«Левша» — самая известная повесть Николая Лескова. В России ее знают все.
Повесть Лескова предоставляет богатейший материал для оперного сюжета. Уже сама фабула повествования — гротесковое преувеличение.
Что это? Библейская притча, ярморочный балаганный миф, эпическое сказание?..
Яркие, сочные, контрастирующие характеры. Русские цари Александр I, Николай I, Зимний дворец, английский королевский двор. Буффонада и трагедия. Смех сквозь слезы...
А если заглянуть чуть вглубь, то и очевидное художественное
противопоставление двух форм бытия — рациональной британской и иррациональной русской.
И, наконец, главный герой. Косой неграмотный мастеровой из Тулы «с золотыми руками». В нем сфокусированы, думаю, важнейшие и типичнейшие черты русского национального характера: самобытная одаренность, смекалка, самоирония, безразличие к человеческой жизни, пагубная страсть к алкоголю.
И вечная русская тема — власть и простой люд. Невостребованность гения на своей родине...
Объемная двухактная опера написана к открытию новой сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге (Мариинский-2). Музыкальный руководитель и дирижер спектакля — Валерий Гергиев, которому в этом году исполняется 60 лет. Моя партитура посвящена ему.
Родион Щедрин
Опубликовано в буклете XXI фестиваля «Звёзды белых ночей»
26 июня состоится концертное исполнение оперы, 27 и 28 июля — сценическая версия.