Бетховен. Фортепианные квартеты

Piano Quartets

Композитор
Жанр
Страна
Германия
Людвиг ван Бетховен / Ludwig van Beethoven

Список сочинений Бетховена

Людвиг ван Бетховен рано начал создавать музыку. К числу наиболее ранних его камерно-инструментальных сочинений принадлежат фортепианные квартеты, которые он написал в 1785 г. Ему было тогда всего пятнадцать лет. Возможно, во время своей поездки в Вену, состоявшейся в 1787 г., молодой композитор показывал эти сочинения Вольфгангу Амадею Моцарту. По совпадению, в 1785 г. Моцарт тоже создал один из своих фортепианных квартетов, однако нельзя сказать, что он послужил образцом для Бетховена. В его юношеских сочинениях ощущается влияние другого композитора – Иоганна Шоберта, также создававшего фортепианные квартеты. Если же говорить о влиянии Моцарта, то речь идет не столько о его фортепианных квартетах, сколько о сонатах.

Во всех трех ранних квартетах Бетховена вместо виолончели указывается basso, а вместо фортепиано – клавесин, которому в построении ансамбля отдается приоритет – струнные дублируют его партию. Все три произведения трехчастны, в двух из них наблюдается традиционное чередование частей по принципу «быстро – медленно – быстро», и только в одном из квартетов – ми-бемоль мажорном – композитор отступает от этой схемы.

Фортепианный квартет ми-бемоль мажор перекликается с соль-мажорной скрипичной сонатой Моцарта: оба произведения начинаются Adagio, которое представляется слишком развернутым для того, чтобы его роль могла быть сведена к медленному вступлению к сонатному allegro. Драматическая вторая часть – Allegro – начинается в одноименной минорной тональности. Для третьей части избрана форма вариаций.

Связь с другой моцартовской скрипичной сонатой – ми-бемоль-мажорной – проявилась в Фортепианном квартете ре мажор: в обоих произведениях вторая – медленная часть – написана в фа мажоре (примечательно, что у обоих композиторов фа-мажорные медленные части встречаются нечасто). Особым очарованием обладает вальсовая тема в финале этого квартета. Интересно и завершение заключительной части: за три такта до конца фортепианная партия перестает звучать, таким образом, в конце произведения струнные «получают возможность высказаться» без него (в этом можно усмотреть прообраз будущих ансамблевых сочинений Бетховена, в которых инструменты будут находиться «на равных» с фортепиано).

Весьма интересные музыкальные идеи содержит до-мажорный фортепианный квартет, и их достоинства объективно оценил сам автор. Критически относясь к своим произведениям, он опубликовал далеко не все ранние сочинения – с данными фортепианными квартетами он этого тоже не сделал, однако некоторые мелодии из до-мажорного квартета использовал (правда, с небольшими изменениями) в фортепианных сонатах Op. 2, которые композитор посвятил своему учителю Йозефу Гайдну. В первой части Сонаты № 3 присутствуют два фрагмента из первой части квартета, а мелодия из его медленной части появляется во второй части Сонаты № 2. Финал квартета по построению формы рондо-сонаты напоминает аналогичную часть до-мажорной скрипичной сонаты Моцарта, сходство наблюдается и в музыкальном материале центрального минорного эпизода.

Ранние фортепианные квартеты Людвига ван Бетховена были опубликованы только после смерти композитора – в 1827 г. После переезда в Вену Бетховен отказывается от фортепианного квартета, отдавая предпочтение фортепианному трио. Только в 1797 г. композитор переработал для фортепианного квартета созданный ранее квинтет для фортепиано и духовых – так родился Фортепианный квартет ми-бемоль мажор, который исполняется и сегодня, хотя и не так часто, как струнные квартеты Бетховена.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама