Мюзиклы на фестивале в Глиммерглассе

Мюзикл «Потерявшийся в звёздах» Курта Вайля. Karli Cadel / The Glimmerglass Festival

Серию отчетов о летних фестивалях продолжает наш обзор о форуме в Глиммерглассе (США). В этом году там были представлены две оперы («Аида» Верди и «Армида» Люлли) и два знаменитых мюзикла — «Затерянный в звездах» Курта Вайля и «Продавец музыки» Мередита Уилсона. Представляем две переводных рецензии на мюзикловую программу фестиваля.

Мюзикл «Потерявшийся в звёздах» Курта Вайля выглядел «потерянным» на фестивале Глиммергласс

После многих сезонов, когда каждое лето показывали по четыре оперы, в этом году фестиваль Глиммергласс представил только две оперы, но потратил половину бюджета на мюзиклы.

Интерес фестиваля к мюзиклам берёт начало в 2008 году. Я говорю о постановке мюзикла Кола Портера «Целуй меня, Кэт». Это было до вступления в должность художественного директора Франчески Замбелло, но она дала обещание в каждом сезоне ставить по мюзиклу, начав с «Энни, вытаскивай свой пистолет» в прошлом году и продолжая традицию мюзиклом «Продавец музыки».

В этом году, к величайшему сожалению любителей оперы, в программы добавился ещё один мюзикл — «Потерявшийся в звездах» («Lost in the Stars») Курта Вайля, его последний мюзикл, который композитор написал для Бродвея в завершении своей карьеры. Если эта тенденция сохранится, то Глиммергласс рискует превратиться в типовой разрекламированный летний театр. Конечно, нет ничего плохого в летних мюзиклах, если вы любите подобные вещи, но это шаг в неверном направлении для оперного фестиваля, стремящегося завоевать мировую известность.

Верно, что в своих работах для американских театров Вайль пытался стереть границы между мюзиклом и оперой, усиленно пытаясь покорить именно Бродвей, а не «Метрополитен». Максвелл Андерсон адаптировал роман Алана Патона «Плачь, любимая страна» для либретто к мюзиклу. Этот роман о темнокожем англиканском священнике в южных штатах Америке, чей сын обвинён в убийстве белого мужчины. Это произведение удовлетворило желание Вайля написать что-то о темнокожих жителях Америки. На это его, возможно, вдохновила опера «Порги и Бесс», которую он видел сразу после приезда в Америку. Как и Гершвин, Вайль потребовал участия в постановке темнокожих певцов и написал главную партию для баритона Тодда Данкана, который первоначально пел Порги. Сходства на этом не заканчиваются, ибо подражание стилю Гершвина настолько явно, что не вызывает приятных эмоций.

Как и большинство мюзиклов, «Потерявшийся в звездах» соединяет воедино серию песен с диалогами с использованием проверенных музыкальных приёмов, к примеру, хора в качестве средства монтажа. Энергичная музыкальная пародия «О, трамвай!» на мультсериал «Симпсоны» служит той же цели.

В этой постановке, выполненной под руководством актёра Тейзвелла Томпсона для театра «Кептаун-Опера» из ЮАР и Глиммергласского фестиваля, было принято решение включить все музыкальные номера, в том числе песни, добавленные в партитуру позже, без купюр, что превратило мюзикл в нечто долгое и скучное.

Исполнители, в число которых вошли молодые артисты Глиммергласса и исполнители из Южной Африки, проявили себя по-разному.

Эрик Оуэн в партии Стивена Кумало приятно порадовал вполне сносным южноафриканским акцентом и приятным баритоном, совсем не похожим на тот, который звучал в «Аиде» предыдущим вечером. Однако исполнитель казался немного уставшим, видимо из-за трёх выступлений за два дня. Тенор Шон Паниккар в партии Лидера радовал чистым, деликатным голосом, в то время как меццо-сопрано Брэнди Линн Хоукинз (в партии Ирины) произвела наилучшее впечатление среди всех молодых артистов. Начинающий исполнитель Калеб Мак-Лауглин продемонстрировал самое динамическое, но немного неустойчивое исполнение песни «Big Mole» в роли Алекса, племянника Стивена.

