Амвросианское пение

Амвросианское пение — древнейший вид пения в римско-католической церкви. Его возникновение связано с именем Амвросия. До него церковное пение в западной церкви сводилось к однообразному речитативному исполнению псалмов одним певцом, на которое молящиеся отвечали таким же монотонным речитативом. Амвросий, человек высокой культуры, предпринял меры по улучшению церковного пения, используя античное искусство и опыт современных ему церквей Малой и Передней Азии. Для миланской церкви Амвросий написал ряд гимнов, в к-рых христ. доктрины излагались в стихотв. формах античной римской поэзии. В их стихосложении Амвросий подражает Горацию, а в лит. изложении использует приёмы ораторского иск-ва Цицерона. Язык гимнов красочен, образы отличаются яркостью. В отд. выражениях чувствуется влияние Вергилия. В качестве музыки для исполнения гимнов Амвросий использовал нар. напевы миланцев. По-видимому, они применялись и в респонсориях — ответах молящихся на сольное исполнение псалмов певцом. Кроме того, Амвросий заимствовал из вост. стран неизвестный на Западе способ антифонного пения. Введённые в церк. практику нар. напевы Амвросий систематизировал по образцу вост. церкви, положив начало зап. осмогласию. Освобождённые от позднейших наслоений, напевы гимнов Амвросия не отличаются особой выразительностью; лит. компонент преобладал в его гимнах над музыкальным. Напр., в утреннем гимне богатый по содержанию и поэтичный текст исполнялся на следующий напев:

В 5–6 вв. А. п. стало общепринятым в зап. церкви. Со временем широкое распространение А. п. в церквах с различным этнич. составом привело к появлению в нём новых наслоений. Это побудило папу Григория I (590–604) осуществить редакцию А. п., результатом чего явилось григорианское пение, к-рое сначала было принято в Риме, а затем, по мере усиления папства, вошло в практику всей зап. церкви; А. п. сохранялось только в церквах миланского церк. округа.

Известно 90 амвросианских гимнов: 14 из них принадлежат Амвросию, 4 приписываются ему со значит. степенью вероятности, остальные гимны были написаны в 5–6 вв. подражателями.

Самый ранний из дошедших до нас манускриптов А. п. — антифонар 12 в., хранится в Британском музее (он издан фототипическим способом).

Литература: Цветков П., Гимны св. Амвросия Медиоланского. Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе за 1891 г. Часть сорок осьмая, М., 1891.

H. Д. Успенский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Неоромантизм Термины и понятия
Флейта Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Мотив Термины и понятия
Квинтовый круг Термины и понятия
Подвижной контрапункт Термины и понятия
Диапазон Термины и понятия
Элегия Музыкальные жанры
Piano, пиано Термины и понятия
Саратов Города
Frappe, фраппё Балет и танец
Хор Термины и понятия
Реализм в музыке Течения в искусстве

Реклама