Список сочинений Антона фон Веберна и литература

Биография Веберна

Опера

• Алладина и Паломид (фрагменты к опере по одноименной пьесе М. Метерлинка, 1908)

Для голоса, хора и оркестра

• 2 песни на сл. И. В. Гёте (из цикла Chinesisch-Deutsche Jahres-und Tageszeiten, для смешанного хора с сопровождением челесты, гитары, скрипки, кларнета и бас-кларнета, ор. 19, 1926)
• фрагменты к 3-й хоровой песне на сл. Гёте (Auf den Bergen in der reinsten Hohe, op. 19, 1926)

Кантаты

• Зрение (Das Augenlicht, op. 26, 1935)
• Зажигающий луч жизни (Zundender Lichtblitz des Lebens, сл. X. Йоне, op. 29, 1938–39)
• И вселенная тоже молчит (Schweigt auch die Welt, op. 31, 1941-1943)

Для голоса с оркестром или ансамблем инструментов

• Меч Зигфрида (Siegfrieds Schwert, баллада, сл. Л. Уланда, для голоса с оркестром, 1903)
• 2 песни на сл. Р. М. Рильке (для голоса и 9 инструментов, ор. 8, 1910; 3-я ред. 1921; 4-я ред. — 1925)
• О, нежное пламя гор (О, sanftes Gluh’n der Berge, песня для голоса с оркестром, B-dur, 1913)
• 4 песни для голоса с оркестром (ор. 13, 1914–18)
• Спасибо, так я чувствую твою руку (Dank! So fuhle ich deine Hand, для голоса с оркестром, 1919)
• 6 песен на сл. Г. Тракля (для голоса, кларнета, бас-кларнета, скрипки и виолончели, ор. 14, 1917–21)
• 5 духовных песен (для сопрано, флейты, кларнета, трубы, арфы и виолончели, ор. 15, 1917–22)
• 5 канонов на латинские тексты (для сопрано, кларнета и бас-кларнета, ор. 16, 1924)
• 3 народные песни для голоса, скрипки, кларнета и бас-кларнета, ор. 17, 1924)
• 3 песни (для голоса, кларнета и гитары, ор. 18, 1925);

Для оркестра

• Летний ветер. Идиллия (Im Sommerwind, 1904)
• Пассакалия (op. 1, 1908)
• 6 пьес (op. 6, 1-я ред. 1909–1911; 2 ред. обр. для камерного оркестра, 1928)
• 5 пьес: Прообраз (Urbild), Превращение (Verwandlung), Возвращение (Ruckkehr), Воспоминание (Erinnerung), Душа (Seele, op. 10, 1911–13)
• Симфония (для кларнета, бас-кларнета, 2 валторн, арфы и смычковых, ор. 21, 1928)
• Вариации (ор. 30, 1940)

Для инструментального ансамбля

• концерт для 9 инструментов (флейты, гобоя, кларнета, валторны, трубы, тромбона, скрипки, альта и фортепиано, ор. 24, 1934)
• фортепианный квинтет (1906/1907)

Струнные квартеты:
• a-moll (без даты)
• на тему И. Бёма (1905)
• ор. 28 (1937–38)

Отдельные части струнных квартетов:
• рондо (без даты)
• медленная часть (1905)
• 5 частей (ор. 5, 1909, переработаны для струнного оркестра, 1929)
• 6 багателей (ор. 9, 1913)
• фрагменты (1929)

• квартет для скрипки, кларнета, тенора-саксофона и фортепиано (ор. 22, 1930)
• 2 струнных трио (1925, ор. 20, 1927)

Для скрипки и фортепиано

• 4 лёгкие пьесы (ор. 7, 1910, окончат. ред. 1914)

Для виолончели и фортепиано

• 2 пьесы (1899)
• 3 маленьких пьесы (ор. 11, 1914)
• соната (1914)

Для фортепиано в 2 руки

• пьеса для фортепиано (1905–06)
• часть для фортепианной сонаты (1906)
• вариации для фортепиано (ор. 27, 1936)

Для голоса с сопровождением фортепиано

• 3 песни на сл. Ф. Авенариуса, Р. Демеля и Г. Фальке (1899–1903)
• 3 песни на сл. Ф. Авенариуса (1903–1904)
• 8 песен на сл. разных поэтов (1901–1904)
• Любовная песня (Liebeslied, сл. Г. Бёма (1904))
• 5 песен на сл. Р. Демеля (1906–08)
• 5 песен на сл. С. Георге (из поэмы «Седьмое кольцо» — «Der siebente Ring», op. 3, 1907–08)
• 5 песен на сл. С. Георге (ор. 4, 1908–09)
• 4 песни на сл. Ли-Таи-По, А. Стриндберга, И. В. Гёте и нар. (ор. 12, 1915–17)
• 3 песни из «Via in Viae» X. Йоне (op. 23, 1933–34)
• 3 песни на сл. X. Йоне (ор. 25, 1934–35)

Обработки** произведений других композиторов, в т. ч.

• Ф. Шуберта (Немецкие танцы для оркестра, 1931)
• И. С. Баха (6-голосная фуга для оркестра, 1935)
• Г. Вольфа, Ф. Листа и А. Шёнберга

Литературные сочинения:

Wege zur neuen Musik, hrsg. von W. Reich, W., 1960 (содержит два доклада Веберна «Der Weg zur neuen Musik», 1933; «Der Weg zur Komposition mit zwolf Tonen», 1932, а также письма Веберна к издателю В. Рейху).

Литература:

Рубин М., Веберн и его последователи, пер. с нем., «СМ», 1959, No 4, с. 177–184; Шнеерсон Г., О музыке живой и мертвой, М., 1964, с. 284–293; Кремлев Ю., Антон Веберн и образный мир его музыки, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 8, Л., 1969; А. Webern zum 50. Geburtstag, «'23'. Eine Wiener Musikzeitschrift», 1934, No 4; Leibowitz R., Schoenbert et son ecole, P., 1946, N. Y., 1947; Anton Webern. Dokumente, Bekenntnisse, Erkenntnisse, Analysen, W.-Z.-L., 1955; Adorno T. W., Anton Webern, в его кн.: Klangfiguren, В.-Fr./M., 1959; Fortner W., A. Webern und unsere Zeit, «Melos», 1960, Jahrg. XXVIII, H. 11; Dorian (Fr. Deutsch), Webern als Lehrer, «Melos», 1960, Jahrg. XXVII, No 4; A. Webern. Weg und Gestalt. Selbstzeugnisse und Worte der Freunde, hrsg, von W. Reich, Z., 1961; Коlneder W., A. Webern. Einfuhrung in Werk und Stil, Rodenkirchcn/Rhein, 1961; Коlneder W., Moldenhauer H., The death of A. Webern. A drama in documents, N. Y., 1961; Moldenhauer H., Wealth of Webern manuscripts now at University of Washington, «Music of the West», 1961, November; Dallapiссоla L., Begegnung mit A. Webern, «Melos», 1965, Jahrg. XXXII, No 4; Austin W., Music in the 20th century, N. Y, 1966, ch. XIX, p. 345–70; Wildgans Fr., A. Webern, L., 1966; Moldenhauer H., Anton Webern. Perspectives…, Wash., 1966; Rostand Сl., Anton Webern. L’homme et son oeuvre, P., 1969.

Ю. В. Келдыш
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама