Пришла пора классики

«Отвага на каждый день»

В период летних отпусков, когда телепремьеры крайне редки, на радость любителям кино в репертуаре целого ряда каналов на первый план вышла киноклассика. Не пропустите первый полнометражный фильм Эвальда Шорма «Отвага на каждый день» («Культура», 21 июля, 10.55. Чехословакия, 1964), который произвел настоящий фурор и был отмечен многими наградами, включая «Оскар» за лучший иноязычный фильм, Гран-при на МКФ в Локарно. Отчасти эти награды — дань конъюнктурным причинам: картина 33-летнего чешского документалиста — одно из тех культурных событий, которые готовили почву для «пражской весны». В ней речь идет о простом рабочем парне, фанатично преданном коммунистическим идеалам. Борьбе за эти идеалы, в которой подчас ломались чужие судьбы, он отдал лучшие годы своей жизни. И вдруг герой прозрел, понял, что все это миф и что потерянного не вернуть. Но как бы ни сильна была политическая окраска этой ленты, нельзя не признать, что это еще и высокохудожественное, пронзительно горькое произведение. Шорм как бы оставляет в стороне социальные аспекты, конкретные обстоятельства, для него главное — трагедия рухнувшей веры, разочарование человека в том, ради чего он жил, и он размышляет об этом вечном, по сути, сюжете в экзистенциальном ключе.

Лучшие мультфильмы 2020 года приглашаем посмотреть у нас. Бесплатно и без регистрации.

А годом раньше психологической драмой «Такова спортивная жизнь» («Культура», 24 июля, 19.50. Великобритания, 1963) дебютировал в игровом кино еще один известный документалист — Линдсей Андерсон. Экранизируя одноименный роман Дэвида Стори о работяге Фрэнке, волею случая ставшем звездой местной команды регбистов, он создал оригинальное и глубокое произведение, которое критика расценила как яркий завершающий аккорд нашумевшего в конце 50-х — начале 60-х годов «кинематографа рассерженных». Андерсон, конечно, уделяет особое внимание закулисной стороне большого спорта, важное место в его ленте занимает любовная интрига, но, по сути, он также снимал экзистенциальную драму. Картина поражает виртуозной режиссурой, пластикой. И еще одна примечательная ее особенность: выдающиеся актерские работы Ричарда Харриса (премия за лучшую мужскую роль на МКФ в Канне и номинация на «Оскара») и Рэйчел Робертс (премия Британской киноакадемии и номинация на «Оскара»), сыгравшей вдову, в которую влюблен Фрэнк.

Примерно в те же годы были созданы еще две картины. Луиджи Коменчини неожиданно для всех снял «Все по домам» («Культура», 22 июля, 10.55. Италия — Франция, 1960). Неожиданно в том смысле, что после чрезвычайно успешных комедий «Хлеб, любовь и фантазия» (1953) и «Хлеб, любовь и ревность» (1956) все ждали, что он еще долго будет раскапывать открытую им золотую жилу «розового неореализма», а он вдруг выдал на-гора антивоенную картину. Лента совершенно по заслугам была отмечена Специальной премией жюри Московского кинофестиваля. Удивительно достоверно показаны обстановка, детали военного быта, удивительно достоверен и главный герой — младший лейтенант итальянской армии Альберто Инноченци, которого играет находившийся тогда на вершине популярности Альберто Сорди, что было отмечено национальной кинопремией «Давид». И вместе с тем это — комедия, откровенный балаган. Режиссер взглянул на войну (действие происходит в 1943 году накануне высадки американских войск на Апеннины) как на страшную, вопиющую бессмыслицу, где не понять простому человеку: так кто же его враг? И насмотревшись всего, и наслушавшись, Инноченци приходит к выводу: главное — спасти собственную шкуру...

«Два всадника» («Культура», 24 июля, 23.25. США, 1961) — один из последних и один из самых значительных фильмов едва ли не самого знаменитого постановщика вестернов Джона Форда. Более чем плодовитый, дебютировавший как режиссер аж в 1917 году, он и на закате своей жизни был способен поразить свежестью киноязыка, содержательностью и неувядаемым мастерством. Джеймс Стюарт, еще одна легенда американского кино, впечатляюще играет крутого шерифа, которого с большим трудом уговорили выкупить у воинственных индейцев похищенных ими (в разное время и при разных обстоятельствах) белых людей. И вот шериф вместе с не менее крутым кавалерийским офицером (которому поручили присматривать за ним и в случае чего пристрелить) отправился в опасное путешествие. Это путешествие, захватывая зрителей от первого до последнего кадра, увлекательно, классно поставлено и разыграно, в высшей степени динамично, но... Это не только классное приключенческое кино, это еще и фильм-размышление о кровавом столкновении двух культур, двух менталитетов. Дело в том, что четверо пленников, которых удалось выкупить, за долгие годы, проведенные с индейцами, сами стали в некоторой степени... индейцами. И даже если кто-то из них захочет вернуться в прежнюю среду, то полузабытая «цивилизация» встретит возвращенца с агрессивной неприязнью.

Нашлось место в сетке и для легких жанров. Прежде всего это знаменитая музыкальная мелодрама «Сестра его дворецкого» (ТВЦ, 23 июля, 16.05. США, 1943. Режиссер Фрэнк Борзэдж. В ролях: Дина Дурбин, Фрэншот Тоун, Пэт О’Брайан, Эвелин Энкерс, Аким Тамирофф). Речь в ней идет о юной провинциалке Энн Картер (Дина Дурбин), которая, мечтая стать актрисой, отправляется в гости к сводному брату в Нью-Йорк. Энн знает, что Мартин богат и влиятелен. По дороге она узнает, что тем же поездом в Нью-Йорк едет композитор Чарлз Джерар. Энн находит композитора и начинает петь... пока не узнает, что перед ней не Джерар, а обычный пассажир. А брат Мартин, оказывается, вовсе не богатый и влиятельный человек, а всего лишь один из шести дворецких в доме Джерара. И вот он устроил сестру горничной в доме хозяина... Романтичный сюжет, непринужденная режиссура, замечательная игра актеров, обилие музыкальных номеров обеспечили картине громадный успех во многих странах и особенно в СССР, где она вышла на экраны в 1945 году.

Также смотрите такие значительные фильмы, как «Война и мир» («Культура», 18 июля, 21.10. «Мосфильм», 1965 — 1967. Режиссер Сергей Бондарчук. В ролях: Людмила Савельева, Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Олег Табаков, Василий Лановой, Анастасия Вертинская, Ирина Скобцева), «Проверка на дорогах» (НТВ, 21 июля, 13.30. «Ленфильм», 1971. Режиссер Алексей Герман. В ролях: Владимир Заманский, Анатолий Солоницын, Ролан Быков, Олег Борисов, Майя Булгакова), «Король Лир» («Культура», 23 июля, 18.20. Дания — Великобритания, 1971. Режиссер Питер Брук. В ролях: Пол Скофилд, Сьюзан Энгел, Энн-Лиз Геболд, Алан Уэбб), «Тупик» (НТВ, 24 июля, 4.10. Великобритания, 1966. Режиссер Роман Поланский. В ролях: Франсуаз Дорлеак, Доналд Плезенс, Лайонер Стэндер, Джек Макгоуран, Жаклин Биссет), «Три шага в бреду» (ТВЦ, 22 июля, 0.55. Франция, 1967. Режиссеры: Роже Вадим, Луи Маль, Федерико Феллини. В ролях: Джейн Фонда, Брижитт Бардо, Ален Делон). Само перечисление этих имен и названий проводит в трепет — классика!

Геннадий Белостоцкий

Тип
Раздел

реклама