Список сочинений Рихарда Вагнера, даты и литература

Биография Вагнера

Оперы

• Свадьба (Die Hochzeit, фрагменты, соч. 1832–1833)
• Феи (Die Feen, по сказке «Женщина-змея» Гоцци, 1833–1834, пост. 29 VI 1888, Мюнхен)
• Запрет любви, или Послушница из Палермо (Das Liebesverbot oder Die Novize aus Palermo, по комедии «Мера за меру» Шекспира, 1835–1836, пост. 1836, Городской т-р, Магдебург)
• Риенци (Кола Риенци, последний трибун, Cola Rienzi der letzte der Tribunen, по одноим. роману Э. Булвер-Литтона, 1838–1840, пост. 20 X 1842, Дрезден)
• Летучий голландец (Моряк-Скиталец, Der fliegende Hollander, по новелле Г. Гейне «Мемуары г-на фон Шнабелевопского» и по сказке «Корабль призраков» Хауфа, 1840–1841, пост. 20 I 1843, под упр. автора, Оперный т-р, Дрезден)
• Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге (Tannhauser und der Sangerkrieg auf der Wartburg, по сюжетам средневековых легенд 13 в., 1843–1845, пост. 19 X 1845, Оперный т-р, Дрезден, расширенная, т. н. Парижская редакция 1861, т-р «Гранд-Опера», Париж)
• Лоэнгрин (по сюжетам средневековых саг, 1845–1848, пост. 28 VIII 1850, под упр. Ф. Листа, Придворный т-р, Веймар)
• Тристан и Изольда (по кельтской саге Готфрида Страсбургского, пост. 10 VI 1865, под упр. X. Бюлова, Придворный и нац. т-р, Мюнхен)
• Нюрнбергские мейстерзингеры (Die Meistersinger von Nurnberg, по нюрнбергской хронике 16 в., использованы либретто опер «Ганс Сакс» и «Оружейник» Лорцинга, 1861–1867, пост. 21 VI 1868, там же)

Кольцо нибелунга (Der Ring des Nibelungen, сценич. торж. представление для трех дней и предвечерья, тетралогия, либретто на основе скандинавского эпоса «Эдда» и средне-верхненемецкого эпоса «Песнь о нибелунгах», первонач. замысел — 1848, первая пост. тетралогии полностью; 13, 14, 16 и 17 VIII 1876 Байрёйтский т-р)
• 1-я ч. — Золото Рейна, Das Rheingold, 1852–1854, пост. 22 IX 1869, Придворный и нац. т-р, Мюнхен
• 2-я ч. — Валькирия, Die Walkure, 1852, 1854–1856, пост. 26 VI1870, там же
• 3-я ч. — Зигфрид, 1851, 1856–1857, 1868–1871, пост. 16 VIII 1876, Байрёйтский т-р
• 4-я ч. — Гибель богов, Сумерки богов, Закат богов, Gotterdammerung, 1848, 1869–1874, пост. 17 VIII 1876, там же)

• Парсифаль (опера-мистерия по средне-верхненемецкой эпич. поэме Вольфрама фон Эшенбаха, 1877–1882, пост. 26 VII 1882, Байрёйтский т-р)

Для оркестра

• симфонии (C-dur, 1832, E-dur, 1-я ч., 1834)
• увертюры (B-dur с литаврами, 1830, c-moll, 1830)
• Концертная увертюра (d-moll, 1831)
• Большая концертная увертюра (C-dur, 1832)
• увертюра и финал к трагедии «Король Энцио» («Konig Enzio» Payпaxa, 1832)
• увертюра к пьесе «Христофор Колумб» Апеля (1835)
• увертюра Правь, Британия (Rule, Britania, 1837)
• увертюра Польша (Polonia, 1832–1836)
• увертюра Фауст (к трагедии «Фауст» Гете, 1840, переработана 1855)

Марши:
• Марш присяги на верность (Huldigungsmarsch, 1864)
• Императорский марш (Kaisermarsch, 1871)
• Большой торжественный марш (к 100-летию провозглашения независимости США (Grosser Festmarsch zur Eroffnung der Unabhangigkeits-erklarung der Vereinigten Staaten von Nordamerika, 1876)

• идиллия Зигфрид (1870)

Для духового оркестра

• Траурный марш — У гроба Вебера (Trauermarsch — An Webers Grabe, 1844)

Для ансамбля инструментов

• струнный квартет (рукопись утеряна, 1828)

Для фортепиано в 2 руки

• сонаты (d-moll, неопубл., 1829, B-dur, op. 1, 1831, A-dur, 1832, E-dur, в альбом M. Везендонк, 1853)
• фантазия (fis-moll, 1831)
• Листок из альбома (C-dur, 1861) и др.

Для фортепиано в 4 руки

• Полонез (D-dur, op. 2, 1831)

Для одного инструмента с сопровождением фортепиано

• Листок из альбома для скрипки и фортепиано (Es-dur для Бетти Шотт, 1875)

Вокальные произведения с сопровождением фортепиано или оркестра

• сцена и ария (1832)
• 7 пьес к «Фаусту» Гете (ор. 5,1932)
• кантата к Новому году (Neujahrskantate, сл. В. Шмале, 1835)
• ария вампира (к опере «Вампир» Маршнера, 1833)
• романс (к зингштгалю «Мария Макс и Мишель» Блума, 1837)
• песня к опере («Швейцарское семейство» Вейгля, 1837)

Романсы

• Поднимайся, сладкая грусть (1837)
• Елка (сл. Шейерлина, 1838)
• Два гренадера (сл. Г. Гейне, 1840)
• Выезд из садика (к одноим. водевилю Димануэра, 1840)
• 4 романса на франц. тексты (1840)
• Трапеза апостолов (для мужского хора и орк., 1843)
• 5 стихотворений на сл. M. Везендонк (1857–58) и др.

Для хора без сопровождения

• Торжественная песня (1843)
• Приветствие королю (1844)
• У гроба Вебера (1844)

Для голоса без сопровождения

• Песенка в честь г-на Крафта (Kraftliedchen, 1871)
• Песня рыбака (Fischerlied, ок. 1880)

Аранжировки произведений других композиторов (для 2 фортепиано)

• Девятая симфония Бетховена (1830)

Оперы:
• «Фаворитка» и «Любовный напиток» Доницетти (1840)
• «Царица Кипрская» и «Гитарист» Галеви (1841)
• триумфальный марш из оперы «Весталка» Спонтини (1844)
• опера «Дон Жуан» Моцарта (1850)

Редакции

• оперы — «Ифигения в Авлиде» Глюка (пост. 1847, Дрезден)
• «Stabat Mater» Палестрины (1848)

Основные даты жизни и деятельности

• 1813 — 22 V. В семье полицейского чиновника в Лейпциге родился сын Вильгельм Rихард. — 22 XI. Смерть отца В. — К. Ф. В. Вагнера.
• 1814 — Семья В. переезжает в Дрезден. — Мать В. выходит замуж за талантливого художника, писателя и актера Л. Гейера.
• 1822 — В. поступает в Крёйцшуле (Дрезден). — Проявление худож. способностей В., увлечение т-ром и нем. романтич литературой; яркие впечатления от оперного т-ра, к-рым руководил К. М. Вебер.
• 1824 — Начало обучения игре на фп. — Сестры В — Клара и Розалия дебютируют в качестве оперных певиц.- Увлечение произв. K. M. Вебера.
• 1828 — В. переезжает в Лейпциг и поступает в гимназию. — Знакомство с симфониями Л. Бетховена. — Первые попытки сочинять музыку — Пишет «большую трагедию» под назв. «Лейбальд».
• 1829 — Занятия теорией музыки и игрой на скрипке. — Дирижер лейпцигского т-ра Г. Дорн заинтересовывается 16-летним В.
• 1830 — В. делает переложение для фп. 9-й симфонии Бетховена. — Под упр. Г. Дорна исполнена увертюра В. B-dur для оркестра (произв. не имело успеха).
• 1831 — Занятия гармонией и контрапунктом с композитором и теоретиком, кантором школы св. Фомы Т. Вейнлигом. — Поступление в Лейпцигский ун-т.
• 1832 — Посещение Вены и Праги. — Сочинение симфонии C-dur, исполненной студенч. оркестром Пражской консерватории.
• 1833 — Симфония C-dur исполнена в Гевандхаузе. — В. получает место хормейстера в оперном т-ре Вюрцбурга.
• 1834 — В журн. «Zeitung fur die elegante Welt» появляется первая напечатанная статья В. «Немецкая опера». — Поездка в Магдебург, получение места музыкального директора в т-ре Бетмана.
• 1836 — Женитьба В. на актрисе Минне Планер. — В Магдебурге пост. опера В. «Запрет любви».
• 1837 — Работа в качестве дирижера в Кенигсбергском т-ре. — Назначение муз. директором т-ра Хольтея (Рига).
• 1839 — В. покидает Ригу и едет через Лондон в Париж. — Встречи с Дж. Мейербером, Г. Гейне, Ф. Листом, Ф. Галеви, Г. Берлиозом. — Слушает 9-ю симфонию Бетховена под упр. Ф. А. Хабенека.
• 1842 — В. с женой возвращаются в Дрезден. — 20 X. Пост. оперы «Риенци» в Дрездене.
• 1843 — 20 I. Пост. оперы «Летучий голландец» в Дрездене. — В. назначается вторым дирижером придв. оперного т-ра в Дрездене.
• 1845 — 19 X. Пост. оперы «Тангейзер» в Дрездене.
• 1846 — Встреча с X. Бюловым. — Дирижирует 9-й симфонией Бетховена.
• 1847 — 24 X. Пост. оперы «Риенци» в Берлине.
• 1848 — Начало дружбы с Ф. Листом.
• 1849 — Встречи с М. А. Бакуниным. — Участие в Дрезденском восстании, после разгрома к-рого В. объявлен государственным преступником и заочно осужден — Спасается бегством: поездка к Ф. Листу в Веймар, затем в Париж и наконец в Швейцарию, поселяется в Цюрихе — Пишет брошюру «Искусство и революция».
• 1850 — 28 VIII. Пост. «Лоэнгрина» в Веймаре под упр. Ф. Листа. — Создание брошюры «Художественное произведение будущего».
• 1851 — Заканчивает кн. «Опера и драма». — Публикует «Обращение к моим друзьям».
• 1854 — Развивается привязанность к жене друга и покровителя В. — разносторонне одаренной М. Везендонк, чувство В. нашло отражение в его музыке. — Знакомство с трудом А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление».
• 1855 — В. дирижирует концертами Филармонического об-ва в Лондоне. — Встреча с Г. Берлиозом.
• 1856 — В Швейцарии В. заканчивает оперу «Валькирия», начинает работу над «Зигфридом».
• 1857 — В. с женой поселяются в имении Везендонков под Цюрихом — Встреча с X. Бюловым и его женой Козимой (урожденной Лист).
• 1858 — После ссоры с М. Везендонк В. покидает ее дом и уезжает в Венецию, его жена Минна — в Дрезден.
• 1859 — Пребывание в Венеции, Люцерне, Париже.
• 1860 — В. дирижирует в Париже концертом из собственных произв. — В. получает частичную амнистию без права въезда в Саксонию.
• 1861 — 13 III. Пост. оперы «Тангейзер» в парижском т-ре «Гранд-Опера» (опера снята после скандального провала).
• 1862 — Получение полной амнистии, возвращение в Саксонию.
• 1863 — Гастрольная поездка В. в качестве дирижера. — В. посещает Россию, концерты в Москве и Петербурге.
• 1864 — В. поддерживает 18-летний король Людвиг II баварский (В. живет у него в Мюнхене). — Увлечение дочерью Ф. Листа — Козимой Бюлов.
• 1865 — 10 VI. Пост. оперы «Тристан и Изольда» в Мюнхене — В. начинает диктовать Козиме свои мемуары «Моя жизнь» — Из-за придворных интриг В. снова уезжает в Швейцарию и поселяется близ Женевы.
• 1866 — Жизнь в Швейцарии, в Трибшене, на Люцернском озере (до 1873). — Начало деятельного творческого периода и счастливой семейной жизни с Козимой Бюлов (первая жена В. к этому времени умерла).
• 1868 — 21 VI. Пост. оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры» в Мюнхене. — Встреча с Ф. Ницше.
• 1869 — 22 IX Пост. оперы «Золото Рейна» в Мюнхенею — Рождение сына Вагнера и Козимы Зигфрида. — Пишет кн. «О дирижировании».
• 1870 — 26 VI Пост. оперы «Валькирия» в Мюнхене. — Пишет кн «Бетховен», заканчивает работу над мемуарами (доводит их до сер 60-х гг).
• 1871 — Первое посещение Байрёйта.
• 1872 — 22 V. Торжественная закладка здания нового т-ра в Байрейте. — Вместе с Козимой В. посещает P. Листа в Веймаре. — Конц. турне В. (Вена, Берлин, Гамбург) для сбора денег на постройку т-ра в Байрейте.
• 1874 — В. поселяется на вилле «Ванфрид» в Байрейте.
• 1875 — Репетиции 1-го Байрейтского фестиваля.
• 1876 — Пост. «Тристана и Изольды» в Берлине. — 13, 14, 16, 17 VIII В. Байрёйте впервые поставлена тетралогия «Кольцо нибелунга». — Поездка на отдых в Италию.
• 1877 — Возвращение в Байрёйт.
• 1878 — Болезнь сердца и ревматизм. — В Лейпциге полностью поставлена тетралогия «Кольцо нибелунга».
• 1880 — Пребывание в Италии.
• 1882 — Возвращение в Байрёйт. — 26 VII. Первая пост. «Парсифаля» под упр. Г. Леви. — Отъезд в Венецию.
• 1883 — Замысел сочинения симфонии. — 13 II. Смерть В. в Венеции.

Литературные сочинения:

Gesammelte Schriften und Dichtungen, Bd 1–9, Lpz., 1871–73, Bd 10, Lpz., 1883; 1887, 1911; Richard Wagners gesammelte Schriften und Briefe, hrsg. von Dr. J. Kapp, Bd 1–14, Lpz., 1914; Samtliche Schriften und Dichtungen, Bd 1–16, Lpz., 1912–14; Die Hauptschriften, hrsg. und eingeleitet von E. Bucken, Stuttg., 1956; Mein Leben. (Erste authentische Veroffentlichung. Einmalige Jubilaumsausgabe), Munch., 1963; в рус. пер.: Об увертюре, «Репертуар русского театра»; 1841, No 5; Паломничество к Бетховену (Eine Pilgerfahrt zu Beethoven, 1840); Новелла, П., 1918, 1923 (нов. пер. — «МЖ», 1964, NoNo 8 и 9); Художественное произведение будущего (Das Kunstwerk der Zukunft, 1849), «РМГ», 1897, NoNo 1–3, 5–12, 1898, NoNo 1, 3–10; Опера и драма (Oper und Drama, 1851), M., 1906; О дирижировании (Uber das Dirigieren, 1869), «РМГ», 1899, No 38, 39, 41–47, 49, 51–52; Бетховен (Beethoven, 1870), M.-СПБ, 1911; Моя жизнь. Мемуары. Письма. Дневники, ч. 1–4, М., 1911–12; Нибелунги. Всемирная история на основании сказания. Вступит. статьи Э. Метнера и М. Ценкера, М., 1913; Избранные статьи (Ред., прим., вступит. и пояснительная статья Р. И. Грубера), М., 1935.

Письма:

Из писем Вагнера, «СМ», 1963, No 5; Richard Wagners Briefe in Originalausgaben in 17 Banden, hrsg. von J. Kapp und E. Kastner (Bd 1–2 — an Minna Wagner, Bd 3 — Familienbriefe, Bd 4 — an Th. Uhlig, W. Fischer, F. Heine, Bd 5 — an M. Wesendonck, Bd 6 — an O. Wesendonck, Bd 7 — an Breitkopf und Hartel, Bd 8 — an Schott, Bd 9 — Briefwechsel Wagner — Liszt, Bd 10 — an Th. Apel, Bd 11 — an A. Rockel, Bd 12 — an F. Praeger, Bd 13 — An Eliza Wille, Bd 14 — an seine Kunstler, Bd 15 — Bayreuther Briefe, Bd 16 — an E. Heckel, Bd 17 — an Freunde und Zeitgenossen, Lpz., 1887–1912; кроме того, в отдельных сборниках: Altmann W., R. Wagners Briefe nach Zeitfolge und Inhalt, Lpz., 1905; его же, R. Wagner und A. Niemann, В., 1924; Wagner R., Briefe an H. v. Bulow, Lpz., 1916; Hausegger S., R. Wagners Briefe an Frau J. Ritter, Munch., 1920; Forster-Nietzsche E., The Nietzsche — Wagner correspondence, L., 1922; Кarpath L., R. Wagner. Briefe an H. Richter, В.-W.-Lpz., 1924, 1925; Sсhоz H., R. Wagner an M. Maier, Lpz., 1930; Lenrоw E., The letters of R. Wagner to A. Pusinelli, N. Y., 1932; Schuh W., Die Briefe R. Wagners an J. Gauthier, Z,-Lpz., 1936; Strоbe1 O., Kцnig Ludwig II und R. Wagner. Briefwechsel, Bd 1–5, Karlsruhe, 1936–39; Rockel S., R. Wagner in Munchen. Ein Bericht in Briefen, Regensburg, 1938; Вurk J. N., Letters of R. Wagner. The Burrell collection, N. Y., 1950, L., 1951, Fr./M., 1953.

Указатели:

Хвостенко Вл. (сост.), «Вагнериана». Материалы к библиографическому указателю литературы на русском языке о Рихарде Вагнере, «СМ», 1934, No 11; Barth H., Internationale Wagner-Bibliographie, Bayreuth, 1961.

Ежегодники:

Wagner-Jahrbucher, Bd 1, Stuttg., 1886, Bd 1–5, Lpz., 1906–1913.

Литература:

Серов А. Н., Рихард Вагнер и его реформа в области оперы, «Искусство», 1860, No 1, 2, переиздано в его кн.: Избранные статьи, т. II, М., 1957, с. 480–506; его же, «Нибелунгов перстень». Музыкально- драматическая поэма Рихарда Вагнера, «Якорь», 1863, No 20–25, 29, 30, 34, 36, переиздано в его кн.: Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; его же, Рихард Вагнер в Петербурге, «СПб Ведомости», 1863, No 40, переиздано в его кн.: Избранные статьи, т. I, М., 1950, с. 550–553; его же, Концерты Филармонического общества под управлением Рихарда Вагнера, «СПб Ведомости», 1863, No 52, переиздано там же, с. 555–559; его же, «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера на русской оперной сцене, «Новое Время», 1868, No 231, 233, 234, переизд. в его кн.: Избранные статьи, т. I, М., 1950, с. 435–448; Quod… (Одоевский В. Ф.), Вагнер в Москве, «Современная летопись» (воскресные прибавления к «Московским Ведомостям»), 1863, март, JMS 8, с. 13–14, переиздано в кн.: Одоевский В. Ф., Музыкально-литературное наследие, М., 1956; Беспристрастный (Одоевский В. Ф.), Вагнер и его музыка, там же, No 11, с. 11–16, переиздано там же; О. О. О. (Одоевский В. Ф.), Первый концерт Вагнера в Москве, 13 марта, «Наше время», 1863, 15 марта, No 57; Стасов В. В., По поводу двух музыкальных реформаторов, «СПб Ведомости», 1873, 2 сентября, переиздано в его кн.: Собрание сочинений в 3-х томах, т. 1, М., 1952, с. 251–259; его же, Искусство XIX века, в его кн.: Собрание сочинений, т. 4, СПБ, 1906, переиздано там же, т. 3, М., 1952; Чайковский П. И., Байрёйтское музыкальное торжество, «Русские Ведомости», 1876, No 119, 195, 196, 205, 208, переиздано в его кн.: Полное собр. соч., т. 2, М., 1953, с. 302–328; его же, Вагнер и его музыка, «Morning Journal», N. Y., 1891, 3 мая, переиздано там же, с. 329–330; Лихтенберже A., Рихард Вагнер, как поэт и мыслитель, пер. с франц., М., 1905; Шюрэ Э., Рихард Вагнер и его музыкальная драма, пер. с франц., СПБ, 1909; Римский-Корсаков H. A., Вагнер. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма. 1892 г. 18—24 августа, в его кн.: Музыкальные статьи и заметки (1869–1907) СПБ, 1911, переиздано в его кн. Полное собрание соч., т. 2, M., 1963, с. 47–61, Финдейзен Н., Рихард Вагнер. Его жизнь и музыкальное творчество, ч. 1–2, СПБ, 1911; Капп Ю., Рихард Вагнер. Биография, пер. с нем., M., 1913; Браудо E. M., Рихард Вагнер. Опыт характеристики, P., 1922, его же, Рихард Вагнер и Россия, P., 1923; Луначарский А. В., Путь Рихарда Вагнера. К 50-летию со дня смерти, «Известия ВЦИК», 1923, 13 февр., переиздано в его кн.: В мире музыки, М.,1971, с. 401–412, Грубер R. И., Рихард Вагнер (1883–1933), M., 1934; Сидоров А., Рихард Вагнер, M., 1934; Соллертинский И. И., «Моряк-Скиталец» Вагнера, в его кн Избранные статьи о музыке, M -Л, 1946, е г о ж е, О «Кольце нибелунга» Вагнера, там же, Друскин М., Рихард Вагнер, M., 1958, 1963, его же, Рихард Вагнер, в его кн. История зарубежной музыки, M., 1958, 1967, Кенигсберг А. С., «Кольцо нибелунга», M., 1959; её же, Рихард Вагнер, Л., 1963, её же, Оперы Вагнера «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», Л., 1967; Протопопов В. В., Полифония R. Вагнера, в его кн. История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII — XIX веков, M., 1965, с. 418–63; Маркус С. А., Музыкально- эстетические воззрения Вагнера, в его кн.: История музыкальной эстетики, т. II, M., 1967; Nietzsche Fr., Die Geburt der Tragodie aus dem Geiste der Musik, В., 1870–71, eго жe, R. Wagner in Bayreuth, B., 1875–1876, его же, Der Fall Wagner, В., 1888, его же, Nietzsche contra Wagner, В., 1888, Glasenapp С. F., R. Wagners Leben und Wirken, Bd 1–2, Kassel-Lpz, 1876–77, его же, Das Leben Richard Wagners, Bd 1–6, Lpz., 1905–12, 1923; Nоh1 L., Beethoven, Liszt, Wagner, W., 1874; Wоlzogen H. von, Erinnerungen an R. Wagner, W., 1883, Lpz., 1891; Saint-Saens Ch.-C., Harmonie et melodie, «L’Anneau du Niebelung», R., 1885, р. 37–98; Krehbiel H. E., Studies in the Wagnerian dramas, N. Y.,1891; Praeger F., Wagner wie ich ihn kannte, Lpz., 1893; Ernst A., L’art de Richard Wagner. L’oeuvre poetique, R., 1893; Finсk H. T., Wagner and his work, v. 1–2, L., 1893, 1896, Appia A., La musique en scene du drame wagnerien, R., 1895; Chamberlain H. St., R. Wagner, Munch., 1896, 1942; Lavignac A., Le voyage artistique, а Bayreuth, P., 1897, 1951: Torchi L., R. Wagner, Bologna, 1890, 1913; Shaw G. В., The perfect wagnerite, в его кн.: Major critical essays, L., 1898, N. Y., 1916, L., 1955; Ellis W. A., Life of Richard Wagner, v. 1–6, L., 1900–1908; Seidl A., Wagneriana, Bd 1–3, В.-Lpz., 1901–1902; его же, Neue Wagneriana, Bd 1–3, Regensburg, 1914, Lidgey Ch. A., Wagner, L.-N. Y., 1904; Adler G., R. Wagner, Lpz., 1904, Munch., 1923; Chop M., Erlauterung zu Richard Wagners Tondramen, Bd 1–2, Lpz., 1906; Burckner R., R. Wagner. Sein Leben und seine Werke, Jena, 1906, Lpz., 1924; Neumann A., Erinnerungen an R. Wagner, Lpz., 1907; Rfоhl F., R. Wagners Leben und Werk, Lpz., 1911–38; Koch M., R. Wagner, Bd 1–3, B., 1907–18; Вatka R., Richard Wagner, В., 1912, 1924; Reterson-Berger O. W., R. Wagner, Stockh., 1913; Runciman J. F., Wagner, L., 1913; Wyzewa T. de, Beethoven et Wagner. Essais, R., 1914; Muller G. H., R. Wagner in der Mai-Revolution 1848, Dresd., 1919; Prod’homme J. G., R. Wagner et la France, R., 1921; Roiree E., R. Wagner, R., 1921; Engel E. W., R. Wagners Leben und Werke im Bilde, Lpz., 1922; Fourcaud L. de, R. Wagner: les etapes de sa vie, de sa pensee et de son art, R., 1923; Gresser R., Nietzsche und Wagner, W., 1923; Hildebrandt R., Wagner und Nietzsche, Breslau, 1924; Lorenz A. O., Das Geheimnis in der Form bei R. Wagner, Bd 1–4, В., 1924–33; Вekker R., R. Wagner. Das Leben im Werke, Stuttg.-В-Lpz., 1924; Hight G. A., Richard Wagner: a musical biography, v. 1–2, L., 1925; Dumesnil R., R. Wagner, R., 1954; Indy v. d', R. Wagner et son influence sur l’art musical francais, R., 1930; Pourtales G. de, Wagner. Histoire d’un artiste R., 1932–1948, Z., 1958; Lavignac A., Music dramas of R. Wagner, N. Y., 1932; Newman E., The life of R. Wagner, v. 1–4, L., 1933–47, N. Y., 1941–46, его же, The Wagner operas, N. Y., 1949; его же, Wagner as man and artist, N. Y., 1937–1946; Kretschmar E., R. Wagner. Sein Leben in Selbsterzeugnissen, Briefen und Berichten, В., 1939; Reich W., R. Wagner. Leben. Fuhlen. Schaffen, Olten, 1948; Fries O., Richard Wagner und die deutsche Romantik, Z., 1952; Adornо Th. W., Versuch uber Wagner, В.- Fr. /M., 1952, Munch., 1964; Strobel O., R. Wagner. Leben und Schaffen. Eine Zeittafel, Bearbeitung, Bayreuth, 1952; Harding В. L., The story of Wagner’s life and music, L., 1954; Westernhagen C. von, R. Wagner. Sein Werk, sein Wesen, seine Welt, Z., 1956; Mann Th., Leiden und Grosse Richard Wagners в его кн.: Gesammelte Werke, Bd 10, B., 1956; его жe, R. Wagner und «Der Ring der Nibelungen», там же; Bertram J., Mythos, Symbol, Idee in Richard Wagners Musikdramen, Hamb., 1957; Bourgeois J., Richard Wagner. Toute son oeuvre analysйe: les mythos, les symboles, les leitmotives, R., 1959; Stein J. M., Richard Wagner and the synthesis of the arts, Detroit, 1960; Knepler G., Richard Wagner, в его кн.: Musikgeschichte des XIX. Jahrhunderts, Bd II, B., 1961; Armando W. G., R. Wagner. Eine Biographie, Hamb., 1962; Jасоb R. L., Wagner, N. Y., 1962; Stein H. von, Dichtung und Musik im Werk Richard Wagners, B., 1962; Bergfeld J., Wagners Werk und unsere Zeit, B., 1963; Guichard L., La musique et lettres en France au temps du wagnerisme, R., 1963; Panowsky W., Eine Bildbiographie, Munch., 1963; Marcuse L., Das denkwurdige Leben des R. Wagner, Munch., 1963; Skelton G., Wagner at Bayreuth, L., 1965; Overhoff К., Die Musikdramas R. Wagners, Lpz., 1967; Gutman R., R. Wagner, N. Y., 1968; Eosse L., Wenn Wagner ein Tagebuch gefuhrt hatte, Bdpst, 1969; Stearns M., R. Wagner. Titan of music, N. Y., 1969.

M. С. Друскин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама