Список сочинений Людвига ван Бетховена

Людвиг ван Бетховен / Ludwig van Beethoven

Биография Бетховена

Вокальное творчество Бетховена
Камерные ансамбли для разных составов Бетховена
Концерты Бетховена
Симфоническое творчество Бетховена
Скрипичные сонаты Бетховена
Струнные квартеты Бетховена
Последние струнные квартеты Бетховена
Фортепианное творчество Бетховена
Фортепианные вариации Бетховена
Фортепианные сонаты Бетховена
Увертюры Бетховена

В списке сочинений, кроме ссылок на опусы (op.), даны ссылки WoO (Werke ohne Opuszahlen) — сочинения Бетховена, не имеющие опуса (согласно каталогу Г. Кинского — Г. Хальма 1955 года). WoO — это аббревиатура от «Werke ohne Opuszahl», что на немецком языке означает «Работы без номера опуса». Хотя некоторые из этих произведений были опубликованы при жизни Бетховена, но им не были присвоены номера опусов, например, фортепианные вариации WoO 80, другие, такие как «Für Elise» («К Элизе») WoO 59, были опубликованы позже. В отличие от номеров опусов, которые присваивались в зависимости от того, когда произведения были опубликованы, номера WoO присваивались по жанрам.

Оперы:

«Огонь Весты» (Vestas Feuer, либретто Э. Шиканедера, 1-я сцена, 1803)
«Фиделио» (либр. Й. Зонлейтнера и Г. Ф. Трейчке по сюжету пьесы «Леонора, или Супружеская любовь» Буйи, 1-я редакция под названием «Леонора», ор. 72, 1803-05, поставлена под названием «Фиделио, или Супружеская любовь» (Fidelio, oder die eheliche Liebe), 1805, театр «Ан дер Вин», Вена; 2-я редакция, с добавлением увертюры Леонора No. 3, op. 72, 1806, поставлена в 1806, там же; 3-я редакция ор. 72, 1814, поставлена в 1814, Придворный национальный оперный театр, Вена)

Балеты:

«Музыка к Рыцарскому балету» (Musik zu einem Ritterballett, 8 номеров, WoO 1, 1790-91)
«Творения Прометея» (Die Geschöpfe des Prometheus, по сценарию С. Вигано, ор. 43, 1800-01, поставлена в 1801, Придворный национальный оперный театр, Вена)

Для хора и солистов с оркестром:

Оратория «Христос на Масличной горе» (Christus am Ölberge, сл. P. К. Хубера, ор. 85, 1802-03)
Месса C-dur (op. 86, 1807)
«Торжественная месса» (Missa Solemnis, D-dur, op. 123, 1819-23)

Кантаты:

«На смерть Иосифа II» (Kantate auf den Tod Kaiser Josephs II., сл. С. А. Авердонка, WoO 87, 1790)
«На вступление в царствование Леопольда II» (Kantate auf die Erhebung Leopolds II. zur Kaiserwürde, сл. С. А. Авердонка, WoO 88, 1790)
«Славное мгновение» (Der glorreiche Augenblick, сл. А. Вейсенбаха, ор. 136, 1814)
«Морская тишь и счастливое плавание» ( Meeresstille und glückliche Fahrt, сл. И. В. Гёте, ор. 112, 1814-1815)

Арии:

«Соблазн поцелуя» (Prüfung des Küssens, WoO 89, ок. 1790)
«С девчонками смеяться» (Mit Mädeln sich vertragen, сл. И. В. Гёте, WoO 90, ок. 1790)
две арии к зингшпилю — «Прекрасная башмачница» (Die schöne Schusterin, WoO 91, 1796)

Сцены и арии:

«Первая любовь» (Primo amore, WoO 92, 1795-1802)
«О, изменник» (Ah, perfido, op. 65, 1796)
«Нет, не тревожься» (No, non turbati, сл. П. Метастазио, WoO 92a, 1801-1802)

Терцет:

«Трепещи, нечестивость» (Tremate, empitremate, сл. Беттони, ор. 116, 1801-1802)

Дуэт:

«В дни твоего счастья вспоминай обо мне» (Nei giorni tuoi felici ricordati di me, сл. П. Метастазио, WoO 93, 1802)

Песни для хора с оркестром:

«В честь светлейших союзников» (Chor auf die verbündeten Fürsten, сл. К. Бернарда, WoO 95, 1814)
«Союзная песня» (Bundeslied, сл. И. В. Гёте, ор. 122, 1797; переработана 1822-1824)
Хор из праздничного представления — «Освящение дома» (Die Weihe des Hauses, сл. К. Майсля, WoO 98, 1822)
«Жертвенная песня» (Opferlied, сл. P. Маттиссона, op. 121, 1824) и др.

Для симфонического оркестра

9 симфоний:

№ 1 (C-dur, op. 21, 1799-1800)
№ 2 (D-dur, op. 36, 1800-1802)
№ 3 (Es-dur, «Героическая», op. 55, 1802-1804)
№ 4 (B-dur, op. 60, 1806)
№ 5 (c-moll, op. 67, 1804-1808)
№ 6 (F-dur, «Пасторальная», op. 68, 1807-1808)
№ 7 (A-dur, op. 92, 1811 — 1812)
№ 8 (F-dur, op. 93, 1811-1812)
№ 9 (d-moll, op. 125, с заключительным хором на слова оды «К радости» Шиллера, 1817 и 1822-1823)

«Победа Веллингтона, или Битва при Виттории» (Wellingtons Sieg oder die Schlacht bei Vittoria, первоначально написана для механического музыкального инструмента пангарманикона И. Н. Мельцеля, ор. 91, 1813)

Увертюры:

К балету — «Творения Прометея» (ор. 43, 1800-1801)
К трагедии «Кориолан» Коллина (c-moll, op. 62, 1807)
Леонора № 1 (C-dur, op. 138, 1805)
Леонора № 2 (C-dur, op. 72, 1805)
Леонора № 3 (C-dur, op. 72, 1806)
К опере «Фиделио» (Е-dur, op. 72, 1814)
К трагедии «Эгмонт» Гёте (f-moll, op. 84, 1809-1810)
К пьесе «Афинские развалины» Коцебу (G-dur, op. 113, 1811)
К пьесе «Король Стефан» Коцебу (Es-dur, op. 117, 1811)
«Именинная увертюра» (Zur Namensfeier, C-dur, op. 115, 1814)
«Освящение дома» (Die Weihe des Hauses, C-dur, сл. К. Майсля, ор. 124, 1822)

Танцы:

12 менуэтов (WoO 7, 1795)
12 нем. танцев (WoO 8, 1795)
6 менуэтов (WoO 10, 1795)
12 менуэтов (WoO 12, 1799), 12 нем. танцев (WoO 13, ок. 1800)
12 контрдансов (WoO 14, 1800-1801)
12 экосезов (WoO 16, ок. 1806)
«Поздравительный менуэт» (Gratulations-Menuett, Es-dur, WoO 3, 1822)

Для одного инструмента с оркестром:

Концерт для скрипки (C-dur, отрывок, WoO 5, 1790-1792)
Рондо для фортепиано (B-dur, WoO 6, ок. 1795)

5 концертов для фортепиано:

№ 1 (C-dur, op. 15, 1795-1796; переработан в 1798)
№ 2 (B-dur, op. 19, 1-я ред. 1794-1795; 2-я ред. 1798)
№ 3 (c-moll, op. 37, 1800)
№ 4 (G-dur, op. 58, 1805-1806)
№ 5 (Es-dur, op. 73, 1808-1809)

Концерт для скрипки (D-dur, op. 61, 1806)

Фантазия для фортепиано, хора и оркестра (c-moll, op. 80, 1808)

Для ансамбля инструментов с оркестром:

Тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели (C-dur, ор. 56, 1803-1804)

Для духового оркестра:

4 марша (F-dur, C-dur, F-dur, D-dur, WoO 18, WoO 19, WoO 20 и WoO 24, 1809, 1809-1810, 1810-1816)
Полонез (D-dur, WoO 21, 1810)
2 экосеза (D-dur, G-dur, WoO 22, WoO 23, 1810) и др.

Камерная музыка

Для ансамбля инструментов:

Октет для 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов (Es-dur, op. 103, 1792)
Рондо (Es-dur для такого же состава, WoO 25, 1792)
11 мёдлингских танцев (для 7 духовых и струнных инструментов, WoO 17, 1819)
Септет для скрипки, альта, виолончели, контрабаса, кларнета, валторны и фагота (Es-dur, op. 20, 1799-1800)
Секстет для 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов (Es-dur, op. 71, 1796)
Секстет для струнного квартета и 2 валторн (Es-dur, op. 816, 1794 или начало 1795)

3 струнных квинтета:

Es-dur, op. 4 (переработан из октета для духовых инструментов ор. 103, 1795-1796)
C-dur, op. 29 (1800-1801)
c-moll, op. 104 (переработан из фортепианного трио ор. 1 No. 3, 1817)

