Юбилейная программа 100-го Зальцбургского фестиваля

История самого известного, самого дорогого, самого престижного, самого противоречивого и самого посещаемого сегодня Зальцбургского фестиваля началась 22 августа 1920 г. с премьеры мистерии Г. фон Гофмансталя «Йедерман» («Имярек»). С тех пор каждое лето, что бы ни случилось, то расширяясь, то сокращаясь, фестивальная программа была одним из главных инструментов художественно-политического маркетинга XX в., под воздействием которого Зальцбург постепенно превращался в центр элитного культурного туризма.

Создатели фестиваля — режиссёр Макс Райхнардт, писатель Гуго фон Гофмансталь, композитор Рихард Штраус, музыковед и пианист Рудольф Рети, художник Альфред Роллер, директор Венской оперы Франц Шальк — заложили основы нового театра и новой богемы: театра площадного пространства, театра художественного эксперимента, театра, который управлял бы самой жизнью… Именно по этой причине местом проведения фестиваля стал Зальцбург — город, в котором началась театральная карьера М. Райнхардта и который дал зелёный свет его экспериментаторским инициативам.

В память о художественной сути этого проекта основные юбилейные мероприятия пройдут непосредственно на улицах города, в его музеях и парках: и праздник открытия фестиваля 17 и 18 июля 2020, и «День Йедермана» 22 августа, и «Вчерашний мир» с 6 по 9 августа в Леопольдскроне, и «Мир завтрашний» и др., а многочисленные симпозиумы, чтения и слушания станут попыткой подвести итоги гуманистической эволюции фестивального движения за прошедшее столетие и ответить на вопросы, которые деятели культуры постоянно задают обществу, но на которые не готовы отвечать сами: какое место сегодня занимает культура в развитии цивилизации, выполняет ли она ту миссию, декларированием которой постоянно кичится? Меняется ли что-то в мире в результате тех бурных художественный процессов, на которые тратятся порой непомерные суммы, и если меняется, то как и где можно посмотреть на результаты этих перемен?

Как заметил в своём прошлогоднем интервью выдающийся дирижёр современности маэстро Марис Янсонс, художественная культура, к сожалению, никак не влияет на гуманистические процессы, ответственность за которые лежит на сильных мира сего, к которым деятели культуры никогда не относились. Именно поэтому одними из самых сложных и неприятных вопросов на пресс-конференции, посвящённой юбилейной программе, стали вопросы о политической позиции фестиваля, об этической корректности привлечения тех или иных спонсоров, о честности и прозрачности, в конце концов.

Президент фестиваля г-жа Хельга Рабль-Штадлер очень сдержанно, взвешивая каждое слово, отвечала на вопросы об участии в юбилейном проекте российского «Газпрома» и о том, как проходили консультации на эту тему на самом высоком уровне, и лишь однажды позволила себе пошутить над возможной встречей в кулуарах фестиваля Ангелы Меркель и Владимира Путина: возможно, именно этой встречи не хватает двум сильнейшим европейским державам, чтобы найти, наконец, общий язык. Тем более что и тема юбилейного фестиваля затрагивает как раз влияние субъективного на объективность, личности на социум, художника на внехудожественные процессы и может быть обозначена как «Личное и общее: конфликт неразделимости».

Поэтому идеологическим центром оперной программы обещает стать музыкальная драма «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в редакции Д.Д. Шостаковича в интерпретации маэстро Мариса Янсонса и режиссёра Кристофа Лоя. В главных партиях Ильдар Абдразаков, Дмитрий Ульянов, Павел Чернох, Дмитрий Головин, Агунда Кулаева, Богдан Волков и др. Венский филармонический оркестр.

20, 23, 25, 28 августа 2020 г. Большой фестивальный дом.

Откроется же оперная программа невротично-истерично-надрывной трагедией Р. Штрауса на либретто Г. фон Гофмансталя по его же одноимённой драме «Электра». С этим произведением связано начало тесного сотрудничества композитора с Гофмансталем (1906), и самого Гофмансталя с М. Райнхардтом (1903). Новую постановку осуществят маэстро Франц Вельзер-Мёст и режиссёр К. Варликовски, в главных партиях Таня Ариане Баумгартнер, Аушрине Стундите, обладательница титула «Певица года 2019» Асмик Григорян, Михаль Лауренц, Дерек Уэлтон и др. Венский филармонический оркестр.

27 июля, 1, 6, 10, 17, 21, 24 августа 2020, Скальная школа верховой езды.

Пожалуй, самой интригующей и пугающей одновременно станет новая постановка моцартовского «Дон Жуана» в режиссуре Ромео Кастелуччи с маэстро Теодором Курентзисом за пультом. В главных партиях Дэвид Лучано, Мика Карес, Надежда Павлова, Майкл Спайрс, Федерика Ломбарди, Вито Пьянте и др. Оркестр musicAeterna.

28 и 31 июля, 6, 9, 15, 21, 24 августа 2020, Большой фестивальный дом.

На сцену «Дома для Моцарта» перенесёт свою версию моцартовской «Волшебной флейты» Лидия Штайер, за дирижёрским пультом Иоана Маллвитц, в главных партиях Тарек Назми, Мауро Петер, Бренда Рае, Регула Мюлеман, Илзе Ееренс, Адам Плачетка, Софи Реннерт, Катарина Брадич, Мария Назарова, Петер Тантсиц и др. Венский филармонический оркестр.

3, 8, 11, 15, 22, 26, 29 августа 2020, Дом для Моцарта.

После Пасхального фестиваля 2018 в Большой фестивальный дом вернётся нарядный, хоть и странноватый спектакль Михаэля Штурмингера по мотивам пуччиниевской «Тоски». За пульт встанет Марко Армилиато, в главных партиях Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Людовик Тезье и др. Венский филармонический оркестр.

2, 5, 8, 13 августа 2020, Большой фестивальный дом.

Из фестивальной программы «Недели Моцарта 2020» будет представлена оратория Генделя «Мессия» (1749) в оркестровой редакции Моцарта (1789) в постановке Роберта Уилсона под музыкальным руководством Марка Минковского. В главных партиях Елена Цаллагова, Лючиль Ричардот, Хосе Кока Лоза. Оркестр «Музыканты Лувра».

24 и 26 июля 2020. Дом для Моцарта.

В рамках неизбежной дани всему современному, что устарело уже в момент своего создания именно в силу чрезмерно радикального и, как водится, сиюмнутного новаторства, будет показан очередной неудобоваримый опус Луиджи Ноно «Нетерпимость 1960». Год в названии означает первую редакцию первого обращения композитора к музыкальному театру. В основе леворадикальной декларации композитора о жестокости современного мира лежит сюжет о маленьком человеке, сопротивляющемся всему плохому; в конце все утонули. За дирижёрским пультом маэстро Инго Мецмахер, и это, возможно, единственная причина, по которой стоит идти на эту акустическую пытку, к которой непременно добавится что-то порнографическое от непревзойдённого мастера этого жанра Яна Лауэрса, чья прошлогодняя «Коронация Поппеи» Монтеверди не была лишена садо-мазохистской инфернальности . В главных партиях Син Паниккар, Сара Мария Сан, Анна Мария Кьюри и др. Венский филармонический оркестр.

9, 15, 23, 27 августа 2020. Скальная школа верховой езды.

Весёлым торжеством футуристского эксперимента неимущей молодёжи над стареющим жадиной станет опера Г. Доницетти «Дон Паскуале» в постановке Моше Лейзера и Патриса Корье с маэстро Джанлукой Капуано за пультом и Чечилией Бартоли в главной партии. Оркестр «Музыканты принца Монако».

9, 12, 14, 16, 18 августа 2020, Дом для Моцарта.

В концертном исполнении прозвучат две оперы.

«Сицилийская вечерня» Дж. Верди (дирижер Даниэле Рустони, в главных партиях Пласидо Доминго, Невен Чрниц, Фабио Сартори, Мика Карес, Рэчел Уилли-Сёренсен и др. Оркестр «Моцартеум»; 16 и 19 августа 2020. Скальная школа верховой езды) и антиопера Мортона Фельдмана для сопрано с оркестром на текст Сэмюэля Беккета «Ни…» („Neither“ 1977), которая будет озвучена оркестром „ORF Радио Симфонический оркестр Вена“ и „Мингет Квартет“ под управлением Илана Волкова, партию сопрано исполнит Сара Аристиду и прозвучит это в Университетской церкви, к счастью, всего лишь однажды — 7 августа 2020. Коллегиенкирхе.

Драматическая программа юбилейного фестиваля откроется «Йедерманом» в постановке М. Штурмингера. В главных ролях Петер Ломайер, Тобиас Моретти, Эдит Клевер и др.

18, 19, 21, 26, 27, 30 июля, 1, 7, 8, 11, 17, 18, 22, 26 августа 2020. Соборная площадь или Большой фестивальный дом.

Любопытным обещает быть особое представление 22 августа, когда в день 100-летия со дня премьеры «Йедермана» на сцене Скальной школы верховой езды состоится чтение мистерии Гофмансталя участниками разных постановок разных лет.

Не менее ожидаемой можно называть и мировую премьеру драмы «Зденек Адамец» нобелевского лауреата (2019) и автора сценария к знаменитому фильму «Небо над Берлином» Петера Хандке. Режиссёр Фридерика Хеллер, в ролях Матиас Брандт, Андре Кацмаржик, Эфа Лёбау, Софи Семин и др.

26, 28, 29, 30 июля, 1, 2, 5, 6 августа 2020. Земельный театр.

Из безусловно интересно стоит также отметить «Марию Стюарт» Ф. Шиллера в постановке Мартина Кушея, «Ричарда III» У. Шекспира в постановке Карин Хенкель и новую постановку мистической драмы Гофмансталя «Шахта Фалунь» (режиссёр Йоси Виллер).

Юбилейная концертная программа традиционно начнется с блока духовной музыки «Ouverture Spirituelle», но центральная её часть будет связана с 250-летием Л. ван Бетховена.

Венский филармонический оркестр, кроме оперных представлений, можно будет услышать в пяти концертах под управлением Мариса Янсонса (Р. Штраус «Сюита из оперы «Кавалер Розы» и «Альпийская симфония», Франк Мартин «Шесть монологов Йедермана», 26 и 29 июля), Андриса Нельсонса (Г. Малер «3 симфония», 7 и 9 августа), Риккардо Мути (Л. ван Бетховен «9-я симфония», 15, 16, 17 августа), Кристиана Тилемана (Р. Вагнер «Песни на стихи М. Везендонк», А. Брукнер «4-я симфония», 21 и 22 августа), Густаво Дудамеля (Ф. Лист «Фортепианный концерт № 1», И. Стравинский «Жар-птица», 28 и 29 августа).

С гостевым визитом юбилейный Зальцбургский фестиваль посетят Берлинский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Бирмингема, «Оркестр Елисейских Полей», «Восточно-Западный Сборный оркестр», «Молодёжный оркестр имени Густава Малера», «Питсбургский симфонический оркестр» и др.

Грандиозный сонатный проект «Бетховенский цикл» представит в восьми концертах Игорь Левит (29, 31 июля и 3, 5, 8, 11, 15, 16 августа). С сольными концертами выступят также Аркадий Володось (01.08), Григорий Соколов (04.08), Анна-Софи Муттер (10.08), Маурицио Поллини (13.08), Даниэль Баренбойм (19.08), Даниил Трифонов (28.08) и др.

Вокальные программы представят также Кристиан Герхаер, Соня Йончева, Матиас Гёрне, Бенжамин Бергайм, Марианна Кребасса, Хуан Диего Флорес, Емма Николовска и Ян Петрыка.

Специальная программа подготовлена и для детей от 6 лет, а для юношества и взрослой молодёжи до 27 лет фестиваль будущим летом выделит 6 000 билетов со скидкой 90% на все представления и концерты.

Ну и о самом важном — о том, как попасть. До 7 января 2020 г. кассы фестиваля будут принимать предварительные заявки, которые можно оформить на официальном сайте. Прямая продажа билетов откроется 27 марта 2020 г.

Более подробную информацию о программе, о фестивальных площадках, ценах на билеты и о сопутствующих мероприятиях 100-го Зальцбургского фестиваля можно также найти на сайте salzburgerfestspiele.at.

реклама

вам может быть интересно

Место встреч Дуанеля Классическая музыка