Амвросианское пение

Категории словаря

Амвросианское пение — древнейший вид пения в римско-католической церкви. Его возникновение связано с именем Амвросия. До него церковное пение в западной церкви сводилось к однообразному речитативному исполнению псалмов одним певцом, на которое молящиеся отвечали таким же монотонным речитативом. Амвросий, человек высокой культуры, предпринял меры по улучшению церковного пения, используя античное искусство и опыт современных ему церквей Малой и Передней Азии. Для миланской церкви Амвросий написал ряд гимнов, в к-рых христ. доктрины излагались в стихотв. формах античной римской поэзии. В их стихосложении Амвросий подражает Горацию, а в лит. изложении использует приёмы ораторского иск-ва Цицерона. Язык гимнов красочен, образы отличаются яркостью. В отд. выражениях чувствуется влияние Вергилия. В качестве музыки для исполнения гимнов Амвросий использовал нар. напевы миланцев. По-видимому, они применялись и в респонсориях - ответах молящихся на сольное исполнение псалмов певцом. Кроме того, Амвросий заимствовал из вост. стран неизвестный на Западе способ антифонного пения. Введённые в церк. практику нар. напевы Амвросий систематизировал по образцу вост. церкви, положив начало зап. осмогласию. Освобождённые от позднейших наслоений, напевы гимнов Амвросия не отличаются особой выразительностью; лит. компонент преобладал в его гимнах над музыкальным. Напр., в утреннем гимне богатый по содержанию и поэтичный текст исполнялся на следующий напев:

В 5-6 вв. А. п. стало общепринятым в зап. церкви. Со временем широкое распространение А. п. в церквах с различным этнич. составом привело к появлению в нём новых наслоений. Это побудило папу Григория I (590-604) осуществить редакцию А. п., результатом чего явилось григорианское пение, к-рое сначала было принято в Риме, а затем, по мере усиления папства, вошло в практику всей зап. церкви; А. п. сохранялось только в церквах миланского церк. округа.

Известно 90 амвросианских гимнов: 14 из них принадлежат Амвросию, 4 приписываются ему со значит. степенью вероятности, остальные гимны были написаны в 5-6 вв. подражателями.

Самый ранний из дошедших до нас манускриптов А. п. - антифонар 12 в., хранится в Британском музее (он издан фототипическим способом).

Литература: Цветков П., Гимны св. Амвросия Медиоланского. Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе за 1891 г. Часть сорок осьмая, М., 1891.

H. Д. Успенский
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Кобыз Музыкальные инструменты
Уменьшение Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Двойной контрапункт Термины и понятия
Альбертиевы басы Термины и понятия
Туба Музыкальные инструменты
Пантомима Музыкальные жанры
Альтерация Термины и понятия
Messa di voce Термины и понятия
Параллелизм Термины и понятия
Нидерландский балет Балет и танец
Концертмейстер Термины и понятия

Реклама