Хренников. Балет «Гусарская баллада»

Балет в трех действиях на музыку Тихона Хренникова. Либретто О. Виноградова. Балетмейстеры О. Виноградов и Д. Брянцев.

Первое представление: Ленинград, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 3 апреля 1979 г.

Действующие лица:

Шура Азарова. Ржевский. Иван, слуга Шуры. Граф Нурин. Денис Давыдов. Жермон. Друг Ржевского. Генерал. Азаров. Губернатор. Князь Балмашов. Французский офицер. Кузины. Гости на балу, партизаны, русские и французские солдаты.

Действие первое

Картина первая. Комната Шуры.

В доме отставного майора Азарова идут приготовления к балу. Его племянница Шура вместе со своими кузи нами примеряет маскарадные костюмы. Веселое оживление. В воздухе мелькают ленты, шали, мантильи. Шурочка удивила всех — она решила одеться в гусарский мундир. Иван, старый слуга, вспомнив свое боевое прошлое, шутя показывает ей несколько фехтовальных приемов. Одна из кузин сообщает о приезде нового гостя, и девушки убегают переодеваться.

Появляется красавец гусар Ржевский. Он — нареченный жених Шуры. Сегодня поручик должен впервые увидеть свою невесту. Шура, переодетая в гусарский наряд, задержалась в гостиной. Она хочет уйти незамеченной, но Ржевский видит «юного корнета» и радостно приветствует его. Они знакомятся. Шура с волнением слушает рассказы о лихой гусарской жизни. Однако, боясь разоблачения, «корнет» поспешно скрывается, оставив Ржевского, увлеченного собственным повествованием.

Азаров рад встрече с сыном сослуживца по полку и знакомит его со своим семейством. Вот и Шурочка. Переодевшись в женское платье, она, чтобы не быть узнанной, так жеманничает и кривляется, что вызывает у Ржевского неприкрытое раздражение. Он готов бежать от нареченной невесты. Но самой Шурочке пришелся по сердцу лихой гусар, и она решает во что бы то ни стало покорить его.

Картина вторая. Бал.

Шура предстает перед Ржевским в вихре бала то кисейной барышней, капризной и напыщенной, то озорным безусым корнетом. Поручик не скрывает, что невеста ему не нравится, однако согласен жениться на ней, потому что дал слово своему дяде — тот заплатил за него карточный долг. «Корнет» оскорблен за свою кузину и вызывает Ржевского на дуэль. Но дуэли не суждено состояться. Прибывший губернатор сообщает тревожную новость: французская армия, возглавляемая Наполеоном, вторглась в Россию. Все потрясены. Мужчины готовы грудью встать на защиту отчизны. Женщины провожают их в поход. Уезжает в свой полк и Ржевский. Лишь граф Нурин, только что прибывший из Парижа и демонстрировавший гостям французские танцы и манеры, трусливо прячется.

Шура не может остаться в стороне, когда отечество в опасности. Она принимает смелое решение — в костюме гусара отправиться в действующую армию. Слуга Иван пытается объяснить ей, что война — это не детская игра, напоминает, что она еще совсем недавно не расставалась с куклой. Однако, покоренный твердостью и отвагой девушки, соглашается сопровождать ее.

Действие второе

Картина третья. Нашествие.

Горят русские города. Все разрушает и сметает на своем пути французское войско. Время от времени партизаны Дениса Давыдова, словно коршуны, налетают на французов.

Картина четвертая. Привал.

Гусары отдыхают после очередного боя. Среди отбитых у французов пленных оказывается известная актриса Жермон. Партизаны устраивают пирушку в честь удачной вылазки и победы над врагом. В разгар веселья появляется Шура в костюме корнета. Она привезла пакет из штаба. Ржевский тепло приветствует полюбившегося ему «корнета» и представляет его своим товарищам по оружию. Шуре наливают бокал вина. В смущении она пытается выпить вино. Гусары, обнаружив, что «корнет» не умеет пить, решают обучить его этому искусству. К концу «урока» «корнет» не в состоянии держаться на ногах. Ржевский пытается помочь юному другу, но тот, неожиданно обнаружив строптивость нрава, вспоминает о несостоявшейся дуэли и настаивает, чтоб поединок был продолжен. Вернувшийся из штаба Денис Давыдов, предводитель партизан, пристыдив корнета, отправляет его с важным поручением.

Картина пятая. Засада.

Ночь. Зимний лес. Огромные мохнатые ели покрыты снегом. Французы устраивают засаду, в которую попадает князь Балмашов, адъютант императора, следующий в ставку фельдмаршала с секретным пакетом. Шура и верный Иван спасают князя, отважно отбив его у французов.

Картина шестая. Ставка.

Офицеры штаба обсуждают предстоящую военную операцию. Присутствует здесь и граф Нурин, всячески рекламирующий теперь свой «патриотизм».

Внимание всех привлекает молодой корнет, ведущий связанного французского офицера. Это Шура. Все поздравляют ее. Но в этот счастливый момент Шура сталкивается с Нуриным, который узнает в ней племянницу Азарова. Шура пытается скрыться.

Нурин спешит сообщить о своем открытии фельдмаршалу. Тот вызывает к себе «корнета». Шура не может лгать и признается, что она женщина. Рыдая, умоляет девушка разрешить ей остаться в армии. Фельдмаршал непреклонен и приказывает Азаровой немедленно покинуть войско.

Князь Балмашов, отоспавшись после неприятного происшествия, приходит к фельдмаршалу с пакетом от императора. Заметив заплаканного «корнета», скромно стоящего в стороне, он неожиданно узнает в нем своего спасителя и просит фельдмаршала наградить героя за совершенный подвиг. Фельдмаршал не может не отдать должное смелости «корнета» и в присутствии войска прикалывает к его мундиру орден.

Действие третье

Картина седьмая. Дом Азарова.

Всё здесь неузнаваемо изменилось. Разбросана поломанная мебель, разбиты зеркала. Любимая кукла Шуры прикреплена к стене вместо мишени. Трудно узнать в больном, немощном старике майора Азарова. В доме разместился штаб неприятеля. Французы совещаются, вырабатывая план дальнейших боевых действий. Они не сразу замечают Шуру, которая, переодевшись в мундир французского пленного, проникла сюда, чтобы похитить карту расположения вражеских войск. Это почти удается ей, но в последний момент ее задерживают и хотят расстрелять.

Подоспевшие гусары обращают врага в бегство и спасают Шуру. От пережитого волнения она теряет сознание. Азаров открывает секрет «корнета»: Шура — его племянница и невеста Ржевского. Все изумлены. И когда Шура появляется в женском наряде — он идет ей ничуть не меньше, чем гусарский мундир! — Ржевский с восхищением и покорностью склоняется перед ней. Гусары оставляют влюбленных наедине. Вот оно, счастье! Но звучит военный рожок — война еще не кончена, враг не полностью изгнан с родной земли. Отряд выступает в поход. Ржевский прощается с любимой.

Шура с нежностью смотрит ему вслед и вдруг, схватив снятый было мундир, кивер и саблю, устремляется вслед за своим избранником.

реклама

вам может быть интересно

Бизе. «Арлезианка» Симфонические

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Композитор

Тихон Хренников

Дата премьеры

03.04.1979

Жанр

балеты

Страна

СССР

просмотры: 6591
добавлено: 25.07.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть