Список сочинений Петра Чайковского

Пётр Ильич Чайковский / Pyotr Tchaikovsky

Творческий портрет Чайковского
Статья о Чайковском в Музыкальной энциклопедии
Оперное творчество Чайковского
Балетное творчество Чайковского
Симфоническое творчество Чайковского
Фортепианное творчество Чайковского
Вокальное творчество Чайковского
Хоровое творчество Чайковского

Оперы:

«Воевода» (либретто А. Н. Островского и Чайковского, 1868)
«Ундина» (либретто Чайковского по поэме Ф. де ла Мотт Фуке в переводе В. А. Жуковского; уничтожена Чайковским)
«Опричник» (либретто Чайковского по одноимённой драме И. И. Лажечникова, 1872)
«Кузнец Вакула» (либретто Я. П. Полонского по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», 1874)
«Евгений Онегин» (либретто К. С. Шиловского по роману в стихах А. С. Пушкина, 1878)
«Орлеанская дева» (либретто Чайковского по драме Ф. Шиллера и другим произведениям, 1879)
«Мазепа» (либретто В. П. Буренина по поэме Пушкина «Полтава», 1883)
«Черевички» (2-я редакция оперы «Кузнец Вакула», 1885)
«Чародейка» (либретто И. В. Шпажинского по его одноимённой драме)
«Пиковая дама» (либретто М. И. Чайковского по одноимённой повести Пушкина)
«Иоланта» (либретто М. И. Чайковского по драме X. Херца «Дочь короля Рене», 1891)

Балеты:

«Лебединое озеро» (либретто В. П. Бегичева и В. Ф. Гельцер, 1876)
«Спящая красавица» (либретто И. А. Всеволожского по одноимённой сказке Ш. Перро, 1889)
«Щелкунчик» (либретто Всеволожского по одноимённой сказке Э. Т. А. Гофмана в переводе А. Дюма-сына)

Для солистов, хора и оркестра:

Ода «К Радости» (сл. Ф. Шиллера, 1865)
Кантата в память 200-й годовщины рождения Петра Великого (сл. Я. П. Полонского, 1872)
Кантата к юбилею О. А. Петрова (сл. Н. А. Некрасова, 1875)
Кантата «Москва» (сл. А. Н. Майкова, 1883)

Для оркестра:

Симфонии:

Симфония № 1, «Зимние грёзы», g-moll, op. 13 (1866, 2-я ред. 1874)
Симфония № 2 c-moll, op. 17 (1872, 2-я ред. 1880)
Симфония № 3 D-dur, op. 29 (1875)
Симфония № 4 f-moll, op. 36 (1877)
«Манфред», по Дж.: Байрону, h-moll, op. 58 (1885)
Симфония № 5 e-moll, op. 64 (1888)
Симфония Es-dur (1891-92), не окончена, восстановлена С. С. Богатырёвым (1951-55)
Симфония № 6 h-moll, op. 74 (1893)

4 сюиты:

Сюита № 1 d-moll, op. 48 (1879)
Сюита № 2 C-dur, op. 53 (1883)
Сюита № 3 C-dur, op. 55 (1884)
Сюита № 4 «Моцартиана» G-dur, op. 61 (1887)
«Щелкунчик», оркестровая сюита, op. 71а (1892)

Увертюры и другие оркестровые произведения:

«Гроза», увертюра (по одноимённой драме А. Н. Островского, 1864)
Характерные танцы (1865)
Концертная увертюра (1866)
Увертюра (F-dur, 1-я ред. — для малого, 2-я — для большого оркестра, 1866)
Торжественная увертюра на датский гимн (ор. 15, 1866)
«Фатум», симфоническая фантазия, ор. 77 posth. (1868)
«Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия (по одноимённой трагедии У. Шекспира, 1869, 2-я ред. 1870, 3-я ред. 1880)
«Буря», фантазия (по одноимённой драме Шекспира, ор. 18, 1873)
«Славянский марш», ор. 31 (1876)
«Франческа да Римини», фантазия (по 5-й песне «Ада» Данте, ор. 32, 1876)
«Итальянское каприччио», ор. 45 (1880)
Серенада для струнного оркестра, ор. 48 (1880)
«1812 год», торжественная увертюра, ор. 49 (1880)
Торжественный коронационный марш (1883)
Элегия памяти И. В. Самарина (для струнного оркестра, 1884)
Правоведский марш (1885)
«Гамлет», увертюра-фантазия (по одноимённой трагедии Шекспира, ор. 67, 1888)
«Воевода», симфоническая баллада (по одноимённому произведению А. Мицкевича, ор. 78 posth., 1891)

