Список сочинений Мясковского, даты и литература

Биография Мясковского

для хора и голосов с оркестром

• поэма-кантата «Киров с нами» (к 25-й годовщине Октябрьской, революции, сл. Н. С. Тихонова, 1942)
• кантата-ноктюрн «Кремль ночью» (к 30-й годовщине Октябрьской революции, сл. С. А. Васильева, 1947)

для оркестра

Симфонии:
• No 1 (c-moll, 1908; 2-я ред. 1921)
• No 2 (cis-moll, 1910-11)
• No 3 (a-moll, 1913-14)
• No 4 (e-moll, 1917-18)
• No 5 (D-dur, 1918)
• No 6 (es-moll, по желанию — с хором, 1921-23; 2-я оркестровая редакция 1947)
• No 7 (h-moll, 1922)
• No 8 (A-dur, 1923-25)
• No 9 (e-moll, 1926-27)
• No 10 (f-moll, по гравюре А. Н. Бенуа «Медный всадник» и по поэме А. С. Пушкина, 1926-27)
• No 11 (b-moll, 1931-32)
• No 12 (g-moll, к 15-й годовщине Октября, 1931-32)
• No 13 (b-moll, 1933)
• No 14 (C-dur, 1933)
• No 15 (d-moll, 1933-34)
• No 16 (F-dur, 1935-36)
• No 17 (gis-moll, 1936-37)
• No 18 (к 20-летию Октябрьской революции, C-dur, 1937)
• No 19 (к 21-й годовщине Красной Армии, Es-dur, для духового оркестра, 1939)
• No 20 (E-dur, 1940)
• No 21 (fis-moll, 1940; Сталинская премия, 1941)
• No 22 (симфония-баллада, h-moll, 1941)
• No 23 (симфония-сюита на темы песен и танцев народов Северного Кавказа, a-moll, 1941)
• No 24 (f-moll. 1943)
• No 25 (Des-dur, 1945-46)
• No 26 (на древне-русские темы, C-dur, 1948)
• No 27 (c-moll, 1949; Сталинская премия, 1951, посмертно)

Симфониетты:
• A-dur (1910-11; 2-я ред. 1943)
• h-moll (для струн. орк., 1929)
• a-moll (для струн. орк., 1945-46)

• симфоническая притча «Молчание» (по Э. По, 1909-10)
• симфоническая поэма «Аластор» (по П. Шелли, 1912-13)

Увертюры:
• (1909; 2-я ред. 1949)
• Приветственная (1939
• Драматическая (для духового орк., 1942)
• Патетическая, к 30-летию Советской Армии (1947)

• Славянская рапсодия (увертюра-фантазия на старославянские темы, 1946)
• Серенада (1929)
• Лирическое концертино (для флейты, кларнета, валторны, фагота, арфы и струн. орк., 1929)
• Звенья (6 набросков для симф. орк., 1944)
• Дивертисмент (1948)

Концерты для инструментов с оркестром

• для скрипки (1938)
• для виолончели (1944; Сталинская премия, 1946)

Для духового оркестра — марши

• Торжественный (1930)
• Драматический (1930)
• Героический (1941)
• Весёлый (1941)

Камерно-инструментальные ансамбли**

Струнные квартеты:
• No 1 (1929-30)
• No 2 (1930)
• No 3 (1910; 2-я ред. 1930)
• No 4 (1909-10; 2-я ред. 1937)
• No 5 (1938-39)
• No 6 (1939-40)
• No 7 (1941)
• No 8 (1942)
• No 9 (к 20-летию квартета им. Бетховена, 1943; Сталинская премия, 1945)
• No 10 (1907; 2-я ред. 1945)
• No 11 (Воспоминания, 1945)
• No 12 (1947)
• No 13 (1949; Сталинская премия, 1951, посмертно)

• соната для скрипки и фортепиано (1946-47)
• соната для виолончели и фортепиано No 1 (1911, 2-я ред. 1930)
• соната для виолончели и фортепиано No 2 (1948, Сталинская премия, 1950)

Переложения симфонических и камерных произведений Мясковского

Для фортепиано:
• автора (13-я симфония)

Для фортепиано в 4 руки:
• автора (большинство симфоний и др. симф. произв., 3-й, 7-9-й квартеты)
• Д. Б. Кабалевского (6-я, 12-я, 18-я симфонии)
• А. А. Винклера (8-я симфония)
• В. Н. Крюкова (10-я симфония)
• А. П. Долуханяна (24-я симфония)
• К. А. Сорокина (25-я симфония, Звенья No 1-5)

Для 2 фортепиано в 8 рук:
• П. А. Ламма (все симфонические произведения)

Для духового оркестра:
• И. В. Петрова (18-я симфония)

Для струнного оркестра:
• В. В. Держановского (2 части из 11-й и 12-й симфоний)

Для фортепиано

Сонаты:
• No 1 (1907-09)
• No 2 (1912)
• No 3 (1920; 2-я ред. 1939)
• No 4 (1924-25; 2-я ред. 1946)
• No 5 (по старым эскизам, 1907-08; 2-я ред. 1917; 3-я ред. 1944)
• No 6 (по старым эскизам, 1908; 2-я ред. 1944)
• No 7 (1949), No 8 (1949), No 9 (1949)

94 пьесы, часть из которых вошла с последующей редакцией в сборники:
• Причуды (6 набросков, 1917-22)
• Воспоминания (6 пьес, 1927)
• Пожелтевшие страницы (6 незатейливых вещиц, 1928)
• Десять очень лёгких пьес (1938)
• Четыре лёгкие пьесы в полифоническом роде (1938)
• Простые вариации (лирическая сюита, 1937)
• Стилизации (9 пьес в форме старых танцев, 1946)
• Из прошлого (6 импровизаций, 1946)
• Полифонические наброски (2 тетр., 1948)

Романсы

• на слова К. Д. Бальмонта — Из юношеских лет (12 романсов, в т. ч. Колыбельная песня, Побледневшая ночь, Цветок, 1903-06), Мадригал (сюита из 5 романсов, 1908-09)
• Е. А. Баратынского — Размышления (6 романсов, в т. ч. — Муза, Наяда, Очарованье красоты в тебе, 1907), В борьбе с тяжелою судьбою, Все мысль да мысль (1908)
• Р. Бёрнса (в пер. М. А. Мендельсон, 1946)
• А. А. Блока (1921)
• В. Я. Брюсова (1906)
• З. Н. Гиппиус (1904-08, 1905-08, 1913-14)
• А. А. Голенищева-Кутузова (1903)
• А. А. Дельвига (1926)
• Джамбула (1936)
• А. Ф. Ерикеева (в пер. С. Липкина, 1935)
• Вяч. И. Иванова (1908)
• Л. М. Квитко (в пер. С. В. Михалкова, 1938)
• А. В. Кольцова (1901)
• А. Лахути (в пер. Ц. Бану, 1936)
• М. Ю. Лермонтова — 12 романсов, в т. ч. Выхожу один я на дорогу, Нет, не тебя так пылко я люблю, К портрету, Они любили друг друга (1935-36)
• А. Н. Майкова (1906)
• М. А. Мендельсон (1946)
• Микельанджело (в пер. Ф. И. Тютчева, 1909)
• Э. По (в пер. К. Д. Бальмонта, 1908)
• Т. С. Сикорской (1936)
• А. К. Толстого (1903)
• Ф. И. Тютчева (1921)
• A. А. Фета (1908)
• С. П. Щипачёва — Из лирики Степана Щипачёва (10 романсов, в т. ч. Русый ветер, Мне кажется порой, Легко, любимая, с тобой, 1940), и др.

Хоры и хоровые песни

• на сл. H. H. Асеева (1931)
• К. Д. Бальмонта (1909)
• B. В. Винникова (1934)
• М. В. Исаковского (1941)
• С. И. Кирсанова (1932)
• С. Г. Острового — Наливались тополи, Партизанская комсомольская (1934)
• И. Н. Строганова — Летят самолеты (1931)
• А. А. Суркова — Ленинская (1932), Походная (1934)
• И. Я. Френкеля (1931)
• эскиз к гимну РСФСР (1946)

Песни для голоса с фортепиано

• на сл. А. И. Безыменского (1930)
• В. В. Винникова (1941)
• М. А. Светлова — Песня (1939)
• Боец молодой (1941), и др.

Переложения произведений других композиторов

• Б. В. Асафьева (вступление и отрывки из балета «Белая лилия», для фортепиано в 2 руки)
• Д. М. Мелких (симф. поэма «Аладина и Паломид», для 2 фортепиано в 8 рук)
• М. П. Мусоргского (муз. картина «Иванова ночь на Лысой горе», для фортепиано в 4 руки)
• С. С. Прокофьева (музыка к спектаклю «Египетские ночи», для фортепиано в 4 руки; симф. сюита «1941 год», для фортепиано в 4 руки; эскиз «Осеннее», для 2 фортепиано в 8 рук)
• М. О. Штейнберга (3-я симфония, для фортепиано в 4 руки; симф. картина «Принцесса Мален», для 2 фортепиано в 8 рук)
• Ф. Э. Баха (2-я ч. концерта D-dur для 4 виол, флейты и фортепиано)
• А. П. Бородина (романсы «Морская царевна», «Песня тёмного леса», каватина Кончаковны из оперы «Князь Игорь», переложение аккомпанемента для струн. квартета) и др. произведения

Основные даты жизни и деятельности:

• 1881 — 8 IV. В крепости Новогеоргиевск (г. Модлин), близ Варшавы, в семье воен. инженера Я. К. Мясковского родился сын Николай.
• 1890 — Начало занятий музыкой под руководством тётки Еликониды Константиновны.
• 1893 — Зачисление в Нижегородский кадетский корпус (интернат).
• 1895 — Перевод в Петерб. кадетский корпус после переезда семьи в Петербург. — Уроки фортепиано у А. С. Стунеева; одноврем. обучение игре на скрипке в кадетском корпусе. — Участие в корпусном оркестре.
• 1896 — «Потрясающее впечатление» от 6-й симфонии и баллады «Воевода» Чайковского (исп. под упр. А. Никита), послужившее, по признанию М., «последним толчком к музыкально-творческим устремлениям».
• 1898 — Первые опыты соч. музыки (фортепианные прелюдии).
• 1899 — Поступление в Военно-инженерное уч-ще.
• 1902-1903 — Окончание уч-ща. — Служба в воен. частях Зарайска, Москвы. — Встреча с С. И. Танеевым. — Занятия гармонией с Р. М. Глиэром. — Знакомство и дружба с театр. и муз. критиком В. В. Яковлевым. — «Сильнейшее впечатление» от оперы Римского-Корсакова «Кащей бессмертный».
• 1903-1905 — Возвращение в Петербург. — Занятия полифонией, фугой, инструментовкой с И. И. Крыжановским, учеником Н. А. Римского-Корсакова. — Знакомство с ведущими деятелями и участниками «Вечеров современной музыки» поэтами С. М. Городецким, М. А. Кузминым, Вяч. И. Ивановым.
• 1906-1911 — Годы учения в Петерб. консерватории (классы А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, Я. Витола). — Зарождение творч. связей с С. С. Прокофьевым, Б. В. Асафьевым. — Знакомство с организаторами моск. «Вечеров современной музыки» дирижёром К. С. Сараджевым, издателем журн. «Музыка» В. В. Держановским, его женой певицей Е. В. Копосовой-Держановской.
• 1911-1914 — Публикации статей в журн. «Музыка». — Первые исп. в Москве симф. поэм «Молчание» (31 V 1911) «Аластор» (5 XI 1914) и 2-й симфонии (11 VII 1912); в Павловске — 1-й симфонии (20 V 1914).
• 1914-1917 — Служба в действующей армии. — Назначение на Юго-зап. фронт. — Участие в осаде крепости Перемышль. — Контузия. — Служба в Двинске, затем в Ревеле (Таллин). — Отрицательное отношение к войне, рост демократич. убеждений под влиянием революц. событий 1917. — Солдаты посылают М. в полковой комитет своим представителем. — Назначение в Военно-морской генеральный штаб (Петроград). — Замысел оперы «Идиот» по Достоевскому; работа над либретто с П. П. Сувчинским.
• 1918 — Переезд в Москву в связи с переводом Военно-морского генерального штаба из Петрограда.
• 1919 — Участие в моск. муз. жизни. — Начало деятельности в Гос. муз. изд-ве (чл. жюри и ред. Художеств. отдела), Коллективе моск. композиторов, Муз. отделе Наркомпроса и Художеств. секции Гос. учёного совета. — Начало дружеств. отношений с П. А. Ламмом, одним из организаторов Гос. муз. изд-ва, профессором Моск. консерватории. — Муз. вечера у Держановских и Ламма. — Встречи с художником Лопатинским (у Держановских), послужившие толчком к созданию 6-й симфонии.
• 1920 — Первое исп. в Москве 5-й симфонии (18 VII).
• 1921 — Демобилизация с воен. службы в Красной Армии. — Приглашение на пост профессора класса композиции Моск. консерватории (занимал эту должность до конца жизни с перерывом в 1948).
• 1923 — Выступления в журн. «К новым берегам», «Музыкальная культура», «Современная музыка». — Участие в организации Ассоциации совр. музыки.
• 1924 — Первое исп. 6-й симфонии в Москве (4 V).
• 1925 — Исп. 5-й симфонии в Ленинграде и Лондоне, в Лондоне — симф. поэмы «Аластор». — Первое исп. 7-й симфонии в Москве (8 II).
• 1926 — Поездка в Варшаву (вместе с Б. Л. Яворским) на открытие памятника Ф. Шопену и в Вену в связи с подготовкой там к изд. партитур 7-й и 8-й симфоний (единственная поездка М. за границу). — Исп. в Праге 6-й и 7-й симфоний; в Вене — 7-й симфонии; в Филадельфии и Нью-Йорке — 5-й; первое исп. 8-й симфонии в Москве (23 V). — Присвоение звания засл. деят. иск-в РСФСР (в связи с 60-летием Моск. консерватории).
• 1928 — Первое исп. в Москве 9-й (29 IV) и 10-й (7 IV) симфоний.
• 1931 — Выход из состава Ассоциации совр. музыки (вместе с группой композиторов — В. Я. Шебалиным, А. А. Шеншиным, Д. Б. Кабалевским, М. Л. Старокадомским и др.).
• 1932 — Избрание М. в состав оргкомитета Союза сов. композиторов. — Первое исп. в Москве 12-й (к 15-й годовщине Октября), т. н. «Колхозной» симфонии (1 VI).
• 1933-1939 — Многосторонняя муз. обществ. деятельность. Активное участие в художеств. советах Радио, филармонии, Комитета по делам иск-в при Совете министров СССР, Комитета по присуждению Сталинских премий (до 1948), в жюри разл. конкурсов.
• 1940 — Присуждение степени доктора искусствоведения без защиты диссертации. — Участие в работе редколлегии журн. «Советская музыка» (до 1948). — Первое исп. 21-й симфонии в Москве (16 XI).
• 1941 — Присуждение Сталинской премии за 21-ю симфонию. — Эвакуация в г. Нальчик в связи с начавшейся Великой Отечеств. войной 1941-45. — Переезд в Тбилиси.
• 1942 — Первое исп. 22-й симфонии-баллады (Тбилиси, 12 I). — Первое исп. 23-й симфонии (Москва, 20 VII). — Переезд во Фрунзе. — Замысел оперы «Царь Фёдор» (по трагедии А. К. Толстого).
• 1943 — Награждение орденом Ленина. — Возвращение в Москву. — Первое исп. 9-го струн. квартета (Москва, 30 X), 24-й симфонии (Москва, 8 XII).
• 1944 — М. — пред. юбилейного комитета по проведению торжеств в честь 100-летия со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова.
• 1945 — Первое исп. концерта для виолончели с орк. (Москва, 17 III).
• 1946 — Присвоение почётного звания нар. арт. СССР. — Присуждение 2 Сталинской премии — за 9-й квартет и за концерт для виолончели с оркестром.
• 1947 — Первое исп. 25-й симфонии (Москва, 6 III).
• 1948 — Первое исп. в Москве 26-й симфонии (28 XII).
• 1949 — Уточнение и редактирование, а также переложения предыдущих соч.; приведение в порядок личного архива.
• 1950 — Переработка ранних романсов, уточнение партитур и переложений 26-й и 27-й симфоний. — Развитие болезни. — Операция. — 8 VIII. Смерть композитора. — 10 VIII. Похороны на Новодевичьем кладбище. — 21 X. Первое исп. 13-го квартета в Малом зале Моск. консерватории Квартетом им. Бетховена. — 9 XII. Первое исп. 27-й симфонии в Колонном зале Дома Союзов.

Литературные сочинения:

Игорь Стравинский. «Жар-птица», сказка-балет, «Музыка», 1911, No 45; Петербургские письма (I-XVI). там же, 1911, No 49, 51, 53; 1912, No 57, 61, 63, 67, 69. 101, 103; 1913, No 113, 118, 125, 156, 160; 1914, No 171, 178; «Петрушка», балет Игоря Стравинского, там же, 1912, No 59; Чайковский и Бетховен, там же, 1912, No 77; С. Прокофьев. Ор. 2. 4 этюда для фортепиано, там же, 1912, No 94; H. Метнер. Впечатления от его творческого облика, там же, 1913, No 119; Сергей Прокофьев. Ор. 4. «Воспоминание»; «Порыв»; «Отчаяние»; «Наваждение». Ор. 11. Токката для фортепиано, там же, 1913, No 151; О «Весне священной» Игоря Стравинского, там же, 1914, No 167; С. Прокофьев. Ор. 10. Первый концерт для фортепиано с оркестром, там же, 1914, No 194; С. Прокофьев. «Мимолетности». Ор. 22, «К новым берегам», 1923, No 1 (подписано — А. Версилов); Сергей Прокофьев. Третья соната («Из старых тетрадей») для фортепиано Ор. 28, там же, 1923, No 3; Автобиографические заметки о творческом пути, «СМ», 1936, No 6, и др.

Письма:

С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Письма, М., 1956, 1961; Н. Я. Мясковский. Ред., сост. и примеч. С. Шлифштейна, М., 1959-60 (т. 1 — Статьи. Письма. Воспоминания, т. 2 — Автобиография. Статьи. Заметки. Отзывы), 1964 (т. 1 — Статьи. Очерки. Воспоминания, т. 2 — Литературное наследие. Письма. Автобиография. Статьи. Заметки. Отзывы); Н. Я. Мясковский — Д. М. Мелких, «СМ», 1960, No 8; Н. Я. Мясковский — Б. В. Асафьеву (1909-1917), там же; В. В. Держановский — Н. Я. Мясковскому, в кн.: Б. Яворский. Воспоминания. Статьи. Письма, т. 1, М., 1964, 1972; Н. Я. Мясковский — Б. Л. Яворскому, Б. Л. Яворский — Н. Я. Мясковскому, там же; Б. В. Асафьев — Н. Я. Мясковскому, Я. К. Мясковский — Н. Я. Мясковскому, в кн.: Иконников A., Художник наших дней. Н. Я. Мясковский, М., 1966; Кунин И., Н. Я. Мясковский. Жизнь и творчество в письмах, воспоминаниях, критических отзывах, М., 1969; Н. А. Малько — Н. Я. Мясковскому, Н. Я. Мясковский — Н. А. Малько, в сб.: Н. А. Малько. Воспоминания. Статьи. Письма, Л., 1972.

Литература:

Среди печати (о первом исп. 2-й симфонии М.), «Музыка», 1912, No 93, 1913, No 138; Глебов Игорь (Асафьев Б. В.), «Аластор» Мясковского, «Музыка», 1914, No 198; его же, Петроградские куранты. О творческом пути Н. Мясковского, там же, 1915, No 219, то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1 — Статьи. Очерки. Воспоминания, М., 1964; его же, Мясковский как симфонист, «Современная музыка», 1924, No 3; то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1 — Статьи. Очерки. Воспоминания, М., 1964; его же, Сонаты Мясковского, «Современная музыка», 1926, No 12; его же, Николай Яковлевич Мясковский, в сб.: Советская музыка, вып. 2, M.-Л., 1944; то же, в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 5, М., 1957; его же, Не заключение, а пролог, там же; его же, Симфония, там же; его же, Пути развития советской музыки, в кн.: Очерки советского музыкального творчества, М., 1947, то же, в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 5, М., 1957; его же, Николай Яковлевич Мясковский, «СМ», 1955, No 8; Беляев В., Русская симфония и симфоническое творчество H. Я. Мясковского, «Современная музыка», 1924, апрель; его же, Н. Я. Мясковский, там же, 1925, No 8; его же, Николай Яковлевич Мясковский, М., 1927; Шебалин В., Мясковский — учитель, «СМ», 1941, No 4; его же, Учитель и друг, там же, 1961, No 4; Яковлев В., В юные годы (к 75-летию со дня рождения M.), «CM», 1956, No 5; то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1 — Статьи. Очерки. Воспоминания, М., 1964; Pере Вл., Московская консерватория в 20-е годы, «СМ», 1958, No 11; его же, Наш учитель — Николай Яковлевич Мясковский, в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; Кабалевский Д., Николай Яковлевич Мясковский (к 70-летию со дня рождения), «СМ», 1951, No 4; его же, Чудесная дружба (о переписке М. с С. С. Прокофьевым), там же, 1961, No 4; то же, в его кн.: Избр. статьи о музыке, М., 1963; Келдыш Ю., 12-я симфония Мясковского и некоторые проблемы советского симфонизма, «СМ», 1934, No 2; Иконников A., H. Я. Мясковский, «СМ», 1941, No 4; его же, Н. Я. Мясковский, М., 1944; его же, Мясковский — художник и гражданин, «СМ», 1957, No 11; его же, Мясковский и современность, там же, 1964, No 3; его же, Художник наших дней. Н. Я. Мясковский, М., 1966; Житомирский Д., К изучению стиля Н. Я. Мясковского, «СМ», 1941, No 4; то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1 — Статьи. Очерки. Воспоминания, М., 1964; Васина-Гроссман В., Русский романс конца XIX — начала XX века, в кн.: Русская художественная культура конца XIX — начала XX века, кн. 1 (1895-1907), М., 1968; Шлифштейн С., Мясковский и оперное творчество, «СМ», 1959, No 5; Шостакович Д., Творческие итоги 1943 г., «Информационный сборник ССК СССР», 1945, No 7-8; Скребков С., Симфонический тематизм Мясковского, «СМ», 1946, No 4; Данилевич Л., Н. Я. Мясковский (к 75-летию со дня рождения), в сб.: Советская музыка. Статьи и материалы, вып. 2, М., 1956; Очерки советского музыкального творчества. Сб. статей, M.-Л., 1947; Ливанова T. H,, H. Я. Мясковский. Творческий путь, М., 1953; Виноградов В., Справочник-путеводитель по симфониям H. Я. Мясковского, M., 1954; Хохлов Ю., Советский скрипичный концерт, М., 1956; Хачатурян A., Из воспоминаний (к 75-летию Н. Я. Мясковского), «СМ», 1956, No 5; то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1 — Статьи. Очерки. Воспоминания, М., 1964; его же, Н. Я. Мясковский (к 80-летию со дня рождения), «СМ», 1961, No 4; Бэлза И. Ф., Двадцать первая и двадцать седьмая симфонии Н. Я. Мясковского, М.-Л., 1960; Тараканов М., О симфонизме Н. Я. Мясковского, «СМ», 1961, No 4; Белецкий И., Скрипичные и виолончельный концерты Н. Я. Мясковского, М., 1962; Боганова Т., Принципы полифонии в творчестве Н. Я. Мясковского, в сб.: Музыкально-теоретич. проблемы советской музыки, М., 1963; Раабен Л., Советская камерно-инструментальная музыка, Л., 1963; его же, Советский инструментальный концерт, Л., 1967; Ярустовский Б., Симфонии о войне и мире, М., 1966; Филатова М., О роли гармонии в симфониях Мясковского, в сб.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, М., 1967; Moренов В., Трактовка тонической функции в гармонии Мясковского, в сб.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, М., 1967; Николаева Н., Н. Я. Мясковский (к 90-летию со дня рождения), «МЖ», 1971, No 9; Карклиньш A., Гармония Н. Я. Мясковского, М., 1971; Ершова Е., К изучению камерного творчества Н. Я. Мясковского, в сб.: Вопросы музыковедения, вып. 2, М., 1973 (Труды Гос. муз. пед. ин-та им. Гнесиных); Гаук А. В., Н. Я. Мясковский, в сб.: А. В. Гаук. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников, М., 1975; Светланов Е., Николай Мясковский, в сб.: Музыка сегодня, М., 1976 и др.

А. А. Иконников
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама