Список сочинений Пауля Хиндемита и литература

Биография Хиндемита

Оперы

• Убийца, надежда женщин (Morder, Hoffnung der Frauen, одноактная опера, либретто О. Кокошки, 1921, Штутгарт)
• Нуш-Нуши (Das Nusch-Nuschi, одноактная пьеса для бирманских марионеток, либретто Ф. Блея, 1921, Штутгарт)
• Святая Сусанна (Sancta Susanna, одноактная опера, либретто А. Штрамма, 1922, Франкфурт-на-Майне)
• Туттифентхен (Tuttifantchen, рождественская сказка с пением и танцами, либретто Х. Михель и Ф. Беккер, 1922, Дармштадт)
Кардильяк (Cardillac, либретто Ф. Лиона по Э. Т. А. Гофману, 1926, Дрезден; 2-я ред. 1952, Цюрих)
• Туда и обратно (Hin und zuruck, одноактный скетч, либретто М. Шиффера, 1927, Баден-Баден; 2-я ред. 1954, Неаполь)
• Новости дня (Neues vom Tage, весёлая опера в 3 частях, либретто М. Шиффера, 1929, Берлин; 2-я ред. 1954, Неаполь)
• Поучительная пьеса (Lehrstuck, текст Б. Брехта, 1929, Баден-Баден)
• Мы строим город (Wir bauen eine Stadt, игра для детей, текст Р. Зайца, 1930, Берлин)
• Художник Матис (Mathis der Maler, опера в 7 картинах, либретто Хиндемита, 1938, Цюрих)
• Орфей (опыт реконструкции первого представления оперы К. Монтеверди, 1954, Вена)
Гармония мира (либретто композитора, 1957, Мюнхен)
• Долгая рождественская трапеза (The long Christmas dinner, одноактная опера, либретто Т. Уайлдера, 1961, Мангейм)

Балеты

• Демон (Der Dдmon, танц. пантомима, сценарий М. Креля, 1923, Дармштадт)
• Достославнейшее видение (Nobilissima Visione, танц. легенда, сценарий Хиндемита и Л. Ф. Мясина, пост. под назв. «Житие св. Франциска Ассизского», 1938, Лондон)
• Иродиада (Herodiade, оркестровые речитации и пантомима по поэме С. Малларме, 1944, Вашингтон)
• Тема с четырьмя вариациями. Четыре темперамента (Thema mit vier Variationen. Die vier Temperamente, балет в 4 вариациях, 1946, Нью-Йорк, на основе одноим. соч. для фп. с орк., 1940)

Для солистов, хора и оркестра

• Бесконечное (Das Unaufhorliche, оратория, сл. Г. Бенна, 1931)
• реквием «Когда во дворе перед домом цвела этой весною сирень» (When Lilacs last in the door-yard bloom’d, сл. У. Уитмена, 1946)
• Настанет день (Apparebit repentina dies, кантата для хора и 10 инструментов, 1947)
• Летите, быстрые ангелы (Ite, angeli veloces, кантата в 3 частях, сл. П. Клоделя, 1953-55)
• Майнцское шествие (Mainzer Umzug, для солистов, хора и орк., сл. К. Цукмайера, 1962)

Для хора a cappella

• месса (1963)
• 12 мадригалов (1958)

Для оркестра

симфония «Художник Матис» (1934)
• симфония in Es (1940)
• симфония Serena (1946)
симфония «Гармония мира» (1951)
• Питтсбургская симфония (1958)

Музыка для струнного оркестра и медных

• Бостонская симфония (1930)
• симфониетта in E (1949)
• Камерная музыка No 1 (1921)
• Симфонические метаморфозы тем Вебера (1943)
• Концерт для оркестра (1925)
• Филармонический концерт (вариации для оркестра, 1932)
• Симфонические танцы (1937)
• Достославнейшее видение (сюита из балета, 1938)
• сюита французских танцев из сборника П. Аттеньяна (1958)
• Амур и Психея (увертюра к балету, 1943)
• Марш на старую швейцарскую мелодию (1960)

Для духового оркестра

• симфония in В (1951)
• Концертная музыка для духового оркестра (1926)

Концерты для инструментов с оркестром

для фортепиано:
• Концертная музыка для фортепиано, медных и двух арф (1930)
• концерт для фортепиано (1945)

для скрипки:
• Камерная музыка No 4 (1925)
• Концерт для скрипки (1939)

для альта:
• Камерная музыка N 5. Концерт для альта с оркестром (1927)
• Музыка для альта с оркестром (1930)
• Der Schwanendreher. Концерт для альта с оркестром (1935)

• Траурная музыка для альта, скрипки или виолончели и струнного оркестра (1936)
• для виолончели (1940)
• для органа (1927, 1962)
• для кларнета (1947)
• для валторны (1949)
• для деревянных и арфы (1949)
• для фагота (со струнным оркестром, 1949)
• для виоль д’амур (Камерная музыка No 6, 1927)
• для фортепиано obligato и 12 инструментов (Камерная музыка No 2, 1924)
• для виолончели obligato и 10 инструментов (Камерная музыка No 3, 1925)

Камерные инструментальные ансамбли

сонаты для инструментов с фортепиано:
• для скрипки (1935, 1939)
альта (1919, 1939)
• виолончели (1948)
• контрабаса (1949)
• флейты (1936)
• гобоя (1938)
• кларнета (1939)
• английского рожка (1941)
• фагота (1938)
• саксофона (1943)
• валторны (1939)
• трубы (1939)
• тромбона (1941)
• тубы (1955)

• 3 струнных трио (1924, 1928, 1933)
• 6 струнных квартетов (1918, 1921, 1922, 1923, 1943, 1945)
• квартет для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (1938)
• соната для 4 валторн (1922)
• Маленькая камерная музыка для 5 духовых (1922)
• квинтет для кларнета и струнных (1923)
• 3 пьесы для 5 инструментов (1925)
• септет для духовых (1948)
• октет (1958)

Для фортепиано

• 3 сонаты (1936)
• сюита 1922
• цикл Ludus tonalis (1942)
• соната для фортепиано в 4 руки (1938)
• соната для 2 фортепиано (1942)

3 сонаты для органа (1937, 1937, 1940)

соната для арфы (1939)

Для голоса с инструментами

• песни (с фортепиано, 1920)
• цикл «Житие Марии» (Das Marienleben, с фортепиано, 1923; 2-я ред. 1948)
• Молодая служанка (Die Junge Magd, с флейтой, кларнетом и струнным квартетом, 1922)
• Серенады (маленькие кантаты со струнным трио, 1925)
• 13 мотетов (с фортепиано, 1941-60)
• 9 английских песен (с фортепиано, 1944)
• 6 песен на стихи Гёльдерлина (с фортепиано, 1935)

Музыка для любительских хоров, оркестров и ансамблей, в т. ч.

• пьесы и песни (1927, 1929)
• День музыки в Плене (1932)

Литературные сочинения:

(Письмо в редакцию журнала «К новым берегам»), пер. с нем., «К новым берегам», 1923, No 2; Unterweisung im Tonsatz, Bd 1-3, Mainz, 1937-70; Traditional harmony v. 1-2, L., 1943-48 (на нем. — 1949); Elementary training for musicians, N. Y., 1946; A composer’s world. Horizons and limitations, Camb., 1952 (на нем. — 1959; на рус. яз. — «Мир композитора» (фрагменты), «СМ», 1963, No 4, 5); Sterbende Gewasser Hdlb., 1963 (рус. пер. — Умирающие воды, «СМ», 1967, No 5); Monolog P. Hindemitha..., «Hudebni rozhledy», 1961, No 17 (рус. пер. — Монолог П. Хиндемита, «СМ», 1962, No 3); J. S.Bach. Ein verpflichtendes Erbe, Fr./M., 1962 (рус. пер. — И. С. Бах. Обязывающее наследие, «СМ», 1973, No 11); Hindemith-Jahrbuch Annales Hindemith 1971/1, Mainz, Hindemith-Stiftung, 1971.

Литература:

Беляев В., П. Хиндемит, «Современная музыка», 1924, янв.-февр.; его же, Фортепианный концерт Хиндемита..., там же, 1927, No 25; его же, П. Хиндемит, Л. 1927; Ширинский В., Первый квартет Хиндемита. Сонаты Хиндемита ор. 11, «Современная музыка», 1924, янв.-февр.; Глебов И. (Асафьев Б. В.), Хиндемит и Кавелла, там же, 1925, No 11; его же, Элементы стиля Хиндемита, в сб.: Новая музыка, вып. 2, Л., 1927; Мосолов A., Новые камерные концерты П. Хиндемита, там же 1925, No 11; Друскин М., Фортепиано в творчестве Хиндемита, там же; его же, Новая фортепианная музыка, Л., 1928; его же, Берлин начала 30-х годов, «СМ», 1970, No 2; Веприк A., P. Хиндемит, «Музыка и революция», 1928, No 5-6; Пауль Хиндемит и его квартет, «ЖИ», 1929, No 5; Холопов Ю., Проблема основного тона аккорда в теоретической концепции Хиндемита, в сб.: Музыка и современность, вып. 1, М., 1962; его же, О трех зарубежных системах гармонии, там же, вып. 4, М., 1966; Задерацкий В. В., Полифония как принцип развития в сонатной форме Шостаковича и Хиндемита, в сб.: Вопросы музыкальной ормы, вып. 1, М., 1966; Шнитке A., Изучая ремарки Хиндемита. «СМ», 1971, No 5; Бергер Л., Контрапунктический принцип композиции в творчестве Хиндемита и его фортепианный цикл «Ludus tonalis», в сб.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров, М., 1971; Бать Н., Полифонические формы в симфоническом творчестве П. Хиндемита, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, М., 1972; её же, О полифонических свойствах мелодики в симфонических произведениях Хиндемита, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 3, М., 1975; Левая Т., Леонтьева О., П. Хиндемит, М., 1974; Шахназарова Н., Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шёнберга и Хиндемита, М., 1975; Левая Т., Полифония в крупных формах Хиндемита, в сб.: Полифония, М., 1975; её же, Соотношения горизонтали и вертикали в фугах Шостаковича и Хиндемита, там же; Пауль Хиндемит. Статьи и материалы (ред.-составитель И. Прудникова), М., 1979; Mersmann H., Die moderne Musik seit der Romantik, N. Y., 1927; Strobel H., P. Hindemith, Mainz, 1928, 1948; Laafi E., Der Theoretiker Hindemith, «Melos», 1948, H. 4, 12; Вulling M., Musikgeschichte, die ich miterlebte, В., 1955 (рус. пер. — История музыки, пережитая мной, М., 1959); Paul Hindemith. Zeugnis in Bildern, Mainz, 1955, 1961; Worner К. Н., Hindemith, Kepler und die Zahl, «Melos», 1955, H. 22; его же, Hindemith’s Claudel-Kantate, «NZfM», 1955, H. 11; Dоflein E., Die sechs Streichquartette von Paul Hindemith, «SMz», 1955, Bd 95, H. 6; Einstein A., Von Schutz bis Hindemith, Z.-Stutt., (1956); Rebling E., Paul Hindemith’s Lebensbekenntnis, «Musik und Gesellschaft», 1957, H. 10; Stuckenschmidt H. H., Oper in dieser Zeit, Hannover, 1964; Briner A., Eine Bekenntnisoper Paul Hindemith’s, «SMz», 1959, H. 1, 2; его же, Paul Hindemith, Z.-Freiburg in Breisgau, 1971; его же, Hindemith und Adornos Kritik des Musikanten, «Musik und Bildung», 1974, H. 6; Lewinski W. E. von, Paul Hindemith — der letzte Musikant?, «Musica», 1960, H. 11; Maler W., Die Tragik um den spaten Hindemith, «Musik im Unterricht», 1964, Jahrg. 55, Ms 7/8; его же, Hindemith und der Fortschritt des Jahrhunderts, «Melos», 1966, H. 7/8; Laaff E., Paul Hindemith — Komponist, Interpret und Padagoge, «NZfM», 1964, H. 2; Hausler I., Der Klassiker Paul Hindemith, «Melos», 1964, H. 1; Paul Hindemith. Die letzten Jahre, Mainz — Z., (1965); Dibellus U., Moderne Musik 1945–1965, Munch., 1966; Adorno Th., Ad vocem Hindemith, в его кн.: Impromptus, Fr./M., 1968; Kemp J., Hindemith, L., 1970; Finscher L., Hindemith’s Geschichtlichkeit, «Musica», 1971, H. 4; Вorris S., Hindemith-heute, «Musik und Bildung», 1974, Jahrg. 6, No 6.

P. Hindemith, Werkverzeichnis, Mainz, 1961, 1969.

О. Т. Леонтьева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама