Eteri Andzhaparidze
Этери Анджапаридзе родилась в музыкальной семье в Тбилисси. Ее отец, Зураб Анджапиаридзе, был тенором в Большом Театре, а мать, которая и дала Этери первые уроки музыки - блестящей пианисткой. Свой первый концерт с оркестром Этери Анджапаридзе сыграла в 9 лет.
"Когда слушаешь Этери Анджапаридзе, отмечал в 1985 году рецензент журнала "Музыкальная жизнь", кажется, что играть на рояле легко. Природа даровала артистке не только яркий темперамент, душевную открытость, но еще естественную, хотя и воспитанную в труде пианистичность. Сочетанием этих качеств объясняется притягательность исполнительского облика Анджапаридзе".
Артистический путь пианистки начался блистательно; завоевав четвертую премию на конкурсе имени Чайковского (1974), она через два года стала победительницей весьма солидного соревнования в Монреале. А ведь это была пора, когда Анджапаридзе делала только первые шаги в Московской консерватории под руководством В. В. Горностаевой.
По следам московского конкурса член его жюри Е. В. Малинин писал: "Юная грузинская пианистка обладает превосходным пианистическим дарованием и завиднейшим для такого возраста самоконтролем. При отличных данных ей, естественно, не хватает пока что художественной глубины, самостоятельности, концепционности".
Теперь можно сказать, что Этери Анджапаридзе развивалась и продолжает развиваться именно в этом направлении. Сохранив природную гармоничность, почерк пианистки обрел определенную зрелость, интеллектуальную содержательность. Показательно в этом отношении и освоение артисткой таких значительных произведений, как Пятый концерт Бетховена. Третий Рахманинова, сонаты Бетховена (№ 32), Листа (си минор), Прокофьева (№ 8). Во время своих гастрольных выступлений как в нашей стране, так и за рубежом Анджапаридзе все чаще обращается и к сочинениям Шопена; именно шопеновская музыка составляет содержание одной из ее монографических программ.
Художественные удачи артистки связаны также и с шумановской музыкой. Как подчеркивал критик В. Чинаев, "виртуозностью в "Симфонических этюдах" Шумана сегодня не удивишь. Гораздо труднее воссоздать художественную правду романтических чувств, заключенных в этом сочинении. Игра Анджапаридзе как раз обладает свойством захватывать, вести за собой, ей веришь... Страстность чувств - в основе замысла интерпретации пианистки. Ее эмоциональные "цвета" насыщены и сочны, их палитра богата разнообразными интонационными, тембровыми оттенками". С увлечением осваивает Анджапаридзе и сферы русского фортепианного репертуара. Так, в одном из московских концертов она представила на суд слушателей Двенадцать этюдов Скрябина, соч. 8.
В 1979 году Этери Анджапаридзе окончила Московскую консерваторию и до 1981 года совершенствовалась у своего педагога В. В. Горностаевой в ассистентуре-стажировке. Затем 10 лет преподавала В Тбилисской консерватории, а в 1991 году переехала в США. В Нью-Йорке Этери Анджапаридзе, в дополнение к концертной деятельности, преподавала в Нью-Йоркском Университете, а с 1996 года она является музыкальным директором новой Специальной Школы Америки для одаренных детей.
Григорьев Л., Платек Я.