Тургеневская Ася вновь запела…

Опера «Ася» Михаила Ипполитова-Иванова прозвучала в Москве

Фото Александра Иванова

Повесть Ивана Тургенева «Ася» всем, конечно же, хорошо знакома. Написанная в 1857 году, впервые она была опубликована в Санкт-Петербурге в журнале «Современник» в следующем 1858 году. Однако опера «Ася» на тургеневский сюжет, вышедшая из-под пера Михаила Ипполитова-Иванова (1859–1935), русского и советского композитора, дирижера, педагога, этнографа и крупного общественного деятеля, сегодня практически неизвестна. Как, впрочем, и всё его обширное композиторское наследие, оказавшееся, как ни странно, в тени именно в советское время, которое по достоинству оценить заслуги музыканта перед отечеством всё же смогло: в 1922 году он был удостоен звания народного артиста РСФСР.

Возможно, всё так сложилось из-за того, что важной частью творческой биографии маэстро стало педагогическое поприще, в которое весьма успешно вписана деятельность на посту ректора Московской консерватории. При этом истоки серьезного академического музыкального образования Михаила Ипполитова-Иванова берут начало в 1875 году, когда молодой абитуриент становится студентом Санкт-Петербургской консерватории сначала по классу контрабаса, затем по классу специальной теории музыки, а в 1880 году поступает в класс композиции Николая Римского-Корсакова. По окончании консерватории в Санкт-Петербурге ее выпускник с 1882-го по 1893 год весьма плодотворно работает в Тифлисе.

Там он становится руководителем основанного им отделения Русского музыкального общества, сосредоточившись на оперно-симфоническом дирижировании и преподавании в музыкальном училище. Но с Московской консерваторией, в которой с подачи самогó Петра Чайковского в 1893 году Ипполитов-Иванов становится профессором, а затем в 1906 году – первым в истории этого вуза выборным ректором, как раз и связана бóльшая часть его профессиональной деятельности. Главный в своей жизни пост, сохраняя пост профессора, он оставляет на 40-летие творческой деятельности в октябре 1922 года, а высвободившееся время тотчас же направляет на дирижерскую активность в московском Большом театре.

Михаил Ипполитов-Иванов – один из создателей и деятельных реформаторов системы современного российского музыкального образования. Его роль в истории отечественной музыкальной культуры существенна и многогранна. Его имя в Москве сегодня по праву носит Государственный музыкально-педагогический институт (ГМПИ). Однако подлинные масштабы личности и творческого наследия композитора начали осознаваться лишь в последние годы. И опера «Ася» – незаслуженно забытый шедевр Ипполитова-Иванова, – исполненная в Большом зале Московской консерватории 6 июня 2022 года, стала одним из впечатляющих этапов общественного осознания и популяризации его музыки.

Опера «Ася» – лирические сцены 3 актах (5 картинах) на либретто Николая Маныкина-Невструева – впервые была поставлена 28 сентября 1900 года Московской частной оперой на сцене Театра Солодовникова (нынешнего Московского театра оперетты). Премьера состоялась под управлением автора, а декорации к спектаклю были созданы Михаилом Врубелем. После этого «Ася», занявшая достойнейшее место и в творчестве композитора, и в истории музыкального театра России, до революционных событий октября 1917 года была представлена еще несколько раз. В 1905 году, что для возрождения этого опуса в наше время чрезвычайно важно, были изданы клавир и партитура, и новой авторской редакцией оперы композитор продирижировал в Москве в 1906 году.

Сочинение удивительной красоты и пленительно воздушной, изысканной гармонии вписаться в «стальную героику» революционных процессов решительно не могло, и после революции опера «Ася» более не звучала, пополнив фонд незаслуженно забытых опусов отечественной музыки. И в связи с этим, пожалуй, даже можно сказать, что названное исполнение сочинения в Москве стало его мировой премьерой в XXI веке, несмотря на то, что мировая премьера, естественно, осталась в исторических рамках начала XX века.

Этот музыкально-театральный проект явил яркий апофеоз и еще одно приношение по случаю трех не так давно отмечавшихся связанных юбилеев. На 2019 год пришлись 160-летие композитора и 100-летие образования ГМПИ его имени, а на 2021 год – 155-летие Московской консерватории, которой, как было сказано ранее, многие годы, в том числе в труднейшее время революции и гражданской войны, чрезвычайно продуктивно руководил Михаил Ипполитов-Иванов, принявший новые политические реалии на явном позитиве!

Названная концертная версия – уникальный проект фонда «Русское исполнительское искусство» и ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова, подготовленный на основе архивных рукописных материалов из фондов композитора. Подзаголовок проекта – «Возрождение оперы». Это красноречиво говорит само за себя, и хочется верить, что это лишь один из этапов пристального изучения и возвращения в сферу концертного проката сочинений композитора, которые при его жизни имели большую известность и успех. Его наследие – это пять опер, ряд симфоний и оркестровых сюит, хоровых, камерно-инструментальных и вокальных сочинений. В наши дни возрождение отечественного культурного наследия – предмет особой заботы общества, так что работы в этом аспекте – непочатый край!

Музыкальный руководитель и дирижер проекта – Юрий Симонов (художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова). Коллективные участники проекта – Московский молодежный симфонический оркестр им. М.М. Ипполитова-Иванова, Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова (художественный руководитель – Геннадий Дмитряк) и Сводный хор ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова. Режиссер (semi-stage c условными костюмами а-ля XIX век и минимумом концертного реквизита) – Андрей Цветков-Толбин, руководитель проекта – Валерий Ворона (ректор ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова).

В партиях главной тройки персонажей – русских путешественников, которых судьба случайно сводит в небольшом немецком городке на Рейне в первой половине XIX века, – выступили сопрано Алина Яровая (Ася), тенор Сергей Петрищев (Гагин, ее сводный брат) и баритон Анджей Белецкий (NN, герой, от лица которого в литературном первоисточнике Тургенева ведется повествование). Но повесть и опера – субстанции, весьма далекие друг от друга, и ничего удивительного в этом нет: так было, есть и будет всегда. И на этот раз либретто, закономерно укрупняя незамысловатую линию сюжета повести, зиждущейся на тонких романтических переживаниях и неспешно-постепенном вовлечении в них читателя, по законам «плакатной» оперной драматургии выстроено практически безукоризненно.

При этом этнический фон происходящих событий в опере усилен, а сама опера после небольшой «созерцательной» прелюдии начинается «сразу» – без какого-либо предисловия – развернутой хоровой сценой студенческого праздника, который привлекает названную тройку героев и на котором, собственно, и происходит их встреча. В первом акте эпизодическую партию Сениора (главы корпорации студентов) не слишком впечатляя, но вполне зачетно проводит тенор Илья Легатов. В небольшом загородном саду с пивным буфетом и столиками для посетителей в центре второго акта – большая хоровая сцена с эффектным куплетным номером – песней Старого бурша. И с этим мощным хитом зычный и мощный бас Михаил Гужов, что называется, кладет зрительный зал на обе лопатки!

Третий акт (камерный на контрасте с двумя первыми) открывается изумительно лиричным антрактом. Первое и последнее свидание Аси и NN, становящееся для них роковым, происходит в одной из комнат у Фрау Луизе (меццо-сопрано Софья Славинская), и этот персонаж за вязанием, предваряя финальную сцену оперы, поет песню о Лорелее – прелестный мелодично-чувственный номер балладного склада. Эта певица на сей раз также берет на себя крошечную партию служанки Ганхен в сцене питейного застолья второго акта. И наконец, разговорная роль Фрица (мальчика в доме Гагиных, с помощью которого Ася сначала назначает, а затем переназначает свидание NN), поручена Илье Демину.

При всей камерности литературного повествования назвать камерной оперную форму на сей раз нельзя. Перед нами – внушительное музыкальное полотно, которое, несмотря на этнический немецкий колорит, создаваемый названными выше «вставными» номерами солистов и массовыми сценами хора, соткано из духовной и мировоззренческой русской ментальности, насквозь пропитано рафинированно чистой, сокровенно глубокой и ликующей в каждой ноте русскостью. Партитура «Аси» оригинальна и первозданна, но в ней так и слышится мелос Чайковского, так и ощущается то фундаментальное и вечное, романтически яркое и образное, что привнес в русскую музыку Римский-Корсаков. Сцены оперы, в которые на фоне этнической немецкой масштабности вовлечена тройка главных русских героев (Ася, Гагин и NN), – высокий и подлинно живой срез психологического музыкального театра, то сáмое, что могло вызреть исключительно на русской почве!

NN – «младший брат» пушкинского Евгения Онегина, которого в советское время школьные уроки литературы четко определили типичным представителем галереи лишних людей. Таков и NN, человек света, пресыщенный жизнью, ищущий, но не находящий себя в ней. За внешней респектабельностью и достатком, за отсутствием необходимости думать о средствах к существованию в облике NN проступает атрофия чувства ко всему живому и естественному, которое поначалу хотя и вызывает интерес, в итоге непременно разбивается о стену эгоизма и светских предрассудков. И если у Тургенева непосредственная в своей эмоциональности, отчасти диковатая и пугливая Ася (дочь крепостной Татьяны, с которой сошелся овдовевший барин) – чистое и «неразумное» дитя, то в опере Ипполитова-Иванова это, ни дать ни взять, вполне рассудительная, хотя и мечтательная пушкинская Татьяна!

В опере романтический градус отношений между Асей и NN, разворачивающихся в серии великолепных музыкальных номеров, во многом наследует Чайковскому, но драма этих отношений (как и у Чайковского, сопрано и баритона), рассказанная языком музыки, абсолютно (еще раз это подчеркнем!) первозданна. В первом акте большой экспликацией к развитию этих отношений служат сцены с ариозо и рассказом Гагина, после чего в финале звучит любовное ариозо Аси – полное страхов и надежд первое признание себе самóй в новом, неведомом для нее чувстве, зародившемся при встрече с NN. Второй акт начинается со сцены письма своему избраннику, но неожиданно переходит в большой развернутый дуэт Аси и Гагина, в результате чего в отношения двоих посвящается третий.

Естественно, при получении письма от Аси теперь уже NN признается себе в ответных любовных чувствах, но в последующем дуэте с Гагиным, в котором NN сообщает ему о записке Аси с назначением свидания, в чувствах героя-любовника наступает решительный перелом. Расчетливо-эгоистический прагматизм – вот в чём причина. Но это и неизбежный движитель финальной сцены оперы, в которой NN – вопреки обещанию Гагину – во всём обвиняет именно Асю. «Счастье было так возможно, так близко…», – это слова Татьяны из «Евгения Онегина» Чайковского, но эти же слова как нельзя лучше могли бы подойти NN, который, в отличие от «жалкого жребия» Онегина, завершает оперу, навсегда теряя свое счастье, возвышенно романтической мантрой «Вернись ко мне, люблю, люблю тебя!».

Единожды услышанное восхитило и очаровало, но для меломанов этого крайне мало! Для «изучения» этой оперы на уровне «Евгения Онегина» необходимо, чтобы она была в репертуаре театров. И всё же обсуждаемый проект, хотя по-настоящему харизматичными исполнителями в тройке главных героев похвастать так и не смог, стал морем подлинного упоения музыкой! Маэстро Юрий Симонов вернул ее слушателям, создав многокрасочное психологическое полотно с вплетением в него тончайших штрихов и нюансов. В проекте поразило многое, в том числе и звучание мощных хоровых страниц, так что возрождение оперы, однозначно, состоялось! Отныне «Ася» – не просто единица в сборнике оперных либретто, а вполне живая субстанция, навсегда завладевшая сердцами своих слушателей…

Фото Александра Иванова

Если вы сторонник здорового питания и магазина «Вкусвилл», то можете оформить доставку блюд по Москве и Санкт-Петербургу, а также в ближайший магазин этой сети совершенно бесплатно. Сервис https://bonkod.com/ru/store/vkusvill-gotovit/ поможет вам, а также предоставит различные скидки и промокоды.

реклама

вам может быть интересно

О богемном настроении Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Реклама