Долгожданный концерт

Вечер с Ольгой Перетятько и Григорием Шкарупой

С момента переноса этого концерта, который планировался еще в апреле, то есть в предыдущем сезоне, прошло ровно полгода, и в его вновь назначенную дату 8 октября, к радости московской публики, он, наконец, состоялся! Головокружительную карьеру наша соотечественница Ольга Перетятько сделала за рубежом и в настоящее время с мужем Григорием Шкарупой проживает в Берлине. Если в послужном списке известной певицы – брендовые оперные театры и концертные залы, а география ее творческих ангажементов – практически весь мир, то география гастрольных маршрутов Григория Шкарупы не столь пока обширна, ведь с 2015 года певец – солист Берлинской государственной оперы.

Связь с Россией, контакт со своей публикой певица не теряла никогда, регулярно возвращаясь на родину с концертными программами. Однако в нынешней геополитической ситуации, когда Европа отгородилась от нас враждебным «железным занавесом», а наша страна втянута в кровопролитную борьбу буквально за выживание нации – борьбу святую и праведную, – все мы априори понимали, что «бросок» наших соотечественников через европейский «железный занавес» ради этого концерта должен был вылиться в предприятие далеко не тривиальное! Но ведь русские не сдаются – не сдаются нигде и никогда, и в назначенный час оба исполнителя вышли на сцену…

Вечер состоялся на главной филармонической площадке Москвы – в Концертном зале имени Чайковского. Сопрано Ольга Перетятько и бас Григорий Шкарупа в сопровождении Российского национального молодежного симфонического оркестра, за дирижерский пульт которого встал Михаил Татарников, пели арии и дуэты из опер, то есть формат концерта оказался самым что ни на есть привычным и традиционным. Но интрига была заключена в том, что услышать этот семейный дуэт мы смогли впервые, а также в том, что подобного рода эксклюзивными концертами нас баловали в последние годы крайне редко, и поэтому статусность обсуждаемого события в глазах публики сразу же поднялась до максимума.

Так что в зале в этот вечер был явный аншлаг и царил восторженный прием публики – меломанов не проведешь! Во всех оперно-оркестровых вечерах с участием солистов, ради которых мы и спешим занять место в зрительном зале, каждый раз приходится «заодно» внимать и «разбавляющим арии» оркестровым связкам (в основном, оперным увертюрам, но не только). В части такого сопутствующего материала на этот раз прозвучали увертюры к операм «Сила судьбы» Верди и «Сорока-воровка» Россини, «Вакханалия» из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» и «Фарандола» из музыки Бизе к драме Доде́ «Арлезианка».

Названные пьесы – номера мелодически яркие, суперпопулярные, истинные шлягеры, из которых на этот раз на сердце и душу легла лишь французская музыка, в которой свой неукротимый темперамент, перенесенный на молодое симфоническое поколение России, дирижер всё же, к счастью, придержал в пользу внимания к нюансам. Но увертюры Верди и Россини безо всякой разницы в стилях были сыграны настолько напористо, брутально и громко, что заставили приуныть, особенно в «Сороке-воровке», ибо «многокилометровый» хронометраж этой увертюры для оперно-оркестровых вечеров при подобном исполнении – поистине изощреннейшее испытание на меломанскую прочность!

Первый же выход Григория Шкарупы – ария Кончака из «Князя Игоря» Бородина – показал, что по фактуре это всё же довольно пластичный и культурный бас-баритон, и поэтому выбор номера, для которого требуется сочная фактура баса-профундо и развитое звучание грудного регистра, оказался не в пользу исполнителя. Совсем другое дело – речитатив и ария Прочиды из «Сицилийской вечерни» Верди, в которые певец «вписался» абсолютно органично, хотя при этом подумалось, что если бы эта ария прозвучала не на итальянском, а на родном для нее французском языке, было бы вообще здóрово!

И ария Ральфа из «Пертской красавицы» Бизе сразу же показала, что французский репертуар лег на голос певца изумительно элегантно. Вернувшись к итальянской опере – к «Севильскому цирюльнику» Россини, – из хрестоматийной арии Дона Базилио о клевете артист сумел создать не менее элегантную вокальную картинку. А уже после исполненных под занавес программы дуэтов с Ольгой Перетятько из опер Доницетти – Дона Паскуале и Норины из «Дона Паскуале», а также прозвучавшего на бис дуэта Дулькамары и Адины из «Любовного напитка» – стало окончательно ясно, что в комическом репертуаре бельканто певец также стопроцентно ощущает себя, как рыба в воде!

Французско-итальянской предстала и сольная часть выступления Ольги Перетятько. Французский раздел составили вальс Маргариты (ария с жемчугом) из «Фауста» Гуно и каватина Лейлы из «Искателей жемчуга» Бизе, а итальянский – каватина Норины из «Дона Паскуале» Доницетти, прелестная вокальная миниатюра «Поцелуй» (вальс на музыку Луиджи Ардити), а также исполненная на бис с поистине фантастическими каденциями и фиоритурами каватина Розины из «Севильского цирюльника» Россини.

Ольга Перетятько – признанная мастерица бельканто, подлинная виртуозка лирико-колоратурного и лирического амплуа. Когда-то для выбора исполнительской белькантовой стези мощный импульс певице дала Accademia Rossiniana, и, похоже, вовсе не случайно, что на бис прозвучал Россини. Заведомо предсказуемым оказалось и то, что искрометной фееричностью, эмоциональным выплеском чувственной энергетики также была наполнена предъявленная певицей трактовка каватины Норины. Ювелирная точность и филигранная тонкость серебристо-хрустального звучания певицы захватили и в элегичной каватине Лейлы, и в подвижно-энергичном вальсе Маргариты, и в вальсовой игривости Ардити…

При этом дуэт из «Любовного напитка» (после впечатляющего разогрева публики на дуэте из «Дона Паскуале») стал той финальной точкой, после которой не осталось никаких сомнений в том, что «презентация» нового семейного дуэта в России удалась на славу!

Фото предоставлены пресс-службой Московской филармонии

реклама

вам может быть интересно