Видеть музыку через профессиональное единение!

Первый фестиваль музыкальных театров России подвел итоги

Этот фестиваль был необходим не только Москве – он, как воздух, был нужен России. Он был нужен отечественным музыкальным театрам, которые, существуя на необъятных просторах нашей страны, несомненно, друг о друге знают, но сегодня своими творческими достижениями обмениваются крайне редко. Конечно, в России (понятно – в Москве) давно прописался национальный фестиваль «Золотая маска», который, словно магнитом, притягивает к себе отечественные театры. В последние годы его награды спектаклям, постановщикам и занятым в нем артистам стали неимоверно почетными и престижными. Но этот фестиваль – общетеатральный, и от специфики музыкального театра безнадежно далек. Да и вкусовые пристрастия его отборочного экспертного совета, а также присуждение наград (особенно в номинациях оперы) давно уже стали притчей во языцех.

На Первом фестивале музыкальных театров России, который получил весьма емкое и образное название «Видеть музыку» и прошел в Москве на многих театральных площадках с 27 сентября по 4 ноября этого года, никаких наград театрам, постановщикам спектаклей и артистам, участвующим в них, не присуждалось. Показы спектаклей носили смысл творческого обмена, и театры могли привезти в Москву и показать именно то, что хотят они, а не экспертные комиссии. Этот краеугольный принцип и лег в основу самóй идеи появления нового фестиваля. Его организацию и проведение при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и ПАО «Лукойл» взяла на себя Ассоциация музыкальных театров (АМТ) России.

Этот межтеатральный институт был создан еще в 2004 году, и сегодня АМТ продолжает оставаться тем профессиональным сообществом, тем объединяющим братством, которое отечественным музыкальным театрам помогает наводить творческие мосты между собой. По состоянию на 2016 год АМТ – это 44 театра, и причина того, что в официальном названии и аббревиатуре Ассоциации не фигурирует слово «России», довольно проста. В нее также входит и ряд театров ближнего зарубежья: два – из Алма-Аты и Астаны, один – из Баку, и один – из Донецка. И это, безусловно, замечательно! В 2014 году президентом Ассоциации музыкальных театров был избран Георгий Исаакян, оперный режиссер, художественный руководитель Московского детского музыкального театра им. Н.И. Сац. Именно по его инициативе новый театральный фестиваль в Москве и стал, наконец, свершившейся реальностью.

В преддверии Первого фестиваля «Видеть музыку» на сцене Театра им. Н.И. Сац в 2014 и 2015 годах прошли пилотные мини-фестивали, в которых приняли участие всего три музыкальных театра. Нынешний же фестиваль, несмотря даже на весьма ограниченный бюджет, поразил невероятным размахом: более двадцати театров показали более тридцати спектаклей, правда, в общее количество надо включить и спектакли московских театров, которым никуда ехать было не надо. И всё же результат впечатляет! Первый фестиваль обнаружил, что многие региональные театры – хотя это так непросто! – смогли изыскать финансовое обеспечение на местах не ради желания завоевать в столице призы и награды, а ради той объединяющей артистов и публику художественно-интеллектуальной идеи, что лежит в основе театра как интерактивной формы творческого общения и созидания.

Но при этом смотреть на всё сквозь розовые очки и говорить, что все фестивальные спектакли были безоговорочными творческими удачами (хотя удач было, несомненно, больше) также нельзя: в жизни всегда есть и черное, и белое, так что будем реалистами. И всё же решение свободы выбора фестивального репертуара, которое остается за самими театрами, – единственно правильное. Вся «ответственность» за продукцию, показанную по собственному волеизъявлению, ложится на сами театры – только при таком подходе и возможна творческая свобода, только так создаются условия для творческой конкуренции. Для того чтобы понять частное, то есть уровень отдельно взятого театра, надо увидеть всю театральную палитру целиком. Естественно, что сделать это при всём желании, в принципе, невозможно, но то, что на сей раз смотр оказался весьма представительным, сомнений не вызывает.

Первый фестиваль «Видеть музыку», нашедший и свою благодарную публику, и свою критику, заинтересовавшуюся новой художественной инициативой АМТ, «первым блином» не стал. И его финалом-апофеозом, во всю мощь продемонстрировавшим профессиональное единение музыкальных театров России, явился торжественный гала-концерт на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, состоявшийся 4 ноября.

Идея, когда в одном оперном дуэте можно было услышать представителей разных театров, сама по себе прекрасна! При этом надо признать, что впечатления от чистой музыки, в целом, оказались не столь яркими, как это было на ряде фестивальных спектаклей, которые довелось посетить автору этих строк. Но чего было не отнять у финального вечера, так это того, что сработан он был на совесть – продуманно, основательно, разнопланово.

Режиссером программы выступил Георгий Исаакян (оформление – Валентина Останькович, свет – Евгений Ганзбург, музыкальный и артистический супервайзер блока мюзикла – Игорь Портной / Stage Entertainment, видео – Леонид Клинчин, Валерия Бородина, Мария Степанова). Место за дирижерским пультом оркестра Детского музыкального театра им. Н.И. Сац заняла Алевтина Иоффе, музыкальный руководитель программы и главный дирижер театра.

Между тем – и это, возможно, самое главное, – концертная программа вечера стала основой для церемонии вручения премий «Легенда»: награждения ею как раз и перемежались музыкальными номерами. Это единственная призовая акция нынешнего фестиваля, но обращенная не к нему самому, а к вкладу в музыкально-театральное искусство корифеев музыкального театра, чьи имена золотыми буквами вписаны в скрижали отечественной истории XX века. Автор статуэтки премии «Легенда» – австрийский театральный художник Хартмут Шоргхофер (в меньшей степени известный и как оперный режиссер), на счету которого как художника оперного театра значится ряд постановок и в России, в том числе – и в Москве.

Лауреатами премии «Легенда» нынешнего года стали пятеро выдающихся мастеров театра и сцены. Это Владимир Васильев, танцовщик, в прошлом солист балета Большого театра России, народный артист СССР. Это Галина Шойдагбаева, оперная певица-сопрано, солистка Бурятского театра оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова, народная артистка СССР. Это Зоя Виноградова, актриса театра и кино, солистка Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, народная артистка РСФСР. Это Евгения Белоусова-Уварова – бывшая солистка Краснодарского театра музыкальной комедии (оперетты), заслуженная артистка РСФСР. Награду за певицу, которая приехать в Москву не смогла, получила Татьяна Гатова (генеральный директор и художественный руководитель Краснодарского творческого объединения «Премьера» им. Л.Г. Гатова, в состав которого как раз и входит Музыкальный театр – правопреемник бывшего Театра музкомедии). Это, наконец, и Сергей Бархин – художник, сценограф, много и плодотворно работающий в сфере музыкального театра, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник России.

Программа вечера закрытия фестиваля была представлена разными музыкальными жанрами – не только оперой, но и балетом, опереттой и мюзиклом. Самого же балета на фестивале было, как ни странно, существенно меньше, чем оперы, хотя всегда считалось, что вывезти балет на гастроли значительно легче, чем оперу. К сожалению, на сей раз из-за накладок личного расписания (Москва есть Москва – и музыкальных событий в ней всегда много) посетить ни один балет на фестивале не довелось, так что весь интерес автора этих строк к программе смотра сосредоточился на опере. И впечатления от Первого фестиваля «Видеть музыку» как раз и сложились на основе впечатлений оперных, а оперетта и мюзикл, как и балет, также остались вне поля рассмотрения настоящих заметок.

И всё же нельзя не сказать, что на вечере закрытия смотра балетные номера весьма эффектно обрамили довольно обширную концертную программу. Высокий старт ей дало немеркнущее «Классическое па-де-де» Баланчина на музыку Чайковского в исполнении солистов Пермского театра оперы и балета Инны Билаш и Никиты Четверикова, лауреатов телевизионного конкурса «Большой балет» (2016). А завершили вечер и фестиваль в целом «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь» с участием артистов балета, солистов оперы и артистов хора Детского музыкального театра им. Н.И. Сац.

На концерте-закрытии дуэт Адины и Неморино из «Любовного напитка» Доницетти напомнил о представленном на фестивале замечательном, роскошной выделки спектакле театра «Санктъ-Петербургъ Опера» – опере Бизе «Искатели жемчуга» в постановке Юрия Александрова. Дело в том, что довольно интересная, несомненно, эффектная сопрано Олеся Гордеева (Адина) была в том спектакле прекрасной Лейлой, но если ее Надиром оказался замечательный тенор Денис Закиров, то на концерте ее Неморино стал неплохой, но всё же менее яркий однофамилец певца, тенор Дамир Закиров (Михайловский театр).

Точно так же дуэт Дорабеллы и Гульельмо из оперы Моцарта «Так поступают все женщины» в лице стилистически точной и музыкально-выразительной меццо-сопрано Ларисы Ахметовой напомнил о чудесном, скроенном по изящному западноевропейскому лекалу фестивальном спектакле Башкирского театра оперы и балета – о «Геракле» на музыку оратории Генделя. В этой постановке Георгия Исаакяна исполнительница впечатляюще воплотила роль терзаемой ревностью Деяниры (супруги Геракла). Довольно аккуратным в вокальном отношении партнером певицы на концерте-закрытии стал баритон Закир Валиев (Северский музыкальный театр).

Очаровательно прозвучал дуэт Лакме и Маллики из «Лакме» Делиба в исполнении соответственно Эльвины Муллиной (Музыкальный театр Республики Карелия) и Анастасии Мухиной (Театр оперы и балета Республики Саха / Якутия им. Д.К. Сивцева – Суоруна Омоллоона). С именем Эльвины Муллиной в партии Царицы ночи сразу же ассоциируется «Волшебная флейта» Моцарта, одна из лучших постановок нынешнего фестиваля (режиссер – Георгий Исаакян). Арию мщения моцартовской героини певица с блеском исполнила и на концерте-закрытии.

При этом с партнером Павлом Поляниновым (Музыкальный театр Республики Карелия) опытной, музыкально-расчетливой и профессионально-вдумчивой Наталье Дмитриевской (Ростовский музыкальный театр) в дуэте Маргариты и Фауста из «Фауста» Гуно, что называется, не повезло. Зато Ростовский музыкальный театр привез на фестиваль интереснейшую триаду камерных опер. В нее вошли «Женитьба» Мусоргского – Ипполитова-Ивáнова и «Маддалена» Прокофьева (обе – постановки молодого, но уже известного режиссера Павла Сорокина), а также «Дневник Анны Франк» Фрида, режиссером которого стала Анастасия Неговора (Мишакина). И каждая из этих работ предстала уникальной фестивальной изюминкой.

Дуэт Джильды и Герцога из «Риголетто» Верди исполнили Эльвира Фатыхова (Башкирский театр оперы и балета) и Павел Чикановский (Челябинский театр оперы и балета им. М.И. Глинки). И если это исполнение можно было назвать вполне «зачетным», то сцена Лизы и Германа у Канавки, представленная сопрано Татьяной Лариной (Самарский театр оперы и балета) и тенором Ильей Говзичем (Саратовский театр оперы и балета) впечатлила мало. При этом вокально-яркими сольными номерами концерта стали два известных хита – ариозо Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини в исполнении сопрано Гюльнары Низамовой (Музыкальный театр Краснодарского творческого объединения «Премьера» им. Л.Г. Гатова) и ария Принца Су Чонга в исполнении тенора Михаила Пирогова (Бурятский театр оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова). С именем Михаила Пирогова в партии Марио Каварадосси связан фестивальный показ «Тоски» Пуччини, потрясающе красивой постановки Бурятского театра оперы и балета (режиссер – Юрий Лаптев): эту роль певец провел изумительно музыкально и артистически ярко.

Таков итог оперных впечатлений, приобретенных автором этих строк на концерте и воскресивших в памяти ряд ярких фестивальных событий. Это и есть та видимая часть музыкально-театрального айсберга, которая всегда выносится на суд публики. Но есть еще ведь и очень важная подводная часть этого айсберга – то, что касается внутритеатральных проблем, взаимодействия театров друг с другом, их взаимоотношения со СМИ. И поэтому закономерно, что на протяжении всего дня, вечером которого состоялся заключительный гала-концерт фестиваля, в Музыкальной гостиной Театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, что называется, «кипели страсти» – не сценически-театральные, но, тем не менее, очень импульсивные и живые.

Широкий двухчастный круглый стол на тему «Итоги фестиваля “Видеть музыку”. Музыкальный театр России: проблемы, достижения, вызовы» под эгидой АМТ собрал директоров (руководителей подразделений) музыкальных театров России, теоретиков и практиков в области музыкального театра, представителей СМИ. Его «третьей» расширительной частью стала презентация проектов для театра, предложенных композиторами нового поколения. Этот аспект деятельности АМТ – одно из краеугольных направлений развития современного музыкального театра, и на сей раз свои новые проекты предложили восемь молодых композиторов. Среди них – и новый проект представительницы московской композиторской школы Татьяны Шатковской-Айзенберг, автора музыки к музыкально-пластическому спектаклю «Анна и адмирал. История любви», который в постановке Анны Фекеты вошел в программу нынешнего фестиваля как эксперимент, как театральный синтез слова, музыки, вокала и хореографии (Иркутский музыкальный театр им. Н.М. Загурского).

Сам же круглый стол из-за невозможности для его участников расположиться именно в формате круглого стола, превратился в весьма неформальное «пленарное заседание» с репликами из зала в ответ на выступления групп докладчиков в президиуме, сменявшихся по каждому из пяти основных вопросов, вынесенных на обсуждение. Первый вопрос, собственно, – итоги фестиваля. То, что фестиваль состоялся, и то, что, в целом, его художественный уровень превзошел даже самые оптимистичные ожидания, сомнений у участников круглого стола не вызвало, но, понятно, абсолютного консенсуса относительно того, какие спектакли фестиваля считать наиболее удачными и интересными, достигнуто не было. Да и мог ли он быть достигнут, в принципе? Ведь любое суждение любого индивида – субъективно по своей сути, а всегда важен, в первую очередь, диалог, обмен мнениями и дискуссии, в ходе которых истина, возможно, и не родится, но зато объективная картина будет прорисована, а значит, и воспринята более убедительно – с разных диаметрально-противоположных позиций и ракурсов.

Как ни странно, высказывались мнения об учреждении предварительного отбора и целевого формирования фестивального репертуара, но поддержки большинства это не нашло: генеральная линия фестиваля на свободу творческого самовыражения останется непоколебимой и впредь. Понятно, что однозначно нельзя было прийти к консенсусу и по второму вопросу – насколько режиссер может быть всевластен в опере, и страшно ли далек он при этом от «народа». Примеры многочисленных перекосов в этом отношении нам всем хорошо известны, и сегодня – это просто бич современного оперного театра.

Ценностным мерилом в искусстве всегда был и остается талант постановщика, его художественное видение партитуры и нацеленность именно на ту историю, что заложена в ней, а не на «прикольное» вытаскивание на сцену действа, параллельного и надуманного по отношению к сюжетной интриге. Однако стиль авангардного подхода к постановке, который мы сегодня называем «режиссерская опера», вполне может быть интересен, увлекателен и самодостаточен, лишь бы на то была режиссерская воля. В этом убедил и ряд явно режиссерских спектаклей нынешнего фестиваля. На нем же мы увидели и эстетически красивые классические постановки, такие как «Тоска», «Искатели жемчуга» и «Женитьба», которые в надуманности и архаичности абсолютно не упрекнешь!

Из второго вопроса вытекает и третий – насколько успешно из традиций и эксперимента музыкальный театр способен выкристаллизовывать новые формы визуального и слухового воздействия на слушателя. Примерами успешного процесса-поиска в этом направлении, из того, что довелось увидеть на фестивале автору этих строк, можно назвать освоение новых форм в таких разнополярных по музыке режиссерских постановках, как «Геракл» и «Дневник Анны Франк». Когда, как в этих работах, всё сделано современно, но талантливо, и при этом рассказывает именно о том, что хотели сказать публике либреттист и композитор, вопросов не возникает абсолютно никаких.

Четвертая тема была сформулирована особенно красочно: «Постановки опер и балетов современных композиторов – кошмар директора или прибыльный бизнес?» Ответить безапелляционно на этот вопрос в теоретическом аспекте невозможно. Но с точки зрения практики хотя бы на примере шумного успеха спектакля «Анна и адмирал. История любви», который мне посетить, увы, не довелось, но о котором много говорилось на этом круглом столе, фестиваль дает все шансы считать продвижение сценических произведений современных авторов одним из важных направлений своей дальнейшей деятельности. В том, что делать это необходимо, что без музыки XXI века музыкальный театр во многом теряет свою творческую репрезентативность, конечно же, сомнений не возникло ни у кого.

Наконец, пятая тема круглого стола «Кадровый голод или переизбыток кадров?» вобрал в себя не только проблему театрально-артистических кадров, но и кадров музыкально-театральной критики. Театр и критика – это те самые «заклятые друзья» и зачастую «творческие враги», которые в силу единства и борьбы своих методологических противоположностей, несмотря ни на что, существовать друг без друга не могут. Причина этого единства и борьбы в том, что актера музыкального театра, режиссера, композитора и критика можно научить лишь технике их дела, но научить их быть художниками в сферах своей деятельности нельзя. И как бы ни «враждовали» театры и критики, как бы ни казалось завлитам и пресс-службам, что их труппа выпустила очередной шедевр, всегда найдется тот, кто с этим не согласится. И от этой неизбежной диалектики никуда не деться, а театры вместо негодования на неугодных им критиков должны делать соответствующие выводы, а не упиваться лишь одними красочно-елейными панегириками в свой адрес.

При этом и уровень певцов сегодняшнего отечественного музыкального театра – не только в регионах, но и в столице, и в Санкт-Петербурге – не столь недосягаемо высок, как это было хотя бы еще в 70–80-е годы прошлого столетия. И это притом, что отечественные (и вообще с бывших просторов СССР) певцы в мире сегодня востребованы просто на ура! Когда-то в советское время певцы-«академики» были «кастой богов». Теперь музыкальным театрам приходится выживать, в основном, за счет энтузиазма и артистов, и режиссеров, и постановочных цехов. И то, что, выживая, региональные театры смогли явить на фестивале в Москве творческие открытия, дает надежду на то, что «светлое будущее» у них есть!

реклама