Список сочинений Клода Дебюсси, даты и литература

Биография Дебюсси

Оперы:

• Родриг и Химена (1891-92, не окончена)
Пеллеас и Мелизанда (лирическая драма по М. Метерлинку, 1893-1902, пост. 1902, т-р «Опера комик», Париж)

Балеты:

• Игры (Jeux, либр. В. Нижинского, 1912, пост. 1913, т-р Елисейских полей, Париж)
• Камма (Khamma, 1912, фп. клавир; оркестровка Ш. Кёклена, конц. исп. 1924, Париж)
• Ящик с игрушками (La boîte à joujoux, детский балет, 1913, перелож. для 2 фп., оркестровка А. Капле, ок. 1923)

Для солистов, хора и оркестра:

• Даниэль (кантата, 1880-84)
• Весна (Printemps, 1882)
• Призыв (Invocation, 1883; сохранилась фп. и вок. партии)
• Блудный сын (L’enfant prodigue, лирич. сцена, 1884)
• Диана в лесу (кантата, по героической комедии Т. де Банвиля,1884-1886, не оконч.)
• Дева-избранница (La damoiselle élue, лирич. поэма, на сюжет поэмы англ. поэта Д. Г. Россетти, франц. пер. Г. Сарразена, 1887-88)
• Ода Франции (Ode à la France, кантата, 1916-17, не оконч., после смерти Дебюсси эскизы закончены и напечатаны М. Ф. Гайаром)

Для оркестра:

• Триумф Вакха (дивертисмент, 1882)
• Интермеццо (1882)
Весна (Printemps, симфоническая сюита в 2 ч., 1887; заново оркестрована по указаниям Дебюсси франц. комп. и дирижёром А. Бюссе, 1907)
Прелюдия к Послеполуденному отдыху фавна (Prélude à l’après-midi d’un faune, по одноим. эклоге С. Малларме, 1892-94)
Ноктюрны: Облака, Празднества, Сирены (Nocturnes: Nuages, Fêtes; Sirènes, с жен. хором; 1897-99)
Море (La mer, 3 симфонических эскиза, 1903-05)
Образы: Жиги (оркестровка закончена Капле), Иберия, Весенние хороводы (Images: Gigues, Ibéria, Rondes de printemps, 1906-12)

Для инструмента с оркестром:

• Сюита для виолончели (Интермеццо, ок. 1880-84)
Фантазия для фортепиано (1889-90)
• Рапсодия для саксофона (1903-05, не оконч., завершена Ж. Ж. Роже-Дюкасом, опубл. 1919)
• Танцы (для арфы в сопровождении струнного оркестра, 1904)
Первая рапсодия для кларнета (1909-10, первонач. для кларнета и фп.)

Камерно-инструментальные ансамбли:

• Фортепианное трио (G-dur, 1880)
Струнный квартет (g-moll, op. 10, 1893)
Соната для флейты, альта и арфы (1915)
Соната для виолончели и фортепиано (d-moll, 1915)
Соната для скрипки и фортепиано (g-moll, 1916)

Для фортепиано:

• Цыганский танец (Danse bohémienne, 1880)
Две арабески (1888)
Бергамасская сюита (1890-1905)
6 пьес — 1890:
      Грёза (Rêverie)
      Баллада (Ballade slave)
      Танец (Штирийская тарантелла)
      Романтический вальс
      Ноктюрн
      Мазурка
Сюита для фортепиано (1901)
Эстампы (1903)
Остров радости (L’isle joyeuse, 1904)
Маски (Masques, 1904)
Образы (Images, 1-я серия, 1905; 2-я серия, 1907)
Детский уголок (Children’s corner, сюита для фортепиано, 1906-08)
Двадцать четыре прелюдии (1-я тетрадь, 1910; 2-я тетрадь, 1910-13)
• Героическая колыбельная (Berceuse héroïque, 1914; оркестровая редакция, 1914)
Двенадцать этюдов (1915) и др.

Для фортепиано в 4 руки:
• Дивертисмент и Andante cantabile (ок. 1880)
• симфония (h-moll, 1 ч., 1880, найдена и опубл. в Москве, 1933)
Маленькая сюита (1889)
Шотландский марш на народную тему (Marche écossaise sur un thème populaire, 1891, также перелож. для симф. орк. Дебюсси)
Шесть античных эпиграфов (Six épigraphes antiques, 1914) и др.

Для двух фортепиано:
• Линдараха (Lindaraja, 1901)
По белым и чёрным (En blanc et noir, сюита из 3 пьес, 1915)

Для флейты:

Флейта Пана (Syrinx, 1912)

Для голоса с фортепиано:

• Песни и романсы (сл. Т. де Банвиля, П. Бурже, А. Мюссе, М. Бушора, ок. 1876)
• Три романса (сл. Л. де Лиля, 1880-84)
• Пять стихотворений Бодлера (1887-89)
• Забытые ариетты (Ariettes oubliées, сл. П. Верлена, 1886-88)
• Два романса (сл. Бурже, 1891)
• Три мелодии (сл. Верлена, 1891)
• Лирические прозы (Proses lyriques, сл. Д., 1892-93)
• Песни Билитис (Chansons de Bilitis, сл. П. Луиса, 1897)
• Три песни Франции (Trois chansons de France, сл. Ш. Орлеанского и Т. Эрмита, 1904)
• Три баллады на сл. Ф. Вийона (1910)
• Три стихотворения С. Малларме (1913)
• Рождество детей, не имеющих больше крова (Noël des enfants qui n'ont plus de maison, сл. Дебюсси, 1915) и др.

Для хора a cappella:

• Три песни Шарля Орлеанского (1898-1908)

Музыка к спектаклям драматического театра:

• Король Лир (эскизы и наброски, 1897-99)
• Мученичество святого Себастьяна (музыка к одноименной оратории-мистерии Г. Д’Аннунцио, 1911)

Транскрипции — произведений К. В. Глюка, Р. Шумана, К. Сен-Санса, Р. Вагнера, Э. Сати, П. И. Чайковского (3 танца из балета «Лебединое озеро») и др.

Основные даты жизни и деятельности:

• 1862 — 22 VIII. В Сен-Жермен-ан-Ле (около Парижа) в семье небогатого совладельца лавки фаянсовых изделий Манюэля Ашиля Дебюсси родился сын — Клод Ашиль.
• 1887 — Переезд семьи Дебюсси в Париж.
• 1870 — Занятия с А. Моте де Флёрвиль (фп.).
• 1872 — 22 X. Поступление в Парижскую консерваторию. — Занятия в классах А. Ф. Мармонтеля (фп.), А. Лавиньяка (сольфеджио).
• 1876 — 1 -я пр. по сольфеджио. — 16 I. Первое публичное выступление в концерте в г. Шони (как пианиста в ансамбле и аккомпаниатора певицы Л. Мендес). Восторженные отзывы провинц. прессы (Дебюсси называют «маленьким Моцартом»).
• 1877 — 2-я пр. по классу фп. — 24 XI. Занятия в классе Э. Дюрана (гармония и аккомпанемент). — Первые композиторские опыты.
• 1878 — Создание романса «Звёздная ночь» на сл. Т. де Банвиля (первая рукопись Дебюсси, приобретённая издателем).
• 1879 — Дебюсси (по рекомендации Мармонтеля) проводит лето в замке Шенонсо (близ г. Тур) в качестве пианиста и участника домашних ансамблей в семье любительницы музыки М. Пелуз-Уильсон. — X. Поступление в класс О. Базиля (чтение партитур).
• 1880 — 1-й приз по чтению партитур, давший Дебюсси право поступить в класс композиции. — VII X. Служба у рус. меценатки H. P. фон Мекк в качестве пианиста (занятия с детьми, впоследствии также участие в домашнем трио). — Путешествие с семейством Мекк по Европе. — Знакомство с Р. Вагнером. — Возвращение в Париж, работа пианистом-аккомпаниатором на курсах пения г-жи Маро-Сенти. — Знакомство с певицей М. Б. Ванье и её мужем — архитектором Э. Ванье, сыгравшими важную роль в творч. развитии композитора. — 24 XII. Поступление в класс композиции Э. Гиро.
• 1881 — Поездка в Россию и Италию (с семьёй Мекк). — Знакомство с произв. рус. композиторов (А. П. Бородина, М. П. Мусоргского и др.).
• 1882 — 12 V. Первое публичное исп. произв. Дебюсси в концерте (выступление Дебюсси со скрипачом М. Тиберсом и певицей Ванье). — Вторая поездка (с Мекк) в Россию, затем в Вену (Дебюсси слушает оперу «Тристан и Изольда»). — Создание первой серии романсов «Галантные празднества» (посв. М. Б. Ванье). — Знакомство с поэзией П. Верлена, С. Малларме.
• 1883 — 2-я Рим. пр. за кантату «Гладиатор».
• 1884 — 27 VI. Рим. пр. за кантату «Блудный сын». — Работа в хор. любит. об-ве «Ла Конкордия» в качестве аккомпаниатора (президентом об-ва был в то время Ш. Гуно).
• 1885 — 27 I. Отъезд в Рим (в качестве стипендиата) на виллу Медичи. — Поездка на каникулы в Париж. — VII. Знакомство с П. Дюка. — Знакомство в Италии с Р. Леонкавалло, А. Бойто, Дж. Верди. — Встреча с Ф. Листом. — Изучение музыки Палестрины и О. ди Лассо.
• 1887 — II. Возвращение (досрочное) из Рима в Париж. — Сближение с кружком С. Малларме. — Встреча в Вене с И. Брамсом.
• 1888 — Поездка Дебюсси в Байрёйт, на представление опер «Парсифаль» и «Мейстерзингеры» Вагнера. — Встреча и начало долголетней дружбы с Р. Годе.
• 1889 — 8 I. Вступление в чл. Нац. муз. об-ва. — Знакомство и сближение с комп. Э. Шоссоном и В. д’Энди. — Вторая поездка в Байрёйт (слушает оперу «Тристан и Изольда»). Разочарование в музыке Вагнера: Дебюсси считает, что он, как француз, должен идти иными, чем Вагнер, путями. — Изучение клавира (в ориг. ред.) оперы «Борис Годунов» Мусоргского. — Большой интерес к рус. классич. музыке (слушает концерты под упр. Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова).
• 1890 — Встречи с видными поэтами и прозаиками того времени (посещение «Книжной лавки независимых искусств» Э. Байи).
• 1891 — Начало дружбы с комп. Э. Сати, продолжавшейся до смерти Дебюсси — Знакомство с творчеством М. Метерлинка.
• 1892 — Замысел оперы на сюжет драмы Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда».
• 1893 — Поездка в Гент, вызванная необходимостью свидания с Метерлинком в связи с работой над оперой «Пеллеас и Мелизанда». — Встреча в Брюсселе с Э. Изаи. — Начало близкой дружбы с писателем П. Луисом.
• 1894 — 20 I. Исп. Дебюсси (вместе с Р. Шансарелем) фп. перелож. «Испанского каприччио» Римского-Корсакова в концерте Нац. муз. об-ва. — 23 XII. Первое исп. в концерте Нац. муз. об-ва «Прелюдии к «Послеполудню фавна» в присутствии Малларме (большой успех).
• 1896 — Посещение концертов-лекций П. Д’Альгейма и М. Олениной-Д’Альгейм, посв. творчеству Мусоргского.
• 1899 — 19 X. Женитьба на Р. Тексье.
• 1901 — IV-XII. Работа над критич. статьями для журн. «Revue Blanche». — Знакомство с писателем П. Ж. Туле. — Замысел оперы о Тристане («чтобы восстановить легендарный характер Тристана, столь искажённый Вагнером»).
• 1902 — Ухудшение отношений с Метерлинком из-за отказа Дебюсси поручить роль Мелизанды артистке Ж. Леблан (жене писателя). — 30 IV. Премьера оперы «Пеллеас и Мелизанда» в т-ре «Опера комик» (дирижёр — А. Мессаже, Мелизанда — П. Гарден, Пеллеас — Ж. Перье). — VI. Замысел оперы на тему новеллы Э. По «Чёрт на колокольне». — Замысел оперы «Как вам это понравится» (по Шекспиру).
• 1903 — III. Награждение орденом Почётного легиона. — I-VI. Сотрудничество в парижской газ. «Gil Blas» в качестве муз. корреспондента.
• 1905 — 2 VIII. Развод с Р. Тексье.
• 1906 — 25 III. Встреча с Р. Штраусом. — Знакомство с писателем В. Сегаленом.
• 1907 — VIII. Замысел оперы на тему «Орфея» (предложение Сегалену написать либр.).
• 1908 — 19 I. Первое выступление Дебюсси как дирижёра (исп. «Море») в концерте Колонна в Париже. — 20 II. Женитьба на Э. Бардак. — 1 II. Поездка в Лондон (Дебюсси исп. свои произв. «Море», «Прелюдия к «Послеполудню фавна», «Дева-избранница»). — 2 IV. Премьера оперы «Пеллеас и Мелизанда» в т-ре «Ла Скала» (под упр. А. Тосканини). — 5 VII. Подписание Д. контракта с Дж. Гатти-Казацца, предоставляющего нью-йоркскому т-ру «Метрополитен-опера» право постановки задуманных опер: «Падение дома Эшеров», «Чёрт на колокольне», «Легенда о Тристане».
• 1909 — II. Назначение Дебюсси чл. Высшего педагогич. совета Парижской консерватории. — Первые признаки заболевания раком. — Выступления в концертах: 25 II — в Лондоне (исп. «Ноктюрнов» и «Фавна»), III — в Париже. — V. Поездка в Лондон на премьеру оперы «Пеллеас и Мелизанда» в т-ре «Ковент-Гарден». — IX. Издание в Париже первой монографии о Дебюсси (написана Л. Лалуа). — Работа над оперой «Падение дома Эшеров».
• 1910 — 2 III. Первое исп. «Весенних хороводов» под упр. Дебюсси — 17 IV. Встреча с Г. Малером. — 25 VI. Присутствие на премьере «Жар-Птицы» Стравинского. Встреча с И. Стравинским в Бельвью. — 25 XI. Начало переписки между Дебюсси и Г. Д’Аннунцио. — 10 XII. Встреча в Париже с Д’Аннунцио (Дебюсси соглашается написать музыку к его мистерии «Мученичество св. Себастьяна»).
• 1911 — I — нач. V. Работа над музыкой к мистерии Д’Аннунцио. — 25 и 29 III. Выступления Дебюсси как дирижёра и пианиста в Париже. — 22 V. Премьера «Мученичества св. Себастьяна» в парижском т-ре «Шатле» (Ида Рубинштейн — в роли Себастьяна, декорации Л. Бакста). — Встречи с Р. Штраусом и Э. Элгаром. — Отказ Дебюсси от поездки в США.
• 1912 — 5 и 12 III. Конц. выступления Дебюсси (в качестве пианиста и аккомпаниатора) в Париже. — 29 V. Премьера балета В. Нижинского на музыку «Прелюдии к «Послеполудню фавна» (труппа С. П. Дягилева, т-р «Шатле», Париж). — XI. Сотрудничество в «La Revue Musicale» в качестве муз. критика.
• 1913 — 15 V. Премьера балета «Игры» (труппа С. Дягилева, т-р Елисейских полей, Париж). — 1-16 XII. Конц. поездка в Россию по приглашению С. А. Кусевицкого (выступления в Москве и Петербурге).
• 1914 — 5 II. Концерт Дебюсси и скрипача А. Гартмана в Париже (сонатный вечер). — II-III. Конц. выступления в Риме, Гааге, Париже (в качестве пианиста). — IV-IX. Поездка в Брюссель, Лондон, Анже. — XI. Сочинение «Героической колыбельной» для фп., посв. бельг. королю Альберту I и его солдатам, как отклик Дебюсси на события 1-й мировой войны.
• 1915 — I-III. Редактирование (по заказу изд-ва Дюрана) произв. Ф. Шопена. — Завершение 2 тетрадей этюдов, посв. «памяти Ф. Шопена», и сюиты для 2 фп. «Белым и чёрным» с эпиграфом из «Баллады о врагах Франции» Ф. Вийона. — Ухудшение состояния здоровья. — 7 XII. Операция.
• 1916 — IV. Отказ от проектировавшейся поездки в США. — Редактирование скрипичной сонаты И. С. Баха. — IX. Окончание второго варианта либр. оперы «Падение дома Эшеров». — Работа над кантатой «Ода Франции» (на текст Лалуа), где символом Франции должна быть Жанна д’Арк.
• 1917 — 22 III и 25 IV. Участие Дебюсси (вместе с д’Энди) в двух благотворит. концертах в Париже. — 5 V. Исп. Дебюсси со скрипачом Г. Пуле в Париже скрипичной сонаты (последнее произв. Д.). — 7 X. Последнее публичное выступление Дебюсси (в Сен-Жан-де-Люз; исп. с Пуле скрипичной сонаты). — Вторая операция.
• 1918 — 25 III. Смерть Дебюсси в Париже. — 29 III. Похороны на кладбище Пер-Лашез.
• 1919 — Перенос праха Дебюсси на кладбище Пасси.

