Список сочинений Римского-Корсакова, даты и литература

Биография Римского-Корсакова

Оперы

Псковитянка (либр. Р.-К., при участии В. В. Стасова, М. П. Мусоргского, В. В. Никольского, по одноим. драме Л. А. Мея, 1868-72, пост. 1873, Мариинский т-р, Петербург; 2-я ред. 1876-78; 3-я ред. 1891-92, заключит. хор — 1894, пост. 1895, Панаевский т-р, Петербург, силами Об-ва муз. собраний)
Майская ночь (либр. Р.-К., по одноим. повести Н. В. Гоголя, 1878-79, пост. 1880, Мариинский т-р, Петербург)
Снегурочка (либр. Р.-К., по одноим. пьесе А. Н. Островского, 1880-81, пост. 1882, там же)
Млада (либр. Р.-К., С. А. Гедеонова, В. А. Крылова, 1889-90, пост. 1892, там же)
Ночь перед Рождеством (либр. Р.-К., по одноим. повести Гоголя, 1894-95, пост. 1895, там же)
Садко (сценарий H. M. Штрупа и Стасова, либр. Р.-К. и В. И. Бельского, 1893-96, пост. 1897, Моск. частная рус. опера)
Моцарт и Сальери (текст А. С. Пушкина, 1897, пост. 1898, Моск. частная рус. опера)
Боярыня Вера Шелога (либр. Р.-К., 1898, Моск. частная рус. опера)
Царская невеста (либр. И. Ф. Тюменева, по одноим. драме Мея, 1898, пост. 1899, Моск. частная рус. опера)
Сказка о царе Салтане (либр. Бельского, по сказке Пушкина, 1899-1900, пост. 1900, Моск. частная рус. опера)
Сервилия (либр. Р.-К., по одноим. драме Мея, 1900-01, пост. 1902, Мариинский т-р, Петербург)
Кащей бессмертный (либр. Р.-К., при участии Софьи Николаевны Р.-К., по сюжету Е. М. Петровского, 1901-02, пост. 1902, Моск. частная рус. опера)
Пан воевода (либр. Тюменева, 1901-03, пост. 1904, Частная опера А. А. Церетели, Петербург)
Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (либр. Бельского, 1902-04, пост. 1907, Мариинский т-р, Петербург)
Золотой петушок (либр. Бельского, по сказке Пушкина, 1906-07, пост. 1909, Оперный т-р Зимина, Москва)

Кантаты

Свитезянка (сл. А. Мицкевича, для сопрано, тенора, смешанного хора, ор. 44, 1897)
Песнь о вещем Олеге (сл. Пушкина, для тенора, баритона, муж. хора., ор. 58, 1899)
Из Гомера (прелюдия-кантата, для сопрано, меццо-сопрано, контральто, жен. хора, ор. 60, 1901)

Для оркестра

Симфонии:
Симфония № 1 es-moll, op. 1 (1861-65, окончат. ред. — e-moll, 1884)
• Симфония h-moll, без op., не окончена (1866-69)
Симфония № 2 «Антар», позже — симфоническая сюита, ор. 9 (1868, окончат. ред. 1897, ред. «нового» изд. 1903)
Симфония № 3 С-dur, op. 32 (1873, окончат. ред. 1886)
• Эскиз скерцо для Симфонии № 4 (1884)

Увертюра на темы трёх русских песен (D-dur, op. 28, 1866, окончат. ред. 1880)
Музыкальная картина «Садко» (ор. 5, 1867, окончат. ред. 1891-1892)
Сербская фантазия (Фантазия на сербские темы, ор. 6, 1867, окончат. ред. 1889)
Сказка (ор. 29, 1879-80)
Симфониетта на русские темы (a-moll, ор. 31, 1884-85, переделана из неопубл. струн. квартета)
• Малороссийская фантазия (без op., не окончена)
Испанское каприччио (Каприччио на испанские темы, ор. 34, 1887)
Сюита «Шехеразада» (ор. 35, 1888)
Светлый праздник (Воскресная увертюра, ор. 36, 1888)
• «Над могилой» (прелюдия памяти М. П. Беляева, ор. 61, 1904)
• «Дубинушка» (со смеш. хором ad libitum, без op., 1905-06)
• «Здравица» (А. К. Глазунову, без op., 1907)
• «Неаполитанская песенка» (без op., 1907)

Для инструмента с оркестром

• Концерт для фортепиано (cis-moll, op. 30, 1883)
• Фантазия для скрипки (ор. 33, 1886)
• Мазурка на 3 польские темы для скрипки (без op., 1888; ред. для скрипки и фортепиано 1893)
• Серенада для виолончели (ор. 37, 1893)

Для инструмента с духовым оркестром

• Концерт для тромбона (без op., 1877)
• Концертштюк для кларнета (без op., 1877)
• Вариации на тему Глинки для гобоя (без op., 1878)