Постановка не отличается особой изобретательностью. Действие проходит на тусклом сером фоне, который напоминает смятую жестяную стену с некоторыми элементами, исполняющими роль перегородки (костюмы и декорации Майкла Митчелла).

Дирижёр Джон Демайн дирижировал двумя мюзиклами на фестивале этого года, и он выполнил достойную работу. Несложная музыка легко воспроизводилась камерным оркестром — без скрипок, красиво прописанные партии для духовых, с вкраплениями аккордеона и барабана. Определённые голливудские украшения Вайля, например, вездесущая арфа, предвосхищающая важные выводы, быстро надоедает. Лучше было бы, если бы это произведение осталось там, где Вайль и хотел его видеть — на Бродвее.

Чарльз Дауни, 29 июля 2012 года
Источник

«Продавец музыки» восхищает на фестивале в Глиммерглассе

Постановка мюзикла «Продавец музыки» («The Music Man») Мередита Уилсона на сцене фестиваля в Глимерглассе порадовала всем: талантливый состав исполнителей, чудесная музыка, режиссура, хореография, дизайн — всё гармонично связано между собой, начиная с самой увертюры.

«Продавец музыки» Мередита Уилсона на сцене фестиваля в Глимерглассе

Режиссёр, она же хореограф Марсия Милгром Додж решила перенести время действия в 1946 год, а не оставаться в 1912-м, как было в оригинальной постановке. Действие, как и прежде, происходит в маленьком городке в штате Айова, так что все разговорные выражения не потеряли своего смысла. Но обновление мюзикла позволило зрителям прочувствовать ностальгию по тем временам в полной мере.

Додж хорошо проявила себя в правильном выборе исполнителей. Все певцы/актёры на своих местах. История, рассказанная нам посредством песен и хореографии, увлекает, она даёт нам энергию.

В самом начале мы встречаем людей этого маленького, тесного городка. Приезжает продавец Гарольд Хилл (Дуайн Крофт) и легко и просто обводит вокруг пальца всех, кроме старой девы Мэриан, которая работает библиотекарем (Элизабет Футрэл). Выдавая себя за лидера группы, он продаёт всем музыкальные инструменты, форму и учебники, оживляя город. Можете себе представить, что Гарольд и Мэриан сталкиваются лбами, но затем влюбляются друг в друга, что заставляет Хилла оставить свои грязные делишки.

Есть также побочная сюжетная линия, касающаяся дочери майора и мальчика из другой части города и матери Мэриан, которая любит быть в курсе всех дел и шепелявого Винтропа. Все они связаны воедино в прекрасной книге Уилсона, музыке и текстах песен.

Это выдающийся мюзикл с талантливым составом исполнителей, включая ансамбль, которым удалось и развлечь зрителей, и заставить их поверить в происходящее. Стоит особо отметить (хотя отметить можно всех) Синди Голд (миссис Пэру), Генри Вейгера (Винтроп), Джейка Гардинера и Эрнестину Джексон в партиях майора и его жены, а также Джоша Уолдена в роли Марселя.

Крофт и Футрэл — великолепные поющие актёры. У Крофта есть харизма и шарм. К слову, он является обладателем самого богатого голоса из всех, что я слышал. В дуэте с Футрэл прозвучала чудесная песня «Till There Was You», которую можно назвать жемчужиной вечера. Мэриан в исполнении Футрэл была неотразимой, душевной, забавной, чуть сварливой и полной жизни. В первый раз я на самом деле поверил в то, что Мэриан влюбилась в Гарольда, приняв все его недостатки, не будучи при этом своеобразным ковриком для ног, одним словом, тряпкой. И её голос звучал безупречно. Высокие ноты были исполнены хорошо, контролировались певицей всецело, фразировка была отменной.

Как и всегда на фестивале в Глиммерглассе, без преувеличений, волнительно и приятно слушать прекрасное исполнение оркестра и «живой» вокал. Цитируя Додж:

«История Гарольда Хилла, который обманывает целый город, а потом находит свою настоящую любовь, позволяет современной аудитории забыть о своих проблемах и послушаться веления своего сердца».

Дэвид Лауэнстайн, 30 июля 2012 года
Источник

Перевод Юлии Пневой

Фото: Karli Cadel / The Glimmerglass Festival

реклама

Ссылки по теме

рекомендуем

смотрите также

Реклама