«Святоплук» (словац. Svätopluk) — музыкальная драма Эугена Сухоня в 3 действиях (4 картинах), либретто композитора, И. Стодолы и Е. Крчмеровой по драме И. Стодолы «Король Святоплук».
Премьера: Братислава, 10 марта 1960 г., под управлением Т. Фреши.
Замысел музыкальной драмы зародился, по словам композитора, задолго до ее создания. В 1934 г. Сухонь сочинил на эту тему увертюру, а год спустя — музыку к пьесе И. Стодолы «Король Святоплук», но отложил написание оперы, так как еще не обладал необходимым творческим опытом. После постановки Крутнявы, принесшей автору общеевропейскую славу, он приступил к работе над «Святоплуком». Этому предшествовало глубокое и всестороннее изучение древних образцов песенности Моравии. Как и в предшествовавшей опере, композитор сам разработал сценарий, превращенный затем в либретто. В основе сюжета — подлинные исторические события, художественно трансформированные и обобщенные. Независимость, целостность государства, верность отчизне и борьба с силами, враждебными единству народа,- таковы основные проблемы произведения, достигающего почти шекспировской силы.
Моравия, в которой происходит действие, в IX в. была сильной и обширной державой, границы которой простирались от Зале до Тисы и от Дравы до Вислы. Но единству и государственной независимости страны угрожали как феодальные междоусобицы, так и натиск иностранных держав. Опера рисует сложное сплетение интриг и конфликтов. Политические мотивы переплетаются с религиозными. В непримиримой схватке сталкиваются язычество и христианство. Основные носители главного идейного конфликта — сыновья короля Святоплука: патриот Моймир и его брат Святоплук- младший, помышляющий лишь о власти и опирающийся на самые темные силы. В заговоре участвует княжна Лютомира, дочь князя Паннонии, пытающегося подчинить себе Моравию. Между сыновьями короля начинается борьба: старший хочет блага отчизне, но младший, руководствуясь корыстными интересами, вступает на путь предательства и готовится убить отца. Моймир, вызывая ненависть и гнев язычников, освобождает девушку Милену, которую должны принести в жертву Перуну. Княжна Лютомира выдвигает против него ложное обвинение в покушении на отца, и король велит бросить сына в темницу. Ночью в лагерь Святоплука прокрадывается враг, чтобы убить короля. Он обнаружен, и Святоплук узнает в нем своего второго сына. Измена, предательство окружают его, и сам он в прошлом шел путем преступлений. Потрясенный испытаниями, король умирает, отпустив на свободу обоих сыновей. Власть переходит к Моймиру. Выразитель мыслей и чувств народных певец Забой в финальной песне предвещает наступление времени, когда народ будет свободен и счастлив.
В музыке ясно слышны три мира — германский, византийский и славянский, каждый из которых имеет свой характер. Основной идейный конфликт представлен в столкновении этих трех сфер.
Опера Сухоня выросла на общеславянской основе традиций Сметаны («Либуше»), Глинки («Иван Сусанин»), Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»). Идея единства народа, утверждение идеалов справедливости воплощены в партитуре с суровой силой. Композитор-патриот посвятил ее «своему дорогому народу, любимой отчизне и всем народам». «Если каждый сохранит в памяти слова завета короля Святоплука: „Будете жить в любви и согласии — враги ваши никогда вас не победят“,- мое произведение достигло своей цели»,- писал Сухонь.
Впервые в СССР опера поставлена в 1963 г. в Саратове под управлением И. Гольдберга.
А. Гозенпуд