Академизм

1) Тип искусства, создаваемого в академиях (театрального, музыкального, изобразительного искусств и др.). Исторически возникает в разные эпохи под влиянием деятельности академий. Академии - это учреждения (б.ч. государственные), призванные хранить и развивать высшие, наиболее совершенные традиции и образцы искусства, выводя из них критерии и нормы художеств. творчества и создавая на этой основе художеств. школу. Академический - значит образцовый, наиболее совершенный.

В балете значение академий имеют лучшие, образцовые театры (императорские театры - в дореволюц. России, гос. академич. театры - в сов. художеств. культуре), их высшие достижения составляют основу школы хореографич. искусства. В академиях происходит академизация (превращение в норму, образец и основу художеств. школы) к.-л. совр. конкретноисторич. направления. Так, в исторически первой Болонской академии живописи (16 в.) академизировалось искусство высокого Возрождения, в художеств. академиях и придворных театрах 17-18 вв. - искусство классицизма, в императорских театрах и хореографич. школах 19 в. - романтизма, в наши дни - реализма. Академизация содержит в себе опасность (нередко реализующуюся в практике) отрыва искусства от современности, односторонней ориентации на существующие образцы, механич. повторения ранее созданного. Поэтому академии могли играть в истории искусства не только прогрессивную, но и консервативную роль. Так, Российская Академия художеств, имевшая в 18 - нач. 19 вв. большое прогрессивное значение, в сер. 19 в. стала оплотом отжившего эпигонского классицизма, тормозом развития передового искусства, что вызывало резкую критику со стороны противостоявших ей передвижников и всех защитников совр. реализма. Не избежали этой участи и рус. императорские театры 2-й пол. 19 в., в т.ч. оперно-балетные. В них господствовали вкусы придворно-аристократич. среды, проявлялись тенденции к развлекательности и пышной зрелищности, рутина и штампы, отсутствовал интерес к проблемам совр. общественной жизни. Всё это наложило отпечаток на развитие балета того времени, породило его ограниченные стороны и негативные тенденции и критику их со стороны деятелей передовой рус. культуры (Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.). Однако творчество выдающихся балетм. А. Сен-Леона, М. И. Петипа, Л. И. Иванова и др. не сводится к этим ограниченным сторонам и негативным тенденциям, последние не составляют его сущности. Развив и подняв на новый уровень романтич. искусство, эти балетмейстеры создали высокие художеств. образцы, сыгравшие в развитии балетного театра прогрессивную, исторически непреходящую роль.

2) Конкретно-историч. направление в балетном театре 19 в., проявившееся преим. во Франции и России. Уже в 1-й пол. и сер. 19 в. в работах франц. балетм. Ж. Мазилье, Л. Петипа, А. Сен-Леона наметилась стабилизация крупных танц. форм (grand pas, pas d'action), их элементов (adagio, вариации, coda) и совершенствование каждого из них, причём сольный танец преобладал над ансамблевым. В дивертисмент, который занимал в этих балетах большое место, Сен-Леон часто вводил характерный танец. В балетах комп. А. Адана, Л. Делиба и др. предвосхищалось художеств. сближение муз. и танц. форм.

В условиях упадка франц. балета А. со 2-й пол. 19 в. сосредоточился в России, где к тому времени в Петербурге и Москве сложились высококвалифицированные труппы. Здесь работали представители романтизма Ф. Тальони и Ж. Перро, идеи которых развили и академизировали Сен-Леон и особенно М. И. Петипа. В его постановках "Дочь фараона" (1862), "Корсар" (1863), "Царь Кандавл" (1868), "Дон Кихот" (1869) и др. возросла роль ансамблевого танца и в дивертисменте стала ощутима пластико-тематич. взаимосвязь солистов, ансамблей и кордебалета. При этом преобладал женский танец. Важнейшим художеств. средством балета становилось взаимодействие пластич. мотивов, развиваемых в разных частях полифонич. структуры. Ярчайший образец - сцена теней в "Баядерке" (1877). В этом же направлении работал М. И. Петипа, редактируя кордебалетные сцены "Жизели". Используя накопившуюся танц. лексику, он усложнил танц. формы, соединяя действенные и дивертисментные элементы (см. Дивертисмент) в единые по содержанию картины (основой для них служили группы пластич. лейт-тем), и симфонизировал танец. Сначала Петипа ставил балеты Ч. Пуньи, Л. Минкуса и др., музыка которых не выходила за пределы аккомпанемента к танцу. Ощущение бульших возможностей единства музыки и танца привело Петипа к сотрудничеству с П. И. Чайковским, понимавшим, что реформа балетной музыки, обогащение её достижениями совр. симфонизма могли осуществиться лишь одновременно с хореографич. реформой. В "Спящей красавице" (1890) и "Раймонде" (1898) Петипа, в "Щелкунчике" (1892) Иванова, а также в осуществлённой ими совм. постановке "Лебединого озера" (1895) созданы большие картины музыкально-танцевального действия, разработаны его осн. формы, обогащены выразительные средства хореографии. Развитие танц. лексики опиралось также на выдающиеся достижения виртуозной итал. школы, виднейшие представители которой П. Леньяни, К. Брианца, Э. Чеккетти и др. работали в Петербурге. Обобщая и развивая достижения романтич. балета, Петипа и Иванов значительно углубили содержательность танца. Вторая картина в "Лебедином озере", сцена с нереидами в "Спящей красавице" своей психологич. насыщенностью и эмоциональной глубиной продемонстрировали возможность балета реалистически отражать действительность в формах феерии и сказки. На основе достижений балетмейстеров, стоявших на позициях А., была развита хореографич. школа, давшая замечательных исполнителей и получившая признание во всём мире. Эти достижения явились одной из главных традиций для сов. искусства.

Балет. Энциклопедия, 1981

реклама

вам может быть интересно

Октоих Церковная музыка
Эдинбург Города

рекомендуем

смотрите также

Аффектов теория Термины и понятия
Ритмика Термины и понятия
Emboite, амбуате Балет и танец
Интродукция Термины и понятия
Мюзикл Музыкальные жанры
Напев Термины и понятия
Маска Опера, вокал, пение
Колокол Музыкальные инструменты
Вокал оперный Опера, вокал, пение

Реклама