Через тернии — к опере!

Оперный подарок Челябинской филармонии Москве

Фото Александра Курова

В то время как происки ковида всё еще заставляют принимать «оборонительные» по отношению к ним меры безопасности, концертные будни продолжаются. В их череде, не прекращая контактов между регионами, своим естественным чередом идет и гастрольная жизнь. Так, 21 января этого года в МКЗ «Зарядье» выступил Челябинский симфонический оркестр, к которому в качестве солистов присоединились отечественные оперные звезды – сопрано Аида Гарифуллина и тенор Алексей Татаринцев. Организацию концерта взяла на себя Челябинская государственная филармония, однако терний на пути к тому, чтобы этот проект состоялся – чтобы музыка зазвучала в ауре концертного зала в непосредственном контакте со слушателями – было немало.

Алексей Татаринцев в афише этого концерта оказался после двух отмен выступлений своих коллег-теноров, однако он не просто, как говорят в таких случаях, спас проект, а стал безусловным украшением вечера. Не дополнением к супермодной, распиаренной во всём мире (на все мыслимые и немыслимые лады) примадонне, а равноправным блистательным участником! Но первостепенной приманкой публики к обсуждаемому проекту всё равно ведь стала Аида Гарифуллина, хотя концертов в Москве она дала уже довольно много: что и говорить, мощный пиар – страшная сила! А в феврале 2020 года, еще до локдауна, она дебютировала в Большом театре России в партии Волховы в опере Римского-Корсакова «Садко» (в той сáмой доморощенной, печально известной постановке злого гения оперной режиссуры Дмитрия Чернякова).

Так что меломаны смогли наслушаться Аиду Гарифуллину вдоволь, однако широкая публика остается всегда, и, влившись на этот раз в ее ряды, ваш покорный слуга, вживую слышавший до этого исполнительницу – так уж случилось – только на театральной сцене, не преминул податься в слушатели… Заметим, что кроме упомянутого «Садко» в Москве встретиться с певицей довелось еще на «Богеме» Пуччини в Лондоне на сцене театра «Ковент-Гарден» в январе 2020 года. Это была партия Мюзетты, и это было первое для рецензента живое восприятие вокала певицы, которое уже тогда вызвало к ней много вопросов. Вопросы были и на нынешнем концерте в «Зарядье», но певица как не разочаровала, так и не стала источником того эмоционального драйва, на который можно было рассчитывать, учитывая всю пафосность развернутого «пиара».

Голос артистки – обычное, лишенное какой-либо тембральной изюминки лирическое сопрано, однако даже при малообъемности и малополетности звуковой эмиссии ее вокал довольно аккуратен, так что формально придраться к нему довольно сложно, тем более в акустике МКЗ «Зарядье», где даже самые небольшие голоса звучат рельефно и плотно. Так было и в представленной каватине Нормы из одноименной оперы Беллини, но в ней певице не хватило ни драматизма, ни теплоты чувства, ни изысканности кантилены. Резкий бросок от бельканто в сторону академической эстрадности сарсуэлы не на шутку удивил, но в демократичном жанре, заученно исполняя арию Елены из «Севильского цирюльника» («El barbero de Sevilla») Херонимо Хименеса, певица, ощущала себя гораздо более вольготно.

Еще один, и тоже резкий, бросок – от «эстрады» к «веристскому» шедевру Альфредо Каталани «Валли» – привел всего лишь к тому, что драматически акцентированная ария главной героини этой оперы превратилась в эрзац, весьма далекий от требований стиля и музыкальных задач. Существенно удачнее в лоскутное одеяло арий певица вплела чисто лирические номера – ариозо Иоланты из одноименной оперы Чайковского и ариозо Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини, и на этом номинально зачетный вклад солистки в программу вечера иссяк, оставив странное ощущение поверхностности и недосказанности.

Куда более стильную и «вкусную» по меломанским меркам программу предложил Алексей Татаринцев. Полное душевного ликования, чувственно-благородное, кантиленное звучание лирико-драматического тенора одинаково мощно и властно забирало в каждом исполненном им номере. Это относится и к известному романсу Неморино из «Любовного напитка» Доницетти, и к «пронзительной» каватине Ромео из «Ромео и Джульетты» Гуно, и к популярной «народной» песенке Герцога из «Риголетто» Верди, и к хрестоматийной монументальной арии Ленского из «Евгения Онегина» Чайковского, а трактовку последней с полной уверенностью можно назвать эталонной. «На двоих» тенор и сопрано исполнили «Застольную» из «Травиаты» Верди – еще один проверенный временем мировой хит…

Челябинский симфонический оркестр был создан решением губернатора Челябинской области Алексея Текслера при весьма активном содействии известного отечественного пианиста Дениса Мацуева (члена Совета по культуре при Президенте РФ). Всероссийские презентации коллектива прошли дважды: 16 ноября 2019 года – в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (в день закрытия VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума), а через несколько дней 25 ноября – в Концертном зале имени Прокофьева в Челябинске. Затем 19 января 2021 года в «Зарядье», по случаю празднования 87-летия Челябинской области, прошла московская презентация, и во всех этих концертах с оркестром в качестве солиста выступил Денис Мацуев.

На сей раз в «Зарядье» Челябинский симфонический пригласил публику в оперное путешествие, и Адик Абдурахманов (художественный руководитель и главный дирижер оркестра) стал тем лоцманом, что надежно и чутко провел певцов-солистов и музыкантов через оперные рифы. В качестве связок прозвучали увертюры к «Норме» Беллини, «Силе судьбы» Верди, интерлюдия к сцене дуэли из «Евгения Онегина» Чайковского, пара хитов из «Славянских танцев» Дворжака, популярнейший хит из «Венгерских танцев» Брамса, а также симфоническая элегия Пуччини «Хризантемы». В итоге вояж с небольшими и при этом изящными обходами целевого маршрута прошел комфортно и музыкально приятно!

Фото Александра Курова

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама