Для хора, солистов и оркестра
• Берглиот (Bergliot, сл. Б. Бьёрнсона, ор. 42, 1871; 2-я ред., 1885)
• У врат монастыря (Foran Sydens Kloster, из поэмы Бьёрнсона, ор. 20, 1870-71)
• Возвращение на родину (Land KJenning, сл. Бьёрнсона, ор. 31, 1872; 2-я ред., 1881)
• В плену гор (Одинокий, Den Bergtekne, op. 32, 1878);
Для оркестра
• симфония c-moll, (1863-64)
• концертная увертюра — Осенью (I Host, op. 18, No 4, 1866; переоркестрована в 1888, имеется перелож. для фп. в 4 руки)
• Пер Гюнт (1-я сюита из музыки к драме Г. Ибсена, ор. 46, 1888: Утро, Смерть Осе, Танец Анитры, В пещере горного короля; 2-я сюита, ор. 55, 1896: Похищение невесты — Жалоба Ингрид, Арабский танец, Бурный вечер на берегу, Песня Сольвейг; обе сюиты переложены для фп. в 2 и 4 руки)
• Сигурд Крестоносец (Sigurd Yorsalfar, сюита к драме Бьёрнсора, ор. 56, 1892: В королевском замке, Сон Боргхильды, Торжественный марш; переложена для фп. в 2 и 4 руки)
• Симфонические танцы на норвежские темы (ор. 64, 1898, переложены для фп. в 4 руки)
• Лирическая сюита (переложение фп. пьес NoNo 1-4 из 5-й тетр. Лирических пьес, ор. 54, 1904)
• Колокольный звон (Klokkeklang, перелож. фп. пьесы, ор. 54, No 6, 1904)
Для струнного оркестра
• 2 элегические мелодии (на темы песен на сл. О. Винье, ор. 33, ор. 34, 1883)
• Из времён Хольберга (Fra Holbergs Tid, перелож. одноим. сюиты для фп., ор. 40, 1884-1885)
• 2 мелодии (на темы собств. песен, ор. 53, 1890)
• 2 норвежские мелодии (на темы нар. песен из сб., ор. 17, ор. 63, 1894-95, переложены для фп. в 4 руки)
• 2 пьесы (Вечер в горах, Колыбельная, ор. 68, 1898, перелож. фп. пьес No 4 и No 5 из 9-й тетр. Лирических пьес, ор. 68)
Концерты с оркестром
• для фортепиано a-moll, op. 16 (1868)
• h-moll (1882, сохранился набросок 1-й ч.)
Камерно-инструментальные ансамбли
• Andante con moto для скр., влч. и фп. (1878)
Струнные квартеты:
• d-moll, 1861, не сохранился
• g-moll, op. 27, 1877-78
• F-dur, без op., 1891, неоконч.
• фортепианный квинтет (1836, наброски)
Для фортепиано в 2 руки
• Вариации на нем. мелодию (1854, рукопись не сохранилась)
• 23 маленькие пьесы (1859)
• 9 детских пьес (посвящ. фрейлейн Л. Рейс, 1859)
• 3 пьесы (поcв. Терезе Берг, 1860)
• 4 пьесы (ор. 1, 1861-62)
• 6 поэтических муз. картинок (Poetiske Tonebilleder, op. 3, 1863)
• 4 юморески (op. 6, 1865)
• соната (op. 7, 1865)
• Траурный марш памяти Рикарда Нурдрока (без op., 1866;.имеется перелож. для воен. орк.)
