Светлана Оганесовна Навасардян

Дата рождения
29.10.1946
Профессия
Страна
Армения, СССР
Светлана Оганесовна Навасардян

Навасардян Светлана Оганесовна (род. 29 октября 1946, Алаверди, Армянская ССР) — советская армянская пианистка. Народная артистка Армянской ССР (1984). Премия Ленинского комсомола Армении (1970). Лауреат Государственной премии Армянской ССР (1988).

В 1964–68 училась в Ереванской консерватории у В. В. Умр-Шата, в 1971 окончила Московскую консерваторию у Я. И. Зака, в 1973 — аспирантуру под его же руководством. С 1966 солистка Армянской филармонии.

Игре Навасардян свойственны волевая целеустремлённость, глубина трактовок, артистичность. Лауреат международных конкурсов пианистов — им. Р. Шумана (Цвиккау, 1966, 2-я премия), им. И. С. Баха (Лейпциг, 1968), им. бельгийской королевы Елизаветы (Брюссель, 1972), в Сиднее (1977, 2-я премия).

Гастролирует за рубежом, выступала на международных музыкальных фестивалях в Братиславе, Варне, Эхтернахе (Люксембург), Париже. С 1974 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1981 доцент).

Литература: Александров Д., С. Навасардян, «СМ», 1976, M 4; Саркисян С., На пути к зрелости, там же, 1977, No 9.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Многие рецензенты как характерный признак исполнительского облика Светланы Навасардян отмечают ее сосредоточенность, определенную объективность в подходе к музыкальному материалу, эпический склад интерпретаций, даже когда речь идет об образцах романтической фортепианной литературы, например, «Крейслериане» Шумана.

Может быть, в такого рода уравновешенности, объективности кроется причина ее на редкость успешного и стабильного конкурсного пути? Судите сами: Шумановский конкурс 1966 года в Цвиккау — вторая премия; Баховский в Лейпциге (1968) — четвертая премия; имени королевы Елизаветы в Брюсселе (1972) — пятая премия; наконец. Международный конкурс в Сиднее в 1977 — вторая премия. Если прибегнуть к шахматной аналогии, то сумма подобных успехов наверняка должна принести гроссмейстерское звание…

Обратим внимание, что сама подготовка к тематическим по своему характеру конкурсам в Цвиккау и Лейпциге, а также к всеохватному по программе брюссельскому соревнованию предопределяет широкую репертуарную вооруженность пианиста. Так оно и есть у Светланы Навасардян. Один только перечень исполняемых ею фортепианных концертов производит внушительное впечатление: четыре концерта Баха, три — Моцарта, концерты Шумана, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича; прибавим к этому многие клавирные сочинения Баха, сонаты Моцарта, Бетховена, Рахманинова, Прокофьева, развернутые произведения Мендельсона, Шумана, пьесы Листа, Брамса, Дебюсси, Прокофьева, Хиндемита, Шостаковича…

Многое из этого арсенала накоплено пианисткой еще в студенческие годы: сперва она занималась в ереванской консерватории у В. В. Умршата, а в 1971 году окончила Московскую консерваторию по классу Я. И. Зака (у него же к 1973 году Навасардян прошла курс ассистентуры-стажировки).

Итак, репертуарный диапазон пианистки весьма широк. Однако, по наблюдениям критиков, ее основные художественные интересы сосредоточены на музыке Баха, Бетховена и Шумана. (Что касается Шумана, то она играет его фортепианный концерт, «Карнавал», «Крейслериану», «Симфонические этюды», не говоря уже о мелких пьесах). Показательно, что сочинения именно этих композиторов составили программу первого самостоятельного клавирабенда артистки в Москве в сезоне 1975/76 года.

В «Советской музыке» Д. Александров писал: «…поначалу казалось, что перед нами пианистка с хорошо поставленной техникой, безотказной артистической выдержкой, но не более того. Однако по мере вникания в образный контекст исполнения все более стала открываться художественная перспектива ее игры, для которой характерны светотени тембровых контрастов, гибкая, отточенная пластика движений, прекрасная педализация… Отличное чувство стиля, живые изменения эмоционального тонуса — все это сообщило трактовке обаяние, цельность».

Положительный отзыв заслужило дебютное выступление артистки и в журнале «Музыкальная жизнь», где И. Чапаева отмечала: «В творческой манере пианистки привлекают искренность высказывания и эмоциональная уравновешенность, гармоничный охват монументальной формы каждого цикла и строгая осмысленность деталей. Она отлично владеет различными фортепианными красками, однако особенно удаются ей „тихие“ эпизоды. Ей вообще свойственно вдумчивое, сосредоточенное отношение к музыкальному тексту. Именно в сдержанной романтичности, если так можно выразиться, заключена особая привлекательность ее исполнительского облика».

Работая в Ереванской консерватории, Светлана Навасардян концертирует по стране и за рубежом, систематически включает в свои гастрольные программы произведения армянских композиторов. В ее исполнении впечатляюще звучат и «Танцы» Комитаса, и различные пьесы А. Хачатуряна, и «Шесть картин» А. Бабаджаняна, и «Концертные инвенции» для фортепиано с оркестром Г. Овунца.

Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.

реклама

вам может быть интересно

Йозеф Мысливечек Композиторы

рекомендуем

смотрите также

Реклама