в отличие от последних поклонник новой музыки гораздо терпимее относится к другим «звуковым мирам». Ходит странный гедонист в среднем на сорок концертов в год.

Собравшиеся констатировали, однако, и феномен последних нескольких лет — резкий приток слушателей на некогда закрытые и идеологически элитарные события, каковыми являлись фестивали MärzMusik в Берлине, дни новой музыки в Донауэшингене или мюнхенский цикл концертов Musica Viva. Этот новый — или назовем его «новейший» — слушатель пока не исследован. Он бывает юн, а бывает и стар. Музыкально образован и не очень. Что он хочет, этот новый слушатель, чего ищет — не вполне известно. Предположительно его манит ожидание некоего звукового приключения, по психотипу он сходен с поклонниками экстремальных видов спорта или путешествий в горячие точки планеты. Но как он себя поведет дальше, неизвестно. Наверное, он в большой степени наивен, хоть и искушен и даже порою опытен. Главная забота новомузыкальной сцены — не спугнуть этого новичка, кем бы он ни был.

Интересно, что в этой связи умные люди рекомендуют срочно сократить насажденные повсеместно программы разъяснения и популяризации новой музыки. «Так как педагогическая интенция, стоящая за этими программами, предполагает, что мы знаем некую правду. А мы ведь ее не знаем!» — так это сформулировал один из участников дискуссии. И все ему захлопали.

Анастасия Буцко, openspace.ru

реклама

вам может быть интересно