Литературные сочинения:

Monsieur Croche — antidillettante, P., 1921; Статьи, рецензии, беседы, пер. с франц., коммент. А. Бушен, вступ. ст. Ю. Кремлёва, М.-Л., 1964; Mousieur Croche et autres ecrits. Edition complet de son oeuvres critique. P., 1971; и др.

Письма:

Correspondance inedite de Claude Debussy et Ernest Chausson, «RM», 1925, 1 decembre, Numero special; Lettres de Claude Debussy, а son editeur publiees par J. Durand, P., 1927; Correspondance de Claude Debussy et P.-J. Toulet, P., 1929; Lettres de Claude Debussy, а A. Messager (L’Enfance de Pelleas), P., 1938; Lettres, а deux amis. Soixante-dix-huit lettres inedites, а R. Godet et, а G. Jean-Aubry, P., 1942; Correspondance de Claude Debussy et Pierre Louis (1893–1904). Recueillie et annotee par H. Borgeaud avec une introduction de G. Jean-Aubry, P., 1945; Claude Debussy et G. D’Annunzio. Correspondance inedite, presentee par G. Tosi, P., 1948; Lettres inedites, а A. Caplet (1908–1914). Recueillies et presentees par E. Lockspeiser. Avant-propos d’A. Schaeffner, Monaco, 1957; Lettres de Claude Debussy, а sa femme Emma. Presentees par Pasteur Vallery Radot, P., 1957; Debussy et Edgar Poe. Manuscrits et documents inedits recueillis et presentees par E. Lockspeiser. Preface d’A. Schaeffner, Monaco, 1961; Segalen et Debussy. Textes recueillis et presentees par A. Joly-Segalen et A. Schaeffner, Monaco, 1962.

Литература:

Шенневьер Д., Клод Дебюсси и его творчество, пер. с франц., М., 1914; Браудо Е., Творчество Клода Дебюсси, «Аполлон», 1915, No 10; Каратыгин В., Музыкант-импрессионист, «Речь», 1915, 21 окт., No 290; его же, Клод Дебюсси, «Наш век», 1918, 30 марта, No 90; см. также: Каратыгин В. Г., Избр. статьи, М.-Л., 1965; Кремлёв Ю., Об импрессионизме Клода Дебюсси, «СМ», 1934, No 8; его же, Клод Дебюсси, М., 1965; Альшванг A., Клод Дебюсси, М., 1935; его же, Произведения К. Дебюсси и М. Равеля, М., 1963; Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ. Вступит. статья, ред. М. С. Друскина, М., 1938; Катала Ж., Заметки об эстетике Дебюсси, «СМ», 1955, No 1; Мясковский Н. Я., Статьи, письма, воспоминания, т. 2, М., 1960; Алексеев А. Д., Французская фортепианная музыка конца XIX и начала XX века, М., 1961; Крейн Ю., Симфонические произведения Клода Дебюсси, М., 1962; Розеншильд К., Молодой Дебюсси и его современники, М., 1963; Мартынов И., Клод Дебюсси, М., 1964; Hестьев И., На рубеже двух столетий, М., 1967; Фришман Д., Программность и музыкальная форма в фортепианных прелюдиях Дебюсси, в сб.: Музыка и современность, вып. 7, М., 1971, с. 122–63; Daly W. H., Debussy, a study in modern music, Edinb., 1908; Liebiсh L., Сlaude-Achille Debussy, L., 1908; Rolland R., «Pelleas et Melisande» С. Debussy, в его кн.: Musiciens d’aujourd’hui, P., 1908 (рус. пер. — Музыканты наших дней, Собр. муз.-историч. соч., т. 5, М., 1938); Laloy L., Claude Debussy, P., 1909, 1944; Setaccioli G., Debussy e un innovatore, Roma, 1910; Chenneviere D., Claude Debussy et son oeuvre, P., 1913; Suares A., Debussy, P., 1922, 1936; Jardilier R., Claude Debussy, Dijon, 1922; Raоli R., Claude Debussy, Firenze, 1924, 1951; Vallas L., Claude Debussy, P., 1926; его же, Claude Debussy et son temps, P., 1932, 1958; Koechlin Ch., Debussy, P., 1927, 1956; Boucher M., Claude Debussy, P., 1930; Lepine J., La vie de Claude Debussy, P., 1930; Dumesnil M., How to play and teach Debussy, N. Y., 1932; его же, Claude Debussy, master of dreams, N. Y., 1940; Decsey E., Claude Debussy. Biographie, Graz, 1936; его же, Debussys Werke, Graz — W., 1949; Lockspeiser E., Debussy, L. — N. Y., 1936, N. Y., 1951; его же, Debussy, his life and mind, v. 1, L., 1962, v. 2, L., 1965, 1966; Thompson O., Debussy, man and artist, N. Y., 1937, 1940; Strobel H., Claude Debussy, Z., 1943, 1961; Kett ing P., Claude-Achille Debussy, N.Y., 1947; Danckert W., Claude Debussy, В., 1948, 1950; Ferchault G., Claude Debussy, P., 1948; Malipiero R., Debussy, Brescia, 1948; Rutz H., Claude Debussy, Munch., 1950; Schmitz E. R., The piano works of Claude Debussy, N. Y., 1950, 1966; Verhааr A., Het Leven van Claude Debussy, Den Haag, 1951; Gauthier A., Debussy. Documents iconographiques, Gen., 1952; Ingelbreсht G. et D. E., Claude Debussy, P., 1953, 1962; Donliez P., Claude Debussy, Haarlem, 1954; Tatry R., Debussy, Lyon, 1957; Vuillermoz E., Claude Debussy, Gen., 1957, 1962; PasteurVallery-Radоt, Tel etait Claude Debussy, P., 1958; Barraque J., Claude Debussy, P., 1962; Dietschy M., La passion de Claude Debussy, Neuchatel, 1962; Tienot Y. et d’Estrade-Guerra O., Debussy. L homme, son oeuvre, son milieu, P., 1962; Gоlea A., Claude Lebussy, l’homme et son oeuvre, P., 1965.

Ю. А. Кремлёв
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама