Творческий резонанс: Беат Фуррер и МАСМ

На фото: музыканты МАСМ и Беат Фуррер (крайний справа), 2012

Два вечера к 70-летию композитора в Посольствах Австрии и Швейцарии

Эти вечера, объединенные проектом «Творческий резонанс: Беат Фуррер и МАСМ», в стороне от привычного слушательского мейнстрима с интервалом в неделю (14 и 21 мая сего года) состоялись именно в этих локациях, так как Беат Фуррер (Beat Furrer) – австрийский композитор и дирижер швейцарского происхождения. Музыкант родился в швейцарском Шаффхаузене 6 декабря 1954 года, а в 1975 году переехал в Австрию – в Вену, где получил музыкальное образование в Венской консерватории (современное оригинальное название этого престижного вуза – Universität für Musik und darstellende Kunst Wien).

Уроки композиции он брал у Романа Хаубенштока-Рамати (1919–1994), композитора и издателя с польско-еврейскими корнями, работавшего в Кракове, Тель-Авиве и Вене. А уроки дирижирования в Вене начинающий музыкант брал у известного австрийского композитора Отмара Суитнера (1922–2010), бóльшая часть карьеры которого была связана с Восточной Германией (ГДР). В 1985 году Беат Фуррер стал дирижером и одним из основателей бренда Klangforum Wien – известнейшего ансамбля современной музыки в Западной Европе.

В начале 2000-х совместно с Эрнстом Ковачичем (род. 1943), австрийским скрипачом и дирижером, он стоял у истоков Международной академии ансамблей современной музыки и композиторов, а также Ассоциации содействия современной музыке, которые получили лаконичный, но довольно емкий бренд «impuls» («импульс»). Беат Фуррер вел также класс композиции во Франкфурте, а в 1991–2023 годах был профессором кафедры композиции Университета музыки и исполнительских искусств Граца. Его произведения играли крупные европейские оркестры под управлением Клаудио Аббадо (1933–2014) и Петера Этвёша (1944–2024), а в сфере театра композитор сотрудничал на регулярной основе со знаменитым швейцарским режиссером Кристофом Марталером (род. 1951).

Два года назад мы уже писали о концерте в Посольстве Швейцарии в Москве, посвященном творчеству Беата Фуррера, и коллективным участником того вечера, как и обоих нынешних, стал Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), директором которого является Виктория Коршунова. Если тогда Ансамбль выступал в квартетном составе, то в оба нынешних вечера его максимальная комплектация доходила до квинтета. Назовем участников этих концертов: Константин Ефимов – флейта; Олег Танцов – кларнет; Евгений Субботин – скрипка; Ольга Демина – виолончель; Михаил Дубов – фортепиано (14 мая, Посольство Австрии); Мария Шадурдинова – фортепиано (21 мая, Посольство Швейцарии).

Первый раз с МАСМ в качестве дирижера маэстро Беат Фуррер выступал в Московском международном Доме музыки в 2012 году, где был исполнен ряд сцен из его культовой оперы [саунд-драмы или монодрамы для звукового театра на тексты древнеримского поэта Овидия и австрийского драматурга и писателя Артура Шницлера (1862–1931)] под названием «Фама» («Fama», 2005). Фама – греческая и римская богиня молвы или сказаний, которой в Афинах был установлен алтарь и которая упоминается также у Гомера и Гесиода. Идея опуса в восьми сценах для инструментального ансамбля, восьми голосов солистов (хора) и чтицы у композитора-авангардиста Беата Фуррера выстраивается на ассоциации обители богини с «местом, куда стекаются и находят отклик все события и звуки мира». Данный опус был удостоен «Золотого льва» на Венецианской биеннале 2006 года.

Вслед за Москвой с Московским ансамблем современной музыки композитор совершил небольшое турне по России (Нижний Новгород и Санкт-Петербург). В названном турне тогда приняли участие в том числе такие известные отечественные современные композиторы, как Александр Радвилович (род. 1955), Владимир Раннев (род. 1970), Сергей Невский (род. 1972) и Дмитрий Курляндский (род. 1976). В 2015 году Беат Фуррер приезжал в Россию в качестве профессора Пятой Международной академии молодых композиторов в городе Чайковском (Пермский край). Двухнедельная Академия на базе МАСМ была создана в 2010 году (вместе с Дмитрием Курляндским) Викторией Коршуновой, которая занимает пост ее генерального директора. Академия ежегодно функционирует на регулярной основе начиная с 2011 года.

Должность директора МАСМ Виктория Коршунова, уроженка Волгограда, выпускница теоретико-композиторского факультета и аспирантуры Московской консерватории, занимает с 1991 года. В 1989 году она начала работать в Союзе композиторов СССР как ассистентка Эдисона Денисова (1929–1996), одного из отцов-основателей этого уникального коллектива, который был создан в 1990 году. Две его нынешние программы в Посольствах Австрии и Швейцарии в Москве, выстроенные по одинаковому принципу, вобрали в себя как музыку композитора-юбиляра (по два опуса), так и музыку других композиторов – еще одного австрийского, еще одного швейцарского и четырех российских.

Из опусов Беата Фуррера в первый вечер прозвучали «Voicelessness» («Безмолвие») для фортепиано соло, «Lied» («Песня») для скрипки и фортепиано, во второй – «Studie» («Этюд») для фортепиано соло и «Мелодия» для флейты соло. В первый вечер мы также услышали «Rindenmotette» для чтеца и ансамбля австрийского композитора Клауса Ланга (Klaus Lang, род. 1971), «Concertante» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано Александра Радвиловича и сочинение Антона Светличного (род. 1982) «Синдром дефицита внимания» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано.

Во второй вечер прозвучала композиция «Folk you too» для флейты-пикколо, скрипки и фортепиано швейцарского композитора сальвадорского происхождения Артуро Корралеса (Arturo Corrales, род. 1973), «Серенада шарманщика» для флейты, кларнета, скрипки и виолончели Эльмира Низамова (род. 1986) и «Песня сторожа» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано Марка Булошникова (род. 1990), и в итоге за два вечера десять пьес сложились в пеструю и необычно яркую симфонию звуков и звучностей. В свое время Артуро Корралес также являлся профессором Академии в Чайковском, а Эльмир Низамов и Марк Булошников, чьи опусы прозвучали во второй вечер, были на Академии МАСМ студентами Беата Фуррера. Под его же руководством в рамках этой Международной академии стажировался и Антон Светличный.

И на этот раз погрузиться в такую весьма прихотливую, «иррациональную» музыкально-звуковую субстанцию вашему покорному слуге довелось словно на автопилоте удивительно сильной медитации, в которой – в сравнении с классическим мейнстримом – буквально всё кажется не таким, весьма непривычным… Но стóит лишь поймать волну этой медитации, стóит лишь погрузиться в нее, как начинаешь понимать: эта музыка, причем совершенно разная, совершенно самобытная, совершенно самодостаточная, хотя и соткана из «одних и тех же» звуковых диссонансов и консонансов, вдруг начинает тебя всецело захватывать, обволакивая своей звучащей аурой – то пронзительной, то нежной, – так и просится сказать, на подсознательно астральном, трансцендентальном уровне восприятия.

При этом чрезвычайно важен и тот уровень исполнительского перфекционизма, которым были пронизаны прозвучавшие за два вечера произведения семи современных композиторов. Понятно, что данный интернациональный срез современной музыки – малая толика всего ее необъятного спектра, но из «песчинок» звезд и планет вселенная музыки и слагается. И то, что в этой вселенной современной музыки мы не одни, мастерство музыкантов-участников Ансамбля смогло напомнить в полной мере. Что ни говори, а мы де-факто стали свидетелями творческого интернационального резонанса, который под эгидой МАСМ благодаря 70-летию композитора Беата Фуррера вдруг случился в мае нынешнего года в Москве!

На фото: музыканты МАСМ и Беат Фуррер (крайний справа), 2012
Фото из архива МАСМ

реклама

вам может быть интересно