Список сочинений Мендельсона, даты и литература

Биография Мендельсона

Оперы

• Свадьба Камачо (Die Hochzeit des Camacho, комич. опера по M. Сервантесу, op. 10, 1825, пост. 1827, Шаушпильхауз, Берлин)
• Возвращение с чужбины (Heimkehr aus der Fremde, лидершпиль на сюжет К. Клингемана, ор. 89, пост. 1829, Берлин, частный дом)
• Лорелея (по Э. Гейбелю, неоконч., ор. 98, 1847)
• зингшпили детских лет, в т.ч. Два педагога, Странствующие комедианты и др.

Для солистов, хора и оркестра

Оратории:
• Павел (ор. 36, 1834-1836)
• Илия (ор. 70, 1846)
• Христос (неоконч., ор. 97, 1847)

• кантата Первая Вальпургиева ночь (Die erste Walpurgisnacht по И. В. Гёте, ор. 60, 1831; 2 ред., 1843)

Псалмы:
• 115 (ор. 31, 1830)
• 42 (ор. 42, 1837)
• 95 (ор. 46, 1838)
• 114 (ор. 51, 1839)
• 98 (ор. 91, 1843)

Для оркестра

5 симфоний:
• c-moll, ор. 11 (1824)
• Реформационная, d-moll, op. 107 (1830-1832)
• Итальянская, A-dur, op. 90 (1833)
• Шотландская, a-moll, op. 56 (1830-42)
• симфония-кантата Хвалебный гимн — Der Lobgesang, B-dur, op. 52 (1840)

Концертные увертюры:
• Сон в летнюю ночь (Sommernachtstraum, op. 21, 1826; первонач. вариант для фортепиано в 4 руки)
• увертюра с трубами (Trompeten-Ouverture, op. 101, 1826)
• Морская тишь и счастливое плавание (Meeresstille und gluckliche Fahrt, op. 27, 1832)
• Гебриды, или Фингалова пещера (Die Hebriden, oder Die Fingalshohle, op. 26, 1830-32)
• Сказка о прекрасной Мелузине (Das Marchen von der schonen Melusine, op. 32, 1833)
• Рюи Блаз (ор. 95, 1839)

• Похоронный марш (Trauermarsch, op. 103, 1836, для духового оркестра)
• Марш (ор. 108, 1841)

Концерты для инструментов с оркестром

Для фортепиано:
• g-moll (op. 25, 1831)
• d-moll (op. 40, 1837)
• Блестящее каприччио (Capriccio brillant, h-moll, op. 22, 1832)
• Блестящее рондо (Rondo brillant, Es-dur, op. 29, 1834)
• Серенада и Allegro giocoso (h-moll, op. 43, 1838)

• концерт для скрипки (e-moll, op. 64, 1844)
• концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра (d-moll, 1823)

Камерные ансамбли

• струнный октет (ор. 20, 1825)
• секстет для фортепиано, скрипки, 2 альтов, виолончели и контрабаса (ор. 110, 1824)
• 2 струнных квинтета (ор. 18, 1826, перераб., 1832; ор. 87, 1845)
• 7 струн. квартетов (ор. 12, 1829; ор. 13, 1827; No 3, 4, 5, ор. 44, 1837-38; ор. 80, 1847; юнош. квартет, 1823)
• 3 фортепианных квартета (ор. 1, 1822, ор. 2, 1823, ор. 3, 1825)
• 2 фортепианных трио (ор. 49, 1839; ор. 66, 1845)
• для скрипки и фортепиано — сонаты (ор. 4, 1825; 1838)
• для виолончели и фортепиано — 2 сонаты (ор. 45, 1838; ор. 58, 1843)
• для кларнета, бассетгорна и фортепиано — 2 концертштюка (ор. 113, ор. 114, оба 1833)

Для фортепиано

• Песни без слов (цикл из 48 пьес, 8 тетр., ор. 19, 30, 38, 53, 62, 67, 85, 102, 1830-45)
• Рондо-каприччиозо (ор. 14, 1824)
• Каприччио (ор. 5, 1825; 3 каприччио, ор. 33, 1833-35; ор. 118, 1837)
• 3 сонаты (ор. 6, 1826; ор. 105, 1821; ор. 106, 1827)
• 3 фантазии (ор. 16, 1829)
• Шотландская соната (ор. 28, 1833)
• Серьёзные вариации (ор. 54, 1841)
• вариации (ор. 82; ор. 83, 1841)
• 6 прелюдий и фуг (ор. 35, 1832-37)
• этюд (1836)

Для 2 фортепиано — Блестящее аллегро (ор. 92, 1841) и др.

Для органа

• 3 прелюдии и фуги (ор. 37, 1837)
• 6 сонат (ор. 65, 1839- 1845) и др. (всего 13 произведений)

Для голоса с фортепиано

• 12 песен, ор. 8 (сл. Ф. Грильпарцера, И. Г. Фосса, И. В. Гёте, Л. К. Г. Хёльти и др., 1830)
• 12 песен, ор. 9 (сл. Г. Гейне, Фосса, Клингемана, Т. Мура, Уланда, Фаллерслебена, 1829)
• 6 песен ор. 19-а (сл. Гейне, З. Эберта, Ульриха ф. Лихтенштейна, 1830- 1834)
• 6 песен ор. 34 (сл. Гейне, Гёте, Клингемана, Эберта, 1834-1837)
• 6 песен ор. 47 (сл. Гейне, Клингемана, Ленау, Тика, 1839)
• 6 песен ор. 57 (сл. Гёте, Уланда, Эйхендорфа, 2 — на нар. сл., 1837-41)
• 6 песен ор. 71 (сл. Клингемана, Ленау, Фаллерслебена, Эйхендорфа, 1841-47)
• 3 песни ор. 84 (сл. Клингемана и др., 1831-39)
• 6 песен ор. 86 (сл. Гёте, Гейне, Гейбеля, Клингемана и др.)
• 6 песен ор. 99 (сл. Гёте, Уланда, Эйхендорфа и др., 1841-45)
• 2 духовные песни ор. 112, 2 романса на сл. Байрона (1834) и др.

Вокальные ансамбли

• 6 песен для смеш. квартета op. 41 (сл. Гёте, Гейне, Платена, Хёльти)
• 6 песен для того же состава ор. 48 (сл. Ленау, Уланда, Эйхендорфа, 1839)
• 6 песен для муж. квартета ор. 50 (сл. Гёте, Эйхендорфа и др., 1939-40)
• 6 песен для смеш. квартета ор. 59 (сл. Гёте, Уланда, Эйхендорфа, 1837-43)
• 6 вок. дуэтов с фортепиано ор. 63 (сл. Гейне, Бёрнса, Клингемана, Фаллерслебена, 1836-44)
• 3 дуэта с фортепиано ор. 77 (сл. В. Гюго, Уланда, Фаллерслебена)
• 6 песен для смеш. квартета ор. 88 (сл. Э. Гейбеля, Уланда, Эйхендорфа, 1836-47)
• 4 песни для смеш. квартета ор. 100 (сл. Уланда и др., 1839-44)
• 4 песни для муж. квартета ор. 120 (сл. В. Скотта, Гёте, 1837-47) и др.

Для солистов и хора a cappella

• 3 псалма ор. 78 (1843-44)
• 6 мотетов для 8-гол. хора ор. 79 (1843-46)
• 4 песни для 4-гол. муж. хора ор. 75 (сл. Гёте, Эйхендорфа, 1839-1844)
• 4 песни для того же состава ор. 76 (сл. Гейне, Гервега, Фаллерслебена, Штольца)
• Траурная песня для смеш. хора (ор. 116, 1845) и др.

Музыка к драматическим спектаклям

• «Антигона» Софокла (ор. 55, пост. 1841, Потсдам)
• «Сон в летнюю ночь» Шекспира (ор. 61, 1842, пост. 1843, там же)
• «Аталия» Расина (ор. 74, 1843-45, пост. 1845, Берлин)
• «Эдип в Колоне» Софокла (ор. 93, пост. 1845, Берлин) и др.

Полное собрание сочинений Мендельсона: Felix Mendelssohn-Bartholdy’s Werke, Serie l — 19, Lpz., 1874–77.

Основные даты жизни и деятельности:

• 1809 — 3 II. В семье банкира Авраама М. (Гамбург) родился сын Якоб Людвиг Феликс М. 1811. — Переезд семьи в Берлин.
• 1813 — Начал заниматься игрой на фортепиано под рук. матери. 1817. — М. становится учеником Л. Бергера (фортепиано) и К. Ф. Цельтера (композиция); делает быстрые успехи.
• 1818 — Первое публичное выступление М. с исп. фортепианного концерта Я. Л. Дусика.
• 1819 — Начало занятий по общеобразоват. предметам с В. Л. Гейзе — будущим профессором Берлинского ун-та. — Начало композиторского творчества.
• 1821 — Знакомство при посредстве Цельтера с И. В. Гёте, благотворно повлиявшим на развитие М. — Посещение дома Гёте, исп. на фортепиано фуг Баха и др.
• 1822 — Дирижёрский дебют М. в домашних концертах. — Путешествие с семьёй по Швейцарии. — Знакомство в Берлине с муз. теоретиком А. Б. Марксом и пианистом И. Мошелесом.
• 1824 — Домашнее исп. комич. оперы М. «Дядюшка из Бостона, или Два племянника».
• 1825 — Поездка в Париж, знакомство с композитором Л. Керубини. — Общение в домашнем кругу с выдающимися представителями нем. культуры, в т.ч. братьями Гумбольдтами, Г. В. Гегелем, Г. Гейне.
• 1826 — Знакомство с произв. У. Шекспира, увлечение его комедиями. — Посещение лекций Гегеля, Гумбольдта и др. профессоров Берлинского ун-та.
• 1827 — Путешествие по юж. и зап. Германии в компании со студентами ун-та. — Пост. оперы «Свадьба Комачо» в Берлине (Шаушпильхауз).
• 1829 — 11 III. Исп. в Берлине под упр. М. «Страстей по Матфею» Баха. — IV. Поездка в Англию, дирижирование в Лондоне собственными произв. (увертюра «Сон в летнюю ночь», симфония c-moll); исп. там же 5-го концерта для фортепиано с оркестром Бетховена; большой успех выступлений М. — Путешествие по Шотландии, посещение замка Марии Стюарт и рождение замысла Шотландской симфонии. — Поездка на Гебридские острова, замысел увертюры «Гебриды» («Фингалова пещера»). — XI. Возвращение на родину.
• 1830 — V. Начало большого путешествия, посещение Гёте в Веймаре. — VI. Прибытие в Италию, знакомство с Г. Берлиозом в Риме.
• 1831 — Продолжение путешествия (Неаполь, Венеция, снова Рим). — Замысел Итальянской симфонии. — VIII. Пребывание в Швейцарии. — XI. Пребывание во Франции.
• 1832 — Новая поездка в Лондон; восторженное отношение англичан к М. — VI. Возвращение на родину, неудовлетворённость культурной жизнью Берлина.
• 1833 — I. Выборы нового директора Певческой академии (в связи со смертью К. Ф. Цельтера); большинством голосов избран посредственный нем. композитор К. Ф. Рунгенхаген, к-рого предпочли М. — V. Руководство Нижнерейнским муз. праздником в Дюссельдорфе; исп. оратории «Израиль в Египте» Генделя. — VI. М. принимает предложение стать на 3 года музик-директором в Дюссельдорфе. — Сотрудничество с крупным театр. деятелем К. Иммерманом.
• 1836 — Недовольство уровнем муз. профессионализма в Дюссельдорфе. — IX. Переезд в Лейпциг и начало руководства концертами оркестра Гевандхауза. — 4 X. Первый концерт оркестра Гевандхауза под рук. M. (исполнены увертюра «Морская тишь и счастливое плавание» М., 4-я симфония Бетховена и др.). — X. Встреча с Ф. Шопеном. — Знакомство с Р. Шуманом и К. Вик. — Успешное исп. оратории «Павел» в Дюссельдорфе, Вене и др. городах. — Поездка во Франкфурт-на-Майне и временное руководство хор. об-вом. — Встреча с Дж. Россини.
• 1837 — 28 III. Свадьба М. и Сесиль Жанрено во Франкфурте.
• 1838 — Исп. крупных произв. И. С. Баха и Г. Ф. Генделя в концертах оркестра Гевандхауза под упр. М. — Цикл историч. концертов оркестра Гевандхауза под упр. М.
• 1839 — 21 III. В концерте оркестра Гевандхауза под упр. М. исполнена симфония C-dur Шуберта.
• 1840 — Выступления М. в качестве пианиста. — III. Приезд Листа в Лейпциг, встречи М. с ним; возникновение идеи организовать в Лейпциге муз.-уч. заведение.
• 1841 — М. приглашён в Берлин прусским королём Фридрихом Вильгельмом IV для руководства муз. отделом Академии иск-ва. — VIII. Переезд М. с семьёй в Берлин. — Критика берлинской муз. жизни, а также театр. деятельности Г. Спонтини за узость репертуара. — Неудачная попытка организовать Высшее муз.-уч. заведение в Берлине.
• 1842 — Отказ продолжать работу в Берлине. — М. получает звание генерал-музик-директора с обязанностью писать музыку по заказам короля, но с правом жить где угодно. — XI. Возвращение в Лейпциг и возобновление дирижёрской деятельности. — Первое исп. в Лейпциге Шотландской симфонии.
• 1843 — 3 IV. Открытие Лейпцигской консерватории. — Исп. в Потсдаме музыки к комедии «Сон в летнюю ночь» Шекспира (заказана королём).
• 1844 — V. Новая поездка в Англию; триумфальный успех М. как композитора и дирижёра. — Сотрудничество со скрипачом Ф. Давидом; создание концерта для скрипки с оркестром.
• 1845 — Временное переселение с семьёй во Франкфурт-на-Майне. — V. Возвращение в Лейпциг; М. становится в центре муз. кружка (Ф. Давид, М. Гауптман, Й. Иоахим, Н. Гаде и др.).
• 1846 — Ухудшение здоровья М. в связи с переутомлением. — VIII. Исп. оратории «Илия» в Лондоне. — Исп. там же под упр. М. «Мессии» Генделя, «Сотворения мира» Гайдна и «Торжественной мессы» Бетховена. — IX. Отъезд из Лондона; новые признаки переутомления.
• 1847 — 4 XI. Смерть М. от кровоизлияния в мозг. — 8 XI. Тело М. перевозят в Берлин и хоронят на Иерусалимском кладбище.

Письма:

Письма Мендельсона-Бартольди, СПБ, 1863; Mendelssohn-Bartholdy F., Briefe aus den Jahren 1830 bis 1847, Bd 1–2, Lpz., 1861–63 (неоднокр. переиздавались с 1875); Rolko E., Erinnerungen an Felix Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., 1868 (содержит 12 писем); Devrient Ed., Meine Erinnerungen an Felix Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., 1869, 1891 (содержит 33 письма); Hiller F., Felix Mendelssohn-Bartholdy, Briefe und Erinnerungen, Koln, 1874; Moscheles F., Briefe von Felix Mendelssohn-Bartholdy an I. und Charlotte Moscheles, Lpz., 1888; Eсkardt J., Ferdinand David und die Familie Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., 1888 (содержит 30 писем); Schubring J., Briefwechsel mit Felix Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., 1892; Wolff E., Meisterbriefe von Felix Mendelssohn-Bartholdy, В., 1907; Hensel S., Die Familie Mendelssohn. (1729–1847). Nach Briefen und Tagebuchern, Bd 1–3, Lpz., 1879, Bd 1–2, Lpz., 1924; Mendelssohn-Bartholdу F., Letters, transl. by Gisela Seldon-Goth, N. Y., 1945; Sutermeister P., Felix Mendelssohn-Bartholdy. Lebensbild und Briefe, Z., 1949, 1958; Wehmer С., Ein tief gegrundeter Herz. Der Briefwechsel Droysen — Felix Mendelssohn-Bartholdys, Hdlb., 1959.

Литература:

Ла-Мара, Мендельсон, в сб.: Музыкально-характеристические этюды, пер. с нем., М., 1886; Иванов-Борецкий М., Мендельсон. Биографический очерк, М., 1910; Булычёв В., Разбор оратории Мендельсона «Илия», (М.), 1910; Дамc В., Ф. Мендельсон-Бартольди, пер. с нем., М., 1930; Шуман Р., Избр. статьи о музыке (пер. с нем.), М., 1956, с. 191–221; Штейнпресс Б., Феликс Мендельсон, «СМ», 1959, No 2; Кенигсберг A., Увертюры Мендельсона, М., 1961; Ворбс Г. X., Феликс Мендельсон-Бартольди. Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний и сообщений современников, пер. с нем., М., 1966; Конен В., История зарубежной музыки, вып. 3, М., 1972, с. 271- 296; Lampadins W. A., Felix Mendelssohn-Bartholdy ein Denkmal fur seine Freunde, Lpz., 1848, 1886; Benedict J. A., Sketch of the life and works of the late Felix Mendelssohn-Bartholdy, L., 1850, with additions, L., 1853; Reissman A., F. Mendelssohn-Bartholdy. Sein Leben und seine Werke, Lpz., 1867, 1893; Barbedette H., F. Mendelssohn-Bartholdy, sa vie, ses oeuvres, P., 1869; Mendelssohn К., Goethe und F. Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., 1871; Wolff E., Felix Mendelssohn-Bartholdy, В., 1905; Hartоgh J., F. Mendelssohn-Bartholdy, Leiden, 1908; Kahl W., Zu Mendelssohns Lieder ohne Worte, «ZfMw», 1921, Jahrg. 3, Mai; Bartels В., Mendelssohn-Bartholdy. Mensch und Werk, Bremen — Hannover, 1947; Reich W., Schneider M. F., Felix Mendelssohn-Bartholdy. Denkmal in Wort und Bild, Basel, 1947; Worner K., Mendelssohn und wir, «Musica», 1947, No 1; Young P., Introduction to the music of Mendelssohn, L., 1949; Jacob H. E., Felix Mendelssohn und seine Zeit, Fr./M., 1959; Schneider M. F., Mendelssohn oder Bartholdy. Zur Geschichte eines Familiennamens, Basel, 1962; Werner E., Felix Mendelssohn, a new Image of the composer and his age, N. Y., 1963; Friedrich G., Die Fugenkomposition in Mendelssohns Instrumentalwerk, Bonn, 1969; Grossmann-Vendrey S., Felix Mendelssohn-Bartholdy und die Musik der Vergangenheit, Regensburg, 1969; Reich W. (Hrsg.), Felix Mendelssohn im Spiegel eigener Aussagen und Zeitgenцssischer Dokumente, Z., 1970; Ranft P., Felix Mendelssohn-Bartholdy. Eine Lebenschronik, Lpz., (1972).

Г. В. Крауклис
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама