Оперой «Хованщина» открылся 230-й сезон Мариинского театра

Опера «Хованщина» в Мариинском театре

18 сентября Мариинский театр открыл 230-й сезон легендарной постановкой 1960 года оперы «Хованщина» (режиссер — Леонид Баратов, художник — Федор Федоровский), возобновленной в 2000 году. Поскольку спектакль будет показан 23 сентября на телеканале «Культура», а затем выпущен на DVD, нет смысла подробно описывать этот шедевр советского театрального искусства. Отметим лишь несколько моментов и сразу перейдем к анализу музыкальной составляющей спектакля.

В отличие от подавляющего большинства прочтений оперной классики современными режиссерами, стремящимися противопоставить себя авторскому замыслу, данная постановка целиком и полностью этот замысел реализует. Гениальный Мусоргский, перу которого принадлежит не только музыка, но и либретто, без сомнения, был бы доволен изумительными декорациями и костюмами, погружающими зрителя в эпоху стрелецкого восстания и церковного раскола конца семнадцатого века, отточенностью каждой мизансцены, соответствию происходящего на сцене партитуре.

Музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев сделал основную ставку на опытных солистов театра, и, в целом, это было оправданно — музыкальный уровень спектакля был на высоте.

Ольга Бородина – Марфа в сцене из спектакля

Настоящим украшением вечера стала певица, завоевавшая своим искусством весь мир, — Ольга Бородина в партии Марфы. Тембр её роскошного голоса уникален, но не менее уникально и техническое мастерство певицы. Её голос — совершенный инструмент, идеально выровненный на всём диапазоне, с совершенно незаметными регистровыми переходами, — обладает феноменальной полётностью: даже тончайшее пианиссимо «пробивает» зал. Пленяет насыщенность тембра обертонами: в нижнем регистре и на крайних верхних нотах голос звучит мощно как полноводная река, не становясь резким даже на фортиссимо. Центральная во втором действии сцена гадания Марфы и лирическая песня «Исходила младешенька» из третьего — лучшие моменты спектакля. Ольга Бородина — поистине бриллиант русской вокальной школы!

Но, как сказал классик устами одного из своих персонажей, дорогой бриллиант дорогой и оправы требует.

Сергей Алексашкин – Иван Хованский в сцене из спектакля

И этой достойной оправой стали выступления баса Сергея Алексашкина в роли князя Ивана Хованского и тенора Владимира Галузина в роли его непокорного сына — Андрея. Актерское мастерство и незаурядные голоса, помноженные на яркий, а порой и вулканический темперамент отличают обоих певцов. При том, что у каждого из этих музыкантов яркая индивидуальность, их объединяют поистине шаляпинские вживание в образ и убедительность в его воплощении. Отец и сын в их исполнении — достойные друг друга соперники.

Актерское мастерство Николая Путилина (боярин Шакловитый), заменившего Евгения Никитина, также не вызывало сомнений, но там, где нужно было проявить и вокальное, наблюдались определенные проблемы. Особенно они стали заметными в знаменитой арии из третьего действия «Спит стрелецкое гнездо», где явно недоставало кантиленности звучания.

Опера «Хованщина» в Мариинском театре

Несмотря на то, что Василия Голицына мучают страх перед будущим, тревога, он всё же не перестает от этого быть князем. В исполнении Евгения Акимова, дебютировавшего в этой партии, Голицын суетлив, излишне нервозен. Особенно это бросилось в глаза в сцене перебранки между двумя князьями — Голицыным и Хованским, которому в исполнении Алексашкина стати было не занимать. Да и с вокальной точки зрения Акимову еще есть, над чем работать.

Пожалуй, наименее удачным стало выступление Владимира Ванеева в роли Досифея, в которой блистал ещё Федор Шаляпин. Певец скорее иллюстрировал роль, чем жил в ней. В зрительный зал голос и энергетический посыл шли плохо — артист пел как-будто за занавесом.

Наталия Тимченко (Эмма) и Лариса Гоголевская (Сусанна) на подъёме провели свои небольшие партии, но резковатые тембры их голосов диссонировали с бархатным тембром Бородиной. Не к чему было придраться в выступлении Александра Гергалова в роли Пастора. Подьячий в исполнении Андрея Зорина, обладающего характерным тенором, — также стопроцентное попадание в роль.

Опера «Хованщина» в Мариинском театре

Опера, несмотря на внушительные объёмы — почти пять часов с антрактами, — слушалась на одном дыхании, и в этом заслуга дирижера. В умении собрать воедино даже самую крупную музыкальную форму маэстро Гергиеву не откажешь. Иногда оркестр под его руководством можно упрекнуть в пренебрежении к мелким деталям, но не в этот раз. И если вначале спектакля придирчивому уху не хватало нюансов пианиссимо, ярких динамических контрастов, то к середине оперы всё стало на свои места. Давно не приходилось слушать такой слаженной и чистой игры духовых инструментов! Также нельзя не восхититься качеством звучания многочисленных хоровых сцен.

Сезон 2012-2013 в Мариинском театре пройдёт под знаком важных дат: 200-летия Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера, которые будут праздноваться в 2013 году, 80-летия Родиона Щедрина, отмечаемого в декабре 2012 года. В конце весны 2013 года ожидается открытие Новой сцены. Старт нового сезона задал очень высокую планку. Так держать, Мариинка!

Фотографии с сайта Мариинского театра

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама