Оперетты и мюзиклы на Belcanto.ru →
Мюзикл (также мьюзикл; англ. Musical) — музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность; характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьёзных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами.
Возникновение мюзикла связывают со сложившимися в последней трети 19 века американскими театрально-музыкальными формами «увеселений» и «экстраваганц». Экстраваганца «Мрачный жулик», показанная в театре «Ниблос Гарден» (Бродвей, Нью-Йорк) в 1866 и продержавшаяся на сцене четверть века, вызвав серию подражаний, уже имела нек-рые признаки мюзикла. Своеобразными бурлескными приёмами (вплоть до цирковых номеров) отличались постановки с музыкой У. К. Кука, в которых участвовали негритянские артисты Б. Уильямс, Д. Уокер.
В конце 19 — начале 20 вв. элементы мюзикла прослеживаются во взаимодействии форм минстрел-шоу с комической оперой и развивавшейся на американской почве европейской опереттой. Таковы комические оперы У. Спенсера («Маленький магнат», 1886), В. Морзе («Уанг», 1891), Дж. Ф. Сузы («Капитан», 1886), Р. де Коуэна («Робин Гуд», 1890) и др., оперетты приехавших из Европы В. Херберта («Несносная Мариэтта», 1910), Р. Фримля, З. Ромберга.
Следующий этап становления мюзикла связан с обогащением его элементами мюзик-холла и ревю; сентиментальные песни сменяются музыкой в стиле регтайма и танцами типа чечётки. Подобные постановки, не связанные общей драматургической линией, осуществлялись высокопрофессиональными группами («Зигфельд фоллиз» и др.) и артистами (Т. Пэстор, Ф. Брайз и др.). Эти постановки состояли из песенных шлягеров, танцев; они содержали отдельные яркие номера, но не были рассчитаны на долгую сценическую жизнь. Один из представителей этого направления — композитор, режиссёр и актёр Дж. Коэн («45 минут с Бродвея», 1906, и др.).
В 20-е — начале 30-х гг. многие постановки стали называть музыкальными комедиями (мьюзикл комеди). Это — «Плавучий театр» (1927) и «Роберта» (1933) Дж. Керна, «Нет, нет, Нинетта!» В. Юменса (1925), «Леди, будьте добры» (1924) и «О тебе я пою» (1931) Дж. Гершвина (последний спектакль уже целиком отвечал всем основным требованиям жанра мюзикла). Для лучших постановок этих лет характерны острая драм. коллизия, более развитые муз. формы, отразившие влияние джаза, особенно стиля «суинг», а также использование элементов фольклора. К концу 20-х гг. название «мьюзикл комеди» трансформировалось в термин «мюзикл», в чём нашло выражение стремление к постановке более серьёзных проблем.
1930-40-е гг. — время интенсивного развития — мюзикла. Муз. фильмы, появившиеся в эти годы («Волшебник страны Оз» и др.), способствовали повышению динамизма мюзикла (использование принципа монтажа и др.). Сложнее стала муз. драматургия (что было связано с повышением этич. и художеств. задач), расширилась тематика; сюжеты, обращенные к насущным жизненным проблемам, подчас завершались трагич. развязкой вместо традиц. «счастливого конца» («happy end»).
В муз. драме 1940-х гг. развитая хореография сменила танц. номера вставного типа. В постановках участвовали ведущие хореографы: Дж. Баланчин, X. Лимон, X. Холм, А. де Милль, Э. Соколова и др. Усложнился муз. язык, песенные структуры стали более развитыми. В мюзиклах стала использоваться муз. драматургия сквозного типа, нек-рые эпизоды получили симфонич. развитие. В эти годы начали творч. деятельность комп. И. Берлин, К. Портер, К. Вейль, X. Роум, X. Эрлин, А. Суорц, В. Дьюк, создавшие свои лучшие произв. после 2-й мировой войны 1939–45. Появились первые М. мастера этого жанра Р. Роджерса («Оклахома!», 1943, и др.). В 1943 была осуществлена пост. «Кармен Джоунз» — своеобразный негр. вариант «Кармен» Бизе (муз. аранж. Р. Р. Беннетта). Лучшие исполнители этих лет — Н. Террис, Э. Мёрмен, М. Мартин, Г. Лоуренс, Дж. Бледзоу, Дж. Дуранти, Ф. Астер, Дж. Келли, Э. Пинца, А. Дрейк. Наиболее известные постановщики — Ф. Зигфельд, Р. Мамулян, Дж. Эббот, Э. Казан.
Периодом расцвета мюзикла стали послевоенные годы, особенно кон. 1950-х гг. Ряд постановок был осуществлён на весьма высоком художеств. уровне. Авторы стали требовательнее в выборе литературного и муз. материала (мн. М. созданы на сюжеты Плавта, Вольтера, Диккенса, Шекспира, Шоу, амер. писателей Ю. О’Нила, Т. Уайлдера, M. Андерсена, Т. Капоте (Кейпота), правда, подчас в несколько «облегчённых» вариантах). Выдвинулись талантливые либреттисты — А. Гершвин, О. Харбах, Л. Харт, О. Хаммерстайн младший, Дж. Мерсер, позднее Б. Кэмден и А. Грин, А. Дж. Лернер, С. Зондхейм и др.
Муз. язык постановок, основой к-рого оставалась яркая мелодич. образность, обогатился более развитой хроматикой и диссонантностью, отходя от элементарных гармонич. последований и кадансов. Подготовка всего муз. материала спектакля осуществлялась опытными аранжировщиками Беннеттом, Ф. Ленгом, Д. Уокером, А. Превиным и др. Расширилась эмоциональная выразительность — от проникновенного лиризма до сатирич. характерности. Обогащается тематика мюзикла — наряду с любовными привлекаются исторические, фольклорные сюжеты и политич. сатира.
Лучшие мюзиклы этого периода — «Держи ружьё, Энн» Берлина (1946), «Целуй меня, Кэт» (1948) и «Канкан» (1954) К. Портера, «Карусель» (1945), «На юге Тихого океана» (1949), «Король и я» (1951) и «Звуки музыки» (1959) Р. Роджерса, «Затерянный в звёздах» К. Вейля (1949), «Парни и куколки» Ф. Лёссера (1950), «Хорошо бы ты была рядом» X. Роума (1952), «Крошка Эбнер» Дж. де Поула (1956), «Чёртовы янки» Р. Адлера (1955), «В городе новенькая» Б. Меррилла (1957), «Звонят звонки» Дж. Стайна (1956), «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу (1956), «Вестсайдская история» Л. Бернстайна (постановщик и хореограф Дж. Роббинс) и «Музыкальный человек» М. Уилсона (оба — 1957) — окончательно утвердили жанр М. в США и сделали его популярным в странах Европы. Начиная с 1950-х гг. каждый удачный мюзикл экранизировался, становясь достоянием широкой аудитории.
Из поставленных мюзиклов 1960-х гг. приобрели известность «Как достичь успеха, не прилагая особых усилий» Ф. Лёссера (1961), «Прощай, Бэрди» Ч. Строуза (1960), «Скрипач на крыше» (по Шолом-Алейхему) Дж. Бока, «Хэлло, Долли!» Дж. Хермена, «Смешная девчонка» Стайна (все — 1964), «Человек из Ламанчи» М. Ли (1966), «Однажды в ясный день» Б. Лейна (1967) и др. Выдвинулись исполнители — Л. Хорн, Г. Вэрдон, Дж. Холидей, Дж. Эндрьюс, Д. Керрол и Б. Стрейзанд, Р. Пристон, Р. Гуле, С. Чаплин, С. Дейвис младший, Р. Морзе, З. Мостелл.
Как правило, постановки мюзиклов отличают высокий профессионализм (кроме навыков драм. актёра, исполнители должны обладать вок. и хореографич. подготовкой), большая эмоциональная и чисто физич. отдача всех участников. В то же время ориентация на коммерч. успех ограничивает авторов и постановщиков жёсткими жанровыми стереотипами и структурными рамками; это же приводит к сверхинтенсивному прокату (8 спектаклей в неделю; напр., «Моя прекрасная леди» — 2717 спектаклей подряд, «Оклахома!» — 2248).
Мелодии лучших песен из мюзиклов часто получают самостоятельную жизнь и значительно переживают спектакли. Существует практика возобновления мюзикла в новой постановке (напр., «Пижамная игра» Эдлера, 1954 и 1973). Все последующие пост. данного мюзикла основываются обычно на традициях первого бродвейского спектакля.
Конец 60-х гг. отмечен кризисом мюзикла — за это время не появилось ни одного спектакля, сравнимого с постановками предшеств. периода и достаточно долго удерживавшегося на сцене. Это объясняется вытеснением мюзикла новым жанром — рок-мюзиклом (или рок-оперой), связанным с молодёжным движением в США и возникновением в музыке стиля бит (постановки «Волосы» Г. Макдермотта, 1967; «Иисус Христос — суперстар» Э. Л. Уэббера, 1970; «Годспелл» С. Шоурца, 1971, и др.) (см. Поп-музыка).
В конце 50-х гг. интерес к мюзиклу возник в Великобритании («Оливер» Л. Барта, 1960), Франции, Австрии, ФРГ, Чехословакии. В СССР поставлены «Моя прекрасная леди», «Вестсайдская история», «Как достичь успеха, не прилагая особых усилий», «Человек из Ламанчи», «Хелло, Долли!» и др.
А. В. Волынцев, Дж. К. Михайлов
Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Термин «мюзикл» возник в США во 2-й пол. 19 в. и первоначально относился к различного рода театрально-музыкальным увеселениям, шоу, комедиям с музыкой и народным операм, которые заимствовали элементы европейской комической оперы, оперетты и мюзик-холла. Создатели таких произведений нередко черпали материал в народной музыке, обращались к новым музыкальным стилям. Лучшие из популярных комедий, поставленные на Бродвее в 20-30-х гг. 20 в., уже во многом отвечали основным требованиям жанра мюзикла, имели развёрнутую драматургическую основу, развитые музыкальные формы, обилие танцевальных эпизодов и др. Таковы музыкальные комедии Дж. Гершвина — «Леди, будьте добры» (1924), «Смешное лицо» (1927) и «О тебе я пою» (1931); Дж. Керна — «Салли» (1920), «Плавучий театр» (1928) и «Робйрта» (1933); В. Юменса — «Нет, нет, Нанетта!» (1925) и др.
30-40-е гг. — время интенсивного развития мюзикла. Совершенствовались его выразительные средства, расширялась тематика и эмоциональный диапазон, всё большее место в них занимали действенные хореографич. сцены. Именно в это время в мюзикле начали работать ведущие амер. балетмейстеры (Дж. Баланчин, Х. Хольм, А. Де Милль, Х. Тамирис, Дж. Роббинс). Одновременно появлялось мн. муз. фильмов, способствовавших широкой популярности мюзикла.
Были поставлены: «На пуантах» Роджерса (1933), «Я женился на ангеле», «Дети на руках» (оба — 1937), «Луизианская сделка» — все балетм. Баланчин; «Оклахома!» (1943) и «Карусель» (1945) Роджерса, «Бригадун» (1947) и «Покрась свой фургон» (1951) Лоу — все балетм. Де Милль; «О городке» Бернстайна (1944), «Малютка в миллиард долларов» (1946), «Высокие ботинки на пуговках» (1947), «Смотри, мама, я танцую» (1947) — все балетм. Роббинс; «Целуй меня, Кэт!» Портера (1948, балетм. Хольм); «Анни, возьми своё ружьё» Берлина (1946, балетм. Тамирис) и др.
Наибольшего расцвета мюзикл в США достиг в 50-х — нач. 60-х гг. Для бродвейских постановок этого периода характерен общий высокий художеств. и исполнительский уровень. Основой либретто для мюзиклов нередко служили произведения классич. и совр. литературы и драматургии (Шекспир, Вольтер, Диккенс, Шоу, Уайлдер и др.). Соответственно расширялся тематический диапазон мюзикла, включавший лирику, социальную сатиру, исторические, фольклорные и сказочные сюжеты. Усложнялся и обогащался их муз. язык.
Выдвинулись исполнители, сочетавшие талант драматического актёра, певца и танцовщика. Появление новой плеяды балетмейстеров повысило в мюзикле удельный вес хореографии. Г. Чемпион, М. Кидд, Р. Фосс, Г. Росс создали новый тип драматически насыщенного танца, добились его неразрывного единства с действием. В их пост. развёрнутые хореографич. сцены заняли место, отводившееся ранее вставным танц. номерам. Танец стал одним из важнейших средств раскрытия внутр. мира героев, средством создания определённого настроения, обнажения драматич. коллизий, т. е. стал художественно необходимым.
Это особенно ярко проявилось в постановках: Роббинса — «Зовите меня Мадам» Берлина (1950), «Король и я» Роджерса (1951), «Звонят звонки» Стайна (1956), «Вестсайдская история» Бернстайна (1957), «Цыганка» (1959); «Скрипач на крыше» Бока (1964); Фосса — «Игра в пижамы» (1954) и «Проклятые янки» (1955) Эдлера, «Милая Чарити» Коулмена (1966); Хольм — «Моя прекрасная леди» Лоу (1956); Чемпиона — «Прощай, Берди!» Строуза (1960), «Хэлло, Долли!» Хермена (1964); Кидда — «Пареньки и куколки» Лёссера (1951), «Канкан» Портера (1953); Де Милль — «Квамина» (1961).
В конце 50-х гг. появились произведения в жанре мюзикла, отличавшиеся высоким уровнем хореографии, в Великобритании («Оливер» Барта, балетм. О. Уайт), Франции, Австрии, ФРГ, Чехословакии.
В СССР в 1970-е гг. поставлены мюзиклы: «Моя прекрасная леди» Лоу (Моск. театр оперетты, балетм. Г. А. Шаховская; Ленингр. театр муз. комедии, балетм. Р. И. Гербек), «Как сделать карьеру» Лёссера (балетм. С. П. Кузнецов) и «Мой друг Бенбери» Натчинского (балетм. Х. Васмер-Витт) — оба в Ленингр. театре муз. комедии, «В ту ночь…» — монтаж мьюзиклов Бернстайна, Роджерса и Хермена (театр «Эстония», балетм. К. Саареке), «Хэлло, Долли!» Хермена (Свердловский театр муз. комедии, балетм. С. П. Кузнецов), «Целуй меня, Кэт!» Портера (Театр-студия киноактёра, Москва, балетм. Т. Н. Кудашова; Ленингр. театр муз. комедии, балетм. Р. И. Гербек). Пост. также М., созданные сов. композиторами: «Весна в Москве» Богословского (балетм. Д. В. Плоткин), «Нет меня счастливее» Эшпая (балетм. Р. А. Цулукидзе), «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал» Кремера и Николаева (балетм. В. А. Гонсалес) и «Старая комедия» Фельцмана (балетм. Л. Г. Таубэ) — все в Моск. театре оперетты; «Свадьба Кречинского» Колкера (балетм. С. П. Кузнецов и Н. В. Пельцер), «Приключения Тома Сойера» Баневича (балетм. Л. Г. Барышев) — все в Ленингр. театре муз. комедии; «Легенда в музыке» Вальгре и Раудмяэ (балетм. Э. Суве), «Пеппи Длинный чулок» Винтера и Раудмяэ (балетм. Э. Экстон) — оба в театре «Эстония», и др.
Литература: Волынцев А., Азбука жанра, «Т», 1967, № 9; Smith С., A quarter century of musical comedy’s choreography, в кн.: 25 Years of American dance, N.Y., 1951; В or off D., Impressions of today’s musical comedy dancers, «Dance magazine», 1957, v. 31, № 9; Ewen D., The Story of America’s musical theatre, Phil. — N.Y., [1968].
B. M. Паппе