Великобритании балет

«Фасад». «Сэдлерс-Уэллс балле». Балетмейстер Ф. Аштон

Балет Великобритании

С древних времён в обряды и игры английского народа входили танцы. В Англии были широко распространены хороводные танцы вокруг «майского дерева». Наиболее древние англ. и валлийские танцы (т. н. «морисы») — воинственные мужские пляски с мечами, отличавшиеся сложным рисунком и тончайшей техникой прыжков.

Искусство танца получило значит. развитие в 16 в. Мастерство исполнения бального танца при дворе Елизаветы I было так велико, что, по словам У. Шекспира, французы приезжали учиться «высокой вольте и быстрой куранте» у англ. танцмейстеров. Сценич. джига того времени представляла собой в зародыше комич. оперно-балетное представление и послужила началом англ. нац. пантомимы.

В кон. 16 — нач. 17 вв. возник жанр англ. маски. Однако, достигнув расцвета в нач. 17 в., англ. балет-маска не получил дальнейшего развития, не перешёл из придворного театра на общедоступную сцену. Распространение пуританизма, отвергавшего аристократич. искусство вообще, надолго приостановило формирование и балетного искусства.

Новый подъём искусства танца в Англии наступил в кон. 17 — нач. 18 вв. В 1651 вышел первый англ. труд по теории танца — «Английский учитель танцев» Дж. Плейфорда. Появились и проф. танцовщики: Д. Хейнс, придворный танцмейстер королевы Анны Айзек, особо отличавшийся в маске «Калисто» Дж. Краука, и балетм. Дж. Прист, пост. танцы для оперы комп. Г. Пёрселла «Дидона и Эней» (1689). В нач. 18 в. танцмейстеры П. Сайрис, Дж. Эссекс и Дж. Уивер перевели с франц. яз. труды Ж. Рамо и Р. О. Фёйе. Уивер изучал теорию танца. Почти на 50 лет раньше реформатора франц. балета Ж. Ж. Новера он высказал в «Трактате к вопросу об истории танца» (1712) необходимость отражать в танце подлинную жизнь и человеческие чувства. Танцевально-драматич. представление «Любовные похождения Марса и Венеры» на муз. Саймондса и Фербанка, пост. Уивером в Лондоне (1717), явилось первым действенным балетом, которым он подтвердил свои теоретич. доводы. Все исполнители — англичане, за исключением приглашённого на роль Марса француза Л. Дюпре. Продолжая начатое Уивером сформирование нац. искусства, антрепренёр и актёр Дж. Рич смело вводил в пантомимы гротесковые интермедии в духе комедии дель арте. Однако на англ. почве этот жанр подвергся изменению: англ. танцовщики вносили элементы нар. площадного представления и славились мастерством гротеска в арлекинадах и пантомимах. Последние были развитием танц. форм, сложившихся ещё в елизаветинских джигах. Эта особенность стала отличительной чертой англ. балетного театра и получила развитие в 19–20 вв. в рождественских пантомимах и во мн. спектаклях балетных трупп Великобритании. В поставленных Ричем пантомимах и балетных представлениях в театрах «Линкольнс Инн Филдс» и «Ковент-Гарден» наряду с англичанами выступали известные иностр. танцовщики, в т. ч. франц. балерина М. Салле, которая искала пути драматизации балета. Её музыкальность привлекла внимание комп. Г. Ф. Генделя, пригласившего Салле в руководимую им оперную труппу «Ковент-Гарден» (1734). Композитор сочинил новый пролог (балет «Терпсихора») к своей опере «Верный пастух», выступление в котором принесло Салле большой успех. Салле принимала участие и в др. операх Генделя (и как танцовщица, и как балетмейстер). Исполнение роли Галатеи в пантомимном балете «Пигмалион» на муз. Генделя отличалось пластич. выразительностью лепки образа. В постановках Салле участвовали англ. артисты. Англ. пантомима оказала влияние на творчество Новера. Балетмейстер много ставил в Лондоне (приехал по приглашению актёра Д. Гаррика в 1755). При нём балетный театр приобрёл большое значение, пользовался успехом у зрителя. В Лондоне в 1794 была показана последняя работа Новера. Во время пребывания Новера в Англии в его труппе работали англ. артисты, среди которых был популярен С. Слингсби.

Наиболее значит. англ. балетмейстером после Уивера был Дж. Г. Д’Эгвиль (француз по происхождению). Он сочинял балеты на антич. или заимствованные из литературы сюжеты («Пигмалион» Босси, 1801), а также на нац. тематику («Безумная Джейн» Д’Эгвиля и «Оссиан» Фиорилло, 1805); в 1801 открыл частную школу, где воспитывалось большинство англ. артистов балета нач. 19 в. Наиболее одарёнными были Твамли и Крэнфидд, но им редко удавалось получить первые роли, достававшиеся популярным франц. танцовщицам. Лишь в нач. 19 в., в период наполеоновских войн, афиши лондонских театров запестрели именами англ. танцовщиков и танцовщиц. После 1816 их вновь вытеснили европ. знаменитости — М. Тальони, Ф. Эльслер, К. Гризи и др. В кон. 18 — нач. 19 вв. в Лондоне работали европ. балетмейстеры: Ж. Доберваль (1783–85 и 1791–92); Ш. Дидло, создавший здесь первые варианты балетов «Флора и Зефир» (1796) и «Хензи и Тао» (1801) Босси; Ж. Перро, поставивший «Ундину» (1843), «Эсмеральду» (1844) и «Па-де-катр» (1845) Пуньи, и др. В эти же годы началась деятельность талантливой англ. танцовщицы К. Уэбстер.

Во 2-й пол. 19 в. оперы стали пользоваться бульшим успехом, чем балет, а последний перекочевал в мюзик-холлы и традиц. рождественскую пантомиму. Здесь до нач. 20 в. процветало и развивалось самобытное искусство «танцующих актёров» — Э. Мэтьюса, Ф. Флексмора и мн. др. «клоунов», превосходных танцовщиков-мимистов (Ф. Фаррен, Ф. Стори, Б. Бишоп), продолжавших англ. нац. традицию. В мюзик-холлах работали приглашённые балетмейстеры: А. Курти, И. Хансен, А. Бертран, К. Ланнер, А. А. Горский, Эд. Эспиноса и др. Искусство балета в этот период приняло характер чисто развлекательного зрелища, не имевшего самостоят. значения. Однако в мюзик-холлах «Альгамбра» и «Эмпайр» (возникли в кон. 19 в.) часто давались балетные спектакли — «Жизель» (1884, «Эмпайр»), «Сильвия» и др. В «Альгамбре» с успехом выступал первый гротесковый танцовщик Л. Грей. При «Эмпайр» существовала школа (под рук. балетм. и педагога К. Ланнер), воспитывавшая танцовщиц кордебалета. Очень популярны были спектакли на официально-патриотич. темы: «Антанта» Рональда (1904), «Под двумя флагами» Бинга (1908). Эти постановки, несмотря на невысокий художеств. уровень и слабую музыку (её сочиняли штатные капельмейстеры), имели некоторое значение для развития балета в Англии. Здесь выступали танцовщицы, из которых складывался кордебалет; формировали своё искусство будущие солистки — Ф. Биделс и А. Жене, сыгравшая важную роль в развитии англ. школы классического танца. Но даже солистки были вынуждены выступать с танцовщицами «травести» (переодетыми в мужской костюм), т. к. англ. танцовщиков классич. школы ещё не было, мужской классич. танец считался ненужным. Появление в 1910 первых рус. танцовщиков оказало значит. влияние на само понимание искусства балета. В 1911 в Лондоне впервые выступила А. П. Павлова с партнёром М. М. Мордкиным. Начавшиеся в Лондоне Русские сезоны, организованные С. П. Дягилевым, пользовались такой популярностью, что долгое время само понятие «балет» означало только рус. балет. Мн. англ. танцовщики выступали в труппе Дягилева под рус. фамилиями (Х. Маннингс — Л. Соколова, П. Хили-Кей — А. Долин, А. Маркс — Маркова). В 1913 Павлова организовала в Лондоне труппу, состоявшую преим. из англ. танцовщиков, и открыла школу. В Англии выступали и преподавали рус. артисты балета и педагоги Т. П. Карсавина, Н. Г. Легат и др. После 1-й мировой войны возникли новые балетные школы и студии. Среди них школа М. Рамбер (1920), ученики которой Ф. Аштон, А. Тюдор, А. Хоуард и др. образовали в 1930 Клуб балета, впоследствии преобразованный в труппу «Балле Рамбер». В 1926 танцовщица Н. де Валуа открыла в Лондоне школу (Академию хореографич. искусства), вначале в ней было 6 учениц, они проходили практику в театре «Олд Вик» (в оперных и драматич. спектаклях). Здесь началось творч. содружество де Валуа и Л. Бейлис, которое способствовало формированию совр. нац. балетной школы. В 1931 Бейлис приобрела и реконструировала театр «Сэдлерс-Уэллс» (в юж. рабочем районе Лондона), в котором в том же году де Валуа и Бейлис основали новую хореографич. школу, считая, что воспитание артистов возможно только в условиях практики стационарного театра. В 1931 в театре «Сэдлерс-Уэллс» была показана первая балетная программа, которая ознаменовала рождение труппы, выступавшей на двух сценич. площадках («Олд Вик» и «Сэдлерс-Уэллс») и до 1942 носившей назв. «Вик-Уэллс балле». Одновременно критик А. Хаскелл, издатель Ф. Ричардсон и музыковед Э. Эванс основали Общество Камарго с целью предоставления молодому англ. балету средств для осуществления постановок на сценах ведущих театров Лондона (в районе Уэст-Энд). На деньги, собранные обществом, было пост. в 1930–33 шестнадцать оригинальных спектаклей, в т. ч. «Фасад» Уолтона (балетм. Аштон), «Иов» Воана-Уильямса (балетм. де Валуа). Придавая значение классич. танцу в воспитании артистов балета, де Валуа с самого начала существования труппы ввела в репертуар спектакли рус. и зап. балетной классики. Первые успехи труппы связаны с хореографич. воплощением произв. англ. живописи и литературы. Это направление ярко воплощено в балете де Валуа «Карьера мота» (1935, сценарий и музыка Гордона) на тему картин У. Хогарта. С 1935 ведущим хореографом стал Аштон, постановки которого отличались тонкой музыкальностью и мастерством композиций, основанных на классич. танце.

Во время 2-й мировой войны труппа, получившая с 1942 назв. «Сэдлерс-Уэллс балле», не прекращала свою деятельность. Отсутствие конкуренции рус. эмигрантских трупп, частые выступления, поддержка зрителей и небольшая субсидия, предоставленная сформированным во время войны Советом искусств, способствовали росту мастерства англ. артистов. В 1946, получив признание как лучшая нац. труппа Великобритании, коллектив «Сэдлерс-Уэллс балле» открыл сезон в помещении оперного театра «Ковент-Гарден». Часть труппы (младшая) осталась в театре «Сэдлерс-Уэллс», получив назв. «Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле». Здесь начинали работать молодые хореографы Дж. Кранко («Дама и шут» на муз. Верди, 1954) и К. Макмиллан («Концертные танцы» на муз. Стравинского, 1955). В 1957 обе труппы получили назв. Королевский балет Великобритании (младшая труппа часто гастролирует по стране). В кон. 40-х гг. ведущим балетмейстером труппы продолжал оставаться Аштон, поставивший балеты: «Симфонические вариации» на муз. Франка (1946), «Золушка» (1948); «Ундина» Хенце (1958) и мн. др. В 1963 Аштон, став худ. рук. Королевского балета Великобритании, сохранял традиции музыкальности и выразительности классического танца. В 40-50-е гг. выдвинулись молодые балетм. А. Родригес, Дж. Картер. Большинство англ. танцовщиков — воспитанники местных балетных школ и прежде всего — школы Королевского балета Великобритании. В труппе сформировалось искусство танцовщиков М. Фонтейн, Р. Хелпмен, П. Аргайл, Б. Грей, М. Сомс, Х. Тёрнер; в 40-50-х гг. работали Н. Нерина, Д. Блэр, С. Березова, А. Линден, Э. Файфилд, А. Пейдж и др. Среди артистов: А. Сибли, М. Парк, Д. Уэллс, А. Доуэлл, Д. Уолл, М. Коулмен и др. С 1970 худ. рук. Королевского балета Великобритании — Макмиллан, отразивший в своём творчестве противоречивые черты современного искусства. Неоднократные попытки слить воедино две группы, составляющие Королевский балет Великобритании, не привели к успеху. Репертуар труппы в кон. 70-х гг. отличался разнообразием. Среди пост.: классич. наследие — «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Тщетная предосторожность», сцена теней из «Баядерки»; произв. совр. хореографов — «Манон» на муз. Массне, «Избранные синкопы» на муз. Джоплина, Лэма и Скотта, «Времена года» на муз. Верди, «Майерлинг» на муз. Листа (все — балетм. Макмиллан), «Сон в летнюю ночь» на муз. Мендельсона, «Монотонности» на муз. Сати, «Месяц в деревне» на муз. Шопена (все — балетм. Аштон). В этот период в коллективе работали танцовщики: Л. Кольер, Д. Дрю, Э. Дженнер, М. Мейсон, Дж. Паркинсон, Л. Сеймур, У. Слип, А. Торогуд, У. Иглинг, Дж. Пенни. В нач. 70-х гг. при театре «Сэдлерс-Уэллс» сформирована «Новая группа» для гастролей в провинции и как экспериментальная лаборатория для молодых балетмейстеров. Однако их «авангардистские» постановки не имели успеха у провинциального зрителя, который проявляет больший интерес к классич. наследию. Эту миссию более успешно выполняет небольшая труппа «Балет для всех» под рук. П. Бринсона (создана в 1964, входит в систему Королевского балета, в дальнейшем руководство осуществляли А. Гранат, Д. Адамс).

Самостоят. труппу «Фестивал балле» (создана в 1949) с обширным популярным репертуаром возглавляет Б. Грей. Среди пост. (70-е гг.): «Лебединое озеро»; «Праздник цветов в Дэкенцано» на муз. Паулли, Хельстеда и Гаде, «Фантастическое бурре» на муз. Шабрие, «Три прелюдии» на муз. Рахманинова, «Па-де-де» из балета «Лебединое озеро» (балетм. Дж. Баланчин), «Па-де-де» из балета «Корсар» (оба идут как самостоят. концертные отделения), «Зелёное яблоко» на муз. Нордхайма (балетм. Г. Тетли). В 1966 труппа «Балле Рамбер» была реорганизована. В её репертуар входят исключительно постановки школы танца модерн; заместителем М. Рамбер приглашён хореограф-модернист Н. Моррис, здесь работают и амер. хореографы этого же направления Г. Тетли, К. Брус и др. В нач. 70-х гг. школа танца модерн значительно укрепила свои позиции. Её центр — студия «Плейс» в Лондоне, в которой преподают преим. представители амер. танца модерн и выступают не только англ. танцовщики.

В кон. 60 — нач. 70-х гг. в Англии возрос интерес к нар. танцу, устраиваются ежегодные фестивали — «Эйстедфодды». Большое значение для возрождения и сохранения нар. танцев имела деятельность С. Шарпа, основавшего в 1911 Общество англ. нар. танца.

В стране имеется неск. балетных школ: школа Королевского балета (с 1931), школа М. Рамбер (с 1920), школа Н. Легата (с 1923; её возглавляла Н. Николаева-Легат) и др. С 1920 существует Королевская академия танца (ранее называлась Ассоциация оперного танца). В Лондоне работает Институт хореологии (осн. супругами Дж. и Р. Бенеш), который готовит хореографов-нотаторов — специалистов по системе записи танца. Королевская академия танца и Имперское общество учителей танца (осн. в 1904, в 1924 слилось с Обществом им. Чеккетти) создают программы, проводят регулярные экзамены, выдают дипломы на право преподавания. Серьёзная методич. работа ведётся школой Королевского балета.

В Великобритании издаются балетные журналы: «Дансинг таймс» («Dancing Times», регулярно с 1910) и «Данс энд дансерс» («Dance and Dancers», с 1950). Старейшие критики и балетоведы — С. Бомонт и А. Хаскелл. Среди критиков и историков балета — Дж. Персивал, Р. Бакл, А. Блэнд, К. Крисп, А. Гест, П. Бринсон, М. Кларк, Дж. Лоусон, П. Уильяме и др.

Литература: Рославлева Н., Английский балет, М., 1959; Красовская В., Западноевропейский балетный театр, Л., 1979.

Н. П. Рославлева
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Benedictus, бенедиктус Церковная музыка
Квинтон Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Балет в опере Опера, вокал, пение
Румынский балет Балет и танец
Терцет Термины и понятия
Глинка Михаил Биографии
Lamento, ламeнто Термины и понятия
Полька Музыкальные жанры
Revoltade, револьтад Балет и танец
Цимбалы Музыкальные инструменты
Поклон в танце Балет и танец
Академизм в балете Течения в искусстве

Реклама