• 25 норв. песен и танцев (Norske Folkeviser og Dandse, на мелодии из сб. Л. М. Ливдемана, op. 17, 1870)
• Из народной жизни (Polkelivsbilleder, op. 19, 1872)
• Баллада в форме вариаций на норвежские нар. мелодии (Ballade i form af variasjoner over en norsk folkevise, op. 24, 1875)
• 6 норвежских горных мелодий (Sex norske fieldmelodier, без op., ок. 1875)
• 4 листка из альбома (ор. 28, No 1, 1864; No 2, 1874; No 3, 1878; No 4, 1878)
• Импровизация на норвежские нар. песни (Improvisata over norske folkeviser, op. 29, 1878)
• Из времён Хольберга (Fra Holbergs Tid, op. 40, 1884; перелож. для струн. орк., 1885)
• транскрипции собств. песен (ор. 41, 1885 и ор. 52, 1891)
• 19 доныне неопубл. норвежских народных песен в обр. для фп. (19 hidtil utrykte norske folkeviser sat for Piano, op. 66, 1896)
• Слотты. 17 норвежских крестьянских танцев для скрипки соло, как они исполняются на нар. инструменте «феле», запись Ю. Хальворсена, обр. для фп. (Slеtter. 17 norske Bondedanse for Violinsolo slik som de spilles pе Fele, op. 72, 1901-02)
• Настроения (Stemninger, 7 пьес, op. 73, 1905)
• 3 пьесы (без op.: В танце, Dansen gеr и Танец гномов, Tusseslеt, 1898; Белые облака — Hvide skyer, без op.; 1891; опубл. 1908)
• Лирические пьесы (Lyriske Stykker, 10 тетрадей, 66 пьес: I — ор. 12, 1867; II — ор. 38, 1883; III — ор. 43, 1886; IV — ор. 47, 1887; V — ор. 54, 1891, No 3 — Шествие гномов, Troldtog, No 4 — Ноктюрн; VI — op. 57, 1893; VII — op. 62, 1894-95; VIII — op. 65, 1896, No 6 — Свадебный день в Трольхаугене, Bryllupsdag pе Troldhaugen, IX — op. 68, 1895; X — op. 71, 1901)
Для фортепиано в 4 руки
• 2 симфонические пьесы (перелож. 2 частей симфонии c-moll, ор. 14, 1864)
• Норвежские танцы (ор. 35, 1881; перелож. для фп. в 2 руки, 1881)
• Вальсы каприсы (ор. 37, 1883; перелож. для фп. в 2 руки, 1883)
Для 2 фортепиано
• Старонорвежский романс с вариациями (Gammelnorsk melodie med variasjoner, op. 51, 1891, перелож. для орк., 1904)
• 2-я фп. партия к 4 сонатам В. А. Моцарта, без op. (1876-79)
Для скрипки и фортепиано
3 сонаты:
• F-dur, op. 8 (1865)
• G-dur, op. 13 (1867)
• c-moll, op. 45 (1886-87)
• Гавот (1867)
Для виолончели и фортепиано
• соната (a-moll, op. 36, 1882-1883)
Для хора a cappella
• 4 песни, посв. Студенч. хор. об-ву в Копенгагене (1863, неопубл.)
• Вечернее настроение (посв. Норвежскому студенч. хор. об-ву и его рук. Й. Д. Беренсу, сл. Ю. My, 1867)
• Песня моряка (Норвежский моряк, сл. Бьёрнсона, без op., 1868)
• У гроба Вельхавена (сл. Ю. My, без op., 1873)
• Кантата на открытие памятника X. Хьерульфу в Кристиании (сл. А. Мунка, 1874)
• Песнь северных борцов за свободу (сл. Бьёрнсона, 1874, неопубл.)
• Две песни на сл. У. Луфтхюса (без op., 1881)
• Приветствие певцов на сл. Скавланна (к празднику песни в Тронхейме, без op., 1883)
• Кантата на открытие памятника X. Хольбергу в Бергене (сл. Рольфеена, без op., 1884)
• Песня нашего знамени (сл. Бьёрнсона, 1893)
• Две песни (сл. Й. Даля, 1896)
• Приветствие певцов Кристиании (сл. И. Ли, без op., 1896)
• Ave Maris Stella (без op., 1898)
• Уле Буллю (сл. Й. С. Вельхавена, 1901)
Для голоса с фортепиано
около 150 песен, романсов и песенных циклов на слова норвежских, датских и немецких поэтов, в т. ч. на слова
• X. К. Андерсена — 15 (ор. 5, 1864; без op., 1865; op. 15, 1870; op. 18, 1865-69)
• И. Паульсена — 16 (op. 26, 1876; op. 58, цикл Норвегия — Norge; op. 59, 1893-94)
• О. Винье — 15 (op. 33, 1873-80; без op., 1880)
• Б. Бьёрнсона — 10 (без ор. 1867, 1871, 1873; ор. 18, 1868; ор. 21, 1870-72; ор. 39, 1869-84)
• Г. Ибсена — 7 (ор. 15, 1868; ор. 25, 1876)
• X. Драхмана — 12 (цикл По скалам и фьордам — Fra Field og Fjord, op. 44, 1886; op. 49, 1886-89)
• О. Бенцона — 10 (op. 69, op. 70, 1900)
• A. Гарборга — 8 (цикл Девушка с гор — Haugtussa, op. 67, 1896-98)
• Г. Гейне — 7 (op. 2, 1861; op. 4, 1863-64; op. 39, 1869-84; op. 48, 1889)
• В. Крага — 5 (op. 60, 1894)
• А. Шамиссо — 4 (op. 2, 1861; op. 4, 1863-64)
• A. Мунка — 4 (op. 9, 1863-65)
• К. Винтера — 4 (op. 10, до 1862)
• на сл. из книги для чтения Н. Рольфеена — 7 детских песен (ор. 61, 1894)
• на сл. И. В. Гёте, И. Л. Уланда, К. Рикардта, Ф. М. Боденштедта и др.
Музыка к спектаклям драматического театра
• Сигурд Крестоносец (Sigurd Jorsalfar к драме Бьёрнсона, 5 номеров, ор. 22, 1872)
• Улаф Трюгвасон (3 сцены из неоконч. оперы на текст Бьёрнсона, ор. 50, 1873; 2-я ред. 1883; конц. исп. под упр. Г., 1889, Кристиания; сценич. пост. 1908, Нац. т-р, Кристиания)
• Пер Гюнт (музыка к поэме Г. Ибсена, ср. 23, 23 номера, 1874-75, переложена в виде 2 сюит для симф. орк., а также для фп. в 2 и 4 руки)
Основные даты жизни и деятельности
• 1843 — 15 VI. В Бергене (Норвегия) в семье брит. консула и коммерсанта Александра Грига. и его жены Гесины (урождённая Хагеруп) родился сын Эдвард Хагеруп.
• 1848 — Первые попытки импровизации на фп.
• 1849 — Начало обучения в школе, а также регулярных занятий музыкой (фп.) с матерью.
• 1853 — Переселение семьи в усадьбу Ландос (имение матери Грига в окрестностях Бергена).
• 1854 — Первое муз. сочинение Грига: Вариации на нем. мелодию для фп.
• 1858 — Окончание школы. — Встреча со скрипачом и композитором У. Буллем в Ландосе, к-рому Григ играет свои сочинения. — По совету Булля поступает в Лейпцигскую консерваторию, где учится теории музыки у Э. Ф. Рихтера и Р. Папперица, затем у М. Гауптмана, игре на фп. — у Л. Пледи, позднее у Э. Венцеля и И. Мошелеса, композиции — у К. Рейнеке.
• 1861 — 18 VIII. Первое публичное выступление Грига в Карлсхамне (Швеция) в качестве пианиста.
• 1862 — IV. Окончание с отличием Лейпцигской консерватории. — 21 V. Первое публичное выступление Грига с собств. сочинениями в Норвегии (Берген, зал «Рабочего собрания»). — VII-VIII. Поездка в Лондон и Париж.
• 1863 — V. Переезд в Копенгаген. — Начало занятий с дат. композитором Н. Гаде. — Знакомство с писателем X. К. Андерсеном.
• 1864 — Знакомство с композитором Р. Нурдроком. — XI. Организация в Копенгагене муз. об-ва «Евтерпа» (совм. с Р. Нурдроком и дат. музыкантами Г. Маттисон-Хансеном, Э. Хорнеманом и Л. Хорнбеком).
• 1865 — 19 I. Первое исполнение симфонии c-moll Грига в Бергене. — 1 IV. Концерт об-ва «Евтерпа» под упр. Грига — Отъезд в Рим (через Берлин и Лейпциг). — Первое исп. фп. сонаты Грига ор. 7 и скрипичной сонаты ор. 8 в Гевандхаузе (Лейпциг). — XII. Приезд в Рим.
• 1866 — Встреча (в Риме) с Г. Ибсеном. — V. Возвращение в Норвегию через Берлин и Копенгаген, где Григ берёт уроки игры на органе у Г. Маттисон-Ханссна. — X. Переезд в Кристианию (Осло, где постоянно живёт до 1874). — 15 X. Первый авторский концерт в Кристиании в качестве пианиста. — Начало широкой обществ. деятельности Грига как артиста-просветителя, поборника норв. нац. культуры. — Работа в качестве дирижёра Кристианийского филармонич. об-ва. — Знакомство с писателем Б. Бьёрнсоном и композитором X. Хьерульфом.
• 1867 — 14 I. Открытие Музыкальной академии в Кристиании по инициативе Грига — 11 VI. Женитьба Г. на кузине Нине Хагеруп в Копенгагене. — Возвращение в Кристианию. — Начало муз.-педагогич. и критич. деятельности Грига.
• 1869 — Получение письма от Ф. Листа (от 29 XII 1868), в к-ром Лист даёт высокую оценку композиторскому дарованию Грига и предлагает ему свою помощь и покровительство. — 3 IV. Первое исп. концерта для фп. с орк. Грига в Копенгагене пианистом Э. Нейпертом. — X. Отъезд в Италию (через Копенгаген).
• 1870 — II. Встречи в Риме с Ф. Листом, исполнившим концерт для фп. с орк. Грига — IX. Возвращение в Кристианию.
• 1871 — X. Основание Григом в Кристиании Музыкального об-ва (с 1919 Филармонич. об-во) — 2 XII. Первый концерт об-ва под управлением Грига.
• 1872 — 10 IV. Первое исп. в Кристиании драмы «Сигурд Крестоносец» Бьёрнсона с музыкой Грига; 17 V — кантаты на сл. Бьёрнсона «Возвращение на родину»; 30 X — сцены «У врат монастыря». — Григ избран чл. Шведской академии музыки.
• 1873 — Конц. поездки по Швеции и Норвегии; выступление вместе с У. Буллем.
• 1874 — Получение пожизненной гос. стипендии (1600 крон в год). — Прекращение систематич. конц. и педагогич. работы.
• 1876 — 24 II. Первое исп. (с огромным успехом) в Кристиании драмы «Пер Гюнт» с музыкой Грига. — 13-30 VIII. Поездка на вагнеровские торжества в Байрёйт. — XII. Поездка в Швецию. — Конц. выступления в Упсале и Стокгольме вместе с Ниной Григ.
• 1878 — X. Отъезд в Германию, концерты в Кёльне и Лейпциге.
• 1880 — Григ принимает предложение занять место гл. дирижёра муз. об-ва «Гармония» в Бергене.
• 1883 — Конц. поездка по городам Германии. — 16 X. В Веймаре исп. концерта для фп. с орк. в присутствии Ф. Листа. — 17-21 XII. Конц. поездка по городам Голландии. — Избрание Грига чл.-корреспондентом Лейденской муз. академии.
• 1884 — I. Конц. выступления в Голландии и Германии. — II-V. Путешествие по Италии. — Встреча с Г. Ибсеном в Риме. — VI. Возвращение в Берген. — 3 XII. Исп. кантаты Грига «Памяти Хольберга» на открытии памятника Хольбергу. — 7 XII. Первое исп. фп. варианта (солист Г.) сюиты Грига «Из времён Хольберга» в юбилейном концерте.
• 1885 — IV. Переселение на виллу «Трольхауген». — X-XII. Концерты в Кристиании и Бергене.
• 1886 — В Дании, знакомство с датским поэтом X. Драхманом. — VIII. Путешествие в горы с Драхманом.
• 1887 — Первое исп. Григом 3-й скрипичной сонаты вместе с рус. скрипачом А. Бродским.
• 1888 — 1 I. Встреча Грига с П. И. Чайковским, дружба с ним. — Первая конц. поездка в Англию. — VI. Участие в муз. фестивале сев. стран в Копенгагене. — VIII. Участие в муз. фестивале в Бирмингеме. — 29 VIII. Первое исп. конц. увертюры «Осенью» в нов. ред. под упр. Грига.
• 1889 — I-II. Конц. поездки в Германию, Англию, Францию, Бельгию. — Григ избран чл. Парижской академии изящных иск-в.
• 1890 — 10 XII. Письмо к Бьёрнсону с предложением написать текст оратории «Мир».
• 1891 — I-III. Записи норв. песен. — X—XI. Празднование 25-летия конц. деятельности Г. в Кристиании. — 14 XI. Первое исп. 2-й орк. сюиты «Пер Гюнт».
• 1892 — 5 XI. Первое исп. сюиты «Сигурд Крестоносец» орк. Муз. об-ва в Кристиании.
• 1893 — 7 II. Концерт Грига в лейпцигском Гевандхаузе с участием рус. пианиста А. И. Зилоти. — VI. Посещение курорта Грефсен в Дании, встреча с Г. Ибсеном, проект создания оперы «Воители в Хельголланде». — 13 VI. Григу присуждено звание почётного доктора музыки Кембриджского ун-та.
• 1894 — I—V. Конц. поездки в Данию, Германию, Швейцарию, Францию и Англию.
• 1896 — Григ награждён орденом Почётного легиона (Франция). — 23 III. Концерт в Вене, встречи с композиторами И. Брамсом и И. Штраусом. — 28 IV. Концерт Грига в Копенгагене с участием пианиста Ф. Бузони. — V-IX. Жизнь в Трольхаугене и Лофтхусе (горные прогулки с норв. композитором Ю. Хальворсеном). — X. Поездка в Швецию, концерты в Стокгольме. — XII. Концерты в Вене и Будапеште.
• 1897 — I-III. Концерты в Вене, Амстердаме, Гааге. — Григ избран чл. Академии иск-ва в Берлине. — Конц. поездка по Англии с Ниной Григ и нем. скрипачом И. Вольфом.
• 1898 — 26 VI — 3 VII. Организация первого фестиваля норв. музыки в Бергене. — Отъезд в Кристианию. — Усталость и ухудшение здоровья.
• 1899 — III-IV. Конц. поездки в Италию и Швецию.
• 1901 — Концерты Грига в Бергене в фонд памятника Нурдроку.
• 1902 — IV. Концерты Грига в Варшаве и Риге. — X. Концерты с Ниной Григ в Бергене и Кристиании.
• 1903 — 15 VI. Торжеств. празднование 60-летия Грига в Бергене. — Посещение Трольхаугена Б. Бьёрнсоном.
• 1904 — I. Григ в гостях у Б. Бьёрнсона в Аулестаде. — III. Концерты в Стокгольме с Ниной Григ.
• 1905 — Автобиографич. очерк «Мой первый успех».
• 1906 — I—III. Концерты в Копенгагене, Праге, Амстердаме, Лондоне. — Григ удостоен звания почётного доктора музыки Оксфордского ун-та. — Григ пишет последнее произв.: 4 псалма для баритона соло и смешанного хора a cappella и статью «Моцарт и его значение для современности».
• 1907 — I и III. Концерты в Кристиании и Копенгагене. — IV. Конц. поездка по Германии. — 27 IV. Последний концерт Грига в Киле как дирижёра. — Встреча в Лейпциге с композитором М. Регером. — VII. Г. в Трольхаугене, резкое ухудшение здоровья. — 4 IX. — Смерть в Бергенской больнице.
Литературные сочинения и письма:
Избранные статьи и письма, сост., комментарии, вступит, ст. О. Левашёвой, M., 1966; Aus Briefen Edvard Griegs an einen Schweizer, «Die Musik», 1907-1908, Bd XXV, H. 2; Briefe Edvard Griegs an Oscar Meyer, там же, 1908-09, Bd XXX, H. 12; Breve fra Grieg. Et udvalg ved G. Hauch, Kbh., 1922; Breve fra Grieg till F. Beyer, Kristiania, 1923; Briefe an die Verlдger der Edition Peters (1866-1907), Lpz., 1932; Artikler og Taler, Oslo, 1957.
Литература:
Чайковский П. И., Автобиографическое описание путешествия за границу в 1888 г., в кн.: Чайковский П. И., Литературные произведения и переписка, Полн. сoбp. соч., т. 2, М., 1953; Финдейзен Ник., Эдвард Григ, СПБ — М., 1908; Музалевский В., Григ, Л., 1938; Асафьев Б. В., Григ, М.-Л., 1948; Кремлёв Ю., Эдвард Григ, М., 1958; Левашёва О., Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества, М., 1962; Мурадова Е., Песни и романсы Грига, Баку, 1962; Лейтес Р., Песни Грига, М., 1967; Closson E., Edvard Grig et la musique Scandinave, P., 1892; Finсk H. T., Grieg and his music, L.- N. Y., 1906; Edvard Grieg, Stuttg., 1908 (на нем. яз.); Schielderup G. und Niemann W., Edvard Grieg, Lpz., 1908; Stein R., Grieg, В., 1921; Jоhansen D. M., Edvard Grieg, Oslo, 1934, 1956; Fellerer K. G., Edvard Grieg, Potsdam, 1942; Tцrrblоm F. H., Grieg, Stockh., 1943; Сherbuliez A. E., Edvard Grieg. Leben und Werk, Z., 1947; Sсhjelderup-Ebbe D., A study of Grieg’s harmony, «Norsk Musikkgranskning», еrbok 1951–1953, Oslo, 1953; Jоrdan S., Edvard Grieg, Bergen, 1954; Torsteinson S., Troldhaugen. Nina og Edvard Griegs Hjem, Oslo, 1959; Hurum H. J., I Edvard Griegs verden, Oslo, 1959; Schjelderup-Ebbe D., Edvard Grieg (1858–87), Oslo, 1964.
O. E. Левашёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.