Все романсы Чайковского. Часть 3

Начатый силами Молодёжной программы Большого театра в прошлом сезоне марафон исполнения всех 104 романсов Петра Ильича Чайковского успешно продолжается.

На сей раз вдохновители и организаторы вызывающего уважение начинания Дмитрий Вдовин и Семён Скигин умудрились, как говорится, убить сразу нескольких зайцев. В лучшем смысле. Не только дали возможность живьём услышать редко звучащие целиком «16 песен для детей» 54 опуса, но и представить завсегдатаям Бетховенского зала новый набор Молодёжной программы в почти полном составе.

И хотя все романсы исполнялись в строгом музыковедческом порядке от первого до заключительного номера опуса, позволю себе пренебречь им, чтобы компактней представить исполнителей.

В этот раз ещё острее, чем в предыдущих концертах, поскольку пели преимущественно новички, лишь полтора месяца назад начавшие стажировку в «Молодёжке», проявилась сложность задачи.

Романсовая лирика Чайковского при всех красотах и глубинах не очень удобно написана для голоса,

и это подтвердит любой вокалист. Плюс далеко не все рядом стоящие в цикле номера — шедевры, встречаются и проходные опусы, характерные в целом для наследия Петра Ильича. Потому певцы с именем, составляя камерные программы, так редко исполняют романсы Чайковского хронологически все подряд. Каждый выбирает что-то если и не популярное, то близкое вокальной физиологии и душевному складу.

Похоже, составители данного концерта учитывали индивидуальность каждого, но их выбор был ограничен строгими рамками цикла. Сразу замечу. Программа делалась у всех в цейтноте. Большинство участников параллельно готовили роли в спектакле для детей «Настройся на оперу» (премьера состоялась 12 октября). Потому нотные пюпитры перед певцами объяснимы и простительны.

Как и в предыдущие разы, где присутствовали один-два лидера по количеству исполняемых номеров, в этот раз героинями Детских песен стали Ольга Кульчинская и Нина Минасян. Два однотипных лирических сопрано, очень разных по тембру и сути, спели 11 песен из 16-ти! И это понятно, мир детства ассоциируется с высоким женским голосом.

Ольга Кульчинская, несомненно, ценное пополнение Молодёжной программы.

Она очень музыкальна, в отдельных номерах проскакивали не вполне ловкие, невпетые нотки, чуть-чуть изредка «гуляла» интонация. Но вот если кому этот цикл действительно впору, то именно Ольге!

«Нам не хватало лёгкого сопрано», — сказал на сборе Молодёжной программы руководитель Дмитрий Юрьевич Вдовин о Кульчинской. Но когда у лёгкого сопрано есть кроме звонкости и округлость, и «мясо», а свежесть какая-то особенно вкусная, как, прямо по сезону, у антоновского яблочка с первого мороза, то меломанское ухо радуется и предвкушает новые встречи с талантливой певицей.

Из шести исполненных Ольгой романсов больше всего запомнились лирический «На берегу» (на стихи Плещеева) и финальный «хит» про Лизочка «Детская песенка» (на стихи Аксакова). Не только пение, и образ увидели лукавой девочки (Дюймовочки?), что спит на диванчике из одуванчика.

Нина Минасян в этом году стала солисткой Большого театра.

Она опытней, и это чувствуется. Её тембр мягче, он обволакивает, как сливочная карамель. Не всегда рельефна дикция при вообще хорошем правильном русском языке. В этот раз сквозь назидательные стихи Плещеева в «Зимнем вечере» и особенно в «Колыбельной песне в бурю» изысканно просвечивал родной певице армянский колорит, что только подчёркивало её своеобразие.

Пусть не подряд, как девушки, но тоже невольно соперничали и два новых тенора. Павел Валужин и Богдан Волков при сходстве тесситуры и амплуа опять же сильно отличаются друг от друга. Каждый предстал в двух романсах.

Валужин — настоящий герой-любовник, яркий и эффектный,

придающий даже простенькой «Весне» («Травка зеленеет») излишний пафос. Но вдруг скромная сдержанная «Осень» показала и владение пиано, и осмысленность фразировки.

Богдану Волкову, похоже, близки мистические мотивы.

Очень тонко по нюансам прозвучала «Легенда» («Был у Христа-младенца сад»), порадовала выпуклая дикция в «Уж тает снег». И сразу залезу во второе отделение. Единственный из «детского» состава Богдан участвовал и там с труднейшим по кантилене и религиозному тексту романсом «Горними тихо летела душа небесами» на стихи А. К. Толстого. Получилось достойно, но может со временем стать визитной карточкой артиста.

Естественно, козырем в окружении прекрасных дам и теноров вышел с единственной песней «Зима» Павел Червинский, уже ветеран Молодёжной программы. От лица Деда Мороза он выступил уверенно, без пюпитра, порадовав всех своим сочным басом и темпераментом.

Почти поровну делили сопровождение Детских песен два концертмейстера из Молодёжной программы.

Елена Бурова — не новичок в Большом театре. У неё чёткое, иногда суховатое туше, отличная мелкая техника. А новый пианист Сергей Иоров симпатичен особой нервностью исполнения, удивительно попадающей в строй музыки Чайковского.

Но когда во втором «взрослом» отделении, состоящим также из единственного, но сплошь узнаваемого Опуса № 47 за рояль сел ведущий вечера, профессор Семён Скигин, стало понятно, что такое Мастер. Без конкретики, дабы не обидеть молодых солистов, отмечу. Пару раз ловила себя, что

именно партию фортепиано в исполнении Скигина слушать интересней, чем голос.

«Кабы знала я» (на стихи А. К. Толстого) в элегантной интерпретации лирико-драматического сопрано Ангелины Никитченко, уже опытного «бойца» не хватало только «чуть-чуть» — собственной боли артистки. Ликующий «День ли царит» её солнечному облику явно ближе.

Новый бас Даниил Чесноков от природы одарён бархатно-чёрным «дьяконским» тембром, умело управляется с мощным инструментом.

Но в неброском «На землю сумрак пал» (стихи А. Мицкевича) хотелось бы большего проживания текста. С тревогой ждала любимейшего «Благословляю вас, леса» (стихи А. К. Толстого). Не разочаровал Даниил, хотя кульминация пока не выстроена, есть над чем работать.

Между двух номеров баса особым деликатесом явился единственный выход новой меццо-сопрано Александры Чухиной.

«Усни, печальный друг» на стихи А. К. Толстого прозвучал максимально тёмным для женщины почти баритональным тембром, то есть контральто. Такие голоса сами по себе — подарок. А тут ещё и звуковедение виолончельное, и пиано неплохое у Александры.

И, наконец, завершала программу вечера драматическое сопрано Мария Лобанова. Тоже один романс, но самый-самый: «Я ли в поле да ни травушка была» (стихи И. Сурикова). Запетый-перепетый до оскомины на конкурсах Чайковского, мучительно тревожащий женское подсознание. Никогда не слушаю специально. При формальном исполнении «Травушка» невыносимо скучна, при истинном, что по пальцам перечесть — переворачивает нутро, вызывая слёзы.

В этот раз Мария Лобанова совпала с героиней стопроцентно, музыкально сделала образ, как мало удавалось слышать.

Вот та стадия, когда про ноты, текст уже не думаешь. Кровью сердца исполнено и останется в долгосрочной памяти.

Но маэстро Скигин не мог обойтись без сюрприза. На бис нам явили подарочный набор из только что вернувшихся из Германии с конкурса «NEUE STIMMEN» аж трёх лауреатов. Они спели уже прозвучавшие романсы каждый по-своему.

«Зимний вечер» у Кристины Мхитарян превратился в маленькую жанровую сценку, спетую и прочувствованную. «Усни, печальный друг» у светлого меццо Юлии Мазуровой прозвучал чуть кокетливо, легко. И завершил вечер выпускник, уже солист Большого театра Олег Цыбулько. Вот когда вспомнился на «Благословляю вас, леса» прототип — Иоанн Дамаскин, бредущий с посохом, и проникновенная манера несравненного Бориса Романовича Гмыри.

Напоследок. Из невольно услышанного в гардеробе разговора молодой пары поняла, что они — не музыканты, но завсегдатаи таких концертов в Бетховенском зале. Уже знают лично многих молодых певцов, переписываются с ними на Фейсбуке, парень щедр на «лайки» сопрано и меццо, а девушка его шутя ревнует. Вот это — позитив!

Продолжение следует...

Автор фото — Павел Червинский

реклама

вам может быть интересно

Ссылки по теме

рекомендуем

смотрите также

Реклама