Без Гран-при, но с роскошными первыми премиями!

Вспоминая XXVII Международный конкурс вокалистов имени Глинки

Главный конкурсный бренд, на правах преемственности доставшийся России после распада Советского Союза, безусловно, – Международный конкурс им. П.И. Чайковского в Москве, но к его состязаниям вокалисты присоединились лишь на третьем конкурсе с 1966 года. А Конкурс вокалистов им. М.И. Глинки состоялся в Москве впервые в 1960-м, то есть шестью годами ранее. Он задумывался как всесоюзный, и первые три конкурса (1960, 1962, 1965) прошли именно в Москве. Начиная с четвертого Конкурс им. М.И. Глинки расширил свою географию и стал проводиться в столицах союзных республик.

До распада СССР конкурс побывал в Киеве (1968), Вильнюсе (1971), Кишинёве (1973), Тбилиси (1975), Ташкенте (1977), Таллине (1979), Минске (1981), Ереване (1984), Баку (1987), Риге (1989) и Алма-Ате (1991), а после сразу же приобрел статус международного и стал проводиться в разных городах России. Конкурс им. М.И. Глинки побывал в Смоленске (1993), Уфе (1995), Самаре (1997), Казани (1999), Челябинске (2001), Астрахани (2003), снова в Челябинске (2005, 2007) и снова в Москве (2009, 2011, 2014). За эти годы с момента первого проведения в Москве конкурс стабильно выдерживал периодичность в 2-3 года.

В 1968–2009 годах бессменным председателем жюри Конкурса им. М.И. Глинки была выдающаяся отечественная певица Ирина Константиновна Архипова (1925–2010), но после конкурсов 2011 и 2014 годов, состоявшихся в Москве после ее ухода из жизни, в истории этого вокального смотра случился пятилетний перерыв. Он был возрожден в 2019 году по инициативе одной из ярчайших академических исполнительниц нашего времени Альбины Шагимуратовой – лауреата XXI Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки в Челябинске (2005, I премия), и под ее председательством в жюри XXVI Международный конкурс вокалистов им. М.И. Глинки состоялся в Казани.

Прошло еще пять долгих лет, и в год 220-летия со дня рождения величайшего русского композитора (1804–1857), основоположника традиции русской национальной оперы, с 8 по 16 октября 2004 года – при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Президентского фонда культурных инициатив и «Газпромбанка» – XXVII Международный конкурс вокалистов им. М.И. Глинки состоялся в Москве. Все туры его прослушиваний, а также открытие и закрытие, прошли в МКЗ «Зарядье». После того вопиющего казуса, когда вокальный раздел Конкурса им. П.И. Чайковского у Москвы «под шумок увёл» Петербург, конкурса подобного ранга с 2014 года – с момента последнего проведения здесь Конкурса им. М.И. Глинки – не было в Москве целое десятилетие!

Именно это обстоятельство, когда конкурс на сей раз «пришел к тебе домой», как раз и побудило автора этих строк посетить все его прослушивания с первого тура до финала и гала-концерт по случаю торжественного открытия. В силу накладки другого мероприятия, к сожалению, не удалось посетить награждение и концерт лауреатов 16 октября, однако по факту приобретенных за дни конкурса впечатлений это было уже не принципиально важно. Не иначе как по иронии судьбы между Конкурсами им. М.И. Глинки 2014-го, 2019-го и 2024 годов образовался интервал в пять лет, но ожидается, что теперь конкурс вернется к периодичности раз в два года. Станет ли конкурс вновь разъездным по городам России или же он отныне нашел свой дом в Москве в «Зарядье», покажет время. Но если этот конкурс всё же получит постоянную прописку в Москве, то это будет его совершенно естественное и оправданное возвращение на свою историческую родину.

Можно лишь только порадоваться, что в лице Альбины Шагимуратовой Конкурс им. М.И. Глинки после Ирины Архиповой обрел свою новую деятельную хозяйку! Довольно символично, что сопрано Альбина Шагимуратова, с сезона 2018/19 солистка Мариинского театра, лауреатом I премии XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского стала в 2007 году – в тот год, когда вокалисты в последний раз состязались в Москве. И сегодня, притом что Конкурс им. М.И. Глинки никогда не проходил в Санкт-Петербурге, певица, будучи председателем жюри Конкурса вокалистов им. М.И. Глинки, словно являет собой связующую нить между Петербургом и Москвой. На поприще этого конкурса, в этом благородном деле, хочется пожелать ей всяческих успехов и неугасающей энергичности!

Итак, Москва, 8–16 октября 2024 года, XXVII Международный конкурс вокалистов им. М.И. Глинки, МКЗ «Зарядье». Председатель жюри (а также художественный руководитель конкурса) Альбина Шагимуратова смогла собрать впечатляющий судейский состав:

Сергей Лейферкус (Россия) – баритон, в прошлом солист Михайловского и Мариинского театров, лауреат V Всесоюзного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки в Вильнюсе (1971, III премия [I и II премии тогда присуждены не были]);
Ольга Бородина (Россия) – меццо-сопрано, с 1988 года солистка Мариинского театра, лауреат XII Всесоюзного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки в Баку (1987, I премия);
Михаил Казаков (Россия) – бас, с 2001 года солист Большого театра России, лауреат XVIII Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки в Казани (1999, Гран-при [единственный за всю историю этого конкурса!]); лауреат XII Международного конкурса им. П.И. Чайковского в Москве (2002, I премия);
Гульшан Азизова (Узбекистан) – сопрано, с 1989 года солистка Большого театра Узбекистана им. А. Навои в Ташкенте, ныне заведующая оперной труппой театра, лауреат XII Всесоюзного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки в Баку (1987);
Эйюб Кулиев (Азербайджан) – с ноября 2018 года музыкальный руководитель и главный дирижер Азербайджанского театра оперы и балета в Баку;
Желько Лучич (Сербия) – баритон из мировой оперной номенклатуры, лауреат Международного конкурса вокалистов им. Ф. Виньяса в Барселоне (1997, I премия);
Юань Ченье (Китай) – баритон, солист Национального центра исполнительских искусств и педагог по вокалу (профессор) Центральной консерватории музыки в Пекине, лауреат X Международного конкурса им. П.И. Чайковского в Москве (1994, I премия);
Екатерина Дулова (Беларусь) – с января 2022 года генеральный директор Большого театра Беларуси в Минске, профессор кафедры теории музыки в Белорусской академии музыки;
Дмитрий Вдовин (Россия) – основатель и руководитель Молодежной оперной программы Большого театра России;
Пётр Скусниченко (Россия) – заведующий кафедрой сольного пения, декан вокального факультета, профессор Московской консерватории, лауреат VIII Всесоюзного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки в Ташкенте (1977, II премия), лауреат VI Международного конкурса им. П.И. Чайковского в Москве (1978, IV премия);
Галина Михеева (Россия) – вокальный коуч и ведущий концертмейстер Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

День 8 октября начался с регистрации участников и жеребьевки, а вечером состоялось торжественное открытие конкурса, в котором принял участие Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В качестве солистов выступили как члены жюри (Альбина Шагимуратова, Сергей Лейферкус, Михаил Казаков, Желько Лучич), так и лауреаты Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки прошлых лет. Это меццо-сопрано Оксана Волкова (XXII, Челябинск, 2007, I премия), тенор Алексей Татаринцев (XXIII, Москва, 2009, III премия) и меццо-сопрано Мария Баракова (XXVI, Казань, 2019, I премия и спецприз им. И.К. Архиповой). Важно заметить, что том же году после Конкурса им. М.И. Глинки Мария Баракова стала и лауреатом XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского в Санкт-Петербурге (2019, I премия).