Квинтет для фортепиано, гобоя, кларнета, фагота и валторны (Es-dur, op. 16, 1794-1796)

16 струнных квартетов:

№№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 (F-dur, G-dur, D-dur, c-moll, A-dur, B-dur, op. 18, 1798-1800)
№№ 7, 8, 9 (F-dur, e-moll, C-dur, посвящ. А. К. Разумовскому, op. 59, 1805-1806)
№ 10 (Es-dur, op. 74,1809)
№ 11 (f-moll, op. 95, 1810)
№ 12 (Es-dur, op. 127, 1822-1825)
№ 13 (B-dur, op. 130, 1825- 1826)
№ 14 (cis-moll, op. 131, 1825-1826)
№ 15 (a-moll, op. 132, 1825)
№ 16 (F-dur, op. 135, 1826)

Большая фуга для струнного квартета (B-dur, op. 133, первоначально предполагалась как заключительная часть квартета ор. 130, 1825)

3 квартета для фортепиано, скрипки, альта и виолончели (Es-dur, D-dur, C-dur, WoO 36, 1785)

Трио для фортепиано, скрипки и виолончели:

Es-dur, WoO 38, ок. 1790-1791
3 трио op. 1 (Es-dur; G-dur; c-moll, 1793-1794)
2 трио op. 70 (D-dur, Es-dur, 1808)
Трио op. 97 (B-dur, 1811)
B-dur, WoO 39, 1812
14 вариаций для фортепианного трио (Es-dur, op. 44, 1803)
Вариации на тему песни Венцеля Мюллера «Ich bin der Schneider Kakadu» (op. 121a, 1803)

Трио для фортепиано, кларнета и виолончели («Gassenhauer», B-dur, op. 11, 1798)
Трио для фортепиано, флейты и фагота (G-dur, WoO 37, между 1786-87 и 1790)
Трио для скрипки, альта и виолончели (Es-dur, op. 3, 1792; G-dur, D-dur, c-moll, op. 9, 1796-1798)
Серенада для того же состава (D-dur, op. 8, 1796-1797)
Серенада для флейты, скрипки и альта (D-dur, op. 25, 1795-1796)
Трио для 2 гобоев и английского рожка (C-dur, op. 87, 1794)
Вариации для 2 гобоев и английского рожка на тему песни «Дай мне руку, жизнь моя» из оперы «Дон Жуан» Моцарта (C-dur, WoO 28, 1796-1797), и др.

Ансамбли для двух инструментов

Для фортепиано и скрипки

10 сонат:

№№ 1, 2, 3 (D-dur, A-dur, Es-dur, op. 12, 1797-1798)
№ 4 (a-moll, op. 23, 1800-1801)
№ 5 (F-dur, op. 24, 1800-1801)
№№ 6, 7, 8 (A-dur, c-moll, G-dur, op. 30, 1801-1802)
№ 9 (A-dur, «Крейцерова», op. 47, 1802-1803)
№ 10 (G-dur, op. 96, 1812)

12 вариаций на тему из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта (F-dur, WoO 40, 1792-1793)
Рондо (G-dur, WoO 41, 1792)
6 немецких танцев (WoO 42, 1795 или 1796)

Для фортепиано и виолончели

5 сонат:

№№ 1, 2 (F-dur, g-moll, op. 5, 1796)
№ 3 (A-dur, op. 69, 1807-1808)
№№ 4 и 5 (C-dur, D-dur, op. 102, 1815)

12 вариаций на тему из оперы «Волшебная флейта» Моцарта (F-dur, op. 66, ок. 1798)
12 вариаций на тему из оратории «Иуда Маккавей» Генделя (G-dur, WoO 45, 1796)
7 вариаций на тему из оперы «Волшебная флейта» Моцарта (Es-dur, WoO 46, 1801) и др.

Для фортепиано и валторны:

Соната (F-dur, op. 17, 1800)

Дуэт для 2 флейт (G-dur, WoO 26, 1792)
Дуэт для альта и виолончели (Es-dur, WoO 32, ок. 1795-1798)
3 дуэта для кларнета и фагота (C-dur, F-dur, B-dur, WoO 27, до 1792) и др.

Фортепианная музыка

Сонаты:

3 сонаты для фортепиано (Es-dur, f-moll, D-dur, т.н. Kurfürstensonaten, WoO 47, 1782-1783)
Лёгкая соната (отрывок, C-dur, WoO 51, 1791-1792)
2 ч. сонатины (F-dur, WoO 50, 1788-1790)

32 сонаты для фортепиано:

№№ 1, 2, 3 (f-moll, A-dur, C-dur, op. 2, 1795)
№ 4 (Es-dur, op. 7, 1796-1797)
№№ 5, 6, 7 (c-moll, F-dur, D-dur, op. 10, 1796-1798)
No. 8 (c-moll, «Патетическая», op. 13, 1798-1799)
№№ 9 и 10 (Е-dur, G-dur, op. 14, 1798-1799)
№ 11 (B-dur, op. 22, 1799-1800)
№ 12 (As-dur, op. 26, 1800-1801)
№ 13 (Es-dur, «Sonata quasi una Fantasia», op. 27 № 1, 1800-1801)
№ 14 (cis-moll, «Sonata quasi una Fantasia», т.н. «Лунная», op. 27 № 2, 1801)
№ 15 (D-dur, т.н. «Пасторальная», op. 28, 1801)
№№ 16, 17 и 18 (G-dur, d-moll, Es-dur, op. 31, 1801-1803)
№№ 19 и 20 (g-moll, G-dur, op. 49, 1795-1796, закончены в 1798)
№ 21 (C-dur, т.н. «Аврора», op. 53, 1803-1804)
№ 22 (F-dur, op. 54, 1804)
№ 23 (f-moll, «Appassionata», op. 57, 1804-1805)
№ 24 (Fis-dur, op. 78, 1809)
№ 25 (G-dur, op. 79, 1809)
№ 26 (Es-dur, op. 81-a, 1809-1810)
№ 27 (e-moll, op. 90, 1814)
№ 28 (A-dur, op. 101, 1816)
№ 29 (B-dur, op. 106, 1817-1818)
№ 30 (Е-dur, op. 109, 1820)
№ 31 (As-dur, op. 110, 1821)
№ 32 (c-moll, op. 111, 1821-1822)

Вариaции для фортепиано:

9 вариаций на тему марша Э. К. Дреслера (c-moll, WoO 63, 1782)
6 лёгких вариаций на тему швейцарской песни (F-dur, WoO 64, ок. 1790)
24 вариации на тему ариетты «Venni Amore» Ригини (D-dur, WoO 65, 1790)
12 вариаций на тему менуэта из балета «La Nozze disturbato» Гейбеля (C-dur, WoO 68, 1795)
13 вариаций на тему ариетты «Es war einmal ein alter Mann» из зингшпиля «Красная шапочка» («Das rote Käppchen» Диттерсдорфа, A-dur, As-dur, WoO 66, 1792)
9 вариаций на тему из оперы «Мельничиха» («La Molinara», Дж. Паизиелло, A-dur, WoO 69, 1795)
6 вариаций на тему дуэта из той же оперы (G-dur, WoO 70, 1795)
12 вариаций на тему русского танца из балета «Лесная девушка» («Das Waldmädchen» P. Враницкого, A-dur, WoO 71, 1796)
8 вариаций на тему из оперы «Ричард Львиное Сердце» Гретри (C-dur, WoO 72, 1796-1797)
10 вариаций на тему из оперы «Фальстаф» А. Сальери (B-dur, WoO 73, 1799)
6 вариаций на собственную тему (G-dur, WoO 77, 1800)
6 вариаций (F-dur, op. 34, 1802)
15 вариаций с фугой на тему из балета «Творения Прометея» (Es-dur, op. 35, 1802)
7 вариаций на тему английской пеcни «God save the King» (C-dur, WoO 78, 1803)
5 вариаций на тему английской песни «Rule Britannia» (D-dur, WoO 79, 1803)
32 вариации на собственную тему (c-moll, WoO 80, 1806)
33 вариации на тему вальса А. Диабелли (C-dur, op. 120, 1819-1823)
6 вариаций для фортепиано или с сопровождением флейты или скрипки на темы 5 шотландских и одной австрийской народных песен (ор. 105, 1817-1818)
10 вариаций на темы 2 тирольских песен, 6 шотландских, украинских и русских народных песен (ор. 107, 1817-1818) и др.

Багатели для фортепиано:

7 багателей (ор. 33, 1782-1802)
11 багателей (ор. 119, 1800-1804 и 1820-1822)
6 багателей (ор. 126, 1823-1824)

Рондо для фортепиано:

C-dur (WoO 48, 1783)
A-dur (WoO 49, 1783)
C-dur (op. 51, No. 1, 1796-1797)
G-dur (op. 51 No. 2, 1798-1800)
Рондо-каприччио — «Ярость из-за потерянного гроша» (Die Wut über den verlorenen Groschen, G-dur, op. 129, между 1795 и 1798)

Andante (F-dur, WoO 57, 1803-1804), и др. пьесы для фортепиано

Для фортепиано в 4 руки:

Соната (D-dur, op. 6, 1796-1797)
3 марша (ор. 45, 1802, 1803)
8 вариаций на тему P. Вальдштейна (WoO 67, 1791-1792)
Песня с 6 вариациями на стихотворение «Все в мыслях ты» Гёте («Ich denke dein», D-dur, WoO 74, 1799 и 1803-1804), и др.

Органная музыка:

Фуга (D-dur, WoO 31, 1783)
2 прелюдии (ор. 39, 1789)

Для голоса с фортепиано

Песни, в том числе

«Дни мои влекутся» (Que le temps me dure, сл. Ж. Ж. Руссо, WoO 116, 1792-1793)
8 песен (ор. 52, до 1796, среди них «Майская песня» — Mailied, сл. И. В. Гёте, «Прощание Молли» — Mollys Abschied, сл. Г. А. Бюргера, «Любовь» — Die Liebe, сл. Г. Э. Лессинга, «Сурок» — Marmotte, сл. И. В. Гёте, «Чудоцвет» — Das Blümchen Wunderhold, сл. Г. А. Бюргера)
4 ариетты и дуэт (Nos. 2-5, сл. P. Метастазио ор. 82, 1790-1809)
«Аделаида» (сл. P. Маттиссона, ор. 46, 1795-1796)
6 песен на сл. X. P. Геллерта (ор. 48, 1803)
«Жажда свидания» (Sehnsucht, сл. И. В. Гёте, WoO 134, 1807-1808)
6 песен (ор. 75, Nos. 3-4 — до 1800, Nos. 1, 2, 5, 6 — 1809, среди них на сл. И. В. Гёте — «Песня Миньоны» — Mignon, «Новая любовь, новая жизнь» — Neue Liebe, neues Leben, «Песня о блохе» — из «Фауста» Гёте»)
«К далекой возлюбленной» (An die ferne Geliebte, цикл из 6 песен на сл. А. Ейтелеса, ор. 98, 1816)
«Честный человек» (Der Mann von Wort, сл. P. A. Клейншмида, op. 99, 1816), и др.

Для голоса и голосов с хором и фортепиано:

«Свободный человек» (Der freie Mann, сл. Г. Пфеффеля, WoO 117, 1-й вариант 1791-1792, переработан в 1795)
«Пуншевая песня» (Punschlied, WoO 111, ок. 1790)
«О, дорогие рощи, о, бесценная свобода» (О care salve, о care felice liberta, сл. P. Метастазио, WoO 119, 1795), и др.

Для хора и голосов без сопровождения:

в т.ч. 24 дуэта, терцета и квартета на итальянские тексты, преимущественно P. Метастазио (Wo 099, 1793-1802)
Песня монахов из драмы «Вильгельм Телль» Шиллера (WoO 104, 1817)
свыше 40 канонов (WoО 159-198)

Обработки народных песен:

26 уэльских народных песен (WoO 155, No. 15 — 1812, No. 25 — 1814, остальные — 1810)
12 ирландских народных песен (WoO 154, 1810-1813)
25 ирландских народных песен (WoO 152, 1810-1813)
20 ирландских народных песен (WoO 153, Nos. 6-13 в 1814-1815, остальные в 1810-1813)
25 шотландских народных песен (ор. 108, 1817-1818)
12 шотландских народных песен (WoO 156, 1817-1818)
12 песен разных народов (WoO 157, 1814-1815), 24 песни разных народов, в т.ч. 3 русских — «Во лесочке комарочков много народилось», «Ах, реченьки, реченьки, холодные водыньки», «Как пошли наши подружки в лес по ягоды гулять», украинских — «Iхав козак за Дунай» (WoO 158, сборник составлен в 1815-1816)

Музыка к драматическим спектаклям:

«Эгмонт» Гёте (увертюра и 9 номеров, ор. 84, 1809-1810, исп. 1810, Придворный Национальный оперный театр, Вена)
«Афинские развалины» Коцебу (увертюра и 8 номеров, ор. 113, 1811, исп. 1812 на открытии Немецкого театра в Пеште)
«Король Стефан» Коцебу (увертюра и 9 номеров ор. 117, 1811, исполнен в 1812, Йозефштадттеатр, Вена)
«Тарпейя» Куфнера (WoO 2a, 1813, WoO 2в, 1813) и др.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама