Опера Орфа «Антигона»

Antigonae

Композитор
Дата премьеры
09.08.1949
Жанр
Страна
Германия
Карл Орф / Carl Orff

Трагедия Карла Орфа в пяти действиях, текст Ф. Гёльдерлина (перевод одноименной трагедии Софокла).

Премьера: Зальцбург, 9 августа 1949 г.

Полиник, брат царевны Антигоны, в борьбе за власть разжег войну в Фивах и погиб, сражаясь с братом Этеоклом. Царь Креон запретил под страхом смерти предавать земле тело Полиника, но Антигона нарушила приказ и совершила надгробное возлияние над телом погибшего: иначе душа мертвого, согласно верованиям древних греков, не обретет покоя. По приказу Креона Антигона заживо замурована в подземелье. Этот безжалостный приговор повлек за собой роковые последствия. Гемон, жених Антигоны и сын Креона, тщетно умолявший отца пощадить девушку, покончил с собой, как и его мать, жена Креона.

Драматический конфликт, положенный в основу трагедии и оперы,— столкновение устремлений личности и законов государства и в то же время столкновение двух нравственных принципов, или, по словам И. Тургенева, «коллизия двух идей, двух прав, двух равнозаконных побуждений». Креон выступает не только как защитник интересов государства, но и как личный враг Полиника, мстя ему и после смерти, тем самым нарушая нравственный закон. В трагедии и опере сочувствие авторов на стороне Антигоны.

Музыка оперы аскетична, сурова, сдержанна. Вокальные партии носят преимущественно речитативный характер.

Сюжет «Антигоны» послужил источником для многочисленных опер, в том числе И. А. Хассе, Т. Траэтты (Петербург, 1772), А. Бернаскони, И. К. Вагензейля, Б. Галуппи, П. Винтера, в XX в. — А. Онеггера (текст Ж. Кокто по Софоклу, 1927). Образ героини в годы Второй мировой войны в оккупированных фашистами странах воспринимался как символ человечности, противостоящей жестокости и насилию (драма Ж. Ануя, опера А. Онеггера и другие произведения, в круг которых входит и музыкальная трагедия Орфа).

Одна из наиболее интересных интерпретаций «Антигоны» Орфа — постановка режиссера В. Вагнера в Штутгарте (1956).

А. Гозенпуд

Дискография: CD — Deutsche Grammophon. Дир. Лейтнер, Антигона (Борк), Йемена (Хеллман), Креон (Александер), Гемон (Уль), Тиресий (Хефлитер), Стражник (Штольце), Вестник (Борг), Эвридика (Плюмахер).

реклама

вам может быть интересно

Бетховен. Багатели Фортепианные

рекомендуем

смотрите также

Реклама