Пауль Хиндемит. «Ludus tonalis»

Композитор
Год создания
1942
Дата премьеры
15.02.1943
Жанр
Страна
Германия
Пауль Хиндемит / Paul Hindemith

Ludus tonalis («Игра тональностей», букв. «тональная игра»), имеющая подзаголовок «тональные, контрапунктические и пианистические упражнения» (нем. Kontrapunktische, tonale, und klaviertechnische Übungen) — фортепианный цикл Пауля Хиндемита (1942). Первое исполнение — 15 февраля 1943 года (Чикаго, Уиллард Макгрегор), немецкая премьера состоялась в октябре 1945 года.

Полифонический цикл «Ludus tonalis» занимает особое место в творчестве Пауля Хиндемита. Название сочинения можно перевести как «Игра тональностей», «Игра тонов» или «Тоновая игра». Композитор написал его в 1942 г., и создание произведения было приурочено к приближающемуся двухсотлетнему юбилею написания Иоганном Себастьяном Бахом «Хорошо темперированного клавира» (точнее, его второго тома) – до знаменательной даты оставалось всего два года. Хиндемит – не единственный композитор, задумавший «повторить подвиг» великого предшественника, можно назвать аналогичные сочинения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, Родиона Константиновича Щедрина – однако эти произведения были написаны позднее, уже во второй половине ХХ столетия.

Главной целью создания баховского цикла было максимальное раскрытие образного потенциала каждой тональности и возможностей темперированного строя, который в ту эпоху еще только завоевывал позиции. Перед Хиндемитом такой задачи не стояло, поэтому принципы тональной организации циклов Баха и Хиндемита различаются – Хиндемит выстраивает тональную последовательность не по полутонам, а в порядке уменьшения их акустического родства по отношению к первоначальной. Но общность проявляется в других чертах. Как и в «Хорошо темперированном клавире», фуги чередуются с пьесами иного плана (у Баха это прелюдии, в данном случае – интерлюдии).

Ладовая организация опирается на идеи Хиндемита, связанные с двенадцатитоновым звукорядом. Отказавшись от традиционной ладовой системы, композитор интерпретировал мажор и минор как взаимопроникающие элементы единого целого, однако система Хиндемита отличается от додекафонии – она опирается на свойство акустической близости звуков. Именно по такому принципу располагаются тональности в «Ludus tonalis», которые композитор определяет не как до мажор или соль минор, а просто как «до», «соль» и т. д. (при этом диезы или бемоли при ключе не выставляются – ведущее значение придается тональному центру) – поэтому в цикле Хиндемита не двадцать четыре фуги (двенадцать в мажорных тональностях и столько же в минорных, как в каждом из двух томов баховского цикла), а двенадцать. Между ними располагаются модулирующие интерлюдии – всего их в цикле одиннадцать. Кроме того, цикл обрамляют прелюдия и постлюдия, таким образом, «Ludus tonalis» состоит из двадцати пяти частей.

Все фуги являются трехголосными, а использование интерлюдий вместо прелюдий придает монолитность циклу, ни одна из частей которого не может исполняться, будучи изъятой из него – и в этом заключается еще одно отличие «Ludus tonalis» от «Хорошо темперированного клавира», прелюдии и фуги которого допускают отдельное исполнение. Еще одним штрихом, подчеркивающим цельность цикла, становится соотношение прелюдии и постлюдии: последняя повторяет первую в возвратном движении и взаимном перемещении голосов.

Сам Пауль Хиндемит определил части цикла как «контрапунктические, тональные и пианистические упражнения», но такое определение представляется излишне скромным. Возможности полифонии композитор использовал для создания масштабного стилистического и смыслового обобщения – это своеобразная квинтэссенция его музыкальной философии. По мнению Хиндемита, интервалы являются природной данностью, и они приобретают в его музыке символическое значение. Особая роль отводится кварте – ее акустическая устойчивость и проистекающая из этого свойства весомость связывается с воплощением идеи вечности, незыблемости мироздания, и в «Ludus tonalis» важную роль играет техника квартовых рядов, которые открывают темы или возникают в процессе их мелодического развертывания.

Определенным смыслом наделяются тональные сферы. Тональность «до» воплощает идеи вечности и бесконечности. Тональности «ми-бемоль» чаще всего присуще минорное наклонение, она ассоциируется с печалью и меланхолией, это настроение подчеркивается интонацией нисходящей секунды. Тональные cферы «фа-диез» и «до-диез» связываются с образами хрупкой красоты.

В произведении выделяется ряд лейт-интонаций. Например, в переломных моментах развития возникает интонация до – до-диез, как мучительный, неразрешимый вопрос. В кульминациях часто появляется и неоднократно повторяется нисходящая малая терция.

В «Ludus tonalis» находят практическое воплощение не только принципы ладовой организации, сформулированные Хиндемитом, но и обоснованный с теоретической точки зрения принцип построения мелодии: секундовое продвижение опорных точек мелодии обеспечивает ее ровное развитие.

Сочинение Пауля Хиндемита «Ludus tonalis» впервые прозвучало в Чикаго в 1943 г., его первым интерпретатором стал американский пианист Уиллард Макгрегор. В октябре 1945 г. произведение было впервые исполнено в Германии.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама