«Фауст» или «Маргарита»?

Маргарита – Екатерина Гончарова, Мефистофель – Ильдар Абдразаков

«Фауст» Шарля Франсуа Гуно почти целиком состоит из номеров, обретших широкую популярность. «Ария с жемчугом», романс Зибеля, каватина Валентина, куплеты и серенада Мефистофеля, каватина Фауста, хор солдат и танцы «Вальпургиевой ночи» — все они ведут самостоятельную концертную жизнь.

В 1856 году композитор начал работать сразу над двумя новыми произведениями — «Иваном Грозным» и «Фаустом». «Грозный» вскоре был оставлен и впоследствии передан Жоржу Бизе, а «Фауст» заинтересовал директора Лирической оперы Леона Карвальо.

О ее премьере историк Жюль Комбарьё рассказывал:

«Опера не сразу завоевала симпатии публики. Сначала ее причислили к "ученой" музыке, а некоторые даже считали ее "непонятной".

Публика аплодировала только "арии с жемчугом" и хору солдат (перешедшему в партитуру "Фауста" из музыки уничтоженной Гуно оперы "Иван Грозный"; в последней этот отрывок изображал хор казаков)».

Пока во Франции современники упрекали оперу в излишней серьезности, в Германии ее предпочитали называть «Маргаритой», отдаляя тем самым от высокой трагедии Гёте.

Для этого есть основания.

Взаимоотношения Фауста с Мефистофелем отнюдь не находились в центре внимания композитора.

Фауст мог угодить в лапы Мефистофеля уже на второй минуте после поднятия занавеса, просто выпив яд. Но он его не выпил, ибо услышал... нет, не хор ангелов, как у Гёте, а девичью песню о щебете птиц и журчании ручейков.

Сокращения, неизбежные при переработке драматической пьесы в оперное либретто, сыграли с доктором злую шутку: между его проклятием любви и страстной просьбой к Мефистофелю вернуть любовь и молодость в опере проходит до смешного мало времени.

Не похоже, что Гуно сочувствовал герою, ради возвращения молодости готовому на все. Сам он говорил в старости:

«Я чувствую себя таким же молодым, как в 20 лет. Что в нас стареется — это квартира, жилец же не стареет никогда».

Главной героиней оперы действительно оказывается Маргарита, а все происходящие события оборачиваются испытаниями, которые ей выпало пройти. Потому и финал оперы не трагический, а триумфальный. Но только не для Фауста.

Анна Булычёва
Опубликовано в буклете XXI фестиваля «Звёзды белых ночей»

Премьера сезона. 19 июня, 10 и 11 июля в Мариинском театре. При участии Екатерины Гончаровой, Сергея Семишкура, Ильдара Абдразакова (19 июня). Постановка Изабеллы Байвотер

реклама

вам может быть интересно

Возвращение к истокам Классическая музыка

Ссылки по теме