Лунный свет, душный воздух

«Саломея» в театре Филармонико в Вероне

«Саломея» в театре Филармонико в Вероне

В конце нынешнего весьма удачного осенне-зимнего сезона в веронском театре Филармонико завсегдатаев и держателей абонементов ждал сюрприз: взамен заявленной постановки «Саломеи» Рихарда Штрауса известного режиссера Габриэле Лавиа показали совершенно иной спектакль, сделанный местными силами.

Марина Бьянки, формирование и карьера которой связаны с Миланом, много лет работала в качестве ассистента режиссера в театре Ла Скала, возобновляла спектакли Джорджо Стрелера. Сотрудничает с такими прославленными мастерами, как Лилиана Кавани и Эймунтас Някрошюс, преподает в Академии театра Ла Скала. Необходимо отдать ей должное: Марина Бьянки поставила компактную, динамичную и отлично функционирующую «Саломею».

Ее путеводной звездой был исторический момент, в который была создана опера Рихарда Штрауса на сюжет драмы Оскара Уайльда: драма последнего появилась на сцене в 1896 году, «Толкование сновидений» Фрейда было написано в 1899, опубликовано в году 1900, опера создавалась между 1902 и 1905 годами, премьера состоялась в году 1905.

Психоанализ — ключ к трактовке Мариной Бьянки оперы Штрауса. Режиссер погружает зрителя в атмосферу душную, беспокойную, предельно напряженную; мир, в котором существуют персонажи, словно балансирует на грани реальности и кошмара. Героев одолевают темные импульсы: не только одержимая чувственностью Саломея испытавает непреодолимое влечение к пророку-аскету. Ирод жаждет овладеть дочерью своей жены, Нарработ, влюбленный в Саломею, состоит в гомосексуальной связи с пажом, на сцене присутствуют две девушки, одетые в черное, которые обмениваются знаками нежности, но не совсем понятно, девушки ли это, или женственные юноши.

Марина Бьянки с большой любовью и чуткостью работает с поющими актерами, проработав в деталях их взаимоотношения. У Саломеи есть двойник, ее роль доверена танцовщице, одетой точно так же, как юная принцесса, в легкий хитон сливочно-жемчужного цвета. Сама Саломея выросла в извращенной атмосфере, не знающей иных ценностей, кроме удовлетворения инстинктов; двойник-танцовщица намекает на то, что душа принцессы могла бы быть чистой и нежной.

Марине Бьянки помогает танцовщик и хореограф Риккардо Менегини, ответственный за сценическое движение. Благодаря их союзу спектакль получается динамичным и убедительным.

Для психоаналитической трактовки темы «Саломеи» Мариной Бьянки создал простую, но не лишенную изысканности «раму» Микеле Ольчезе, который занимает в Арена ди Верона должность direttore allestimenti scenici, по-русски начальника постановочной части. Дар Ольчезе-сценографа несомненен; на сцене Филармонико возникает гармоничный портик дворца Ирода, за стройными колоннами легко угадывается пиршественный зал. Колодец, из которого Иоканаан шлет пророчества и проклятия, расположен с левой стороны внутри того, что в старом добром девятнадцатом веке именовали пратикаблем; это параллелепипед, с круглой дырой в центре, к которой ведет лестница. Вверх по этой лестнице солдаты подтолкнут Саломею, когда получать приказ Ирода убить ее, и сбросят ее в колодец; именно так, а не раздавленная щитами, как в оригинале, принцесса закончит свою жизнь.

В ночной, таинственной и взвинченной атмосфере весьма уместно присутствие луны, которая играет большую роль в драме Уайльда и опере Штрауса. Бледно-соломенного цвета, она постепенно окрашивается в красный цает, цвет крови. Как многие нынешние спектакли, веронская «Саломея» использует видео-проекцию (видеомейкер Матильде Самбо), которая весьма традиционна и ничего не добавляет к атмосфере спектакля. Гораздо более выразительна игра света, в которой преобладают синие и красные оттенки (художник по свету Паоло Маццон).

Красивы и отмечены большим вкусом костюмы Джады Мази, которая оперирует белым, красным, черным, фиолетовым цветами. Для Саломеи выбран белый, а, скорее, сливочно-жемчужный цвет; оригинальный костюм состоит из полосок легкой ткани, в то время как костюм ее двойника-Души близок к традиционному балетному хитону. Ирод и Иродиада носят длинные наряды, похожие на античные, он темно-красного цвета, напоминающего о власти, крови, похоти, она фиолетового, могущего вызвать ассоциации с лицемерием, безнравственностью, капризом. Чистый белый цвет выбран для костюма пророка-аскета Иоканаана.

Известная немецкая певица Надя Михаэль, имеющая огромный опыт интерпретации священной партии, в ослепительном блеске предстает на сцене Филармонико. Наделенная выразительной сценической внешностью (ее рост и статная, словно высеченная из мрамора фигура напоминает то ли об античной статуе Геры, то ли о валькирии, и уж никак о юной девушке), Михаэль являет Саломею волевую, непреклонную, одержимую греховной страстью, порой напоминает дикое животное. И точно также выражает одержимость ее голос, крупный, объемный, без малейшего оттенка сладости. Финальная сцена в ее исполнении, кажущаяся бесконечной, держит зал в лунатическом оцепении.

Подстать Михаэль Анна-Мария Кьюри в роли Иродиады; только в нынешнем сезоне автору этих строк довелось видеть и слышать певицу в самых разных партиях, и всякий раз она поражала как вокальным, так и актерским мастерством, настоящий Протей в юбке. Так происходит и на этот раз; Кьюри рисует Иродиаду властную, капризную, без какой-то бы то ни было морали. Превосходно звучит ее глубокий, темновато окрашенный голос, и тонко отделана каждая фраза.

Кор-Ян Дюсселье являет убедительного Ирода, истеричного, похотливого, колеблющегося; а Фредрик Цеттертрем — величественного пророка Иоканаана; оба артиста превосходные актеры и наделены голосами, соответствующими вокальному письму Штрауса.

Добрых слов заслуживают Энрико Казари в роли Нарработа и Белен Эльвира в роли пажа Иродиады, а также многочисленные comprimari.

За пультом молодой, но уже завоевавший известность дирижер Михаэль Балке, который ведет за собой не имеющих большого опыта в том, что касается немецкого репертуара музыкантов Арена ди Верона уверенной рукой, добиваясь роскошного звучания и утонченных оттенков.

Зная, что на сцене Филармонико должен был быть показан спектакль Габриэле Лавиа, а получилось нечто совсем иное, кто-то мог бы обронить: «Та, да не та». Но отличный художественный результат утверждает, что «Саломея» именно та.

Фото: ENNEVI

Партнер Belcanto.ru — Театральное бюро путешествий «Бинокль» — предлагает поклонникам театра организацию поездки и услуги по заказу билетов в театр Филармонико в Вероне, в Арена ди Верона, в театр Ла Скала, Ла Фениче, Римскую Оперу, Флорентийскую оперу, театр Сан-Карло, а также заказ билетов в итальянские концертные залы и на летние музыкальные фестивали.

реклама