Камерно-инструментальные ансамбли

Фортепианное трио c-moll (без op., 1897, черновая партитура, ред. М. О. Штейнберга)
Струнный квартет F-dur (op. 12, 1875)
• Фуга «В монастыре» (4-я часть из струнного «Русского квартета», без op., 1876; первые 3 части переработаны в Симфониетту на русские темы)
• 4 вариации на хорал, для струнного квартета (без op., 1885)
• 1-я часть из коллективного струнного квартета на тему B-la-f (без op., 1886)
• Хоровод (3-я часть из коллективного струн. квартета Именины, без op., 1887)
Струнный квартет G-dur (без op., 1897)
• Allegro B-dur (из коллективного струнного квартета Пятницы, без op., 1899)
• Тема и 4-я вариация (из коллективных Вариаций на русскую тему, для струн. квартета A-dur, без op., 1899)
Квинтет B-dur для фортепиано, флейты, кларнета, валторны, фагота (без op., 1876)
Секстет A-dur для 2 скрипок, 2 альтов и 2 виолончелей (без op., 1876)
• Канцонетта и Тарантелла для 2 кларнетов (без op., без даты)
• 2 дуэта для 2 валторн (без op., без даты)
• Ноктюрн для 4 валторн (без op., предположит. 1888)

Для фортепиано

• 6 вариаций на тему BACH (Вальс, Интермеццо, Скерцо, Ноктюрн, Прелюдия и фуга, ор. 10, 1878)
• 4 пьесы (Экспромт, Новелетта, Скерцино, Этюд, ор. 11, 1876-77)
• 3 пьесы (Вальс, Романс, Фуга, ор. 15, 1875-1876)
• 6 фуг (ор. 17, 1875)
• 2 пьесы (Прелюдия-экспромт, Мазурка, ор. 38, 1894-97)
• Вариации (1-я, 2-я, 6-я, 11-я, 13-я, 16-я, 19-я) и пьесы (Колыбельная, Маленькая фуга на тему BACH, Тарантелла, Менуэт, Трезвон, Комическая фуга) из коллективных Парафраз на неизменную тему (без op., 1878)
• Фуги и фугетты (без op., 1875-76)
• Allegretto C-dur (без op., 1895)
• Прелюдия G-dur (без op., 1896)
• Тема и 1-я вариация из коллективных вариаций на русскую тему (без op., 1899)
• Фуга C-dur в 4 руки (перелож. фуги C-dur в 2 руки, без op., 1875)
• Вариации на тему Миши (без op., предположит. 1878-79)
• Песенка (Andantino) из армянского сборника: «Арцункнер» («Слёзы», без op., 1901)
• Финал из коллективной Шутки-кадрили в 4 руки (без op., 1890)

Для хора с оркестром

• «Стих об Алексее, божием человеке» (ор. 20, 1878)
• Подблюдная песня «Слава» (ор. 21, 1880)

Для хора a cappella

• 2 двухголосных женских хора на сл. М. Ю. Лермонтова (ор. 13, 1875)
• 4 вариации и фугетта на тему русской песни «Надоели ночи», для 4-гол. жен. хора (ор. 14, 1875)
• 6 хоров (тетр. 1-2, ор. 16, 1875-76, с фортепиано ad libitum)
• 2 хора (op. 18, 1876)
• Русские народные песни, переложенные на народный лад для женского, мужского и смешанного хора без сопровождения (тетр. 1-3, ор. 19, 1879)
• 4 трехголосных хора для муж. голосов (ор. 23, 1876)
• Разбойничья песня «Ты взойди, взойди, солнце красное», сл. народные, для муж. хора (без op., 1884)
• 2 хора для детских голосов (без op., 2-й — 1884)

Камерно-вокальные ансамбли с оркестром

• 2 трио для женских голосов («Горный ключ», сл. Майкова, op. 52-bis, 1905; «Стрекозы», сл. А. К. Толстого, ор. 53, 1897; также переложения для голосов с фортепиано)

Камерно-вокальные ансамбли с фортепиано

• 2 дуэта (ор. 47, 1897)
• 2 дуэта (ор. 52, 1897-98)

Для голоса с фортепиано

79 романсов:
• Op. 2, 3, 4 (1866)
• Op. 7 (1867)
• Op. 8 (1870)
• Op. 25 (1877)
• Op. 26 (1882)
• Op. 27 (1883)
• Op. 39, 40, 41, 42 (1897)
Цикл «Весной», ор. 43 (1897)
Цикл «Поэту», ор. 45, (1898)
Цикл «У моря», ор. 46 (1897)
• Op. 50, 55 (1897-98)
• 2 ариозо для баса (Анчар, Пророк, сл. Пушкина, 1897)

Обработки народных песен (для голоса с фортепиано)

• Сборники «100 русских народных песен» (ор. 24, 1875-76)
• 40 народных песен, собранных Т. И. Филипповым и гармонизованных Н. А. Римским-Корсаковым (без op., 1875-82)

Духовные сочинения

• Собрание духовно-музыкальных сочинений (8 номеров из Литургии Иоанна Златоуста, ор. 22, 1884)
• Собрание духовно-музыкальных переложений (ор. 22, 1884)
• Двойной хор «Тебе бога хвалим» (без op., 1883)

Переработки собственных сочинений

• Музыка к драме Мея «Псковитянка», сюита из 5 номеров (без op., 1877)
• Сюита из оперы «Снегурочка» (без op.)
• Сюита из оперы-балета «Млада» (без op., 1890)
• «Ночь на горе Триглаве», концертное переложение для оркестра 3-го действия оперы-балета «Млада» (исп. 1901, изд. 1902)
• Сюита из оперы «Ночь перед Рождеством» (без op.)
Музыкальные картинки к «Сказке о царе Салтане» (в т. ч. Три чуда, ор. 57, 1899)
• Сюита из оперы «Пан воевода» (ор. 59, 1904)
• Введение и Свадебное шествие из оперы «Золотой петушок» (1907)
• 4-я вариация A-dur из коллективных «Вариаций на русскую тему» (без op.,1901)

Инструментовка собственных камерно-вокальных сочинений

• 2 дуэта (ор. 47, 1897-1905)
Романсы:
• «Ель и пальма» (сл. Г. Гейне, пер. М. И. Михайлова, 1888)
• «В тёмной роще замолк соловей», «Тихо вечер догорает», «Ночь (сл. И. С. Никитина, А. А. Фета, А. Н. Плещеева, черновой автограф, 1891, изд. под ред. М. О. Штейнберга)
• «Пророк» (сл. Пушкина, 1899)
• «Нимфа» (сл. Майкова, 1905)
• «Анчар» (сл. Пушкина, 1906)
• «Сон в летнюю ночь» (сл. Майкова, 1906)

Редактура и оркестровка произведений других авторов

• «Иван Сусанин» Глинки (ред.; совм. с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым, 1877-81)
• «Руслан и Людмила» Глинки (ред.; совм. с А. К. Глазуновым, 1904)
• «Каменный гость» Даргомыжского (оркестровка, 1-я ред. 1870, 2-я ред. 1897-1902)
• «Князь Игорь» Бородина (завершение, ред., оркестровка; совм. с Глазуновым, 1887-90)
• Романсы Бородина
• «Хованщина» Мусоргского (завершение, ред., оркестровка, 1881-83)
• «Борис Годунов» Мусоргского (ред., оркестровка, 1895-96)
• «Ночь на Лысой горе» Мусоргского (обр. и оркестровая ред., 1886), фрагменты из «Саламбо» (оркестровка)
• «Женитьба» Мусоргского (подготовка к изд., 1906) Мусоргского

Полное собрание сочинений: т. 1-50, М., 1966-70.

Литературные сочинения:

• «Нижегородцы». Опера Направника, «СПб. ведомости», 1869, 3 янв. (под псевд. — Н)
• «Вильям Ратклиф», опера в 3-х действиях г. Кюи, там же, 1869, 21 февр.
• Учебник гармонии, ч. 1-2, СПБ, 1884-85 (литограф. изд.), Практический учебник гармонии, СПБ, 1886
• Летопись моей музыкальной жизни, под ред. H. H. Римской-Корсаковой, СПБ, 1909, под ред. В. Н. Римского-Корсакова и А. В. Оссовского, М., 1955 (с добавлением «Дневника» и Хронографа жизни Р.-К.)
• Музыкальные статьи и заметки, под ред. H. H. Римской-Корсаковой, вступ. ст. М. Ф. Гнесина, СПБ, 1911
• Основы оркестровки. С партитурными образцами из собственных сочинений, под ред. М. О. Штейнберга, т. 1-2, Берлин-М.-СПБ, 1913
• Записные книжки, Полн. собр. соч., т. IV доп., М., 1970
• Полное собрание сочинений, Литературные произведения и переписка, т. I-VII, М., 1955-70

Письма:

Письма к А. П. Бородину и В. В. Ястребцеву, «РМГ», 1909, No 22–23; Переписка с В. В. Стасовым, «Русская мысль», 1910, No 6–9; Письма Н. А. Римского-Корсакова и B. С. Калинникова С. Н. Кругликову, «Музыка», 1910, No 2–3; Переписка с Ц. А. Кюи, «Музыка», 1911, No 28; Из неизданных писем Н. А. Римского-Корсакова (к Н. Ф. Финдейзену), «ЕИТ», 1913, вып. 5; Из писем к В. В. Ястребцеву, «Музыка», 1914, No 185, 187; Переписка с А. К. Лядовым, «Музыкальный современник», 1916, No 7; Письма к Л. И. Шестаковой, там же, 1916, октябрь, кн. 2; Письма к В. И. Суку, «Театр», 1922, No 5; Письма к Н. Ф. Финдейзену, «Музыкальная новь», 1924, No 4; Переписка с М. П. Мусоргским, в кн.: М. П. Мусоргский. Письма и документы, М.-Л., 1932; Из переписки H. A. Римского-Корсакова и М. П. Беляева, «СМ», 1933, No 5; Письмо к C. И. Танееву», там же, 1937, No 6; А. Н. Островский и Н. А. Римский-Корсаков. Письма, в сб.: А. Н. Островский и русские композиторы, М.-Л., 1937; Письмо к В. В. Васильеву, «СМ», 1939, No 4; Переписка П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова, в сб.: Советская музыка, сб.: 3, М., 1945; Два неопубликованных письма к С. И. Танееву, в сб.: Памяти С. И. Танеева, М.-Л., 1947; 2 письма к С. Н. Кругликову и 4 письма к С. П. Белановскому, «СМ», 1948, No 4; Письма к С. И. Мамонтову и другим лицам, в кн.: Н. А. Римский-Корсаков. Сб. документов, под ред. В. А. Киселева, М., 1951; Письма к Е. Петровскому, «СМ», 1952, No 12; Переписка С. И. Танеева с Н. А. Римским-Корсаковым, в кн.: С. И. Танеев. Материалы и документы, т. 1, М., 1952; Письмо к В. А. Теляковскому, «СМ», 1953, No 10; Неизвестные письма П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова, там же; Избранные письма к H. H. Римской-Корсаковой, в кн.: Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 2, М., 1954; Переписка с Б. Каленским, в кн.: Из истории русско-чешских музыкальных связей, сост., вступ. ст. и коммент. И. Бэлзы, сб.: 1, М., 1955; Письмо к Яну Батке, там же; Письма к сыну Андрею, «СМ», 1958, No 6; Письмо к П. Шейну, там же; 2 письма к Н. фон Болю, там же; Письмо к H. H. Иконникову, «МЖ», 1961, No 10; Переписка с А. К. Глазуновым, в кн.: Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма, т. II, Л., 1960; Переписка с А. П. Бородиным, Полн. собр. соч., т. V, М., 1963; Переписка с В. В. Стасовым, там же; Письма к M А. Врубелю, в сб.: Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике, Л.-М., 1963; Из писем Н. А. Римского-Корсакова к сыну (Андрею), «СМ», 1964, No 2; Письмо к А. Г. Чеснокову, «МЖ», 1964, No 10; Переписка с учениками (И. Ф. Тюменевым, М. М. Ипполитовым-Ивановым, А. С. Аренским, А. В. Оссовским, А. А. Спендиаровым, А. Т. Гречаниновым, Ф. С. Акименко, П. И. Молчановым, А. Р. Бернгардом, В. П. Калафати, Н. В. Арцыбушевым, Н. Н. Черепниным, Б. Л. Левензоном, И. О. Штейнбергом), Полн. собр. соч., т. VII, М., 1970; Письма И. И. Чернову, там же; Письмо к М. Н. Бариновой, там же; Письмо к Я. В. Прохорову, там же; Из переписки с В. И. Бельским, «СМ», 1976, No 2, 3, 6; Письмо к С. В. Смоленскому, там же, 1977, No 4.

Литература:

*** (Кюи Ц. A.), Первый концерт в пользу Бесплатной музыкальной школы, «СПб. ведомости», 1865, 24 дек.; его же, Музыкальные заметки. Последние концерты Русского музыкального общества. Симфония г. Римского-Корсакова в руках Лядова, там же, 1866, 24 марта; его же, Первый концерт Бесплатной школы (об увертюре Р.-К.), там же, 1866, 20 дек.; его же, Музыкальные заметки. Новое произведение Римского-Корсакова, там же, 1867, 24 дек.; его же, «Псковитянка», опера Н. А. Римского-Корсакова, там же, 1873, 9 янв.; его же, Второй концерт Бесплатной школы («Антар»), там же, 1872, 11 янв.; его же, Концерт Самарского комитета в пользу голодающих. Новая симфония г. Корсакова и его капельмейстерский дебют, там же, 1874, 22 февр.; его же, «Майская ночь», волшебно-комическая опера г. Римского-Корсакова. Погрешности против декламации, «Голос», 1880, 19 ноября; его же, Общедоступный Русский симфонический концерт (фп. концерт Р.-К.), «Музыкальное обозрение», 1885, 5 дек.; его же, Второй Русский симфонический концерт («Испанское каприччио»), «Гражданин», 1887, 11 ноября; его же, Последний Русский симфонический концерт (о Фантазии для скрипки с оркестром), там же, 1887, 16 дек.; его же, Русские симфонические концерты («Шехеразада»), «Музыкальное обозрение», 1888, 27 окт.; его же, Третий Русский симфонический концерт (увертюра «Светлый праздник»), там же, 1888, 8 дек.; его же, «Садко», опера-былина Римского-Корсакова, «Новости и Биржевая газета», 1898, 6 марта; его же, «Снегурочка», весенняя сказка Римского-Корсакова, там же, 1898, 19 марта; его же, Московская частная русская опера. «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина и Н. А. Римского-Корсакова, там же, 1899, 12 марта; его же, Московская частная русская опера, «Боярыня Вера Шелога» Римского-Корсакова, там же, 1899, 24 марта; см. также в кн.: Кюи Ц. A., Избранные статьи, Л., 1952; А. С. (Серов А. Н.), Хроника. 2-й и 3-й концерты Русского музыкального общества («Сербская фантазия»), «Музыка и театр», 1867, No 14; его же, 7-й концерт Р. М. О. («Садко»), там же, 1867, No 15; его же,… Le Tableau symphonique de m. Rimsky-Korsakow…, «Journal de St.-Petersbourg», 1869, 12 decembre; см. также в кн.: Серов A. H., Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895; его же Избранные статьи, т. 2, М., 1957; Чайковский П. И., По поводу «Сербской фантазии» г. Римского-Корсакова, «Современная летопись», 1868, 10 марта; его же, 5-е симфоническое собрание (3-я симфония), «Русские ведомости», 1875, 3 янв.; см. также в кн.: Чайковский П. И., Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898, Музыкально-критические статьи, М., 1953; Ларош Г. A., Обзор концертов Русского музыкального общества, «Современная летопись», 1869, 26 янв.; его же, Концерты Русского музыкального общества, 7-й, 8-й и 9-й, там же, 1869, 9 марта; его же, Музыкальные очерки… О программной музыке вообще и «Антаре» г. Римского-Корсакова в особенности…, «Голос», 1871, 29 дек.; его же, Музыкальные очерки. «Псковитянка», опера Н. А. Римского-Корсакова…, там же, 1873, 10 янв.; его же, Музыкальные письма из Петербурга. Русская опера в первой половине сезона 1872–1873 года («Псковитянка»), «Моск. ведомости», 1873, 29 янв., l февр.; его же, Музыкальные очерки… Квартетные собрания музыкального общества и новое произведение г. Римского-Корсакова…, «Голос», 1875, 13 ноября; его же, Два первые концерта «бесплатной школы» («Майская ночь»), там же, 1879, 3 февр.; его же, Новая опера Н. А. Римского-Корсакова («Ночь перед Рождеством»), «Новости и Биржевая газета», 1895, 10 (22) дек.; см. также в кн.: Ларош Г. A., Избранные статьи, вып. 3, Л., 1976; Ъ (Бородин А. П.), Концерт Бесплатной музыкальной школы. Концерты Русского музыкального общества (7-й и 8-й) («Антар»), «СПб. ведомости», 1869, 20 марта, то же, в его кн.: Музыкально-критические статьи, М.-Л., 1951; Фаминцын А. С., Новые русские романсы, «Музыкальный сезон», 1870, 5 февр.; Ростислав (Толстой P. M.), Петербургские письма. «Антар», две симфонии г. Римского-Корсакова, «Московские ведомости», 1876, 18 янв.; Стасов В. В., Наша музыка за последние 25 лет, «Вестник Европы», 1883, No 10, то же, в его сб.: Статьи о музыке, вып. 3, М., 1977; его же, Н. А. Римский-Корсаков. Биография, «Северный вестник», 1890, No 12; его же, Николай Андреевич Римский-Корсаков. (К 25-летнему юбилею), СПБ, 1890; его же Дирижерская палочка Римского-Корсакова, «Новости и Биржевая газета», 1896,1 дек.; его же, Русское музыкальное общество и Римский-Корсаков, там же, 1905, 25 марта; см. также в его кн.: Стасов В. В., Собр. соч., т. 4, СПБ, 1906; его же, Статьи о Римском-Корсакове, М., 1953; Кругликов С. Н., «Снегурочка», опера Н. Римского-Корсакова, «Музыкальное обозрение», 1885, No 8, 10; его же, Два русских концерта на Парижской выставке, «Артист», 1889, кн. 1; его же, Н. А. Римский-Корсаков, там же, 1890, кн. 10; его же, «Псковитянка», «Новости дня», 1901, 22 окт. (4 ноября); Серова В. С., «Млада», опера г. Римского-Корсакова, «Артист», 1893, кн. l (No 26); Ястребцев В. В., Несколько слов о 2-й и 3-й редакциях «Псковитянки» и о народных темах, взятых Римским-Корсаковым в эту оперу, «РМГ», 1895, No 5–6; его же Материалы к биографии Н. А. Римского-Корсакова, там же, 1908, No 39–40; его же, О цветном звукосозерцании Н. А. Римского-Корсакова, там же; его же, Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк его жизни и деятельности. Полный список сочинений, М., 1908; его же, Мои воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, вып. 1, П., 1917; его же, Римский-Корсаков о Вагнере. (По личным воспоминаниям), «СМ», 1933, No 5; его же, Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания, под ред. А. В. Оссовского, т. 1–2, Л., 1959–60; Энгель Ю. Д., По поводу увольнения Н. А. Римского-Корсакова, «Русские ведомости», 1905, No 81, 85, 88, 89, 91, 93, 95; его же, «Псковитянка» (и «Вера Шелога»)…, «Золотой петушок», в сб.: В опере, М., 1911; его же, Глазами современника. Избранные статьи о русской музыке. 1898–1918, М., 1971; Кашкин Н. Д., H. A. Римский-Корсаков, «Московский еженедельник», 1908, No 37; Липаев И. В., Н. А. Римский-Корсаков. Очерк музыкальной деятельности, «Музыкальный труженик», 1908, No 1, 4, 10, 12/13, 16/17; его же, Римский-Корсаков как военный капельмейстер, там же, 1910, No 7; Hик. Ф. (Финдейзен H. P.), H. А. Римский-Корсаков, Биографическая хроника, «РМГ», 1908, No 39–40; его же, Н. А. Римский-Корсаков. Очерк его музыкальной деятельности, СПБ-М., 1908; его же, Редакция Римского-Корсакова «Хованщины» Мусоргского, «РМГ», 1911, No 10; К кончине Н. А. Римского-Корсакова, там же, 1908, No 26–27; Оссовский А. В., Художественное наследство Н. А. Римского-Корсакова, «Музыкальный труженик», 1908, No 21; его же, H. A. Римский-Корсаков, П., 1922; его же, Н. А. Римский-Корсаков и русская культура, в сб.: Советская музыка, сб.: 3, М., 1945; его же, Н. А. Римский-Корсаков, в его кн.: Воспоминания. Исследования, Л., 1968; Каратыгин В. Г., «Золотой петушок». (Последняя опера Римского-Корсакова), «Библиотека театра и искусства», 1908, т. 9; его же, Н. А. Римский-Корсаков, «ЕИТ», 1909, вып. 1; его же, Памяти Н. А. Римского-Корсакова (к 10-летию со дня смерти), «Наш век», 1918, 8 июня; см. также в кн.: Каратыгин В. Г., Избранные статьи, М.-Л., 1965; Карасев П. A., Беседы с Н. А. Римским-Корсаковым, «РМГ», 1908, No 49; Сокoлов Н., Воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, там же, 1908, No 39–43, то же, СПБ, 1909; Фортунато С., Воспоминания о встречах с Н. А. Римским-Корсаковым, «РМГ», 1909, No 22–23; Глазунов А. К., Воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, «Музыкальный труженик», 1909, No 10/11, то же, «СМ», 1954, No 9; Прокофьев Г. П., «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «РМГ», 1909, No 40–41; Mаслов A., Русская народная песня в произведениях Римского-Корсакова, «Музыка и жизнь», 1909, No 6; Бронский П., Н. А. Римский-Корсаков. Биографический очерк…, СПБ, 1911; Прохоров Я. В., Элементы народности в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, «РМГ», 1913, No 26–27, 46–52; Шестакова Л. И., Воспоминания о М. А. Балакиреве и Н. А. Римском-Корсакове, там же, 1913, No 51–52; Гнесин M. P., Музыкально-научные труды Римского-Корсакова, «Музыка», 1913, No 133; его же, Н. А. Римский-Корсаков в общении со своими учeниkaми, «Музыка и революция», 1928, No 7–8; его же, Музыкально-педагогические воззрения Римского-Корсакова, «СМ», 1934, No 10; его же, Н. А. Римский-Корсаков — педагог и человек (из личных воспоминаний), в сб.: Советская музыка, сб.: 3, М., 1945; его же, Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, М., 1956; Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Мысли и размышления по поводу постановки «Сказки о царе Салтане» в Мариинском театре, «Музыка», 1915, No 214; его же, Римский-Корсаков. «Царская невеста», там же, 1916, No 246; его же, «Снегурочка» Римского-Корсакова в Большом театре, там же, 1916, No 251; его же, Римский-Корсаков. «Золотой петушок» — небылица в лицах, «Музыкальный современник», Хроника, 1916, No 5–6; его же, H. A. Римский-Корсаков в воспоминаниях В. В. Ястребцева, в кн.: «Мелос», кн. 2, П., 1918; его же, Римский-Корсаков, «Сказка о царе Салтане…», П., 1921; его же, «Сказание о невидимом граде Китеже» (Письма о русской опере и балете), Еженедельник Петроградских Гос. Акад. театров, 1922, No 10, 12; eго же, Симфонические этюды, П., 1922, Л., 1970; его же, Н. А. Римский-Корсаков. Опыт характеристики, П., 1922; его же, Н. А. Римский-Корсаков (К 20-летию со дня кончины), «Музыка и революция», 1928, No 5–6: его же, Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930, Русская музыка. XIX и начала XX века, Л., 1968; его же, Николай Андреевич Римский-Корсаков. (1844–1944), М.-Л., 1944; его же, Николай Андреевич Римский-Корсаков. (К столетию со дня рождения), «Вестник АН СССР», 1944, No 6; его же, Музыка Римского-Корсакова в аспекте народно-поэтической славянской культуры и мифологии, «СМ», 1946, No 7; его же, О русской природе и русской музыке, там же, 1948, No 5; его же, О чужих странах и людях, там же, 1953, No 12; его же, Народно-патриотические идеи в русской музыке, там же, 1954, No l; его же, Встречи и раздумья, там же, 1954, No 8, 11, 1955, No 1; см. также в кн.: Асафьев Б. В., Избранные статьи о русской музыке, вып. 1–2, М., 1952; его же, Избранные труды, т. 3–4, М., 1954–55; его же, Об опере, Л., 1976; Кузнецов К., Римский-Корсаков. Этюд о музыке, Од., 1919; Римский-Корсаков А. (Н.), Тихвинский затворник, его предки и семья. Детские и юношеские годы Н. А. Римского-Корсакова, в кн.: Музыкальная летопись, статьи и материалы. Под ред. А. Н. Римского-Корсакова, П., 1922; его же, Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, вып. 1–5, М., 1933–46; его же, Роль учебы и самокритики в творческой деятельности Н. А. Римского-Корсакова, «СМ», 1934, No 10; Лапшин И. И., Художественное творчество, сб.: статей, П., 1922; его же, Два очерка (Философские мотивы в творчестве Р.-К.; Музыкальная лирика Р.-К.), П., 1922; Грачёв П. В., Лейтмотив в операх Римского-Корсакова, в кн.: De musica, вып. 3, Л., 1927; Pушанов В. A., H. А. Римский-Корсаков (1844–1908), Л., 1928; Mаггит С. Д., Стилистические особенности романсов Н. А. Римского-Корсакова, в сб.: Русский романс, Опыт интонационного анализа, под ред. Б. В. Асафьева, М.-Л., 1930; Дроздов А. Н., Николай Андреевич Римский-Корсаков. (Жизнеописание и музыкальная характеристика), М., 1929; Вайнкоп Ю. Я., Н. А. Римский-Корсаков. Краткий очерк жизни и творчества. К 25-летию со дня смерти, Л., 1933; Луначарский А. В., Н. А. Римский-Корсаков. (К 25-летию со дня смерти), «СМ», 1933, No 4; Савелова З., Ливанова Т. Н., Указатель литературы о Н. А. Римском-Корсакове (на русском языке), «СМ», 1933, No 3; Цуккерман В. A., H. А. Римский-Корсаков. Краткий очерк жизни и творчества. (К 25-летию со дня смерти), М., 1933; его же, Римский-Корсаков и народная песня, «СМ», 1938, No 10–11; его же, О некоторых чертах стиля Римского-Корсакова, там же, 1958, No 6, 10; его же, Музыкально-теоретические очерки и этюды, вып. 2 — О музыкальной речи Н. А. Римского-Корсакова, М., 1975; Яковлев В. В., Пушкин и русский оперный театр, «СМ», 1937, No 6; его же, Н. А. Римский-Корсаков и оперный театр С. И. Мамонтова, в сб.: Театральный альманах, кн. 2 (4), М., 1946; его же, Пушкин и музыка, М.-Л., 1949, М., 1957; Гусин И. Л., Н. А. Римский-Корсаков. 1844–1908, Л., 1938; Данилевич Л. В., «Золотой петушок», М., 1938; его же, Последние оперы Н. А. Римского-Корсакова, М., 1961; Должанский А., Н. А. Римский-Корсаков (1844–1908), Архангельск, 1938; Протопопов В. В., О музыкальном языке «Золотого петушка», «СМ», 1938, No 6; его же, Некоторые особенности оперной формы Римского-Корсакова, Советская музыка, сб.: 3, М., 1945; его же, Об учебнике гармонии Римского-Корсакова, «СМ», 1958, No 6;Големба A., H. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. (Беседы по истории музыки), М., 1940; Соловцов А. A., H. А. Римский-Корсаков, M., 1948, 1958; его же, Симфонические произведения Римского-Корсакова, М., 1953; его же, Жизнь и творчество H. А. Римского-Корсакова, M., 1964, 4969; Золотаpeв В. A., Николай Андреевич Римский-Корсаков в Певческой капелле (из воспоминаний ученика), «СМ», 1948, No 9; Rимская-Корсакова H. H., H. А. Римский-Корсаков и Скрябин, «СМ», 1950, No 5; Гозенпуд A. A., H. А. Римский-Корсаков (по неопубликованным документам), там же, 1950, No 2; его же, Из наблюдений над творческим процессом Римского-Корсакова. I. Записные книжки композитора. II. Римский-Корсаков в работе над оперным либретто, в кн.: Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 1, М., 1953; его же, Н. А. Римский-Корсаков, Л., 1955; его же, Неосуществленный оперный замысел, в кн.: Римский-Корсаков, Исследования. Материалы. Письма, т. 2, М., 1954; его же, Н. А. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества, М., 1957; его же, Русский оперный театр XIX века, т. 3, 1873–1889, Л., 1973; его же, Русский оперный театр на рубеже XIX и XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890–1904, Л., 1974; его же, Русский оперный театр между двух революций. 1905–1917, Л., 1975; Янковский М. О., Римский-Корсаков и революция 1905 года, М.-Л., 1950; его же, Стасов и Римский-Корсаков, в кн.: Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 1, М., 1953; Н. А. Римский-Корсаков. Сборник документов, под ред. В. А. Киселева, М.-Л., 1951; Друскин М. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия русской оперной классики, М., 1952; его же, Очерки по драматургии оперы XX века, кн. 1, М., 1971; Кабалевский Д. Б., Римский-Корсаков и модернизм, «СМ», 1953, No 6–8; Берков В. О., Учебник гармонии Римского-Корсакова, М., 1953; Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 1–2, М., 1953–54; Кандинский А. И., О музыкальных характеристиках в творчестве Римского-Корсакова 90-х годов, в кн.: Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 1, М., 1953; его же, Римский-Корсаков, в кн.: Музыка XX века. Очерки, М., 1977; Pерман В. Э., «Черевички» («Кузнец Вакула») П. И. Чайковского и «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова. (Опыт сравнения оперной драматургии и музыкального стиля), в кн.: Вопросы музыкознания, вып. 1, М., 1954; его же, Оперные воззрения Римского-Корсакова, в его кн.: Оперный театр, Статьи и исследования, М., 1961; Римский-Корсаков В. Н., Природа в творчестве Римского-Корсакова, «МЖ», 1969, No 5; Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX в., М., 1956; Тютьманов И., Некоторые особенности ладогармонического стиля Римского-Корсакова, в сб.: Научно-методические записки Саратовской консерватории, Саратов, 1957; Н. А. Римский-Корсаков, 1844–1908: К 50-летию со дня смерти, «СМ», 1958, No 6 (номер посв. Р.-К.); Mалько H. A., Воспоминания о Римском-Корсакове, там же, 1958, No 8; Киселев В. A., Автографы Н. А. Римского-Корсакова в фондах ГЦММК им. М. И. Глинки. Каталог-справочник, М., 1958; Степанцевич К. И., О некоторых жанрах русских народных песен в оперном творчестве Римского-Корсакова и их роли в музыкальной драматургии, в сб.: Научно-методические записки Белорусской консерватории, вып. 1, Минск, 1958; Федоровцев С., О творческих связях Римского-Корсакова с Глинкой, в кн.: Памяти Глинки. Исследования и материалы, М., 1958; его же, Некоторые вопросы содержания и формы в эстетике Н. А. Римского-Корсакова, в кн.: Эстетические очерки, сост. В. К. Скатерщиков и С. X. Раппопорт, М., 1963; Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование. Статьи и материалы, под ред. С. Л. Гинзбурга, Л., 1959; Гейлиг M. P., Некоторые особенности крупной формы в сказочных операх Н. А. Римского-Корсакова, в сб.: Научно-методические записки Саратовской консерватории, Саратов, 1959; Pузей Н. М., Заметки о гармонии Н. А. Римского-Корсакова, в сб.: Научно-методические записки Уральской консерватории, вып. 2, Свердловск, 1959; Кремлев Ю. A., Эстетика природы в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, М., 1962; (Петров H. A.), Государственный дом-музей Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине Ленинградской области. Краткий очерк-путеводитель, Л., 1964; его же, Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова. Тихвин, Л., 1969; Кунин И. Ф., Римский-Корсаков, М., 1964 (Жизнь замечательных людей); его же, Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критических отзывах, М., 1974; Быстровa M., H. А. Римский-Корсаков. 1844–1908. Указатель литературы, Л., 1968; Цендровский В. М., Увертюры и вступления к операм Римского-Корсакова, в сб.: Вопросы теории музыки, ред.-сост. С. С. Скребков, М., 1968; 125 лет со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова, «СМ», 1969, No 3 (номер посв. Р.-К.); Орлова A. A.,Римский-Корсаков В. Н., Страницы жизни H. А. Римского-Корсакова. Летопись жизни и творчества, вып. 1–4, Л., 1969–73; Бакулин В., Лейтмотивная и интонационная драматургия в опере Римского-Корсакова «Царская невеста», в сб.: Вопросы оперной драматургии, сост., ред. и предисл. Ю. Н. Тюлина, М., 1975; Eвсеев С. В., Римский-Корсаков и русская народная песня, М., 1970; Гуревич В., Оркестровая драматургия «Хованщины» в редакции Римского-Корсакова, в сб.: Вопросы оперной драматургии, М., 1975; Оперы Римского-Корсакова. Путеводитель, М., 1976; Gilse der Pals N. van, N. A. Rimsky-Korsakow, Lpz., 1914; его же, N. A. Rimsky-Korsakow. Opernschaffen nebst Skizze uber Leben und Wirken, P.-Lpz. 1929; Markevitch I. Rimsky-Korsakov, P., 1934; Abraham G. H., On Russian music, N. Y., 1939; его же, Rimsky-Korsakov. A short biography, L., 1945; Burian К. v. , N. A. Rimskij-Korsakov, Praha, 1949; Stromenger К., Mikolaj Rimski-Korsakow, Wroclaw, 1950, Hofmann R. M., Rimski-Korsakov, sa vie, son oeuvre, P., 1958, Feuer M., Rimszkij-Korszakov, Bdpst, 1966.

О. Б. Степанов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама