Музыка с сурдопереводом

О концерте Филиппа Херревеге с РНМСО

24 и 25 сентября 2021 в Московской филармонии (в залах Филармонии-2 и КЗЧ) вместе с Российским национальным молодежным симфоническим выступил знаменитый фламандский дирижер, классик аутентизма, Филипп Херревеге. Концерты-двойники – в разных залах, но с одинаковой программой – в этом сезоне, похоже, станут нормой; сказываются «ковидные» ограничения (в Москве разрешены мероприятия максимум на 500 человек, меньше половины зала КЗЧ).

Филипп Херревеге должен был приехать в Москву еще в декабре 2020 и вместе со своим ансамблем Collegium Vocale Gent исполнить баховскую Мессу си минор. Концерт сорвался из-за пандемии, и в 2021-м дирижер приехал один – не со старинной, а с классически-романтической программой: Седьмая симфония Бетховена и Четвертая симфония Брамса. Интересы Херревеге никогда не ограничивались исключительно барокко, простираясь от франко-фламандской школы до Стравинского и Шёнберга. В его обширной дискографии – полные циклы симфоний Бетховена, Шуберта и Шумана, а также Брамс, Малер, Брукнер. В 1991 Херревеге основал Оркестр Елисейских Полей, изначально исполнявший произведения классиков и романтиков на исторических инструментах.

От дирижера с мощным барочным бэкграундом (Херревеге, Норрингтон, Арнонкур) можно ожидать, если не открытия новых глубин, то, по меньшей мере, свежего подхода к заигранной классике, филигранной выделки деталей и улавливания новых нюансов фактуры. Но многое зависит от исполнителей.

Российский национальный молодежный симфонический оркестр – проект Московской филармонии, поддержанный Фондом президентских грантов и Министерством культуры. Спецпроект развивается в рамках национального проекта «Культура», имея целью привлечь в залы молодую аудиторию (ровесников тех, кто на сцене) и притормозить отток кадров за рубеж. Первый состав оркестра набран по результатам Всероссийского конкурса оркестровых исполнителей, проведенного Московской филармонией летом 2018 – более сотни молодых (от 22 до 28 лет) инструменталистов из 42 регионов России. Музыкантам предоставлена репетиционная база в Филармонии-2, регулярно поводятся мастер-классы с российскими и зарубежными специалистами. За первые два сезона оркестр успел выступить на главных площадках обеих столиц, проехать с гастролями по регионам России, а в августе 2021 дебютировал на фестивале в Люцерне.

Задуманный как национальный «выставочный образец», РНМСО действительно выглядит эффектно, и в плане оснащенности инструментами, и чисто внешне – молодые лица, стильные костюмы, изысканные платья. Музыкальная же сторона концерта 25 сентября оставила неоднозначное впечатление.

Седьмая Бетховена должна была прозвучать без пафоса и патетики – компактно, прозрачно, по-барочному артикулированно. Убрать скрипичную пышность и вывести на первый план духовые, выстроить прихотливую слоистую структуру из ансамблей и диалогов инструментов внутри оркестра – все эти красоты замысла Херревеге можно было скорее декодировать, наблюдая за дирижером, чем услышать. Почти беззвучная солирующая флейта, грубоватые ритмы, нестройность – оркестр откликался на построения Херревеге как-то формально, будто не чувствуя творческой манеры знаменитого фламандца (несмотря на то, что премудрости исторического исполнительства коллектив изучал вместе с известным аутентистом Жаном-Кристофом Спинози).

Чуть более собранно, но с теми же системными огрехами, прозвучал Брамс. Вновь читая язык дирижерских жестов: планировалось графично, подсушенно, с тонкими светотеневыми контрастами и впечатляющим финалом, где маэстро замедлил темп и начал поднимать из глубины партитуры угрожающие пласты меди. 74-летний дирижер вложил в исполнение огромное количество энергии, постоянно поворачиваясь к разным группам в оркестре, буквально подпрыгивая, вытаскивая фактуру, всем телом вопия к музыкальности и точности – в ответ же приходила молодая буйная энергия, пока не отшлифованная должным уровнем мастерства.

РНМСО в этом сезоне предстоит играть много. Четыре персональных филармонических абонемента. Концерты с приезжающими в Россию топовыми дирижерами: в феврале 2022 Бизе и Бетховен с Марком Минковским, в том же месяце «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса с Пааво Ярви, в апреле – российская премьера Inferno Томаса Адеса под управлением автора. Среди солистов, которые выступят с оркестром: Максим Венгеров, Каролин Видман, Соня Йончева, Брин Терфель. Как и сказано в информации на сайте РНМСО – «беспрецедентные условия для развития». Лишь бы молодым музыкантам хватило дисциплины и музыкальной чуткости.

Что же касается Филиппа Херревеге, то мы его вновь увидим и услышим в январе 2022: если все сложится, Collegium Vocale Gent исполнит обещанную Мессу си минор Баха. Для которой сурдоперевод не понадобится. Будет только Музыка.

Фотографии предоставлены Московской филармонией

реклама

вам может быть интересно

Как сочетать несочетаемое? Классическая музыка