Памяти Кристофа де Маржери

На концерте Валерия Гергиева и Оркестра Мариинского театра в Москве

Валерий Гергиев. Автор фото — Александр Шапунов

Произошла трагедия — нелепая и ужасная. В ночь с 20-го на 21 октября в авиакатастрофе во Внуково погиб Кристоф де Маржери (1951–2014), французский бизнесмен, главный исполнительный директор энергетического концерна «Total». За большой вклад в развитие российско-французских экономических и культурных связей указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2014 года Кристоф де Маржери посмертно награжден орденом Почёта. По словам Валерия Гергиева, этот человек был не только его близким другом, но и большим другом нашей страны, который всегда и при любых обстоятельствах говорил правду и только правду, даже если многих она и не устраивала.

Вечер памяти Кристофа де Маржери, состоявшийся 8 декабря в Концертном зале имени Чайковского, — дань безграничного уважения маэстро к этому удивительно энергичному и деятельному человеку,

которого с Россией связывали как весьма масштабные инвестиционные проекты в сфере энергетики, так и вехи многогранного культурного сотрудничества. Такие концерты поставить в афишу способна лишь сама жизнь – жизнь незаурядно яркой личности, прерванная смертью по роковому стечению обстоятельств. И для Валерия Гергиева проведение этого вечера стало очень естественным и искренним шагом, насущной жизненной потребностью, возможностью художника выразить средствами музыки то, что, вероятно, очень сложно или даже просто невозможно выразить словами.

Искусство всегда выше политики, но именно музыкальное искусство способно преодолевать границы между странами наиболее легко и действенно.

На протяжении всей своей творческой жизни именитый отечественный дирижер де-факто выступает весьма авторитетным проводником музыки поистине в масштабах планеты, и обсуждаемый мемориальный вечер в Москве выходит далеко за рамки российской столицы, находя закономерный резонанс не только в мировом музыкальном сообществе, но и в бушующем океане политических страстей.

Удивительно тонко составленную программу французской и русской музыки, исполненную в этот вечер Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, отличало великолепное чувство вкуса и несомненной изящности. Прозвучавшая в первом отделении музыка Дебюсси сначала была представлена образцом восхитительного импрессионизма позднего XIX века – Симфонической поэмой «Прелюдия к “Послеполуденному отдыху фавна”» (1894), программной основой которой послужила одноименная эклога Стефана Малларме. Затем перенесение в начало XX века властно погрузило в музыкальную звукопись «Моря» (1903–1905) – трех симфонических эскизов композитора.

Второе отделение открыло широкий простор русской музыке во французской оркестровке,

и речь, конечно же, идет о переложении цикла фортепианных пьес Мусоргского «Картинки с выставки» (1874), осуществленной Равелем в начале 20-х годов XX века.

Скоропостижная ранняя смерть художника и архитектора Виктора Гартмана (1834–1873), вошедшего в историю искусства XIX века в качестве одного из основоположников «русского стиля», потрясла Мусоргского до глубины души. Фортепианный цикл в память о своем друге, мировоззрение которого всегда отличало стремление к национальной самобытности и богатство творческого воображения, родился у композитора после посещения им посмертной выставки мастера, на которой были представлены порядка 400 его работ (рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций, костюмов и художественных изделий). Историческая же премьера масштабной симфонической фрески Мусоргского – Равеля состоялась в Париже 19 октября 1922 года под управлением русского дирижера Сергея Кусевицкого.

Объективные предпосылки создания этого фортепианного цикла, а затем и оркестровой сюиты, а также ее первого исполнения весьма символичны в сопоставлении с трагическими обстоятельствами, обусловившими проведение нынешнего концерта. Уже другой русский маэстро, наш современник, музыкой, в неразрывном межнациональном единстве словно «генетически» вобравшей в себя русское и французское, дирижирует в память о своем французском друге.

Французская утонченность и русская страстность, акварельная мечтательность и мощный накал поистине бушующих эмоций,

подчеркнуто романтический флёр и эпическая философская академичность – всё это трактовка «Картинок с выставки» щедро дарит слушателю и на этот раз, однако звучит намного пронзительнее и чувственнее, чем обычно. Боль художника проступает в ней со всей очевидностью – весомо, по-русски широко и обстоятельно.

Даже в таком чарующе светлом и возвышенно созерцательном опусе, как «Прелюдия к “Послеполуденному отдыху фавна”», в этот вечер прослушивались «нотки» подспудной трагичности и грусти. Это ощущалось очень явно, но это было абсолютно понятно и естественно.

Неистовому же темпераменту Валерия Гергиева именно «Море» Дебюсси дало возможность развернуться во французской музыке наиболее впечатляюще,

и мы стали свидетелями детально продуманной и контрастно выверенной интерпретации – полновесно яркой, насыщенной, психологически акцентированной. Что ни говори, а порой маэстро умеет пронимать публику буквально «до мозга костей». Именно это и произошло на концерте, который не был и просто не мог быть запланирован, но который не мог не состояться. И произошло это вовсе не «по мандату долга», а исключительно по велению сердца…

реклама