Шведский балет
Первое балетное представление в постановке французского балетмейстера А. де Больё и в исполнении придворных состоялось при королевском дворе в 1638. За ним последовали другие, приуроченные к дворцовым празднествам, в т. ч. в 1649–51 ряд «масок» в пост. поэта Г. Шернъельма («Торжествующий Парнас» и др.). В 1667 был открыт первый публичный театр. В 70-90-х гг. при короле-пуританине Карле XI спектакли прекратились. Они возобновились в нач. 18 в. силами франц. артистов. В 1724–27 в Стокгольме выступала труппа Ж. Ланде.
В 1773 был основан театр Королевской оперы. Его труппу (Королевский шведский балет) возглавил Л. Галлодье, который ставил танцы в операх и дивертисменты. К сер. 80-х гг. труппа увеличилась с 24 человек до 72. В репертуаре появились балеты ученика и последователя Ж. Ж. Новера Ант. Бурнонвиля: «Рыбаки» Крауса (1789) и др. В 90-х гг. Ж. Маркаде пост. ряд собств. пантомимных балетов и возобновил балеты М. Гарделя («Мирза и Линдор», 1793, и др.). Ведущими артистами были: танцовщицы Дж. Басси, Х. Йортсберг; танцовщики Ант. Бурнонвиль и Ш. Л. Дидло (1786–89), вскоре покинувший Швецию.
В нач. 19 в. Королевская опера имела сильную труппу, но балеты ставили иностранцы: Л. Деланд (1809–16 и 1818–20), Ф. Тальони (1818), в 1820-х гг. А. И. Каре, Дж. Амброзини, П. Леде, воспроизводившие спектакли Новера, Ж. Доберваля, Л. Милона, Л. Дюпора.
Первый швед. балетмейстер — А. Селиндер (1830-50-е гг.). Он стремился сформировать нац. репертуар, одновременно знакомя зрителя со знаменитыми романтич. балетами («Жизель» и др.). При нём состоялись гастроли М. Тальони, выступившей в балетах отца: «Озеро фей» Обера и Келлера (1841) и «Сильфида» (1843). В собств. пост. Селиндер использовал романтич. мотивы — «Альхильд, или Чудесная лира» (1839) и «Рыбак и наяда» (1853) Шварца, обращался к швед. нар. танцам, которые тщательно изучал и собирал. Поставленный им балет «Люди из Вермланда» Ранделя (1846), основанный на песенном и танц. фольклоре, продержался в репертуаре до 1964.
В 40-60-е гг. 19 в. исполнялись балеты Авг. Бурнонвиля — «Свадебный поезд в Хардангере» Паулли (1857), «Праздник цветов в Дженцано» Хельстеда и Паулли (1860) и др. Ведущей балериной была Ш. Норберг, известность получил танцовщик Х. Иогансон, выступивший партнёром М. Тальони и уехавший с ней (работал в России в 1841–1903). В 1856–62 и 1890–94 труппой руководил С. Лунд, в 60-х гг. — Т. Мартин, в 70-80-х — Т. Маркль, в 90-х — М. Глаземан, в нач. 20 в. — О. Зёбиш.
С 60-х гг. 19 в. балету в Королев. оперном театре уделялось всё меньше внимания, ставились преим. дивертисменты и танцы в операх. Ведущей балериной была Х. Лунд. Интерес к танцу стал возрождаться после выступлений в Стокгольме А. Дункан (1906), А. П. Павловой (1908) и особенно после того как в 1913–15 М. М. Фокин пост. ряд балетов («Сильфиды», «Шехеразада», «Карнавал») и показал в них молодых артистов: танцовщицу Е. Хассельквист и танцовщика Ж. Бёрлина. Хассельквист, Бёрлин и К. Ари вошли в состав труппы Шведский балет, организованной Р. де Маре и работавшей в 1920–25 в Париже.
Ари впоследствии сыграла также выдающуюся роль в развитии швед. балета, основав фонд поддержки артистов балета и учеников балетной школы. Репертуар труппы состоял из балетов Бёрлина с музыкой франц. композиторов, в оформлении франц. художников (Ф. Леже, Ф. Пикабия и др.): «Новобрачные на Эйфелевой башне» Орика, Мийо, Тайфер, Онеггера, Пуленка (1921), «Человек и его желание» Мийо (1921), «Кувшин» Казеллы (1924) и др. В балете «Ночь на Ивана Купала» Альвена (1920) был использован швед. фольклор. Отдельные пост. Бёрлина были включены в репертуар Королевского швед. балета. В 1927–31 поляк Я. Цеплиньский пост. ряд классич. балетов; работавший в труппе с 1931 балетмейстер Ю. Альго — балеты Фокина и собственные: «Казанова» Пик-Манджагалли (1937), «Орфей в городе» Русенберга (1938); в 1940-х гг. финский балетмейстер Г. Ге пост. ряд балетов Петипа в упрощённой редакции с подчёркиванием зрелищных моментов. Ведущие исполнители 20-40-х гг.: танцовщицы — Л. Стайер, Э. Хольмберг, С. Ольсон, Б. Аппельгрен, Т. Лагерборг; танцовщики — Э. Страндин, С. Тропп, О. Торесен, К. Г. Крусе, Т. Родин.
В 40-х гг. Королевский швед. балет был в упадке, постоянного репертуара не было, танцовщики выступали преим. в операх. Интерес зрителей переключился на выступления представителей нем. «свободного танца» М. Вигман, К. Йосса, Х. Кройцберга. Опыт гастролёров был использован молодыми швед. хореографами, в частности Б. Кульберг и И. Крамером, которые организовали в 1946 Шведский танцевальный театр с репертуаром из собств. балетов.
В нач. 50-х гг. Королевский швед. балет вступил в период реформ. В школе при Королевском оперном театре стали работать А. и Н. Козловские. А. Тюдор, возглавлявший труппу в 1949–50, пост. ряд своих балетов и «Жизель». Англичанка М. Скипинг, руководившая труппой в 1953–62, реорганизовала её, возобновила балеты классич. наследия («Лебединое озеро», «Спящую красавицу») и М. М. Фокина.
С участием швед. балетмейстеров началось формирование нац. репертуара. Кульберг пост. балеты: «Фрёкен Юлия» (1950); «Медея» на муз. Б. Бартока (1950), «Ромео и Джульетта» (1955); «Женщина с моря» Рисагера, «Одиссея» Энглунда, «Адам и Ева» (все — 1961), «Саломея» (1964) Русенберга и др. Крамер пост. балеты: «Блудный сын» Альвена (1957), «Липа» Ларсона (1958), «Водяной» Лундстена (1973), «Петя и волк» Прокофьева (1975).
Балетмейстер Б. Окессон, работающая в стиле танца модерн, пост. балеты: «Сизиф» (1957) и «Минотавр» (1958) Блумдаля, «Икар» Бека (1963), «Навсикая» Лидхольма (1966) и др. Ряд балетов, в которых используется танец модерн, пост. М. Осберг.
Труппу Королевского швед. балета возглавляли: в 1963–64 А. Тюдор и художеств. совет в составе Кульберг, Окессон и А. М. Лагерборг, в 1964–66 — Б. Макдональд, в 1967–71 — Э. Брун, в 1972–75 — Дж. Мур, с 1976-Крамер.
Репертуар обогатился балетами Л. Ф. Мясина («Парижское веселье» на муз. Ж. Оффенбаха, 1956), Дж. Баланчина («Симфония до-мажор» на муз. Ж. Бизе, 1960), К. Макмиллана («Ромео и Джульетта», 1969), Ю. Н. Григоровича («Каменный цветок», 1962), А. Тюдора («Эхо труб» на муз. Б. Мартину, 1963), Х. Лимона («Павана мавра», 1972), Ф. Аштона («Сон» на муз. Мендельсона, 1975), Г. Тетли («Обними тигра и уйди в горы» на муз. Суботника, 1971), Э. Фелда («В полночь» на муз. Малера, 1973), Дж. Кранко («Онегин» на муз. Чайковского, 1976; «Укрощение строптивой» на муз. Скарлатти в аранж. Штольце, 1979); У. Бёрка (ряд номеров в 1978); Ф. Флиндта («Дуэль» Бентсона, 1977), а также И. Килиана, Р. Пти, О. Арайса и др.
Ведущие артисты 40-60-х гг.: танцовщицы — Г. Линдгрен, Э. Раш, А. М. Лагерборг, Э. М. фон Розен, М. Орландо, Г. Андерсон, И. Броссе, В. Юнг, Б. Шёльд, К. Сюльван; танцовщики — Т. Родин, Б. Хольмгрен, бр. М. и Ю. Менгарелли, К. Селлинг, В. Клавсен, Н. Винквист; 70-х гг.: танцовщицы — Л. Арвидсон, А. Видерсхайм Пауль, Ч. Лидстрём, М. Ланг, А. Альханко, А. Стрювер, К. Коге; танцовщики — Н. О. Хегбум, Й. Коге, П. А. Сегерстрём, М. Ског, Н. Эк, И. Киш, Й. Графф.
В течение ряда лет в труппе работает в качестве педагога О. В. Лепешинская. Балетной школой при Королевской опере руководит Ё. Свальберг.
Помимо Королевского швед. балета имеются труппы: «Кульберг-балеттен» (с 1967) и «Крамер-балеттен» (с 1968). В «Стура-театер» в Гётеборге в 1920–50 ставились отдельные спектакли, в 1969–70 активно работали К. Борг и У. Гадд, в 1970–76 ряд балетов пост. Э. М. фон Розен («Лебединое озеро»; «Картинки с выставки» на муз. М. П. Мусоргского, возобновление спектакля Бурнонвиля «Неаполь»), в 1977–78 У. Гадд («Кристина» на муз. эпохи барокко и др.). В Городском театре Мальмё имеется труппа под руководством К. Борга.
С 1973 издаётся ежеквартальный сборник «Данс» (ред. Б. Хегер, который с 1952 является также директором Стокгольмского музея танца). Ведущие критики — А. Г. Стале, Л. Сведин.
Литература: Skeaping M., Ballet under the three а Teatern, Repertoar 1773 - 1973, Stockh., 1974.
Е. Я. Суриц
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.