Нон-стоп программу концерта открыла увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила», а завершил «Вальс-фантазия» Глинки. Пьесы Глинки исполнила и Альбина Шагимуратова: россыпью хрустальной колоратуры певица покорила в каватине Людмилы, а изысканной чувственностью и шармом – в романсе на слова Пушкина «Я помню чудное мгновенье». То, что порох в пороховницах всё еще есть, Сергей Лейферкус показал и в кантиленности каватины Алеко из одноименной оперы Рахманинова, и в рельефной сочности музыкально-драматической коллизии романса Глинки «Сомнение» на слова Кукольника.

Желько Лучич вполне зачетно, хотя и явно форсируя, спел центральное ариозо Мазепы из одноименной оперы Чайковского. Алексей Татаринцев блеснул каскадом высоченных фермат в арии Собинина из «Жизни за царя» Глинки. А Михаил Казаков отточенностью мелкой техники бельканто при выверенной музыкальности и великолепной дикции смог положить зал на обе лопатки в речитативе и рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы». При этом из двух меццо-сопрано убедить в том, что это и в правду меццо, на сей раз в сцене и арии Любаши (первый акт «Царской невесты» Римского-Корсакова) каким-то чудом всё же удалось Оксане Волковой. А в арии Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского звучание Марии Бараковой на поверку предстало тембрально-тусклым сопрано – с зажатым верхом и совершенно неразвитым нижним регистром. И если бы не держать в уме, что Чайковским узаконена в правах и версия этой партии для сопрано, вопросов возникло бы еще больше…

Но как бы то ни было, мы подходим к конкурсным прослушиваниям. I (9–11 октября) и II (12–13 октября) туры в сопровождении фортепиано проходили в Малом зале, а III тур (15 октября) в сопровождении Московского государственного симфонического оркестра под управлением члена жюри Эйюба Кулиева – в Большом зале «Зарядья». Этот же оркестр, но уже со своим художественным руководителем Иваном Рудиным был задействован также и на концерте лауреатов 16 октября, на котором каждый из них по выбору жюри спел одну из двух арий, исполнявшихся ими на III туре. На конкурс было подано 466 заявок участников из 12 стран, но в результате заочного отбора по видеозаписям к I туру было допущено 66 человек из 10 стран, что и нашло отражение в официальном буклете конкурса.

По итогам регистрации и жеребьевки число участников сократилось до 63-х, однако на I туре – конкурс есть конкурс – выступили только 62 участника из 9 стран (31 женщина и 31 мужчина). Естественно, что подавляющее число участников было из России – 46. Китай представляли 4 участника; Беларусь – 3 участника; Узбекистан, Кыргызстан и Монголию – по 2 участника; Армению, Казахстан и Абхазию – по 1 участнику. Согласно заявленной участниками специализации, в числе женских голосов было 22 сопрано и 9 меццо-сопрано, а в числе мужских – 4 контратенора, 11 теноров, 9 баритонов, 2 бас-баритона и 5 басов. На II тур были допущены 26 участников, а на III тур (в финал) – 12.

По решению жюри лауреатами Конкурса стали:

• Гран-при (2000000 рублей) – не присужден;

Женские голоса

• I премия (1500000 рублей) – Екатерина Лукаш (меццо-сопрано, Россия);
• II премия (1000000 рублей) – Екатерина Бегунович (сопрано, Россия);
• III премия (500000 рублей) – Екатерина Савинкова (сопрано, Россия);
• IV премия (300000 рублей, поделена) – Валентина Правдина (сопрано, Россия), Полина Шароварова (меццо-сопрано, Россия);

Мужские голоса

• I премия (1500000 рублей) – Отабек Назиров (тенор, Узбекистан);
• II премия (1000000 рублей) – Константин Федотов (бас, Россия);
• III премия (500000 рублей) – Иван Бородулин (контратенор, Россия);
• IV премия (300000 рублей, поделена) – Данил Сахаров (тенор, Россия), Мирослав Молчанов (бас, Россия).

Дипломанты – участники финала, не ставшие лауреатами (150000 рублей):

Карина Ховалыг (сопрано, Россия);
Кирилл Попов (тенор, Россия).

Специальные премии Конкурса:

• «За лучшее исполнение романса Михаила Глинки» (150000 рублей) – Елизавета Кулагина (сопрано, Россия);
• «За лучшее исполнение народной песни» (100000 рублей) – Иосиф Никитенко (тенор, Беларусь);
• «Лучший концертмейстер» (100000 рублей) – Елизавета Дмитриева;
• «Лучший концертмейстер» (100000 рублей) – Григорий Якерсон.

Одна из специальных премий, заявленных в буклете конкурса, – специальная премия памяти И.К. Архиповой (300000 рублей) – присуждена не была. И всё же Екатерина Лукаш стала обладательницей специального диплома «За исполнение произведений из репертуара Ирины Архиповой», врученного ей от Международного союза музыкальных деятелей. Он был учрежден в 1986 году как правопреемник Всесоюзного музыкального общества, и первым президентом этого союза как раз и была Ирина Архипова.

Екатерина Лукаш

Торжественным закрытием – церемонией награждения и концертом лауреатов – XXVII Международный конкурс вокалистов им. М.И. Глинки исчерпал московскую программу, но на следующий день 17 октября концерт лауреатов конкурса и Альбины Шагимуратовой состоялся в Смоленской областной филармонии, а 18 октября для лауреатов конкурса была организована интереснейшая экскурсия в Музей-усадьбу М.И. Глинки (село Новоспасское Ельнинского района Смоленской области). Почин культурно-просветительской программы был заложен еще Ириной Архиповой, и, несомненно, этот фирменный конкурсный аккорд в памяти каждого лауреата и на этот раз останется навсегда!

Когда присутствуешь на конкурсе с сáмого первого прослушивания и не пропустил ни одного из них, как автор этих строк, к конкурсантам, за которых болел или хотя бы просто выделил на позитиве среди остальных, невольно начинаешь относиться, как к старым добрым знакомым, хотя с большинством из них встретиться сейчас довелось впервые. И каждый раз вердикт жюри на промежуточном этапе, когда именно твой фаворит выбывал из борьбы, проживался, как маленькая личная драма. Но когда твой фаворит переходил на ступень выше, всегда охватывало чувство ни с чем не сравнимой меломанской радости!

Подобные «драмы» и «ликования», а также недоумения, почему на новый этап всё же проходили те, кто, по твоему личному, мнению пройти был не должен, довелось пережить и на сей раз. В этом ключе все вокальные конкурсы похожи, а в коллегиальности решений, принимаемых профессионалами, сидящими в жюри (а в этом сомневаться абсолютно не приходится!), как раз всегда и кроется суть проблемы. Извечный «плюрализм вкусов» – не только ведь данность среды меломанов и широкой публики. Как правило, трудно найти консенсус даже между членами жюри, ибо академическое пение – как раз та самая сфера, когда о вкусах спорят и когда о вкусах необходимо спорить! И ради сохранения своей психики в состоянии «благодушного равновесия» слушателю-меломану эти краеугольные тезисы следует просто взять на вооружение: без этого на любом конкурсе – никуда!

В этом году, до того, как пройти дорóгой слушателя всю эстафету XXVII Конкурса им. М.И. Глинки, ваш покорный слуга побывал на IX Международном конкурсе оперных артистов Галины Вишневской в Москве (июнь) и на XV Международном конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (июль). Глубина погружения в первом случае ограничилась лишь финалом, а во втором – II и III турами. Но на сей раз при полном погружении, несмотря на мощнейшую контрастную эмоциональность по ходу развития конкурсной интриги, главный итог нынешних состязаний, даже при всём недоумении, что по части некоторых персоналий произвел состав финалистов, смог впечатлить как никогда, особенно первые премии – и у женщин, и у мужчин! Такого не было уже очень давно!..

Хотя в числе фаворитов рецензента были не только исполнители, ставшие лауреатами I премии, не заметить «спокойной», уверенно-твердой лидерской поступи Екатерины Лукаш и Отабека Назирова невозможно было еще с I тура. И всё же сначала – о тех, для кого этот конкурс I туром и закончился, о тех кто, тем не менее, запомнился, но кому удача на сей раз решительно не улыбнулась. Изумительный лирический тенор Ван Эньцзе (Китай) смог из романса Надира («Искатели жемчуга» Бизе) создать маленький шедевр! Плач Федерико из «Арлезианки» Бизе на интеллектуально мощном драматическом нерве пропустил через себя тенор Худжаназар Джумаев (Узбекистан). Прекрасную вокальную выучку и владение стилем в сцене смерти Родриго (спетой, не в усеченной, что бывает практически всегда, а в полной версии) смог предъявить драматический баритон Санжаа Тогсбаяр (Монголия).

Абсолютно неожиданным сюрпризом и в арии Банко («Макбет» Верди), и в речитативе и арии Ксеркса из одноименной оперы Генделя стало мощное «профундистое» звучание баса Айбека уулу Атахана (Кыргызстан): проседая в нюансах интонирования и кантилены, он, тем не менее, властно захватил свежестью вокального посыла! На любом конкурсе, как и на этом (22 против 9-ти), сопрано всегда больше, чем меццо, однако индивидуальностью сопрано (в основном, лирические) обращали на себя внимание существенно реже. И всё же нераскрытый пока еще до конца потенциал, по мнению рецензента, проступил в звучании сопрано Марии Чайковской (Россия) и Валентины Строгановой (Россия), которое явило лирико-драматическую чувственность, а рельефно живые, эмоционально яркие портреты Альцины Генделя и Далилы Сен-Санса создала меццо-сопрано Регина Финенко (Россия).

На I туре по выбору участника кроме двух арий разных эпох (стилей) исполнялся один камерный опус Глинки, а объем программы II тура (по ряду ее разделов – с регламентацией списка исполняемого в зависимости от типа голоса) составил пять (!) произведений. В их числе две арии (обязательная ария русского композитора [из списка] и ария современного композитора XX–XXI веков), два романса (снова включая Глинку [из списка]) и народная песня (любой национальной принадлежности). В этом году одним из романсов по выбору участника исполнялся романс Римского-Корсакова или Мусоргского (по случаю 180-летия и 185-летия со дня рождения этих композиторов), но фирменной визитной карточкой этого конкурса, безусловно, остался камерный репертуар Глинки.

Из 26 участников, прошедших во II тур, решение по 15-ти вызвало явное недоумение, и поэтому тот факт, что 9 из этих 15 участников – Мария Селиверстова (сопрано, Россия), Елизавета Кулагина (сопрано, Россия), Александра Соколова (сопрано, Россия), Марьяна Олейник (сопрано, Россия), Юлия Ситникова (сопрано, Россия), Илинь Ли (бас-баритон, Китай), Степан Волков (бас-баритон, Россия), Владислав Пикалов (баритон, Россия) и Максим Даминов (баритон, Россия) – в финал не прошли, неожиданностью не стал. Стало неожиданностью лишь присуждение Елизавете Кулагиной специальной премии «За лучшее исполнение романса Глинки», ибо на I и II турах она показала себя абсолютно бесцветно, неинтересно. Но, как ни крути, статус этой спецпремии, конечно, был ниже статуса премии финалиста-дипломанта, хотя в денежном эквиваленте эти премии оказались равны…

С недоумением рецензента как нельзя лучше коррелирует то, что оставшиеся 6 из 15 названных выше участников – Екатерина Савинкова, Валентина Правдина, Данил Сахаров, Мирослав Молчанов, Карина Ховалыг и Кирилл Попов – при распределении мест внутри сложившейся дюжины финалистов стали лауреатами последних мест либо дипломантами. На III туре с переходом из Малого зала в существенно бóльшее акустическое пространство Большого Екатерина Савинкова и Карина Ховалыг не только не спасовали, но неожиданно даже несколько подняли свои планки. Первая – с арией Эльвиры из «Пуритан» Беллини и каватиной Людмилы из «Руслана и Людмилы Глинки, а вторая – с ариями Царевны-Лебеди из «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова и Донны Анны из «Дон Жуана» Моцарта.

Контраст живых красок Карины Ховалыг и эрзаца вокала Валентины Правдиной так и подталкивал к тому, чтобы между дипломантом и лауреатом произвести рокировку! При этом убийственно слабые выступления в финале Мирослава Молчанова, Данила Сахарова и особенно Кирилла Попова едва ли не пробуждали чувство неловкости – неужели всё это было на конкурсе им. М.И. Глинки! Участников, чей переход во II тур вопросов не вызвал, но стал для них «финалом», оказалось пять. В сравнении с прошедшими в III тур шансов у этих пяти было не меньше, но им просто не хватило сáмой малости… Это потрясающе артистичный Алексей Макшанцев (баритон, Россия), драматически выразительная Дарья Горожанко (меццо-сопрано, Беларусь), интеллектуально-сосредоточенный Роман Широких (тенор, Россия), благородно-элегантный Иосиф Никитенко (тенор, Беларусь), изумительно певучий, рафинированный, лирически кантиленный Давид Саникидзе (тенор, Россия)…

Отабек Назиров

На I и II турах Давид Саникидзе и Отабек Назиров, обладатели голосов родственной фактуры, шли практически «ноздря в ноздрю». На II туре оба исполняли труднейшую арию Собинина «Братцы, в метель!..», но ее коварная сверхвысокая фермата Давиду Саникидзе, увы, не покорилась – в финал он не прошел. Это всего лишь вокальная эквилибристика, и это всего лишь дело случая, а такого изумительного лирического тенора с таким высоким уровнем вокальной культуры поискать еще надо! Когда на I туре он легко и потрясающе стильно «расправился» с каскадом верхних «до» в арии-шлягере Тонио из «Дочери полка» Доницетти, сразу подумалось: вот он российский соловей, наш отечественный Флорес!

Среди мужских голосов Давид Саникидзе стал лучшим интерпретатором камерных опусов Глинки («Финский залив» на слова Ободовского и «Я помню чудное мгновенье»). Проникновенно нежно, на восхитительно прозрачном piano в конце, он спел и русскую народную песню «Прощай, радость». А присуждение спецпремии Иосифу Никитенко «За лучшее исполнение народной песни» (белорусская песня «А ў полі вярба») – выбор также определенно достойный: при заведомой многозначности решения этого вопроса подобные «дилеммы» всегда неизбежны. Но Давид Саникидзе – единственный из мужских голосов, кто потряс мощным артистическим драйвом и феноменальной музыкальностью в музыке ХХ века – в арии Бежеарса из оперы Джона Корильяно «Призраки Версаля» (1991).

Полина Шароварова, разделившая IV премию с Валентиной Правдиной, – артистка, яркая, темпераментная, абсолютно уверенно ощущающая себя как в амплуа барокко, так и в амплуа бельканто, что убедительно доказали спетые певицей на I туре ария Адмета из одноименной оперы Генделя и ария Изабеллы из «Итальянки в Алжире» Россини. Именно Россини – конёк ее репертуара бельканто. Но в русской музыке этому тембрально-светлому и высокому меццо-сопрано насыщенности драматической фактуры не хватило ни в третьей песне Леля из «Снегурочки» Римского-Корсакова (II тур), ни – тем более! – в арии Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского (III тур): копия Марии Бараковой на открытии конкурса с той лишь разницей, что на сей раз вокальная палитра предстала намного богаче.

Что же до современных контратеноров, мода на которых в конце XX-го – начале XXI века пришла с невиданным всплеском интереса к оперному репертуару барокко, то Иван Бородулин предстал тем довольно редким «воином этой когорты», что вполне убедительно и органично вписался и в стилистику русской оперы XIX века. Герои en travesti для ее традиций – такая же неотъемлемая данность, как и пятна на Солнце: снятие травестийности из-за вторжения в оперу контратеноров, замещающих привычные женские голоса (меццо-сопрано и контральто), только на первый взгляд прогрессивно. Но на I туре в третьей песне Леля в отношении вокального драматизма Иван Бородулин оказался даже убедительнее Полины Шароваровой! На II туре он явно преуспел в речитативе и арии Вани из «Жизни за царя», а в финале его речитатив и романс Ратмира из «Руслана и Людмилы» вдруг оставил в тени даже «народную» арию глюковского Орфея, спетую как-то неровно и жестко…

Побывав в этом году на трех упомянутых выше конкурсах – Вишневской, Образцовой и Глинки, – понимаешь, что имена их участников кочуют из одного конкурсного буклета в другой, однако множественные отсылки к данному факту по ходу нашего обзора заведомо отяготили бы изложение. Но для Константина Федотова, методично уверенно прошедшего Конкурсы Образцовой и Глинки и на обоих ставшего лауреатом II премии, всё же сделаем исключение. В его трактовках мощными хитами русского репертуара на II туре прозвучали ария Кончака из «Князя Игоря» Бородина и русская народная песня «Эй, ухнем», а в финал он вынес арию Аттилы из одноименной оперы Верди и арию Короля Рене из «Иоланты» Чайковского, с блеском повторив с оркестром то, что было обкатано летом в Петербурге.

Лирико-колоратура Екатерина Бегунович (II премия) на I туре довольно высокий старт взяла с арией Эльвиры из «Пуритан» Беллини, поразив нюансами и филировкой звучания, но восторги от арии Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова на II туре несколько поутихли, что в которой раз убедило: даже для наших певцов «русское бельканто» Римского-Корсакова – орешек отнюдь не простой! И всё же на III туре в каватине и рондо Антониды из «Жизни за царя» Глинки певица смогла достичь заветного оптимума, хотя ее техничность в aria di bravura Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта опоры на психологическую осмысленность и артистизм пока еще не нашла…

Высокий старт на I туре взял и Отабек Назиров, исполнив речитатив и арию Альфреда из «Травиаты» Верди и не забыв спеть, хотя, как правило, все «забывают», следующую за ней стретту. На II туре его триумфом стала ария Собинина из «Жизни за царя»: в ней певец предъявил и владение высокой тесситурой, и музыкальность, и стиль. Психологическую осмысленность музыки при прекрасном русском произношении Отабек Назиров показал и в миниатюрах Глинки («Мэри» на слова Пушкина, «Венецианская ночь» на слова Козлова), и в опусе Римского-Корсакова («О чём в тиши ночей» на слова Майкова). В финале, начав с песни Левко из «Майской ночи» Римского-Корсакова как с лирически ясного «разбега», и этот тенор в арии Тонио из «Дочери полка» Доницетти шиканул каскадом высоких нот!

Программа, с блеском исполненная Екатериной Лукаш, убедительно доказала: перед нами – певица универсальная! Ее сочному, глубокому, тембрально насыщенному меццо-сопрано, что выявил I тур, подвластна как стихия барокко (ария глюковского Орфея), так и стихия бельканто (ария Леоноры из «Фаворитки» Доницетти). Пульсация драматического нерва в каватине Кончаковны из «Князя Игоря» Бородина и незабываемое феноменальное перевоплощение в арии Октавиана из «Кавалера розы» Рихарда Штрауса портрет певицы обогатили на II туре красками иных стилей. В финале ария Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса, а также песня и частушки Варвары из оперы Щедрина «Не только любовь» внесли новые яркие и важные штрихи, а тонкая нюансировка в опусах Римского-Корсакова («Октава» на слова Майкова) и Глинки («К ней» на слова Мицкевича в переводе Голицына и «Фантазия» на слова Кукольника) добавила к портрету певицы последний росчерк…

Фото Лилии Ольховой

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама