
Банток, Гренвилл (англ. Granville Ransome Bantock; 7 VIII 1868, Лондон — 16 X 1946, там же) — английский композитор, дирижёр и педагог.
Учился по композиции у Ф. Кордера в Королевской академии музыки в Лондоне, которую окончил в 1892. В 1893–96 издавал журнал «New Quarterly Musical Review», работал дирижёром передвижных оперных трупп, оркестра «Тауэр-ансамбль» в Нью-Брайтоне (1897–1901). С 1901 жил в Бирмингеме, где возглавлял музыкальную школу Бирмингемского и Мидлендского университетов, в 1907–34 профессор музыки Бирмингемского университета, с 1934 председатель совета Тринити-колледжа.
Педагогическая деятельность Бантока, проведение им реформ учебных программ способствовали усовершенствованию постановки музыкального образования в Англии. В 1947 в Англии было основано Общество Бантока.
Банток — автор колоритных программно-симфонических, музыкально-сценических и хоровых произведений на кельтские и восточные мифологические и библейские сюжеты, сыгравших значительную роль в обновлении музыкального языка английских композиторов. В ряде его сочинений нашли отражение впечатления, полученные от кругосветного путешествия, совершённого Бантоком в 1938.
Богатые красочные возможности современного оркестрового письма, мастерски раскрытые в его произведениях, свободная музыкальная форма способствовали изживанию традиций немецких романтиков, господствовавших в творчестве английских композиторов, освобождению от академических штампов.
Банток одним из первых английских композиторов обратился к английскому фольклору. Был знатоком музыки «елизаветинской эпохи», особенно ценил У. Бёрда. Ему принадлежат оркестровые обработки и транскрипции произведений вёрджинелистов, издания сборников произведений Бёрда, Дж. Булла и др.
Сочинения:
оперы (4), в т. ч. Кэдмар (1892), Зачарованная женщина (The seal-woman, 1924); балеты (3), в т. ч. — Лалла Рук (пост. 1917), Великий бог Пан (The great god Pan, с хором, 1919); для оркестра — симфонии: Гебридская (A Hebridean, 1916), Языческая (A Pagan, 1928), Кельтская (Celtic; для струнных, 6 арф, 1940), 6 программных симф. поэм (1900–02), увертюра Саул (1897); 2 Героические баллады (1944); камерные ансамбли — 2 струнных квартета, сонаты с фортепиано — для скрипки (4), для виолончели (2); вокальные сочинения — для хора a cappella — 3 хоровых симфонии: Аталанта в Каледонии (Atalanta in Calydon, 1911), Суета сует (Vanity of vanities, 1913), Маскарад человеческой жизни (A pageant of human life, 1913), для хора с оркестром — Омар Хайям (3 ч., 1906–09, наиболее значительные сочинения), Золотое путешествие в Самарканд (The golden Journey to Samarkand, 1922) и др., вокальные циклы — песни сераля, 5 газелей из Хафиза, песни и хоровые сюиты на тексты китайских поэтов, Сад роз Саади, детские песни; обработки египетских, индийских, японских и др. песен; фортепианные пьесы, театральная музыка и др.
Литература: Anderton Н. О., Granville Bantock, L.-N. Y., 1915; Antiсliffe H., A brief survey of the works of Granville Bantock, «MQ», 1918, July.
И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.