Список сочинений Карла Орфа и литература

Биография Карла Орфа

Сценические произведения

• Кармина Бурана (Carmina Burana, светские песни из Бенедиктбойренского песенника для солистов, хора и орк., 1934–36, пост. 1937, Гор. т-р Франкфурта-на-Майне)
• Луна (Der Mond, текст Орфа, пьеса для певцов, драм. актёров, хора и орк., 1937–38, пост. 1939, Баварская гос. опера, Мюнхен)
• Орфей (опера К. Монтеверди в обработке Орфа, либр. Д. Гюнтер, 1923–1939; 3-я ред. 1940, Саксонская гос. опера, Дрезден)
• Умница (Die Kluge, история о короле и умной женщине, пьеса для певцов, драм. актёров и орк., текст Орфа, 1941–42, пост. 1943, Гор. т-р Франкфурта-на Майне)
• Катулли кармина (Catulli carmina, сценич. кантата для солистов, танцоров, хора, 4 роялей и удар. инструментов, текст Катулла, 1942, пост. 1943, Лейпцигская опера)
• Бернауэрин (Die Bernauerin, баварская пьеса для драм. актёров, певцов, хора и орк., текст Орфа, 1943–45, пост. 1947, Вюртембергский гос. т-р, Штутгарт)
• Антигона (трагедия Софокла в пер. Ф. Хёльдерлина, 1947–49, пост. 1949, Зальцбургский фестиваль)
• Хитрецы (Astutuli, баварская комедия для драм. актёров и удар. инструментов, текст Орфа, 1945–52, пост. 1953, т-р «Каммершпиле», Мюнхен)
• Триумф Афродиты (Trionfo di Afrodite, сценич. концерт для солистов, хора и орк., текст Сафо и Катулла, 1950–51, пост. 1953, т-р «Ла Скала», Милан)
• Комедия воскресения Христа (Comoedia de Christi resurrectione, пасхальная мистерия для драм. актёров, певцов, хора и орк., текст Орфа, 1955, пост. 1956, Мюнхен, телеспектакль; сценич. премьера 1957, Вюртембергский гос. т-р, Штутгарт)
• Царь Эдип (Oedipus der Tyrann, трагедия Софокла в пер. И. Гёльдерлина, 1957–59, пост. 1959, Вюртембергский гос. т-р, Штутгарт)
• Игра о рождении младенца (Ludus de nato infante mirificus, рождественская мистерия для драм. актёров, хора и орк., пост. I960, Вюртембергский гос. т-р, Штутгарт)
• Сон в летнюю ночь (Ein Sommernachtstraum, пьеса У. Шекспира в пер. А. В. Шлегеля, для драм. актёров, хора и орк., 1938–1962, пост. 1964, Вюртембергский гос. т-р, Штутгарт)
• Прометей (трагедия Эсхила, 1963–67, пост. 1968, Вюртембергский гос. т-р, Штутгарт)
• Комедия о конце времени (De temporum fine comoedia, мистерия для драм. актёров, хора и орк., тексты из «Прорицаний Сивилл» и из «Орфических гимнов» на др.-греч. яз., 1971, пост. 1973, Зальцбургский фестиваль)

Для хора с сопровождением

• 3 кантаты на текст Ф. Верфеля (для хора, 3 фортепиано и ударных, 1929)
• 2 кантаты на тексты Б. Брехта (для хора, 3 фортепиано и ударных, 1930)
• Элегические гимны (Elegische Hymne, Die Sдnger der Vorwelt, на тексты Ф. Шиллера, для хора с инструментами, 1955)
• Нении и дифирамбы (Nanie und Dithyrambe, на стихи P. Шиллера, для хора с инструментами, 1956)
• Народная музыка Баварии в новой обработке К Хубера и Орфа (Musik der Landschaft, Volksmusik in neuen Satzen. Aus dem bayerischen Raum, 1942)

Для инструментов

• Маленький концерт для чембало и духовых на темы лютневой музыки 16 века (1927)
• Entrata (обр. пьесы У. Бёрда «Колокола» для 5 орк. составов и органа, 1927)
• Олимпийские хороводы (Olympische Reigen, 1936)

Педагогические сочинения

• Орф — Шульверк (Orff — Schulwerk. Musik fur Kinder, в 5 тт., совместно с Г. Кетман, 1950–55).

Литература:

Лаукс К., Карл Орф и его «Carmina Burana», «CM», 1958 No 4; Леонтьева О., «Musica Nova», «CM», 1960, No 7; её же, Карл Орф — для детей, там же, 1963, No 7; её же, Карл Орф и Пауль Хиндемит, в сб.: Музыка и современность, (вып. 1), М., 1962; её же, Карл Орф, М., 1964; её же, Музыкальная форма в произведениях Карла Орфа, в сб.: Музыка и современность, вып. 3, М., 1965; её же, Западноевропейские композиторы середины XX века, М., 1964; её же, Путь большого художника. К 75-летию Орфа, «СМ», 1970, No 8; её же, Дело Курта Хубера, там же, 1972 No 6; её же, Человек театра, там же, 1975, No 10; её же, Интернациональный курс в институте Орфа, там же 1976, No 3; Власов Вл., Из зальцбургских впечатлений там же, 1964, No 12; его же, Карлу Орфу — 70!, там же 1965, No 7; Чёрная Е., На родине Гайдна и Моцарта, там же, 1966, No 10; Vanagaite G., Mes ir zaislai. Pjeses barskuciu orkestrui, Vilnius, 1967; Баренбойм Л., Педагогические размышления, «CM», 1967, No 6; его же, Карл Орф и Институт Орфа, там же, 1969, No 3, 5; Литвинов В., Зальцбург Институт Карла Орфа, «МЖ», 1968, No 11; Эшпай A., На неделе Карла Орфа, «СМ», 1968, No 10; Xачатурян К., Неделя музыки Карла Орфа, «Правда», 1968, 28 апр.; Браиловский М., Жанровые и поэтические истоки «Триумфов» Карла Орфа, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 9, Л., 1969; Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Сб. ст., пер. с нем., Л., 1970; Sachs С., Lang О., Einfuhrung in die Neugestaltung von Orfeo, Mainz 1925; Twittenhoff W., Orff-Schulwerk. Einfuhrung in Grundlagen und Aufbau Mainz, 1930; Sonner R., Musik aus Bewegung, «Die Musik», 1937, Jahrg., 29; Dorflein E., Das Musiktheater Carl Orffs в сб.: Der Musik-Almanach, Munch., 1948; Keller W. Carl Orff’s Antigonae. Versuch einer Einfuhrung, Mainz, 1950; eго же Wie komponiert Carl Orff?, «OMz», 1962, H. 17; его же Carl Orff, в сб.: Stilportrats der neuen Musik, В., 1961; Carl Orff Ein Bericht in Wort und Bild. Mit Beitragen von K. H. Ruppel, G. R. Sellner, W. Thomas, Mainz, (1955), 1960; Liess A., Carl Orff. Idee und Werk, (Z., 1955); eго жe, Carl Orff und das Damonische, Viernheim, 1965; Hamel Fr., Der Erneuerer des Humanismus, «Musica», 1955, No 9; Кiekert J., Die musikalische Form in den Werken Carl Orffs, «Forschungsbeitrage zur Musikwissenschaft», 1957, Bd 5; Mitchell D., Carl Orff: a modern primitive, «The Monthly Musical Record», 1957, No 87; Meliсhar A., Musik in der Zwangsjacke. Die deutsche Musik zwischen Orff und Schonberg, W., 1958; Schadewaldt W., Hellas und Hesperien, Z., I960; Kaufmann H., Carl Orff als Schauspieler, «Forum», 1960, Bd 7; Bonte H. G., Welchen Einfluss hat das Orff-Schulwerk auf Medizin und Psychologie, «OMz», 1962, H. 17; Jahrbuch des Orff-Instituts an der Akademie «Mozarteum», Salzburg, (T. 1?3), Mainz, 1962–69; Orff-Schulwerk Informationen, hrsg. von Orff-Institut an der Hochschule «Mozarteum», Salzburg, 1964-…; Оster O., Carl Orff und die Archetypologie des Theaters, «Musik und Dichtung», 1965, No 6; Dibelius U., Carl Orff. Die Gegenwart der Antike im Musiktheater, в его кн.: Moderne Musik. 1945–1965, Munch., 1966; Murray M. Orff and Kodaly — a comparison, «Recorder and music magazine», 1968, v. 2, No 9; Ceska Orffova skola, I, Prag 1969; Pos v. , Perspektivy Orffova skoly v hudebni vychove, Sb. studii, sv. 7, Prag., 1969; Rоs v. , Jurkoviс Р., Lidove pisne a doprovodem na orffovsky instrumentar, Prag., 1970; Keetman G., Elementaria. Erster Umgang mit dem Orff-Schulwerk, Stuttg., 1970; Munster R., Carl Orff. Das Buhnenwerk. Ausstellung anlasslich des 75. Geburtstages, Munch., 1970; Sсhmidt H. W. (Hrsg.), Carl Orff. Sein Leben und sein Werk in Wort, Bild und Noten, Koln, 1971; Das Orff-Schulwerk im Dienste der Erziehung und Therapie behinderter Kinder, hrsg. von H. Wolfgart, B.-Charlottenburg, 1971.

О. Т. Леонтьева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама