Звёзды оперы: Карло Дзардо

Карло Дзардо

В школе природы

"В детстве я часами пропадал в полях, зачарованный заходами солнца и тысячами секретов земли" – "Я сам научился рисовать, лепить и работать с деревом" – "Во сне какой-то неведомый человек внушил мне, что я должен учиться пению" – Рабочий и носильщик в Турине, актёр в Милане, хорист и солист в "Ла Скала"

– Я родился крестьянином, – охотно сообщает Карло Дзардо, – и остаюсь крестьянином. Невозможно изменить собственную природу, и я не хотел бы делать этого ни в коем случае. Я решил стать певцом вовсе не из желания изменить свою жизнь, а для того, чтобы реализовать художественные устремления, родившиеся во мне от общения с природой на полях, когда косил траву, подрезал виноградную лозу, пахал, сеял пшеницу, любовался цветущей вишней. Мне пришлось уехать в большие города с целью освоить технические приёмы искусства и передать людям этот мир красоты. Я начал с живописи и скульптуры, а теперь продолжаю пением, по мере своих способностей.

Высокий, крепкого сложения, отзывчивый и приветливый, Дзардо постоянно всех одаряет улыбкой. Никто никогда не помнит его грустным или хмурым.

Как об одарённом певце о Карло заговорили в 1973 году, когда он вышел победителем в оперном конкурсе и выступил в "Пуританах" в театре "Нуово". Но его настоящее признание произошло в 1976 году, когда он исполнил несколько ведущих партий в "Ла Скала" и на веронской "Арене".

Критики с восторгом отзывались о его голосе, называя певца открытием. Его бас, могучий, горячий, гибкий, напоминает голоса корифеев прошлого.

– Моя мечта петь и зарабатывать пением лишь столько, сколько необходимо, чтобы обеспечить семью. Я никогда не думал о триумфах, о шумном успехе, о телевидении. Я наделся найти своё место в скромных театрах. Однако со временем я пел во всех крупнейших итальянских театрах, включая "Ла Скала", "Арену" в Вероне и "Реджо" в Турине. Кроме «Нормы», «Луизы Миллер», «Аиды» я выступал в опере «Аттила» Верди, где главный герой – бас. Я пел и за рубежом – в Москве, Венгрии, Польше, Венесуэле. Ездил с "Ла Скала" в гастрольную поездку по Америке.

– Ты родился в Казони дель Граппа, маленьком селе, вдали от города. Как же ты научился петь?

– Это долгая история. Все мои друзья видят, что я счастливый человек, потому что всегда улыбаюсь. Это верно: я всегда улыбался, но под улыбкой нередко скрывал столько огорчений, страдания и унижения. Я всем пожертвовал ради пения, никогда не позволял себе отдыха, каникул, развлечений. Я непрерывно работал и учился, чтобы достичь своего положения. И, поверь мне, это было ой как нелегко.

Когда решил стать певцом, будучи бедным крестьянином, я не мог даже думать о консерватории. У моего отца есть клочок земли, и он всегда помогал ему прокормить семью. У нас не было сельскохозяйственной фабрики или промышленной усадьбы, а всего только несколько клочков земли, которые мы обрабатывали традиционным способом: коровы и быки тянули плуги и телеги, а косили мы вручную, вставая в три утра, кукурузу тоже сажали зёрнышко за зёрнышком. Дни были очень трудными.

Нас в семье восемь братьев, и я оказался седьмым. Мы начинали работать в поле в пять, шесть лет, когда уже могли делать хоть что-нибудь. Зимой поднимались в пять утра, летом в три, четыре. И учась в школе, я вставал очень рано и до начала уроков помогал отцу и братьям в хлеву или на полях. Когда же приходил в класс, то уже успел полдня потрудиться. Крестьянский труд не был мне в тягость, даже нравился. У нас была спокойная, очень дружная семья. Мой отец любил землю. Иногда по вечерам после работы он долго сидел, прислонясь к дереву, и смотрел на закат и на перемещавшиеся тени. Мой отец был немногословным, но наблюдая за его восторженным взглядом, я научился любить многие вещи.

В семье у нас и в помине не было никаких художественных традиций. Мои предки все оставались крестьянами. У отца был очень красивый баритон. Я слышал иногда, как он поёт в поле, и мне нравилось его пение. Говорят, что у мамы тоже был изумительный голос. В юности она пела в церковном хоре, но потом, когда вышла замуж, перестала петь, и я никогда не слышал её.

Первое желание прикоснуться к искусству возникло у меня, когда я ещё учился в начальной школе. Читая книги и слушая рассказы учителей, я начал открывать чарующий мир живописи и скульптуры. Сначала я попробовал рисовать, пытаясь передать на бумаге удивительные вещи, которые отец научил меня любить: закаты, пейзажи цветущие деревья, сельских старцев.

Возле нашего дома жил один кустарь, владелец маленькой лавки: я часто бывал у него, и он научил меня рисовать, лепить, работать по дереву. Всё свободное время я отдавал этому, и мои руки научились делать всё от тележного колеса для телеги до ярма для быков, от картин до скульптур.

Я открыл и красоту музыки, и мне понравилось петь. Я посещал приходскую "Скола канторум" и слушал оперы по радио. В четырнадцать лет мне приснился сон: передо мной предстал какой-то странный человек, я так и не понял, кто это был, и внушил мне, что я должен покинуть село, отправиться учиться в город, и тогда я стану знаменитым артистом. Этот сон произвёл на меня очень сильное впечатление, и я никогда не забывал его. С тех пор я только и делал, что следовал всему, что велел этот человек, и сейчас мне кажется, сон осуществляется.

В шестнадцать лет я оставил родное село и переехал в Турин. В этом городе жил мой брат, и он приютил меня. Брат не был богатым, поэтому мне нужно было работать, чтобы содержать себя.

Я испробовал всё: был рабочим, носильщиком, делал всякую работу с почасовой оплатой, был художником, скульптором. Я всегда был готов трудиться, чтобы заработать что-нибудь, и никогда не выбирал, что именно мне предлагают. Я начал также заниматься пением.

Моим первым учителем был Отелло Бизелли, бывший оперный певец, окончивший пармскую консерваторию, который очень помог мне. Он поставил мой голос и подготовил к первым концертам. Он рекомендовал меня в РАИ в Турине, и меня иногда стали приглашать петь в хоре. Я был необыкновенно счастлив и горд, когда такое случалось.

Спустя некоторое время, я заметил, однако, что Турин не подходящий для меня город. Главным центром художественной жизни в Италии был Милан, и если я хотел сделать карьеру, следовало ехать туда. Я узнал, что в театре "Ла Скала" объявлен конкурс на замещение вакансий хористов и записался участвовать в нём. И вопреки всяким предсказаниям победил. Но не знал, соглашаться ли.

Поступить в хор "Ла Скала" означало получить стабильную зарплату, надёжную работу со всеми привилегиями на медицинскую помощь и оплаченный отпуск. Я мог бы создать семью и жить спокойно. Но это означало бы и конец моим мечтам. Работа в хоре целиком поглотила бы меня, и у меня не оказалось больше ни времени, ни желания продолжать занятия пением.

С другой стороны это был необыкновенный случай, отказаться от которого было слишком глупо. Как крестьянин я привык прочно стоять на земле, и потому согласился.

Хор театра "Ла Скала" стал для меня большой школой. Я пел, затерявшись среди хористов, но при этом внимательно изучал великих артистов, выступавших на знаменитой сцене. Наблюдал, как они двигаются, слушал, о чём говорят, следил, как готовятся к спектаклю. Если кто-то нравился мне, и я понимал, что этот человек может дать полезный совет, то обращался к нему.

В "Ла Скала" я понял, что совершенно недостаточно иметь красивый голос, чтобы сделать карьеру. Требуются тысячи других компонентов, каких у меня не было. Современный певец должен уметь говорить, обязан быть образованным, культурным, способным двигаться, играть на сцене, обладать гибкой и стройной фигурой.

Я же остался кряжистым крестьянином, и мне недоставало образования, я ведь не учился даже в консерватории. Чтобы осуществить свою мечту, мне нужно было заполнить все подобные пробелы.

Я записался в школу танца и в школу фехтования, чтобы сделать собственное тело более гибким. Я пошёл на уроки актёрского мастерства. Поступил в консерваторию с целью изучить историю музыки, гармонию, освоить рояль и музыкальную литературу. Я ночи проводил над книгами. Я женился, и моя жена Анна очень помогала мне.

Когда я уставал, и мои глаза уже ничего не видели, она брала у меня книгу и читала вслух, я слушал, и мы вместе обсуждали прочитанное. В школе актёрского мастерства я учился успешно. Преподаватель говорил, что у меня есть способности и я могу стать артистом. Он устроил мне дебют в театре "Уомо" в Милане, где я сыграл роль режиссёра в «Маленьком городе» Торнтона Вильдера.

После десяти лет занятий мне казалось, я хорошо подготовлен, и я решил испытать свою судьбу. Прежде чем уволиться из театра, я посоветовался с людьми, которых знал. Маэстро Кампогаллиани я сказал: "У меня семья. Это может оказаться моей погибелью – то, что я задумал. А что вы об этом думаете?"

"Иди спокойно, – посоветовал маэстро. – Ты хорошо подготовлен, заслуживаешь успеха, и он придёт к тебе". Я рискнул нащупать почву в других театрах. Начал с "Реджо" в Турине. Маэстро Шелли, послушав меня, предложил контракт на две оперы. То же предложение я получил и в Болонье. Во всех театрах я находил заинтересованный приём. Тогда я попросил отпуск на полгода из хора "Ла Скала". Вот так началась моя карьера певца.

Перевод с итальянского Ирины Константиновой

Отрывок из книги Ренцо Аллегри «Звезды мировой оперной сцены рассказывают» любезно предоставлен нам её переводчицей

реклама

вам может быть интересно

Шостакович, Кац, Венгеров… Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Реклама