Для инструмента с оркестром:

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром b-moll, op. 23 (1875)
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром G-dur, op. 44 (1880, 2-я редакция А. И. Зилоти и Чайковского — 1893)
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Es-dur, op. 75 (1893)
Концертная фантазия для фортепиано с оркестром G-dur, op. 56 (1884)
Andante и финал для фортепиано с оркестром (окончил и инструментовал С. И. Танеев, ор. 79 posth., 1893)
Концерт для скрипки с оркестром D-dur, op. 35 (1878)
Меланхолическая серенада для скрипки с оркестром, ор. 26 (1875)
Вальс-скерцо для скрипки с оркестром, ор. 34 (1877)
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, ор. 33 (1876)
Pezzo capriccioso для виолончели с оркестром, op. 62 (1887)

Камерно-инструментальные ансамбли:

«Памяти великого художника», фортепианное трио a-moll, ор. 50 (1882)
Квартет № 1 для двух скрипок, альта и виолончели D-dur, op. 11 (1871)
Квартет № 2 для двух скрипок, альта и виолончели F-dur, op. 22 (1874)
Квартет № 3 для двух скрипок, альта и виолончели es-moll, op. 30 (1876)
Юношеский квартет (1-я часть, В-dur, 1865)
«Воспоминание о Флоренции», струнный секстет d-moll, op. 70 (1892)

Для фортепиано:

2 сонаты:
Фортепианная соната cis-moll, op. 80 posth. (1865)
Большая соната G-dur, op. 37 (1878)
2 пьесы (op. 1, 1864)
«Воспоминание о Гапсале» (ор. 2, 1867)
Тема с вариациями (1865)
Вальс-каприс, ор. 4 (1868)
Романс, ор. 5 (1868)
Вальс-скерцо, ор. 7 (1870)
Каприччио, ор. 8(1870)
2 пьесы, ор. 10 (1872)
6 пьес, ор. 19 (1873)
6 пьес на одну тему, ор. 21(1873)
«Времена года», 12 характеристических картин, ор. 37 (1876)
«Детский альбом», ор. 39 (1878)
12 пьес средней трудности, ор. 40 (1878)
6 пьес, ор. 51 (1882)
Марш «Русский добровольный флот» (1878)
«Думка», ор. 59 (1886)
Вальс-шутка (1889)
Экспромт (1889)
«Лирический момент» (1893)
Марш Юрьевского полка (1893)
18 пьес, ор. 72 (1893)

Для скрипки и фортепиано:

«Воспоминания дорогого места» («Размышление», «Скерцо», «Мелодия»; ор. 42, 1878)

Для хора:

«Хор цветов и насекомых» (для детского хора с оркестром, сл. Р. А. Рачинского, 1869)
«На сон грядущий» (сл. Н. П. Огарёва, 1864)
Литургия св. Иоанна Златоуста, ор. 41 (1878)
Всенощное бдение, ор. 52 (1881)
«Вечер» (сл. Чайковского, 1881)
Девять духовно-музыкальных сочинений (1884-85)
«Гимн в честь Кирилла и Мефодия» (1885)
«Правоведческая песнь» (сл. Чайковского, 1885)
«Ночевала тучка золотая» (сл. М. Ю. Лермонтова, 1887)
«Блажен, кто улыбается» (сл. К. К. Романова, 1887)
«Соловушко» (сл. Чайковского, 1889)
«Привет А. Г. Рубинштейну» (сл. Я. П. Полонского, 1889)
3 хора (1891)

Камерно-вокальные ансамбли с фортепиано:

6 дуэтов, ор. 46 (1880)
«Природа и любовь» (для 3 женских голосов и хора, 1870)
«Ночь» (для 4 голосов, сл. Чайковского, 1893)

Для голоса с фортепиано:

«Мой гений, мой ангел, мой друг», сл. А. А. Фета (до 1860)
«Песнь Земфиры», сл. А. С. Пушкина (1860-61)
«Mezza notte» («Полночь») (1860-61)
6 романсов, ор. 6 (1869: («Не верь, мой друг», сл. A. К. Толстого; «Ни слова, о друг мой», сл. А. Н. Плещеева; «И больно, и сладко», сл. Е. П. Ростопчиной; «Слеза дрожит», сл. A. К. Толстого; «Отчего?», сл. Л. А. Мея; «Нет, только тот, кто знал», сл. Л. А. Мея)
«Забыть так скоро» (сл. А. Н. Апухтина, 1870)
6 романсов, ор. 16 (в т. ч. «Колыбельная песня», сл. А. Н. Майкова; «Погоди», сл. Н. П. Грекова; 1872)
«Уноси моё сердце» (сл. А. А. Фета, 1873)
6 романсов, ор. 25 (в т. ч. «Примиренье», сл. H. P. Щербины; «Канарейка», сл. Мея; 1875)
6 романсов и песен, ор. 27 (в т. ч. «Моя баловница», сл. Мея, 1875)
6 романсов и песен, ор. 28 (в т. ч. «Корольки», сл. Грекова; «Он так меня любил», сл. Апухтина, «Страшная минута», сл. N. N. (П. И. Чайковского); 1875)
«Хотел бы в единое слово» (сл. Г. Гейне, в пер. Мея, 1875)
6 романсов, ор. 38 (в т. ч. «Серенада Дон Жуана», «То было раннею весной», «Средь шумного бала», сл. Толстого; 1878)
7 романсов, ор. 47 (в т. ч. «Кабы знала я», «Благославляю вас, леса», сл. Толстого; «День ли царит», сл. Апухтина, «Я ли в поле да не травушка была», сл. И. З. Сурикова; 1880)
16 песен для детей, ор. 54 (в т. ч. «Бабушка и внучек», «Весна» («Травка зеленеет»), «Мой садик», «Кукушка», «Весна» («Уж тает снег»), сл. Плещеева; 1881-83)
6 романсов, ор. 57 (в т. ч. «Скажи, о чём в тиши ветвей», сл. B. А. Соллогуба; «На нивы жёлтые», сл. Толстого; «Лишь ты один», сл. Плещеева, 1884)
12 романсов (в т. ч. «Я тебе ничего не скажу», сл. Фета; «Ночи безумные», сл. Апухтина, «Ночь» («Отчего я люблю тебя»), «За окном в степи мелькает», сл. Полонского; «Нам звёзды кроткие сияли», сл. Плещеева; 1886)
6 романсов, ор. 63 (сл. К. Романова, в т. ч. «Растворил я окно», «Серенада» («О, дитя»); 1887)
Six melodies (6 романсов), op. 65 (в т. ч. «Серенада» («Ты куда летишь, как птица»), сл. Э. Тюркети; «Чаровница», сл. П. Клоделя; 1888)
6 романсов, ор. 73 (сл. Д. М. Ратгауза; в т. ч. «Мы сидели с тобой», «В эту лунную ночь», «Закатилось солнце», «Средь мрачных дней», «Снова, как прежде, один; 1893)

Музыка к театральным спектаклям:

«Борис Годунов», трагедия А. С. Пушкина. Музыка к сцене «Ночь. Сад. Фонтан. Объяснение Самозванца с Мариной» (1863—1864)
«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», драматическая хроника А. Н. Островского. Интродукция, Мазурка для малого симфонического оркестра (1867)
«Севильский цирюльник», комедия П. Бомарше, перевод М. П. Садовского. Куплеты графа Альмавивы (1872). Премьера — 12 февраля 1872, Московская консерватория
«Снегурочка», весенняя сказка А. Н. Островского. Музыка к спектаклю в 4-х действиях, соч. 12 (1873), для солистов, хора и малого симфонического оркестра. Премьера — 11 мая 1873, Малый театр (на сцене Большого театра) в Москве
«Воевода», комедия А. Н. Островского. Музыка к мелодраме — монологу Домового, для малого симфонического оркестра (1886). Премьера — 19 января 1886, Малый театр в Москве
«Гамлет», трагедия У. Шекспира, соч. 67а (1891). Увертюра и 16 номеров для малого симфонического оркестра и солистов. Премьера — 9 февраля 1891, Михайловский театр в Петербурге

Обработки:

50 русских народных песен (для фортепиано в 4 руки, 1869)


Список произведений по номеру сочинения:

Op. 1 — Две пьесы для фортепиано (1867)
Op. 2 — «Воспоминание о Гапсале», 3 пьесы для фортепиано (1867)
Op. 3 — «Воевода», опера (1868)
Op. 4 — Вальс-каприс, для фортепиано (1868)
Op. 5 — Романс, для фортепиано (1868)
Op. 6 — Шесть романсов (1869)
Op. 7 — Вальс-скерцо, для фортепиано (1870)
Op. 8 — Каприччио, для фортепиано (1870)
Op. 9 — Три пьесы, для фортепиано (1870)
Op. 10 — Две пьесы, для фортепиано (1871)
Op. 11 — Струнный квартет № 1 (1871)
Op. 12 — «Снегурочка», музыка к спектаклю по пьесе Александра Островского (1873)
Op. 13 — Симфония № 1 «Зимние грезы» (1866)
Op. 14 — «Кузнец Вакула», опера (первая редакция оперы Черевички (1874)
Op. 15 — «Торжественная увертюра на Датский гимн», для оркестра (1866)
Op. 16 — Шесть романсов (1872)
Op. 17 — Симфония № 2 «Малороссийская» (1872)
Op. 18 — «Буря», симфоническая фантазия (1873)
Op. 19 — Шесть пьес, для фортепиано (1873)
Op. 20 — «Лебединое озеро», балет (1876)
Op. 21 — Шесть пьес на одну тему, для фортепиано (1873)
Op. 22 — Струнный квартет № 2 (1874)v Op. 23 — Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1875)
Op. 24 — «Евгений Онегин», опера (1878)
Op. 25 — Шесть романсов (1874)
Op. 26 — «Меланхолическая серенада», для скрипки и оркестра (1875)
Op. 27 — Шесть романсов (1875)
Op. 28 — Шесть романсов (1875)
Op. 29 — Симфония № 3 (1875)
Op. 30 — Струнный квартет № 3 (1876)
Op. 31 — «Славянский марш», для оркестра (1876)
Op. 32 — «Франческа да Римини», симфоническая фантазия (1876)
Op. 33 — «Вариации на тему рококо», для виолончели и оркестра (1876)
Op. 34 — Вальс-скерцо, для скрипки и оркестра (1877)
Op. 35 — Концерт для скрипки с оркестром (1878)
Op. 36 — Симфония № 4 (1877)
Op. 37 — Большая соната (1878)
Op. 37a — «Времена года», 12 пьес для фортепиано (1876)
Op. 38 — Шесть романсов (1878)
Op. 39 — «Детский альбом», 24 пьесы для фортепиано (1878)
Op. 40 — Двенадцать пьес, для фортепиано (1878)
Op. 41 — Литургия святого Иоанна Златоуста, для хора (1878)
Op. 42 — «Воспоминание о дорогом месте», 3 пьесы для скрипки и фортепиано (1878)
Op. 43 — Сюита для оркестра № 1 (1879)
Op. 44 — Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1880)
Op. 45 — «Итальянское каприччио», для оркестра (1880)
Op. 46 — Шесть дуэтов, с фортепиано (1880)
Op. 47 — Семь романсов (1880)
Op. 48 — Серенада для струнного оркестра (1880)
Op. 49 — Увертюра «1812 год» (1880)
Op. 50 — Фортепианное трио (1882)
Op. 51 — Шесть пьес, для фортепиано (1882)
Op. 52 — Всенощное бдение, для хора (1882)
Op. 53 — Сюита для оркестра № 2 (1883)
Op. 54 — Шестнадцать песен для детей (1883)
Op. 55 — Сюита для оркестра № 3 (1884)
Op. 56 — Концертная фантазия, для фортепиано с оркестром (1884)
Op. 57 — Шесть романсов (1884)
Op. 58 — Симфония «Манфред» (1885)
Op. 59 — «Думка», для фортепиано (1886)
Op. 60 — Двенадцать романсов (1886)
Op. 61 — Сюита для оркестра № 4 «Моцартиана» (1887)
Op. 62 — «Pezzo capriccioso», для виолончели с оркестром (1887)
Op. 63 — Шесть романсов (1887)
Op. 64 — Симфония № 5 (1888)
Op. 65 — Шесть французских романсов (1888)
Op. 66 — «Спящая красавица», балет (1889)
Op. 67 — «Гамлет», увертюра-фантазия (1889)
Op. 67а — «Гамлет», музыка к спектаклю по трагедии Шекспира (1891)
Op. 68 — «Пиковая дама», опера (1890)
Op. 69 — «Иоланта», опера (1891)
Op. 70 — Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» (1890)
Op. 71 — «Щелкунчик», балет (1892)
Op. 71a — «Щелкунчик», сюита к балету (1892)
Op. 72 — Восемнадцать пьес, для фортепиано (1893)
Op. 73 — Шесть романсов (1893)
Op. 74 — Симфония № 6 «Патетическая» 1893)
Op. 75 — Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1893)
Op. 76 — «Гроза», увертюра (1864)
Op. 77 — «Фатум», симфоническая фантазия (1868)
Op. 78 — «Воевода», симфоническая баллада (1893)
Op. 79 — Анданте и финал, для фортепиано с оркестром (1893)
Op. 80 — Фортепианная соната (1865)

Опусы №№ 75—80 — посмертные

реклама

вам может быть интересно