
«История солдата» («Сказка о беглом солдате и чёрте, играемая, читаемая и танцуемая»; фр. L'Histoire du Soldat) — сочинение Игоря Стравинского в 2 частях для чтеца, 2 артистов, мимической роли, кларнета, фагота, корнета, тромбона, ударных, скрипки и контрабаса; на основе русских народных сказок из собрания А. Н. Афанасьева, в переводе на французский язык Шарля Рамюза.
Первое представление: Лозанна, Передвижной театр под руководством Л. Питоевой, 28 сентября 1918 г., под управлением Эрнеста Ансерме.
Стравинский создал целую группу театральных сочинений смешанного типа, в которых пение соединяется с хореографией, хореография (или пантомима) — со словом. Это: «Байка про лису, кота да барана» (1916), по авторскому определению — «веселое представление с пением и музыкой»; «Сказка о беглом солдате и черте, читаемая, играемая и танцуемая» (1918), «Свадебка» (1923) — «русские хореографические сцены с пением и музыкой»; «Персефона» (1934) — мелодрама; «Потоп» (1961) — «музыкальное представление для чтеца, солистов, хора, оркестра и танцоров».
Как видим, эти произведения сочинялись в разное время. Различаются они и по композиторскому почерку, неодинаков в них удельный вес инструментального начала, пения, танца, пантомимы, слова. Опираясь на сюжетику, Стравинский то воскрешает скоморошье лицедейство («Байка»), то театрализует русскую сказку («Сказка о солдате»), или обряд («Свадебка»), или античный миф («Персефона»), или библейское сказание («Потоп»),
Рассмотрим действие принципов синтетического театра Стравинского на примере «Сказки о солдате». Сочинение это писалось в 1918 году, когда композитор пытался (делая это достаточно успешно) придать русской сюжетике некий интернациональный смысл. Взяв у Афанасьева сюжет русской сказки о солдате и черте, он контаминировал несколько ее вариантов и вместе с либреттистом Рамюзом поместил ее в иную среду, придав ей значение притчи, не лишенной, однако, злободневности. На это указывал сам композитор: «Наш солдат в 1918 году очень определенно воспринимался как жертва тогдашнего мирового конфликта...»
В сказке, изложенной Стравинским и Рамюзом, Черт охотится за скрипкой — душой Солдата. Пытаясь завладеть ею, он искушает Солдата богатством и радостями семейного счастья. Одного лишь он не может — заставить своего «подопечного» забыть свою землю: «На родину манит всегда», — говорит Солдат. Но стоит ему вспомнить дорогу домой, а Черт уже тут как тут и уводит его за собой в преисподнюю. Думается, в такую трактовку сказки и такой ее конец Стравинский вложил много личного, им пережитого, сокровенного...
«Сказка о солдате» была создана для постановки в небольшом передвижном театрике, который мог бы кочевать по деревушкам и городкам Швейцарии. Отсюда и доступность сюжета, и установка на доходчивость музыки, опирающейся на бытующие жанры, и особенности музыкального решения.
Между действующими лицами роли распределялись так: Солдат мимирует, Принцесса танцует, Черт и мимирует, и танцует, а повествовательный текст и реплики подает чтец-рассказчик. Он излагает сюжет (читая временами текст в определенном ритме), служит посредником между персонажами и одновременно осуществляет связь между ними и публикой. Подобная роль появляется у Стравинского впервые, а впоследствии он не раз к ней обратится. Очевидно, такая роль рассказчика-посредника вполне отвечала принципам его театра. Рассказчик разрушал иллюзию правдоподобия, создавая эффект условности происходящего.
После «Весны священной» Стравинский ищет лаконичный, графический стиль музыкального письма, отдавая предпочтение небольшим характерным ансамблям перед полным, нормативным составом оркестра. В «Сказке о солдате» он употребляет, по его словам, «горсточку инструментов»; если присмотреться, они представляют фактически все группы оркестра.
Характерность выбора их подчеркивается тем, что Стравинский берет в каждой группе инструменты только высокой и низкой разновидности: это кларнет, фагот, корнет, тромбон, скрипка, контрабас. Они используются в сочетании с ударными, среди которых есть барабаны, но отсутствуют литавры. Все инструменты выступают в роли солирующих, причем их партии выписаны виртуозно. Кроме того, некоторые из них наделяются персонифицированным смыслом: скрипка олицетворяет душу Солдата, барабан — Черта.
Музыка «Сказки» состоит из ряда номеров различной длительности, но, пожалуй, ни один из них не имеет «проходного» значения. Этот ряд контрастных номеров демонстрирует своеобразные связи на расстоянии, основанные на общности темпов, характера движения, особенностей изложения и развития материала. Казалось бы, возникает сюита — конечно, необычная, использующая современные бытовые танцы (Стравинский во многом предвосхитил находки Хиндемита в сюите «1922», Равеля в опере «Дитя и волшебство» (1925), хотя его самого мог стимулировать «Парад» Сати (1917)). Но эта сюита буквально пронизана сквозным мотивным развитием: попевки Солдата, Черта, Принцессы переходят из номера в номер, меняя облик, трансформируясь, напоминая интенсивностью своего развития о симфонических построениях. Преобразование тематизма дополняется методом концертирования.
Ведущая роль в первой части «Сказки» принадлежит маршеобразному, «туповатому» мотиву, сначала излагаемому медными — корнетом и тромбоном (пример 8) и вскоре получающему остинатное сопровождение, которое почти не меняется на протяжении всего первого номера — Марша Солдата. Стравинский виртуозно передает «обрывы» мотива, его «искажения», наслоения на него фанфар (корнет, кларнет, скрипка). Поистине, этот марш наполнен горькой авторской интонацией, напоминающей о гротеске Малера.
Душа Солдата проглядывает в «Песенке на берегу ручья», где скрипка ведет с контрабасом диалог, поражающий техникой обращения с попевкой, которая имеет славянскую основу; эта попевка получает каждый раз новый облик, новую тональную окраску благодаря ее сжатию и растяжению, включению в нее новых мотивных звеньев. Пастораль напоминает о тонких звуковых гетерофонных и политональных узорах Вступления к «Весне священной».
Вновь возвращается марш, но в еще более «механизированном» облике: обрывки мотивов теперь сплочены и поддержаны ударными.
Королевский марш, в который переходит Марш солдата, выдержан в помпезной манере испанского пасодобля, в нем мелькают мотивы первого марша, и весь он представляет собой как бы карикатуру: основная его тема гиперболизируется включением в нее тритона, «подхлестывающего» ритма.
«Маленький концерт» — центр всего произведения; здесь сплетаются почти все темы, инструменты свободно концертируют, а форма всего номера близка к сонатной. Наряду с уже известными мотивами — Солдата и Черта — здесь появляется новый мотив — мотив Принцессы. Его интонационная природа та же, что и попевок в «Песенке на берегу ручья», но сам Стравинский указал на сходство этой мелодии с мотивом «Dies irae», который его «терзал... где-то в подсознании»:
Затем следует «дивертисментный» раздел — три танца: Танго, Вальс, Регтайм. В них чувствуется связь с наигрышами скрипки Солдата, но они преломлены в утрированной манере раннего джаза (вообще, типично джазовые «сползания» можно подметить в ряде мест партитуры). Пляска Черта — гримаса, искажающая темы маршей и мотивы Принцессы.
После Маленького и Большого хоралов — «славословий» мнимому, призрачному счастью Принцессы и Солдата — идет Триумфальный марш Черта, где дается еще одно дьявольское искажение маршевых мотивов и мотивов танцев. Его конец — конец борьбы, которую ведет скрипка (используя до неузнаваемости измененный наигрыш Солдата) с ударными, причем последние одерживают верх — их ритмом завершается вся «Сказка».
Достоинства музыки «Сказки о солдате» таковы, что она почти целиком звучит и на концертной эстраде, но только исполнение в театрализованном варианте дает почувствовать всю оригинальность решения Стравинского.
В. В. Смирнов
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.
• Балеты Стравинского
• Оперное творчество Стравинского
Действующие лица:
• Солдат
• Черт
• Принцесса
• Чтец
По лесной дороге идет Солдат. Усталый, голодный. Путь еще далек. Хочется пить, пора отдохнуть. Слава богу, ручей! Расположился на берегу, закусил и стал доставать из заплечного мешка нехитрый солдатский скарб: медальон, которым мать благословила, карточку невесты, видавший виды гребень, потускневшее зеркальце, тряпье какое-то и, наконец, скрипку.
Заиграл Солдат на скрипке. Играет, душу отводит. А Черт тут как тут. Только на Черта совсем не похож, скорей — на приличного господина. Увидел, услышал Черт скрипку — загорелся: «Подари!» Солдат и в ус не дует. «Продай!» А Солдату продавать скрипку жалко. «Тогда сменяем!» — настаивает Черт и взамен предлагает книгу. Зачем Солдату книга?! Читать-то он не умеет. Но Черт растолковал, что книжка не простая, а чародейная. Стоит только полистать ее — сразу разбогатеешь. Взял Солдат книгу и, не умея читать, стал читать: «Нью-Йорк — двенадцать и три четверти, Амстердам — девять и две седьмых, векселя, валюта, курсы». Удивился Солдат, заколебался: меняться, не меняться? А Черт в это время пытается на скрипке поиграть, но ничего у него не выходит. Вдруг его осенило: «Солдатик! Аида ко мне в гости!» — «Зачем?» — спрашивает Солдат. Черт объясняет: пообедаем, мол, выпьем, а ты меня играть научишь. Колеблется Солдат: мать надо бы навестить, с невестой повидаться. Да Черт хоть кого уговорит. «А закурить есть что?» И Черт в ответ называет папиросы самых лучших марок. Согласился Солдат и пошел прямым путем к Черту.
Пьет Солдат, гуляет и день, и два, Черта на скрипке играть учит, спит на пуховиках. Всем доволен! На третье утро Черт к нему: «Здоров?» — «Здоров!» — «Доволен?» — «Доволен!» — «Ну, тогда за дело». И понеслись Солдат и Черт через долы, реки, леса и опустились у самого порога хатки, где все детство провел Солдат, где мать живет. Окликнул Солдат родительницу, та взглянула на него и своим делом занялась. Друга увидел, тому покричал, и тот не признал. Тогда он — к невесте. Как бы не так! Она давно уже замужем, и двое детей у нее.
Понял тогда Солдат, с кем дружбу свел, кому душу вместе со скрипкой отдал. Понял, что не три дня, а три года прошло. И стал Солдат ругательски ругать Черта, саблю из ножен выхватил, на Черта бросается. Черт успокоил его и приказал достать книжку из ранца. Потом отдал ему свою кепку, кафтан, похвалил по-дружески и велел прилежно читать книгу. А сам исчез. Читает Солдат книгу, а богатства растут, растут. Телефон звонит. Сообщают, что на его текущий счет поступило сто миллионов. Снова звонят: уже двести. Снова: миллиард! Но ни миллионов, ни миллиардов не надо Солдату. Тоска его гнетет, места себе не находит.
Появляется Черт в образе старой бабки. Солдат не узнает его. Бабка предлагает купить у нее то, се, всякие пустяки. Солдат мрачно отмахивается от назойливой старухи. Тогда она по-иному подступает: «Неужели старой бабуси не жалко?» Солдат бросает ей свою котомку. Бабка роется в ней, качает головой, недоумевает, почему Солдат от этих сокровищ, и от гребенки, и от зеркальца отказывается. «Может, это тебе сгодится?» — спрашивает старая и показывает Солдату скрипку. Солдат срывается с места — и к ней: «Сколько?» — «Недорого, за бесценок уступлю»,— издевается Черт, принимая обычный вид. Солдат вырывает скрипку, отталкивает Черта и, взмахнув смычком, начинает играть. Скрипка молчит. Солдат поворачивается к Черту, но того и след простыл. В сердцах Солдат швыряет скрипку за кулисы, подходит к столу, берет книгу и рвет ее с остервенением...
Пошел Солдат куда глаза глядят. Шел-шел, видит — село. Вошел в корчму, пива выпил — очень он разогрелся дорогой. И только тогда увидел множество взволнованных людей, толпящихся вокруг королевского глашатая. «Слушайте, люди добрые! Заболела дочка короля, ни пить, ни есть, ни спать не может. Кто исцелит ее, кто поможет, тому король ее в жены отдаст». Два голоса в Солдате говорят: один настаивает — иди! другой удерживает — что ты, знахарь?
Чтец, ведущий спектакль, ударяет по столу, стоящему сбоку, и шепчет Солдату: «Почему не попробовать, в конце концов?!» Подумал Солдат... и пошел лечить Принцессу.
Вошел Солдат в королевский дворец, а там в самой середине зала стоит Черт, одетый как настоящий артист: во фраке, «крахмале», с белым бантиком, и играет на скрипке. Солдат добился аудиенции у короля. Тот отнесся с недоверием к Солдату: «Много вас тут, докторов, ходит целый год, а толку никакого». Солдат пустился убеждать короля, что его лекарства всех надежней, и добился согласия короля посмотреть завтра Принцессу.
Но Солдат совсем не знает, как лечить Принцессу. На помощь ему приходит Чтец, ведущий спектакль. Он объясняет, что сила Черта — в деньгах, которые Солдат добыл с помощью чародейной книги. «Предложи Черту в карты поиграть и проиграй ему все деньги. Черт жадный, пойдет на это, а власть над тобой потеряет». Так и сделал Солдат. Играет с Чертом, вином поит. И когда проиграл все Черту и допьяна напоил его, отобрал тогда Солдат у него скрипку.
Чтец обращается к Принцессе и говорит: «Мадемуазель! Теперь вы будете здоровы, путь к счастью открыт, благодарите храброго Солдата. Это все он». А в то время, что Чтец говорил, Солдат играл на скрипке.
Принцесса открывает глаза, поднимается со своего ложа, улыбается Солдату и выздоравливает. Занавес опускается, и перед ним начинаются танцы Солдата и Принцессы: танго, вальс и рэгтайм.
Из-за кулис доносится крик, и на сцену выбегает Черт. Он падает, ползает вокруг Солдата, грозит, молит, пытается вырвать скрипку. Солдат прогоняет его, а Принцесса прячется, дрожа от страха. И вдруг Солдат соображает, что делать. Он играет на скрипке и заставляет Черта танцевать. Тот не хочет, руками удерживает ноги, но музыка сильней. Черт танцует до изнеможения. Солдат и Принцесса хватают его и вышвыривают за кулисы. Возвращаются и бросаются друг другу в объятия. Из-за кулис выглядывает Черт и напевает песенку: «Хоть и выиграл ты бой, не надейся, братец мой». Солдат решил, что Черт побежден и с женитьбой на королевской дочке все в порядке; значит, пришла к нему наконец вся полнота счастья. Ан не так! Солдат рассказывает невесте о себе, о жизни, которую изведал, говорит, что где-то есть у него старушка-мать, но что дорогу в родное село он забыл.
И вступает Солдат в спор с Чтецом. Солдат к матери стремится, чтобы хоть глазком на нее взглянуть: теперь бы она его узнала. Чтец урезонивает его: «Нельзя всю полноту счастья охватить. Довольствуйся тем, что у тебя есть сейчас». Уговорил Солдат свою милую с ним пойти, дорогу к материнскому очагу искать. Пошли. Долго шли. Вот и село показалось. Церковь видна. Солдат задрожал, заплакал, бросился бежать, оставив Принцессу на дороге. Черт важно прошел мимо, взмахнул пурпурным плащом — и исчезла Принцесса. Никогда ее больше Солдат не увидит. А Черт со скрипкой в руках остановил Солдата на заколдованной заранее меже, и не может Солдат черты чародейной перешагнуть. Опустил печально голову Солдат, и увел его Черт за собой.
Л. Энтелис