Из Зальцбурга в Милан

Александр Перейра поворачивается к Зальцбургу спиной

На фото: Александр Перейра / HO / OPERNHAUS ZUERICH / AFP

Александр Перейра, интендант Зальцбургского фестиваля, покидает его до истечения срока контракта: ему предложили возглавить «Ла Скала».

Сенсационная новость мгновенно облетела музыкальный мир,

вызвав шквал комментариев от обозревателей ведущих европейских медиа, и официальных лиц.

Слухи о том, что Перейра, окончательно разругавшись с Попечительским советом Зальцбурга, подыскивает себе пути отхода, впрочем, циркулировали давно; а с того момента, как ребром встал вопрос о преемнике Стефана Лисснера на посту интенданта «Ла Скала», они переросли в уверенность. Несмотря на то, что конкуренция была острой: Перейра вступил в борьбу с такими сильными фигурами, как директор миланского театра Пикколо Серджио Эскобар, и директор Нидерландской оперы Пьер Оди.

Перейра — блестящий бизнесмен, менеджер, как никто умеющий работать со спонсорами

— вступил в битву за бюджет с Попечительским советом Зальцбургского фестиваля еще до своего официального прихода на пост в 2012 году. Пререйра требовал увеличения бюджета фестиваля до 63 млн евро на 2014 год; ему утвердили лишь 61 млн. Но и это — существенная прибавка.

Споры, всё более ожесточенные, привели к изоляции Перейры в зальцбургской, весьма специфической фестивальной среде.

Он умудрился разругаться даже с бессменным президентом фестиваля, Хельгой Рабл-Штадлер, которая «пересидела» на своем веку четырех интендантов, и положение которой в Зальцбурге так же прочно, как «скала в прибое» по выражению австрийских СМИ.

В этой ситуации единогласно принятое решение Попечительского совета «Ла Скала» и мэра Милана Джулиано Пизапиа выбрать из 25 претендентов именно Перейру, оказалось для него спасительным.

Он даже согласился на 25-процентное сокращение зарплаты,

по сравнению со своим предшественником, Стефаном Лисснером, которому положили в год 350 000 евро. И отказался от служебной квартиры, о чем и поведал миру довольный мэр Милана. Пизапиа также подчеркнул, что решение оставить или нет на посту музыкального руководителя «Ла Скала» Даниэля Баренбойма относится исключительно к прерогативе Александра Перейры.

Впрочем, далеко не все в Италии приветствовали назначение:

Маттео Сальвини, лидер популистской Северной лиги, заявил: «Сегодня театр „Ла Скала“ был убит. Он был принесен в жертву чистому бизнесу, ради интересов иностранного лобби. Все, кому дорога музыка и Милан, должны протестовать против такого решения».

Перейра, немедленно, после объявления результатов дискуссии Попечительского совета, длившейся два с половиной часа, дал интервью итальянскому телеканалу RAI 3, и сказал, что он «абсолютно счастлив», и не видит препятствий к тому, чтобы в последний год своего правления в Зальцбурге — это сезон 2015/16 — совмещать обе должности.

Против такого совмещения, однако, решительно высказался против мэр Зальцбурга, Хайнц Шаден. Он заявил, что

Зальцбургский фестиваль не может быть ни для кого, «фестивалем между прочим»,

и что в контракте Перейры это условие — запрещение совмещать должности — четко прописано.

Перейра на это ответил, что не видит проблемы в том, чтобы переписать несколько строчек в зальцбургском контракте, и уверен, что качество программ фестиваля 2015/16 не понесет ущерба.

Однако же многие обозреватели уже после первого года руководства Перейры отмечали некоторое снижение художественного уровня фестиваля, особенно по части музыкального исполнения и содержательности концертных программ.

Возможных сценариев развития событий, на сегодняшний день, два:

либо Перейру уличают в формальном нарушении условий контракта, и отстраняют от должности интенданта Зальцбургского фестиваля уже в этом сезоне: и тогда на его пост заступает его заместитель Свен-Эрик Бехтольф. Либо разрешают ему проработать до 2015 года, и мирно уйти до истечения срока. Но совмещать две должности ему не позволят в любом случае.

Стефан Лисснер, возглавлявший «Ла Скала» c 2005 года, а до того успешно «раскрутивший» фестиваль в Экс-ан-Провансе, уходит в Парижскую национальную оперу.

После того, как Жерара Мортье вынудили уйти на пенсию с поста интенданта Парижской оперы, а недолгое правление наследовавшего ему режиссера Николя Жоэля привело к значительному падению рейтинга театра на мировом оперном поле, фигура Лисснера — эффективного «кризисного менеджера» кажется в Париже наиболее предпочтительной.

Однако остается жгучий вопрос:

кто сменит Перейру в кресле интенданта Зальцбургского фестиваля?

Называют две, наиболее вероятные кандидатуры — актера и режиссера Свена-Эрика Бехтольфа, «выдвиженца» Перейры, сменившего Томаса Оберендера на должности куратора драматической части программы фестиваля (заодно Перейра доверил ему поставить «Ариадну на Наксосе» Штрауса — Гофмансталя летом 2012 года). И пианиста Маркуса Хинтерхойзера.

Второй — гораздо более предпочтительная для музыкантов кандидатура; к тому же к нему благосклонно относится г-жа Рабл-Штадлер и фестивальная элита Зальцбурга.

Хинтерхойзер, один из самых успешных и креативных кураторов концертных программ за всю историю Зальцбургского фестиваля,

на протяжении 2007—2011 годов.

Он придумал легендарные монографические циклы концертов «Континент», репрезентировавшие на фестивале крупнейшие композиторские фигуры Европы — Шаррино, Шелси, Вареза, Рима, Берио и др. Он резко повысил качественный уровень концертов фестиваля.

Когда Юрген Флимм, в 2011 году, также до срока, покинул пост интенданта Зальцбурга, переместившись в Берлинскую Штаатсопер по приглашению Баренбойма,

Хинтерхойзер на один год полностью взял на себя формирование зальцбургской программы — и блестяще справился с этим.

С приходом Перейры Хинтерхойзер покинул фестиваль, наговорив перед тем резкостей, и выразив резкое несогласие с художественной политикой Перейры, которого Хинтерхойзер считал чуть ли не торгашом от искусства.

Однако и здесь есть своя сложность: Маркуса Хинтерхойзера только что утвердили в должности интенданта «Wiener Festwochen» — не менее крупного, чем Зальцбургский, очень статусного венского фестиваля. Его контракт продлится с 2014 до 2016 года, он наследует в Вене Люку Бонди.

Эта кадровая чехарда, вызывающая нешуточные бури и потрясения в оперно-музыкальной среде, наглядно иллюстрирует то очевидное обстоятельство, что

в Европе катастрофически не хватает музыкальных менеджеров топ-класса.

На этом поле все фигуры наперечет, и каждая подвижка вызывает эффект домино: всё вокруг начинает сыпаться и меняться.

Справка:

Александр Перейра родился в 1947 году в Вене, начинал карьеру в качестве менеджера по туризму, затем 12 лет проработал в фирме «Olivetti», в свободное время изучал вокал, некоторое время был одним из членов Франкфуртской академии Баха. Возглавил венский «Концертхаус» в 1984 году, сумев упрочить и возвысить положение второго по значению венского концертного зала, в непростом соревновании с прославленным залом «Музикферайн».

С сезона 1991-92 до 2012 года возглавлял Цюрихскую оперу, и превратил ее в короткий срок в один из лучших оперных домов Европы. Учредил Цюрихский оперный фестиваль, сумел привлечь к постановкам лучшие вокальные и дирижерские силы. В числе приверженцев стиля руководства Перейры — Николаус Арнонкур, заметивший, после назначения Перейры в «Ла Скала», что другие оперные театры могут только облизнуться, глядя на то, что Перейра достался миланскому театру.

реклама

вам может быть интересно

Войти во вкус... Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»


смотрите также

Реклама