Оригинальные произведения
опера — Дон Санчо, или Замок любви (Don Sanche ou le Chateau d'Amour, 1825, Париж);
для голоса с оркестром —
оратории: Легенда о святой Елизавете (Legende von der heiligen Elisabeth, 1862; 4 пьесы — обр. для фортепиано в 4 руки, 1868), Христос (1866, 3 ч., также обр. в 4 руки, 1873), Легенда о святом Станиславе (Legende vom heiligen Stanislaus, неоконч. соч., 1863–86; Интерлюдия, 1863; 2 полонеза для фортепиано в 2 руки, 1874), легенды, в т. ч. Св. Цецилия (1874), мессы — Гранская (Торжественная) (Missa solemnis (Graner Messe), 1855), Хоральная (Missa choralis, 1865), Венгерская коронационная (Magyar koronazasi mise, 1866–67, Benedictus из неё — для фортепиано, 1867; для орк., 1875, Offertorium — для фортепиано, 1867, эти части из мессы также для фортепиано в 4 руки, 1869);
кантаты: Торжественная, к открытию памятника Бетховена в Бонне (Festkantate zur Enthullung des Beethoven-Denkmals in Bonn, 1845), К празднованию столетия Бетховена (Zur Sakularfeier Beethovens, 1870), Венгрия (Ungaria-Kantate, 1848) и реквием (1868) и др.;
для оркестра —
Фауст-симфония (по И. В. Гёте, 1854, заключит. хор, 1857; Гретхен, 2-я часть — для фортепиано в 2 руки, 1874; для 2 фортепиано, 1856), Симфония к Божественной комедии Данте (Eine Symphonie zu Dantes Divina Commedia, 1856), 13 симф. поэм (также для фортепиано в 4 руки, 1857–81: Что слышно на горе (Ce quon entend sur la montagne, по В. Гюго, 1847–57), Тассо. Жалоба и Триумф (Tasso. Lamento e Trionfo, по И. В. Гёте, 1849–56), Прелюды (по Ж. Отрану и А. Ламартину, 1848–54), Орфей (1854), Прометей (по И. Г. Гердеру, 1850–55), Мазепа (по В. Гюго, 1851), Звуки празднества (Festklange, 1853), Плач о героях (Heroide funebre, 1850–54), Венгрия (1854), Гамлет (по У. Шекспиру, 1858), Битва гуннов (Hunnenschlacht, по картине В. Каульбаха, 1857), Идеалы (Die Ideale, по P. Шиллеру, 1857), От колыбели до могилы (Von der Wiege bis zum Grabe, 1882, также для фортепиано в 2 руки, 1881; для фортепиано в 4 руки, 1881); 2 эпизода из Фауста Н. Ленау (Zwei Episoden aus dem Faust von N. Lenau: Ночное шествие (Der Nachtliche Zug) и Танец в деревенском кабачке (Мефисто-вальс) (Der Tanz in der Dorfschenke (Mephisto-Walzer), 1860; вариант для фортепиано в 2 руки, 1859–60; в 4 руки — 1861 и 1862), 2-й Мефисто-вальс (Zweiter Mephisto-Walzer, также варианты для фортепиано в 2 руки и в 4 руки, 1881), 3 траурные оды (Trois odes funebres, 1860), марши, в т. ч. венгерские — Штурмовой (Magyar indulу, 1-я ред. 1843; 2-я 1875), К коронационному празднику в Офен-Пеште 8 июня 1867 (Magyar indulу az 1867 8-i budapesti koronazasi unnepseg alkalmara, 1870), Ракоци-марш (Rakуczi-indulу, 1865; также для фортепиано в 4 руки, 1870), Венгерские рапсодии (совм. с Ф. Доплером; перелож. для фортепиано в 4 руки, 1874) и др.;
для фортепиано с оркестром —
2 концерта: 1-й Es-dur (1849, окончат. ред. 1856), 2-й A-dur (1839, окончат. ред. 1861), Большая симфоническая фантазия на темы «Лелио» Берлиоза (Grande Fantasie symphonique, 1834), Пляска смерти (парафраза на Dies Irae — Totentanz, 1838–49; перераб. 1853, 1859; вариант для фортепиано в 2 руки, ок. 1865; для 2 фортепиано, ок. 1865), Фантазия на венгерские народные темы (Fantasie uber ungarische Volksmelodien, 1852) и др.;
струнный квартет Ангелюс (Angelus, 1880, по фортепианной редакции);
для фортепиано в 2 руки —
Большой концерт соло (Grosses Konzert-solo, 1849), соната h-moll (1852–53), Поэтические и религиозные гармонии (Harmonie poetiques et religieuses, по А. Ламартину, 1834; 10 пьес, 1845–52), циклы впечатлений и музыкальных зарисовок — Альбом путешественника (Album dun voyageur, 3 тетради, 1835–36), Видения (Apparitions, 3 пьесы, 1834), Романтическая фантазия на 2 швейцарские темы (Fantasie romantique sur deux melodies suisses, 1835–36), Венеция и Неаполь 1-я ред. (Venezia e Napoli, ок. 1840); Годы странствий (Annees de Pelerinage, 3 сб.: 1-й год — Швейцария (9 пьес, 1835–54), 2-й год — Италия (7 пьес, 1838–49), в т. ч. Фантазия-соната. По прочтении Данте (Apres une lecture du Dante, 1837–39), доб. — Венеция и Неаполь, 3 пьесы, 1859), 3-й год (7 пьес, 1867–77)), 2 баллады — Des-dur (1848) и h-moll (1853), 2 легенды (Legendes, до 1863), Рождественская ёлка (Weinachtsbaum, 12 пьес, 1874–76; также для фортепиано в 4 руки, 1880), Венгерские исторические портреты (Magyar tortenelmi arckepek, 7 пьес, 1870–86) и др.,
произведения на народные темы — Венгерские национальные мелодии (Magyar Dallok, 1840–43), Венгерские рапсодии (продолжение Венгерских национальных мелодий; Magyar rapszуdiak, 1846), 19 венгерских рапсодий (1-я-15-я, 1847–53; 16-я, 1882; 17-я, 1885; 18-я, 1885; 19-я, 1885), Испанская рапсодия (Rhapsodie espagnole, 1863), Фантастическое рондо на испанскую тему — Контрабандист (Rondeau fantastique sur un theme espagnol — El contrabandista, 1836), На прощание. Русская народная песня (Abschied. Russisches Volkslied, 1885), Колосья Воронинц (1847–48), Гуситская песня 15 в. (Hussitenlied aus dem XV. Jahrhundert, 1840; также для фортепиано в 4 руки, 1840), Марсельеза (La Marseillaise, 1830) и др.,
этюды — циклы: 12 этюдов (1-я ред. 1826; 2-я ред. 1838; 3-я ред. — Этюды трансцендентного исполнения — Etudes dexecution transcendante, 1851), Этюды по каприсам Паганини (Bravourstudien nach Paganinis Capricen, 1-я ред. Бравурные, 1838, 2-я ред. Большие этюды по каприсам Паганини — Grandes Etudes de Paganini, 1851), 3 конц. этюда (3 etudes de concert, 1848), 2 конц. этюда — Шум леса, Хоровод гномов (Zwei Konzertetuden — Waldesrauschen, Gnomenreigen, 1863), Технич. упражнения (Technische Studien, 12 тетрадей, 1868–79) и др.,
вариации — Вариация на вальс Диабелли (Variation uber einen Walzer von Diabelli, 1822), 8 вариаций (Huit variations, 1824), Блестящие вариации на арию Россини (Variations brillantes sur un air de Rossini, 1824), Вариации на тему Баха (Variationen uber das Motiv von Bach, 1862) и др.,
пьесы в танцевальной форме — Большой бравурный вальс (Grande valse di bravura, 1-я ред. 1836; 2-я ред. 1852; обр. для фортепиано в 4 руки, ок. 1836), Большой хроматический галоп (Grand galop chromatique, 1838; также для фортепиано в 4 руки), Меланхолический вальс (Valse melancolique — 1-я ред. 1839; 2-я ред. 1852), Галоп a-moll (1841), Вальс-экспромт (Valse-Impromptu, ок. 1850), 2 полонеза — c-moll и E-dur (1851), 3 забытых вальса (Trois valses oubliees, 1881), 4-й забытый вальс (Quatrieme valse oubliee, 1885), Чардаш смерти (Csardas macabre, 1882), 3-й Мефисто-вальс (Dritter Mephisto-Walzer, 1883), Мефисто-полька (Mephisto-polka, 1883) и др.,
марши — Героический марш в венгерском стиле (Heroischer Marsch im ungarischen Styl, 1840), Торжественный марш по случаю празднования столетия со дня рождения Гёте (Festmarsch zur Saecularfeier von Goethes Geburstag, 1-я ред. 1849; 2-я ред. и вариант для фортепиано в 4 руки, 1857), Ракоци-марш (Rakуczi-indulу, 1853), Бюлов-марш (Bulow-Marsch, 1883) и др.,
разные пьесы — Бравурное аллегро (Allegro di bravura, 1825), Бравурное рондо (Rondo di bravura, 1825), Колыбельная песня (Berceuse, 1-я ред. 1854; 2-я ред. 1862), Экспромт (Impromptu, 1872), Забытый романс (Romance oubliee, 1880), Траурная гондола (Die Trauergondel, 1882), Серые облака (Trube Wolken, 1881), Траурная прелюдия (Trauervorspiel, 1885) и др.;
для фортепиано в 4 руки — Праздничный полонез (Festpolonaise, 1876), Вариации на тему Тати-Тати (1880);
для 2 фортепиано — Патетический концерт (Concerto pathetique, до 1856), Большая концертная пьеса на «Песни без слов» Ф. Мендельсона (Grosses Konzertstuck uber Mendelssohns Lieder ohne Worte, 1834);
для инструментов с фортепиано —
для скрипки: Большой концертный дуэт на романс М. Лафона «Моряк» (Grand Duo concertant sur la romanse de M. Lafont «Le marin», 1830-е гг.) и др., для виолончели: 1-я и 2-я элегии (1874 и 1877; 1-я Элегия также для влч., фортепиано, арфы и гармониума, 1874), для альта: Забытый романс (Romance oubliee, 1880);
для органа — Месса (1879), Реквием (1883), Фантазия и фуга на хорал «Ad nos, ad solutarem Undam» (1850), Прелюдия и фуга на тему BACH (1-я ред. 1855; 2-я ред. 1870), Вариации на Basso continuo, 1-й части кантаты «Плач, жалобы, заботы» и Круцификсус из мессы h-moll И. С. Баха (1863) и др.;
для хopa — светские песни для 4-голосного муж. хора на сл. И. В. Гёте и Г. Гервега (1841), Кузнец (на сл. Ламенне, для муж. хора и баса с фортепиано, 1845), Хор рабочих (Arbeiterchor, перелож. для фортепиано в 4 руки, наз. Героический марш. 1848), Хор ангелов (Chor der Engel из «Фауста» Гёте, 1849), хоры к Освобождённому Прометею Гердера (1850, окончательная ред. 1857, Пастораль и хор жнецов (Pastorale. Schnittenchor), также для фортепиано в 2 руки и в 4 руки, 1861), К художникам (An die Kunstler, 1-я ред. до 1853; 2-я ред. 1853–54, 3-я ред. 1856), для мужского хора — 12 песен (на сл. нем. поэтов, 1842–59), Песня воодушевления (A lelkesedes dala, 1871), Венгерская королевская песня (Magyar kiraly-dal, на сл. К. Абраньи, 1883–84, также для фортепиано) и мн. др., духовные: Tantum ergo (1822, 1-я и 2-я ред. 1869), Ave Maria (1869, обр. для голоса с органом, 1869; для фортепиано в 2 руки, 1873), Отче наш (Pater noster, 1846, 2-я ред. 1853), Те Deum (I — 1859, II — 1853), К св. Франциску из Паолы. Молитва (An den heiligen Franziskus von Paula. Gebet, до 1860), Ave maris stella (1-я ред. 1865; 2-я ред. 1868; вариант для фортепиано, 1870; обр. для голоса с органом, гармониумом или фортепиано, 1868), Crux (1865), О, salutaris hostia (1-я ред. 1869; 2-я — ок. 1870), Ave verum corpus (1871), Via Crucis (1873–1879), Ossa arida (1879) и др.;
для голоса с фортепиано —
песни и романсы: на сл. Г. Гейне, в т. ч. Лорелея (1-я ред. 1841; 2-я — 1855; вариант с орк., 1840-50-е гг.), Ты, как цветок, прекрасна… (Du bist wie eine Blume, 1840-e гг.), Мои отравлены песни… (Vergiftet sind meine Lieder, 1842) и др., на сл. И. В. Гёте, в т. ч. — Песнь Миньоны (Mignons Lied, 1-я ред. 1842; 2-я — ок. 1856), Жил в Фуле король когда-то (Es war ein Konig in Thule, 1-я ред. ок. 1843; 2-я — 1856), Радость и горе (Freudvoll und leidvoll, 1-я версия 1844, 2-я — ок. 1850), Тот, кто свой хлеб в слезах не ел… (Wer nie sein Brot mit Tranen ass, 1-я версия 1840-е гг., 2-я — ок. 1860), На горных вершинах покой (Uber allen Gipfeln ist Ruh, 1-я ред. 1840-е гг.; 2-я — ок. 1859), на сл. В. Гюго, в т. ч. Когда я сплю (Oh, quand je dors, 1-я ред. 1842, 2-я — ок. 1859), Как говорили они… (Comment disaientils, 1-я ред. 1843, 2-я 1859) и на сл. Ф. Дингельштедта — Лейся, лейся взор лазурный (Schwebe, schwebe, blaues Auge, 1-я ред. 1845, 2-я — ок. 1860), на сл. Ф. Фрейлиграта, в т. ч. — Люби, пока любить ты можешь (О lieb, so lang du lieben kannst, ок. 1845), на сл. Г. Гофмана фон Фаллерслебена, в т. ч. Вы мне дайте сном забыться (Lasst mich ruhen, 1850-е гг.), на cл. Л. Рельштаба — Ты луч возьми у солнца (Nimm einen Strahl der Sonne, 1850-e гг.), на сл. О. Редвица — В любви всё чудных чар полно… (Es muss ein Wunderbares sein, 1857), на сл. Н. Ленау — 3 цыгана (Die drei Zigeuner, также вариант для голоса с орк., оба — 1860), на сл. Е. Мещерского — Ты… (Du bist, 1840-е гг.), на сл. Каролины Павловой — Женские слёзы (Les pleurs de femmes, 1843), на сл. M. Ю. Лермонтова — Молитва (Gebet, по нем. пер. Ф. Боденштедта — 1870-е гг.), на сл. К. Абраньи — Венгерская королевская песня (Magyar kiraly-dal, 1883), мн. песни на сл. др. поэтов.
Обработки, транскрипции, переложения собственных произведений
для оркестра — 2 легенды (1863), Большой концерт-соло (ок. 1850, возможно, обр. не Л.), Benedictus из «Венгерской коронационной мессы» (1875) и др.;
для голоса с оркестром — Жанна дАрк на костре (сл. А. Дюма, 1840-е гг.), Могила отцов (на сл. Л. Уланда, 1844), Лорелея (сл. Гейне, 1840-50-е гг.), 3 песни из «Вильгельма Телля» Шиллера (1850-е гг.), 3 цыгана (сл. Н. Ленау, 1860);
для фортепиано в 2 руки:
оркестровые — Танец в деревенском кабачке, 1-й Мефисто-вальс (1859–60), Торжественное шествие артистов, к юбилею Шиллера 1859 (ок. 1860), Торжественное погребение Тассо (1866), 2 полонеза из оратории Станислав (1870-е гг.), Гретхен (2-я часть из симфонии «Фауст», 1874), 2-й Мефисто-вальс (1881), От колыбели до могилы (1881) и др.;
скрипичных сочинений — Эпиталама к празднованию бракосочетания Эдуарда Ременьи (1872);
хоровых — Героический марш (Marche heroique, 1848), Воинственные песни (Geharnischte Lieder, 3 пьесы, ок. 1850), Пастораль, Хор жнецов из «Освобождённого Прометея» (Pastorale. Schnitterchor aus dem «Entfesselten Prometheus», 1861), Славим славных славян! (Slavimo slavno Slaveni!, посв. 1000-летию Кирилла и Мефодия, ок. 1863), Папский гимн (Lhymne du Pape, 1865), Рождественская песня (1864), Из «Венгерской коронационной мессы» (1 — Benedictus, 2 — Offertorium, 1867), Ave maris stella (ок. 1870), Юмореска (Gaudeamus igitur, ок. 1870), Ave Maria из сб.: Церк. хор. песнопения (9 (12) Kirchenchorgesangen, 1-я ред. 1871; 2-я — 1873), Солнечный гимн св. Франциска (Cantico del Sol di San Francesco, 1881) и др.;
камерных вокальных сочинений и мелодекламаций — 3 сонета Петрарки (ок. 1840), Он так меня любил! (1843), Как говорили они… (1847), Книга песен для фортепиано (Buch der Lieder fur Piano allein, ок. 1844), Достоинство монахини (ок. 1844), Грёзы любви, 3 ноктюрна (Liebestraume. 3 Notturnos, 1850), Веймарская народная песня (1857), Бог Венгрии (1881), Слепой (Der blinde Sanger — оброботка мелодекламации к балладе А. К. Толстого, 1878) и др.;
для фортепиано в 4 руки:
оркестровых — 10 симфонических поэм (1857–81), 2 эпизода из «Фауста» Ленау (1861 и 1862), 2-й Мефисто-вальс (1881), Торжественный марш, посв. Гёте (ок. 1858), Торжественный марш на мотивы Эрнста, герцога Саксен-Кобург-Готского (ок. 1859), Ракоци-марш (1870) и др.;
фортепианных — Большой бравурный вальс (ок. 1836), Большой хроматический галоп (1838), Гуситская песня (ок. 1840), Венгерские рапсодии (1874, 1882–85), Памяти Петёфи. Мелодия (1877), Чардаш смерти (1882), Навязчивый чардаш (1884);
скрипичные — Эпиталама к празднованию бракосочетания Эдуарда Ременьи (1870-е гг.), 1-я элегия (1874);
органные — Фантазия и фуга на хорал Ad nos, ad solutarem undam (1850);
хоровые — Героический марш (Хор рабочих, 1848), Пастораль. Хор жнецов из «Освобождённого Прометея» (1861), Папский гимн (1865), 4 пьесы из легенды «Святая Елизавета» (ок. 1868), Из венгерской коронационной мессы (1869), Юмореска (Gaudeamus igitur, 1872), Excelsior! Прелюдия к «Колоколам страсбургского собора» (1875), Via Crucis (1878) и др.;
песни — Веймарская народная (1857), Венгерская королевская (ок. 1884),
для 2 фортепиано:
оркестровых — 2 симфонии (1856 и 1859), 12 симфонических поэм (ок. 1854–61); фортепиано с оркестром — 2 концерта (1853, 1862), Пляска смерти (ок. 1865) и др.
Обработки и транскрипции произведений других композиторов, парафразы, фантазии для оркестра
оркестровых — «Галицийские танцы» Ю. Зарембского (1881), «Призыв» Б. Эгрешши и «Гимн» Ф. Эркеля (ок. 1873), Марши Ф. Шуберта (1859–60) и др.;
для фортепиано с оркестром — 3 фантазии: Большая симфоническая фантазия на темы из «Лелио» Берлиоза (1834), Фантазия на мотивы из «Афинских развалин» Бетховена (между 1848 и 1852), Большая фантазия Ф. Шуберта C-dur op. 15 (до 1851), Блестящий полонез К. М. Вебера (ок. 1851);
для голоса с оркестром — 6 песен Шуберта (Молодая монахиня, Маргарита за прялкой, Песнь Миньоны, Лесной царь, Двойник, Прощанье, 1860), Всемогущество. Песня Ф. Шуберта (1871), 2 песни Ф. Корбаи (1883);
для фортепиано в 2 руки:
оперных — Большая фантазия на тирольскую песню из оперы «Невеста» (1829), Бравурная тарантелла и 2 фортепиано пьесы на темы оперы «Немая из Портичи» (1846 и 1840-е гг.) Ф. Д. Э. Обера, Воспоминания — о «Пуританах» (1836) и о «Норме» (1841), Гекзамерон. Концертная пьеса. Большие бравурные вариации на марш из оперы «Пуритане» (1837), Фантазия на любимые мотивы из «Сомнамбулы» (1840) В. Беллини, Большая фантазия из «Ниобеи» (1835–36) Дж. Пачини, Воспоминания о «Лючии ди Ламмермур» (1835–36), Марш и каватина (из той же оперы, 1835–36), Воспоминания о «Лукреции Борджиа» (2 пьесы, 1841 или 1842), Вальс-каприс на 2 мотива из «Лючии» и «Паризины» (1842), Похоронный марш из «Дон Себастьяна» (1844) Г. Доницетти, Большая драм. фантазия на темы из «Гугенотов» (1836), Воспоминания о «Роберте-Дьяволе» (1841), Иллюстрации к «Пророку» (3 пьесы, 1849–50), иллюстрации к «Африканке» (2 пьесы, 1865) Дж. Мейербера, Увертюра к «Вильгельму Теллю» (1838) Дж. Россини, Воспоминания о «Дон Жуане» (1841) В. А. Моцарта, увертюры — к операм «Оберон» (1843), «Вольный стрелок» (1846), Народная песня из «Прециозы» (1848) К. M. Вебера; Лебединая песня и марш из «Ласло Хуньяди» (1846) Ф. Эркеля; Черкесский марш (Марш Черномора) из «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки (1843), Слава Марии (Salve Maria) из оперы «Иерусалим» («Ломбардцы», 1848), конц. парафразы «Эрнани» (1849), «Риголетто» (1859), Miserere из «Трубадура» (1859), Священный танец и заключительный дуэт (Danza sacra e Duetto final) из «Аиды» (1870-е гг.), Воспоминания о «Бокканегра» (1882) Дж. Верди, увертюра (1848), речитатив и романс (1849), хор пилигримов (1-я ред. 1860, 2-я ред. 1885) из оперы «Тангейзер», 2 пьесы из «Тангейзера» и «Лоэнгрина» (1852), 2 пьесы из оперы «Лоэнгрин» (ок. 1854), Фантазия на мотивы из оперы «Риенци» (1859), Песня прях (1860) и баллада из оперы «Летучий голландец» (1860-е гг.), Смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда» (1867), Песня Вальтера (Am stillen Herd) из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1871), Валгалла (отрывок из трилогии «Кольцо нибелунга», 1876), Торжественное шествие к св. Граалю из «Парсифаля» (1882) P. Вагнера, Финальное анданте и марш из оперы «Король Альфред» (1853) Й. Раффа, Фантазия на венгерскую оперу «Прекрасная Илонка» (1867) М. Мошоньи, Вальс из оперы «Фауст» (до 1861), Сабинянки, Колыбельная из оперы «Царица Савская» (1865), Прощание, Мечты (фантазия) на мотив из оперы «Ромео и Джульетта» (1867) Ш. Гуно, Полонез из оперы «Евгений Онегин» (1880) П. И. Чайковского и др.;
оркестровых — Юбилейная увертюра Вебера (1846). Эпизод из жизни артиста, Большая фантастическая симфония, фортепианная партитура (183 3), увертюра Тайные судьи (1833), Танец сильфов из «Осуждения Фауста» (1860) Г. Берлиоза, симфонии (5-7-я — 1837, остальные позднее), Каприччио в турецком стиле на мотивы «Афинских развалин» (1847) Л. Бетховена, Свадебный марш и Хоровод эльфов из музыки «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона (1849 или 1850), Торжественный марш к 100-летию со дня рождения Шиллера Дж. Мейербера (1860), «Пляска смерти» Сен-Санса (ок. 1876), Вступление и венгерский марш И. Сеченьи (1878), Из музыки к «Нибелунгам» Геббеля и к «Фаусту» Гёте (4 пьесы, 1878–1879), Симф. интермеццо к пьесе Кальдерона «Над всем любовь» (1882 или 1883) Э. Лассена;
камерно-инструментальных — Большой септет Бетховена ор. 20 (1840), Септет И. Н. Гуммеля (1848);
фортепианных — Венгерские мелодии (1838), Марши Шуберта для фортепиано соло (3 пьесы, 1846), Венские вечера. Вальсы-каприсы по Шуберту (9 пьес, 1852), Тарантелла А. С. Даргомыжского (1879);
скрипичных — Большая бравурная фантазия на «Кампанеллу» Паганини (1831–32), Бравурные этюды по каприсам Паганини (1838), Пёстрая вереница Ф. Давида (24 пьесы, 1850);
органных — 6 прелюдий и фуг (ок. 1842), Фантазия и фуга g-moll (1872) И. С. Баха;
вокальных — циклы песен Ф. Шуберта — Лебединая песня (14 пьес, 1838–39), Зимний путь (14 пьес, ок. 1840), Духовные песни (4 пьесы, 1840), 6 мелодий (1846), Прекрасная мельничиха (6 пьес, 1846); Летние ночи в Посилиппи. Итальянские вечера (3 пьесы, 1838) Г. Доницетти; Итальянские вечера. Шесть развлечений для фортепиано на мотивы Меркаданте (1838), Музыкальные вечера Россини (12 пьес, 1837), 2 транскрипции — Ария из Stabat Mater и Милосердие (обе — 1847) Дж. Россини, Аделаида (1839), 6 духовных песен (1840), К далёкой возлюбленной (1849) Л. Бетховена, цикл песен Ф. Мендельсона (7 песен: На крыльях песни, Воскресная песня, Путевая песня, Новая любовь, Весенняя песня, Зимняя песня, Зюлейка, 1840), Поездка по воде (1848), Прощание охотника (1848), Лира и меч (1846), Колыбельная с арабесками (1848), Я в одиночестве не одинок (1848) К. М. Вебера, 3 песни И. Дессауэра — Соблазн, Две дороги, Испанская песня (1847), песни Р. Шумана — Песня любви (Посвящение, 1848), Весенняя ночь (изд. 1872), Провансальская песня (1881); песни Роберта и Клары Шуман (Р. Шумана): Рождественская песня, Странствующий колокол, Приход весны, Прощание альпийского пастуха, Это он; Тот лишь, кто сам страдал…, У дверей, как скромный нищий (7 пьес), (К. Шуман): Почему ты хочешь спрашивать других?, Я в твоём взоре, Тайное шептание (ок. 1870), циклы песен Р. Франца — Песни тростника (5 пьес), 3 песни — Шалун, Вестник, Морская тишь (ок. 1849), 4 песни — Летние розы, Бурная ночь, Слышится шум и стенанье, Весна и любовь (ок. 1849), 2 рус. мелодии — Соловей Алябьева и Цыганская песня Ты не поверишь, как ты мила П. Булахова (Deux melodies russes, 1842), 2 песни Э. Лассена — Небо, спаси мою душу (1861), Я нахожусь в глубоком одиночестве (1860-е гг.); Confutatis и Lacrimosa из Реквиема (ок. 1865) Моцарта, Воззвание и Венгерский гимн (Szуzat und Ungarischer Hymnus, 1873) Б. Эгрешши и Ф. Эркеля; 2 песни А. Г. Рубинштейна — О, если б навеки так было! и Азра (1881);
для фортепиано в 4 руки:
переложения обработок и транскрипций, среди них фрагментов из опер: Воспоминания о «Роберте-Дьяволе» Мейербера (1843), Фантазия на любимые мотивы из оперы «Сомнамбула» Беллини (ок. 1852), Черкесский марш (Марш Черномора Глинки, 1870-е гг.), Благословение и клятва, 2 мотива из «Бенвенуто Челлини» Г. Берлиоза (до 1853), Финальное анданте и марш из оперы «Король Альфред» Й. Раффа (1853), 4 марша Шуберта (по орк. ред.) (1860-70-е гг.); вокальных сочинений — В Сикстинской капелле. Miserere Аллегри и Ave verum corpus Моцарта (ок. 1866);
для 2 фортепиано:
оркестровых — 9-я симфония Бетховена (до 1851), Гексамерон на тему из «Пуритан» (ок. 1870) и Воспоминания о «Норме» (1870-е гг.) Беллини, Воспоминания о «Донжуане» (1870-е гг.) Моцарта;
для органа:
оперных — Хор юных пилигримов из оперы «Тангейзер» (1-я ред. 1860, 2-я ред. 1862) Вагнера; хоровых — Церковная торжественная увертюра на хорал (1852) О. Николаи, Вступление и фуга из мотета Ich hatte viel Bekummernis и Andante Aus tiefer Not (1860) И. С. Баха и др.; фортепианных — Прелюдии Шопена ор. 28, NoNo 4, 9; скрипичных — Adagio из скр. сонаты И. С. Баха (1860-е гг.); для тромбона и органа — Ария из Stabat Mater Россини (1860-е гг.); для голоса с фортепиано — Венецианская баркарола. Панталеони (ок. 1852), Сербская песня Девушка на берегу моря (1850-е гг.).
Мелодекламации
с оркестром — Сто лет назад (Vor hundert Jahren, 1859); с фортепиано — Ленора (Lenore, по балладе Г. Бюргера, 1858), Печальный монах (Der trдurige Mцnch, по балладе H. Ленау, 1860), Любовь мёртвого поэта (А holt kцlto szerelme, по стих. M. Йокаи, 1874), Слепой (Der blinde Sanger, по балладе А. К. Толстого, 1875), Верность Хельги (Helges Treue, по балладе М. Штрахвица, 1860).
Издания сочинений: Собрание музыкальных произведений — Liszt F., Musikalische Werke, hrsg. von der Fr. Liszt-Stiftung, Lpz., с 1907 (всего вышло 34 тома); Сочинения для фортепиано, под ред. и с коммент. Я. И. Мильштейна, М., с 1960 (к 1975 вышло 9 томов); Оперные транскрипции, под редакцией и с примечаниями В. Белова и К. Сорокина, (М.), с 1958 (к 1975 вышли 4 тома, ч. 1-9).
Литературные сочинения: Gesammelte Schritten, hrsg. von L. Ramann, Bd 1-6, Lpz., 1880-83; в рус. пер. — Избр. статьи, пер. с нем. А. Бобовича и Н. Мамуны, М., 1959; Ф. Шопен, пер. с франц. С. А. Семеновского, М., 1936, 1956; отд. статьи в пер. и с коммент. А. Н. Серова в «Музыкальном и театральном вестнике» 1856-59; Письма бакалавра музыки, «Северный вестник», 1886, No 1, то же, «СМ», 1936, No 9.
Письма: 17 писем Франца Листа, «Музыкальное обозрение», 1886-1887, No 15-17; Переписка Фр. Листа с А. Г. Рубинштейном, «РМГ», 1896, No 8; Три письма Фр. Листа В. Ленцу. 1852-1858, «Музыка», 1912, No 62-63; Два письма Фр. Листа к В. Ленцу. 1866 и 1872, «Музыка», 1914, No 164-165; Письма Франца Листа, «СМ», 1936, No 1; Франц Лист. Письма к Сен-Сансу, «СМ», 1936, No 7; Киселев В., Неизданные письма Ф. Листа (к П. И. Юргенсону), «СМ», 1951, No 7.
Литература:
Ла-Мара, Ф. Лист, в её кн.: Музыкально-характеристические этюды, т. 1, М., 1886; Трифонов П., Ф. Лист, Очерк жизни и деятельности, СПБ, 1887; Стасов В., Лист, Шуман и Берлиоз в России, СПБ, 1896; его же, Письма великого человека, «Северный вестник», 1893, No 3, 6; его же, Новая биография Листа, там же, 1894, No 11, 12; Зилоти A., Мои воспоминания о Ф. Листе, СПБ, 1911; то же, в кн.: А. И. Зилоти. Воспоминания и письма, Л., 1963; Тимофеев Г., Лист и русская музыка, в сб.: Энергия, (т. 3), СПБ, 1914; Письма А. П. Бородина, вып. 1–4, М. — Л., 1927–1950; Киселев В., Франц Лист и его отношение к русскому искусству, М., 1929; Мильштейн Я., Ф. Лист, т. 1–2, М., 1956, 1971; Сабольчи Б., Последние годы Ференца Листа, пер. с венг., Будапешт, 1959; Ласло Ж., Maтека Б., Ференц Лист. Жизнь и творчество в иллюстрациях и слове, пер. с венг., Будапешт, 1967; Ramann L., Franz Liszt als Kunstler und Mensch, Bd 1–3, Lpz., 1880–94; Golleriсh A., Franz Liszt, В., 1908; Сhantavоine J., Liszt, P., 1910, 1911; Kapp J., Franz Liszt, Eine Biographie, В. — Lpz., 1909, 1924; Agоult M. D, Memoires. 1838–1854, P., 1927; Gardonyi Z., Die ungarischen Stileigentumlichkeiten in den musikalischen Werken Franz Liszts, B. — Lpz., 1931; Raabe P., Franz Liszt, Leben und Schaften, Bd 1–2, Stuttg., 1931; Searle H., The music of Liszt, L., 1915, N. Y., 1966; Zenetodomanyi tanulmanyok, kцt. 3 — Liszt Ferenc es Bartok Bela emlekere, Bdpst, 1955; Rehberg P., Franz Liszt. Die Geschichte seines Lebens, Schaffens und Wirkens, Z., 1961; Studia musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae, t. 5, Bdpst, 1963; Вekefi E., Liszt Ferenc szarmarasa es csaladja, Bdpst, 1973.
Основные даты жизни и деятельности:
• 1811 — 22 X. В Доборьяне, близ Шопрона (Венгрия), в семье Адама Л. родился сын Ференц.
• 1817 — Начало обучения под рук. отца игре на фп.
• 1820 — X. 1-й публич. концерт в Шопроне. — 26 XI. Выступление в Пожони (Братиславе), получение субсидии от венг. магнатов на муз. образование.
• 1821 — Переезд с родителями в Вену.
• 1822 — Занятия у К. Черни (фп.) и А. Сальери (композиция). — Сочинение хорала «Tantum ergo» и вариации для фп. на вальс Диабелли.
• 1823 — V. Публич. концерты в Пеште. — Осень. Переезд в Париж. Начало занятий у Ф. Паэра.
• 1824 — 7 III. Первый публич. концерт в Париже. — Лето. Поездка в Англию.
• 1825 — VI. Конц. турне по Франции и Англии. — 17 X. Первое исп. оперы Л. «Дон Санчо» в Париже.
• 1826 — Занятия у А. Рейхи (композиция).
• 1827 — 28 VIII. Смерть отца в Булони.
• 1828 — Начало преподават. деятельности (частные уроки).
• 1829 — Сочинение 1-й оперной фантазии (по «Невесте» Д. Ф. Э. Обера).
• 1830 — VII. Наброски «Революционной симфонии». — 4 XII. Встреча с Г. Берлиозом.
• 1831 — 9 III. Присутствие на концерте Н. Паганини; наброски фантазии по мотивам Паганини.
• 1832 — 26 II. Присутствие на концерте Ф. Шопена в Париже.
• 1833 — Весна. Знакомство с М. д’Агу. — Переложение для фп. «Фантастической симфонии» Берлиоза.
• 1834 — Сочинение фп. пьес «Лион», «Видения», «Поэтические и религиозные гармонии» (1-я ред.). — Знакомство с Ф. Ламенне.
• 1835 — Совм. работа с М. д’Агу над серией статей «О положении художников и об условиях их существования в обществе». — 18 XII. Рождение первой дочери д’Агу и Л. — Бландины.
• 1836 — Концертирование в Париже. — Сочинение фантазии «Гугеноты», переложение для фп. симфонии «Гарольд в Италии» Берлиоза.
• 1837 — II-III. Состязание с пианистом З. Тальбергом в Париже. — Осень. Поездка в Италию. — Наброски фантазии-сонаты «После чтения Данте». — Переложение для фп. 5-й и 6-й симфоний Бетховена. — 25 XII. Рождение второй дочери д’Агу и Л. — Козимы.
• 1838 — IV. Концерты в Вене. — Сочинение «Этюдов по каприсам Паганини» и «24 больших этюдов для фортепиано». — Переложение для фп. 12 песен Ф. Шуберта и увертюры Россини «Вильгельм Телль».
• 1839 — 3 X. Предложение денег Бетховенскому комитету в Бонне на сооружение памятника Бетховену. — XI-XII. Концерты в Вене, Пожони и Пеште. — Наброски концерта A-dur для фп. с оркестром.
• 1840 — 11 I. 1-е выступление в качестве дирижёра (Пешт). — 1. III-X. Концерты в Лейпциге, городах Англии, Гамбурге.
• 1841 — Концерты в европ. странах (ежегодно до 1847). — Встреча с Р. Вагнером (в Париже). — Сочинение фантазий на темы опер «Дон Жуан», «Норма», «Роберт-Дьявол».
• 1842 — 16 IV — 28 V. Конц. поездка в Россию. Знакомство с М. И. Глинкой, В. Ф. Одоевским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым и др. — XI. Назначение придв. капельмейстером в Веймаре. Переложение для фп. органных фуг И. С. Баха. 1843. — V-VI. Выступления в Москве и Петербурге. — Издание 1-й книги песен («Лорелея» и др.).
• 1844 — 7 I. Начало капельмейстерской деятельности в Веймаре. — Издание 2-й книги песен («Когда я сплю» и др.). — Разрыв с М. д’Агу.
• 1845 — VII. Знакомство с Й. Раффом в Базеле. Сочинение произв. «Кузнец» (на сл. Ф. Ламенне). — VIII. Выступление в качестве дирижёра, пианиста и композитора («Торжественная кантата») на открытии памятника Бетховену в Бонне.
• 1846 — III. 1-е посещение А. Г. Рубинштейном Л. (в Вене).
• 1847 — II. Концерты в Киеве. — Знакомство с К. Витгенштейн. — Концерты в Одессе и Елизаветграде. — Конец деятельности Л. в качестве пианиста-виртуоза.
• 1848 — IV. Приезд к Л. в Веймар К. Витгенштейн. — Сочинение «Хора рабочих» и хора «Весёлый легион» (отклик на Революцию 1848), 3 конц. этюдов для фп. и др.
• 1849 — Лето. Сочинение и 1-е исп. (28 VIII) симф. поэмы «Тассо». — X. Сочинение «Погребального шествия» (отклик на поражение Революции 1849 в Венгрии).
• 1850 — 1-е исп. симф. поэм «Что слышно на горе» (II) и «Прометей» (24 VIII).
• 1851 — Сочинение симф. поэмы «Мазепа», «Этюдов трансцендентного исполнения» и др. — Издание 1-й и 2-й «Венгерских рапсодий».
• 1852 — Сочинение фп. «Фантазии на венгерские народные темы» и транскрипций вальсов Шуберта «Венские вечера».
• 1853 — VI. И. Брамс в гостях у Л. в Веймаре. — Завершение сонаты h-moll для фп. Сочинение симф. поэмы «Праздничные звуки», 2-й баллады и др. — Издание «Венгерских рапсодий» (с 3-й по 15-ю).
• 1854 — Первое авторское исп. симф. поэм «Прелюды», «Тассо» (в окончат. ред.), «Maзeпa», «Орфей», «Звуки празднества» (в Веймаре). — V-VI. 1-е посещение Веймара А. Г. Рубинштейном. — VI-VII. Сочинение симф. поэмы «Венгрия». — X. Завершение «Фауст-симфонии». — XI. Основание объединения «Нововеймарская школа» (см. Веймарская школа).
• 1855 — Работа над симфонией «Данте» и «Эстергомской (Гранской) мессой». — 17 II. 1-е исп. концерта для фп. с орк. Es-dur (в Веймаре).
• 1856 — 8 VII. Завершение «Симфонии к „Божественной комедии“ Данте». — 31 VIII. 1-е исп. «Гранской мессы». — Издание симф. поэм «Тассо», «Прометей», «Мазепа».
• 1857 — 1-е исп. симф. поэм: 7 I. «Что слышно на горе» (в окончат. ред.), 5 IX. «Идеалы», «Фауст-симфония», 5 IX. «Симфонии к „Божественной комедии“ Данте». — 7 XI. Завершение симф. поэмы «Битва гуннов».
• 1858 — Сочинение симф. поэмы «Гамлет». — XII. Отказ от должности оперного капельмейстера.
• 1859 — VI. Подготовка к организации Всеобщего нем. муз. союза. — 13 XII. Смерть сына Л. Даниеля в Берлине.
• 1860 — Сочинение траурной оды «Мёртвые» в память об умершем сыне. — Завершение 2 симф. эпизодов из «Фауста» Ленау («Ночное шествие» и «Мефисто-вальс»).
• 1861 — 8 III. 1-е (авторское) исп. «Мефисто-вальса» в Веймаре. — 7 VIII. Основание Всеобщего нем. муз. союза. — Отказ от должности придв. капельмейстера. — 17 VIII. Отъезд из Веймара. — 21 X. Приезд (после Берлина и Парижа) в Рим.
• 1862 — 11 IX. Смерть старшей дочери Л. Бландины. — Завершение оратории «Легенда о святой Елизавете». — XI. Сочинение «Вариаций на тему BACH».
• 1863 — Сочинение «Испанской рапсодии».
• 1864 — Переложение 9-й симфонии Бетховена для фп.
• 1865 — 25 IV. Посвящение Л. в духовный сан. — 15 VIII. 1-е исп. «Легенды о святой Елизавете» в Пеште под упр. Л.
• 1866 — III. Последнее свидание с М. д’Агу в Париже. — 29 IX. Завершение оратории «Христос».
• 1867 — 14 IV. Завершение и 1-е исп. (8 VI) «Венгерской коронационной мессы» в Пеште. — 3 XII. Роспуск Нового Веймарского союза.
• 1868 — VIII. Начало работы над «Техническими упражнениями». — IX-XII. Пребывание на вилле д’Эсте в Италии.
• 1869 — 13 I. Возвращение в Веймар. — 20 I. Выступление в качестве пианиста в придв. концерте в Веймаре. Посещение Л. в Веймаре А. Г. Рубинштейном. — X-XII. Отдых и работа на вилле д’Эсте.
• 1870 — 29 V. Выступление в качестве дирижёра (9-я симфония Бетховена) в Веймаре.
• 1872 — X. 1-е посещение Байрёйта. — XI. Поездка на родину в дер. Доборьян.
• 1873 — 29 V. 1-е исп. оратории «Христос» (полностью) в Веймаре под упр. Л. — XI. Чествование Л. в Будапеште в связи с 50-летием творч. деятельности.
• 1875 — 10 III. Авторский концерт в Пеште. — 28 IV. 1-е исп. «Вариаций на тему BACH» в концерте в Ганновере. Основание Академии музыки в Пеште (избрание Л. президентом).
• 1876 — VIII. 1-я встреча с П. И. Чайковским (в Байрёйте на вагнеровских торжествах).
• 1877 — VII. Визит А. П. Бородина к Л. в Веймаре. — Сочинение фп. пьесы «Памяти Петёфи».
• 1878 — IV. Пребывание в Вене, Веймаре. — VIII. Л. в Байрёйте. — IX-XII. — Жизнь на вилле д’Эсте.
• 1879 — Краткое пребывание в разных городах Европы. — 30 XII. Выступление на вилле д’Эсте. 1880. — Сочинение 2-го «Мефисто-вальса».
• 1881 — X. Муз. празднества в Риме по случаю 70-летия со дня рождения Л.
• 1882 — I-II. Л. в Венеции, Вене и Будапеште. — XI. Посещение Л. в Веймаре А. Г. Рубинштейном и А. Никишем. — XII. Встреча Л. с Р. Вагнером в Венеции. — Сочинение 16-й «Венгерской рапсодии» и «Чардаша смерти».
• 1883 — VI-XII. Л. в Веймаре. Сочинение 3-го «Мефисто-вальса», «Мефисто-польки» и др.
• 1884 — V. Последнее выступление в качестве дирижёра в Веймаре.
• 1885 — Жизнь в Риме, Флоренции, Вене, Веймаре, Антверпене, Мюнхене. — Сочинение 18-й и 19-й «Венгерских рапсодий».
• 1886 — 21 I. Отъезд из Рима. — 10 III. Прощальный концерт в Будапеште. — 19 VII. Последнее публич. выступление Л.-пианиста (в Люксембурге). — 21 VII. Возвращение в Байрёйт. — 23-25 VII. Присутствие на спектаклях опер «Парсифаль» и «Тристан и Изольда». — 26-30 VII. Болезнь. — 31 VII. Смерть в Байрёйте.
Я. И. Мильштейн
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.