Абендрот, Герман (нем. Hermann Abendroth; 19 I 1883, Франкфурт-на-Майне — 29 V 1956, Йена) — немецкий дирижёр. Член Немецкой академии искусств в Берлине (ГДР).
Ученик Л. Тюиля и Ф. Мотля (Мюнхен). Дирижёрская деятельность Абендрота протекала в Мюнхене (1903–04), Любеке (с 1905 — Союз друзей музыки, одновременно с 1907 — Городской театр; одновременно с 1910 — Филармонический хор), Эссене (в 1911–14 музик-директор), Кёльне (с 1915 руководитель Гюрцених-концертов, директор консерватории, с 1919 профессор; с 1918 генеральный музик-директор). В 1922–23 руководит симфоническими концертами оркестра Берлинской государственной оперы. В 1934–45 руководитель отделения педагогики Императорской музыкальной палаты, симфонического оркестра Гевандхауза, профессор Лейпцигской консерватории.
После 2-й мировой войны 1939–45 жил в ГДР, работал в Веймаре (генеральный музик-директор, профессор Высшей школы музыки), руководил симфоническим оркестром радио в Лейпциге (с 1949) и Берлине (с 1953).
Абендрот — один из крупных деятелей немецкой культуры, талантливый интерпретатор музыки Л. Бетховена, И. Брамса, А. Брукнера. Дирижёрское искусство Абендрота, основанное на лучших традициях национальной музыкальной культуры, характеризуется цельностью общего художественного замысла, ясностью формы, яркой, но внешне сдержанной эмоциональностью.
Гастролировал в странах Европы, неоднократно выступал в Советском Союзе (впервые в 1925), где в 1954 исполнил все 9 симфоний и оперу «Фиделио» Бетховена (Большой театр). Много сделал для пропаганды в Германии произведений П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского. Национальная премия ГДР (1949).
Литература: Заломов В., Г. Абендрот, «СМ», 1956, No 8; К 80-летию со дня рождения Г. Абендрота, «МЖ», 1962, No 23, с. 20.
Е. Я. Рацер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Творческий путь Германа Абендрота во многом прошел на глазах советской аудитории. Впервые он приехал в СССР еще в 1925 году. К этому времени сорокадвухлетний артист уже успел занять прочное место в когорте европейских дирижеров, столь богатой тогда славными именами. За его плечами была отличная школа (он воспитывался в Мюнхене под руководством Ф. Мотля) и немалый дирижерский стаж. Уже в 1903 году молодой дирижер возглавил Мюнхенское «Оркестровое общество», а два года спустя стал капельмейстером оперы и концертов в Любеке. Затем он работал в Эссене, Кёльне, а после первой мировой войны, став уже профессором, возглавил Кёльнскую музыкальную школу и занялся педагогической деятельностью. Его гастроли проходили во Франции, Италии, Дании, Нидерландах; трижды приезжал он и в нашу страну.
Один из советских критиков отмечал: «Дирижер с первого же выступления завоевал прочные симпатии. Можно констатировать, что в лице Абендрота мы познакомились с крупной артистической индивидуальностью… Абендрот представляет выдающийся интерес как прекрасный техник и весьма одаренный природой музыкант, впитавший в себя лучшие традиции германской музыкальной культуры». Симпатии эти упрочились после многочисленных концертов, в которых артист исполнил обширный и разнообразный репертуар, включавший сочинения его любимых композиторов — Генделя, Бетховена, Шуберта, Брукнера, Вагнера, Листа, Регера, Р. Штрауса; особенно тепло было принято исполнение Пятой симфонии Чайковского.
Таким образом, уже в 20-е годы советские слушатели по достоинству оценили талант и мастерство дирижера. И. Соллертинский писал: «В умении Абендрота владеть оркестром нет ничего от позерства, умышленной самоиясценировки или истерической судорожности. При больших технических ресурсах, он вовсе не склонен кокетничать виртуозностью кисти руки или левого мизинца. Темпераментным и широким жестом Абендрот способен извлечь из оркестра гигантскую звучность, не теряя при этом внешнего спокойствия». Новая встреча с Абендротом произошла уже в пятидесятые годы. Для многих это было первое знакомство, ибо выросла и изменилась аудитория. Не стояло на месте и искусство артиста. На сей раз перед нами предстал умудренный жизнью и опытом мастер. Это естественно: Абендрот долгие годы работал с лучшими немецкими коллективами, руководил оперой и концертами в Веймаре, одновременно был также главным дирижером оркестра Берлинского радио и гастролировал во многих странах.
Выступая в СССР в 1951 и 1954 годах, Абендрот вновь покорил слушателей, продемонстрировав лучшие стороны своего таланта. «Радостным событием в музыкальной жизни нашей столицы, — писал Д. Шостакович,-явилось исполнение под управлением выдающегося немецкого дирижера Германа Абендрота всех девяти симфоний Бетховена, увертюры „Кориолан“ и Третьего фортепианного концерта… Г. Абендрот оправдал надежды москвичей. Он проявил себя блестящим знатоком бетховенских партитур, талантливым истолкователем бетховенских идей. В безупречной и по форме и по содержанию трактовке Г. Абендрота симфонии Бетховена прозвучали с глубокой динамической страстью, так присущей всему бетховенскому творчеству. Обычно, когда хотят отметить дирижера, говорят, что в его исполнении произведение прозвучало „по-новому“. Заслуга Германа Абендрота именно в том, что в его исполнении бетховенские симфонии прозвучали не по-новому, а по-бетховенски». Говоря о характерных чертах дирижерского облика артиста, его советский коллега А. Гаук подчеркивал «сочетание умения мыслить крупными масштабами форм с предельно ясной, четкой, филигранной прорисовкой деталей партитуры, стремление выявить каждый инструмент, каждый эпизод, каждый голос, подчеркнуть ритмическую остроту рисунка».
Все эти черты делали Абендрота замечательным истолкователем музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Брукнера; они же позволяли ему проникать в глубину творений Чайковского, симфоний Шостаковича и Прокофьева, которые занимали значительное место в его репертуаре.
Абендрот до конца дней вел интенсивную концертную деятельность. Свой талант артиста и педагога дирижер отдал строительству новой культуры Германской Демократической Республики. Правительство ГДР удостоило его высоких наград и Национальной премии (1949).
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.