Непотерянное бельканто

Лена Белкина и «Questa Musica» в «Зарядье»

Этот концерт просто не мог не привлечь внимание меломанов, ведь в его программу вошли фрагменты опусов композиторов знаменитой белькантовой тройки – Беллини, Доницетти и Россини, причем первое отделение было посвящено первым двум, а второе – третьему. От Беллини и Доницетти бельканто Россини, определенно, стоит особняком, и в программе концерта, который состоялся 20 ноября в МКЗ «Зарядье», изысканно-тонкую стилистическую грань, разделяющую творения названных гениев оперной музыки, меццо-сопрано Лена Белкина смогла высветить необычайно ярко и нежно, технически куражно и музыкально естественно, академически стройно и потрясающе чувственно.

Акцент на выявлении сей грани вовсе не связан с аккумулированием музыки Россини во втором отделении концерта – это было бы слишком банально. Понятно, что рельефной контрастности меломанских впечатлений построение программы явно способствовало, но главным стал высочайший уровень вокальной культуры, предъявленный певицей. В череде представленных в этот вечер портретов оперных героинь (а также героев-травести) она недвусмысленно обнаружила понимание того, что погружение в сферу бельканто каждый раз должно происходить в соответствии с характером самóй музыки и драматургической ситуацией персонажа, от лица которого звучит его монолог – сцена, речитатив или ария.

Убедиться в этом пришедшая на концерт публика смогла под аккомпанемент ансамбля «Questa Musica». На сей раз он предстал в расширенном составе малого симфонического оркестра и, кажется, с подобным репертуаром выступил едва ли не впервые – во всяком случае, для рецензента этот коллектив до недавнего времени ассоциировался лишь с двумя полюсами исполнительства – с музыкой барокко и с современной музыкой. Но Филипп Чижевский (художественный руководитель и главный дирижер этого ансамбля-оркестра) феерически раскрылся и как дирижер-интерпретатор музыки романтического бельканто. Красота и гармония его оркестра для тех страстей и эмоций, на которые способен лишь поющий человеческий голос, мастерски создавала упоительно «волшебный» фон…

А чисто инструментальных номеров было всего два – увертюры к операм «Капулети и Монтекки» Беллини и «Итальянка в Алжире» Россини, так что десять номеров вечера – два оркестровых и восемь вокально-оркестровых – предстали компактным, но весьма мощным конгломератом бельканто, в расцвечивании которого всеми гранями музыкальных нюансов оркестр сыграл далеко не последнюю роль. Но звучание певческого голоса в этом оперном жанре – не просто пение, а подлинное «священнодействие», и Лена Белкина начала его со сцены, каватины и кабалетты Ромео «Lieto del dolce incarco … Se Romeo t’uccise un figlio … La tremenda ultrice spada» из «Капулети и Монтекки», и это выверенное «с точностью до миллиметра» роскошное исполнение планку вечера сразу же подняло необычайно высоко!

Словно в пандан к портрету Ромео, нарисованному чувственными красками меццо-сопрано, затем мы услышали порученный сопрано романс Нелли «Dopo l’oscuro nembo» из первой – практически не звучащей сегодня – оперы Беллини «Адельсон и Сальвини», ведь мелодические ходы этой дивной музыки впоследствии были переработаны композитором в романс Джульетты, как раз и вошедший в «Капулети и Монтекки». С вторжением певицы на «территорию сопрано», к слову, довелось встретиться на концерте на этой же сцене еще в декабре 2019 года. И еще тогда в полной мере довелось убедиться в том, что драматическая от природы фактура голоса певицы позволяет ей выразительно легко и технически уверенно ощущать себя в обеих вокальных ипостасях!

Два фрагмента из опер Доницетти – сцена и каватина Сметона «È sgombro il loco … Ah! Parea che per incanto» из «Анны Болейн» (еще одна партия-травести) вместе с эффектно завершившими первое отделение вечера речитативом и арией Леоноры «Fia dunque vero, oh ciel! … Oh mio Fernando» из оперы «Фаворитка». И это абсолютная классика бельканто, довольно широко востребованная в наши дни. Первый – прелестнейший номер, но вряд ли безусловный хит своей оперы, и всё же сделать его таковым у Лены Белкиной, безусловно, получилось! Бездна чувственных переживаний ее незадачливого героя проступила весьма рельефно, сочно и рафинированно изысканно…

Второй – бесспорный хит «всех времен и народов», и музыкальный алмаз Доницетти в исполнении Лены Белкиной стал подлинным бриллиантом бельканто! Титульная партия в «Фаворитке», созданной для Парижа на французское либретто в стиле большой оперы, предназначалась французской меццо-сопрано Розине Штольц (1815–1903), но тесситура высокого меццо-сопрано à la française – де-факто сопрановая. В период «ренессанса» бельканто в XX веке знаменитые драматические итальянские меццо-сопрано Леонору просто «узурпировали», и итальянская версия, которая и прозвучала в обсуждаемый вечер, эстетику исполнения этой партии существенно изменила. При этом вокальный дуализм в фактуре звучания Лены Белкиной к радости дотошных и въедливых меломанов обнаружил как терпкую итальянскую страстность, так и тонкую французскую рафинированность…

Этот дуализм певица потрясающе стильно продемонстрировала и в блоке Россини. Мы услышали фрагменты двух партий контральто (меццо-сопрано) – речитатив и каватину героя-травести Танкреда «Oh patria! … Tu che accendi questo core … Di tanti palpiti» из одноименной оперы, а также финал (сцену и рондо) Анджелины «Nacqui all’affanno, e al pianto … Non più mesta accanto al foco» из «Золушки». Суровый мужской, но наполненный внутренней нежностью характер любящего героя певица продемонстрировала в первом случае, а искрящуюся вокальным шармом и разливающуюся теплом души женственность – во втором. Трактовка номеров предстала технически виртуозной, музыкально подвижной, тесситурно свободной и выразительно-содержательной. Впрочем, это абсолютно уверенно можно сказать обо всех вокальных номерах, исполненных в этот вечер.

На «территории сопрано» прозвучала песня об иве «Assisa appiè d’un salice» и молитва «Deh calma, o ciel, nel sonno» Дездемоны из оперы «Отелло». Впервые услышать этот «номерной блок» в исполнении Лены Белкиной рецензенту довелось в 2014 году в Пезаро. Дебютировав в тот год на Россиниевском оперном фестивале в партии Арзаче в постановке оперы «Аврелиан в Пальмире», певица приняла участие и в концерте в сопровождении оркестра. Найти собственную изюминку, внести в этот номер свое фирменное творческое «я», оставаясь в «святых» и незыблемых границах стиля бельканто, певице, однозначно, удалось и на этот раз. Лирическую вокальную линию своей героини она вела на подлинно драматической кантилене, выстраивая ее восхитительно «волшебно»!

Ныне покойный дирижер-медиум Альберто Дзедда (1928–2017), признанный текстолог композиторского наследия Россини, в то время бывший художественным руководителем фестиваля, всегда говорил, что в партитуре музыка Россини подобна «целлюлозе», то есть совершенно чистой абстрактно-гармонической субстанции, которая может стать конечным музыкально-творческим продуктом, если вокалист обогатит ее уникальным артистическим вдохновением, наполнит живыми человеческими эмоциями. Именно по такому пути идет Лена Белкина, и каждый представленный ею на концерте музыкальный портрет стал не просто фигурой высшего вокального пилотажа, но и подарил то осязаемо подлинное и живое, что наполнило сердца меломанов благодатным светом.

Бельканто надо либо не петь вовсе, либо петь именно с таким артистическим настроем. Только тогда пение вступает в резонанс со слушательской аурой, только тогда бельканто становится бельканто, и только тогда вдохновенное искусство под названием «бельканто» мы не теряем, а находим в нём вечную пристань – прибежище эстетической красоты и гармонии, необходимых подверженному стрессам человеку XXI века, кажется, еще в большей степени, чем в какие-либо иные эпохи. Вслед за оперными портретами Россини феерически виртуозную точку поставила его популярнейшая «Тарантелла» («La Danza»), написанная в зажигательном неаполитанском ключе.

Зажег и единственный бис, правда, совсем из другой оперы – «карселерас» Луизы «Al pensar en el dueño de mis amores» из сарсуэлы Руперто Чапи «Дочери Заведея». Этот наполовину эстрадный, наполовину академический хит, взращенный на знойной почве испанского фольклора, похоже, стал запоздалым приветом «Опералии» Пласидо Доминго, состоявшейся в Москве в октябре этого года. Но он стал и примером истинно творческого нестандартного подхода к его прочтению, поразительно вкусно и сочно сочетавшего эстетику академизма с «фольклорной» – слегка «провокационной», но абсолютно точной и уместной в данном случае – вокально-артистической выразительностью. В блоке Россини «Тарантелла» поставила яркую точку, а безудержный музыкальный натиск сарсуэлы из благодатного транса бельканто вывел слушателей окончательно, и на подобном контрасте дивные эмпиреи Беллини, Доницетти и Россини предстали еще более пленительными!

Фото певицы предоставлены пресс-службой МКЗ «Зарядье»

На правах рекламы:
Если вы любите петь и хотите улучшить свой голосовой аппарат, приглашаем на вокальные курсы в Петербурге. Запишитесь на бесплатный пробный урок на сайте https://kaada.ru/vocal и начните учиться по одному из трёх направлений: эстрадный, джазовый или рок-вокал.

реклама