Вечер фортепианного дуэта в Центре Образцовой

27 октября (пятница) 2023 в 19:00 в зале Культурного центра Елены Образцовой в центре Санкт-Петербурга состоится вечер фортепианного дуэта. Исполнители — лауреаты международных конкурсов Иван Фёдоров и Олег Гуженко.

Дуэт пианистов существует в двух вариантах: четырехручная игра на одном рояле и на двух. Игра пианистов на двух роялях — это всегда концертность, блеск, масштабность и звуковая мощь.

Игра в четыре руки на одном инструменте — полная противоположность, она ассоциируется с духом камерности, атмосферой домашнего музицирования. Но и здесь непритязательность и теплота душевного высказывания могут совмещаться с широтой замысла и богатством красок.

Именно этому жанру музицирования и посвящен вечер.

В программе концерта будут представлены шедевры зарубежных и русских композиторов для фортепиано в 4 руки:

Шуберт. Фантазия фа минор, op. 108
Брамс. Венгерские танцы, I тетрадь (№№ 1-5)
Рахманинов. Шесть пьес, op. 11
Гаврилин. Вальс. Тарантелла

Откроет четырехручную программу Фантазия Франца Шуберта (1797—1829) фа минор, опус 108. Над всеми дуэтами композитора возвышается фа-минорная фантазия, написанная в последний год жизни. Это бесспорно лучшая из фортепианных фантазий Шуберта. Крупное одночастное произведение включает в себя четыре ясных раздела, напоминающих последование частей в сонатно-симфоническом цикле. Первая, лирическая фа-минорная тема, окрашенная венгерским колоритом, постепенно развивается в сторону драматизма и патетики. Великолепное Largo напоминает по своему интонационному складу героические арии итальянской оперы и генделевских ораторий. В третьем эпизоде, Allegro vivace (по существу — менуэт и трио), предстает Шуберт — лирик и миниатюрист. Последний раздел представляет собой свободную репризу начального эпизода. Напряженная полифоническая разработка приводит к огромному драматическому нарастанию в конце.

Венгерские танцы Иоганнеса Брамса (1833—1897) принадлежат к числу самым популярных сочинений выдающегося немецкого композитора. Написанные в 1858—1869 гг., они явились данью восхищения композитором венгерским фольклором. Композитор скромно обозначил свою работу как аранжировку, оговорив, правда, в беседе с одним другом, что на национальные напевы он «взглянул романтическим оком». Но это не просто гармонизации напевов. В рамках одной пьесы Брамс обычно сочетает несколько контрастных мелодий, отшлифовывает их, варьирует, свободно вплетает изобретенные им темы. Время, когда создавались эти пьесы, было для Брамса временем начала творческой зрелости и расцвета. Венгерские танцы стали шедевром, оставшимся в веках.

Рахманиновские Шесть пьес для фортепиано в 4 руки op. 11 (Баркарола, Скерцо, Русская песня, Вальс, Романс и «Слава») созданы в 1894 году, 21-летним композитором. В цикле господствует три образных начала, характерных и для других сочинений молодого Рахманинова (1873—1943): лирическое, которому принадлежат Баркарола и Романс, скерцозное — собственно Скерцо и Вальс, и эпическое — Русская песня и «Слава». В Баркароле ярко выражено трепетное отношение композитора к природе: до Рахманинова в русской музыке не было пейзажиста такой силы. Грациозный Вальс продолжает линию, начатую 6-ручным вальсом, написанным для трех сестер Скалон, в одну из которых он был влюблен. В элегически задушевной Русской песне Рахманинов использует напев «Во всю-то ночь мы тёмную», гармонизацию которого он выполнил в 1891 году, ещё обучаясь в консерватории. А торжественная «Слава» основана на знаменитой народной величальной мелодии, которую до этого цитировали Мусоргский в «Борисе Годунове» и Римский-Корсаков в «Царской невесте». Широта образного диапазона, блестящий пианизм позволяют считать Шесть пьес одним из лучших русских сочинений для четырехручной игры.

Об исполнителях:

Пианист Иван Фёдоров окончил Московскую государственную консерваторию им. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Сергея Доренского), там же прошел ассистентуру-стажировку. Лауреат международных конкурсов в Европе, США и России. Основатель и главный редактор сайта-энциклопедии Belcanto.ru.

Пианист Олег Гуженко окончил в Санкт-Петербургскую консерватории им. Римского-Корсакова (класс Народной артистки России, профессора Екатерины Муриной). Лауреат международных конкурсов в Европе и России.

Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 65 (3 этаж, станция метро «Маяковская»), Культурный центр Елены Образцовой
27 октября (пятница) 2023 года, в 19:00
Стоимость билета — 1000 руб.
Заказ билетов по тел.: +7 911 928-80-99 (WhatsApp, Telegram)
Группа ВКонтакте

реклама